Нравственное воспитание

  • doc
  • 21.09.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Нравственное воспитание (педагогика).doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт социального образования

Кафедра  социальной педагогики

 

 

 

 

 

Нравственное воспитание

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Николаева Марина Ивановна,     студентка 204 группы

очного отделения

_______      ____________________

 дата                    подпись

 

Научный руководитель:

Мазурчук Н.И

оценка: ____________________

_______      ____________________

 дата                     подпись

                                                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Екатеринбург

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...

3

§ 1. Определение понятия «Нравственное воспитание»…............................

4

§ 2. Функции и Принципы нравственного воспитания…………………….

6

§ 3. Содержание и Формы нравственного воспитания …………………….

8

§ 4. Методы и средства нравственного воспитания…....................................

10

Заключение………………………………………………………………………..

12

Список использованной литературы………………………………………….

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

«Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении».

Оно не теряет своей актуальности, наоборот, сегодня его значение особенно высоко. Вопросы нравственного воспитания человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть людей поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями.

Мы живем в век контрастов, искушений, каждый день перед нами стоит выбор: куда пойти, что делать и делать ли вообще, как обращаться  близкими, друзьями и совсем незнакомыми людьми, чего бы нового попробовать.

Исследуемая мной проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М.Архангельского, Н.М.Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляются сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов нравственного воспитания. [7.]

 

 

 

Определение понятия «Нравственное воспитания»

 

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека.

Нравственное воспитание – целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.

Выдающийся педагог современности В.А.Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системаобразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности». [4. с.62]

Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствуют о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, воплощенное в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель соответствия между процессом и нравственным развитием личности.

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отстрочены во времени.

Нравственное воспитание включает: формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек. [1. с.376]

«Нравственное воспитание личности» - сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления.

Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Целью нравственного воспитания – является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте. Последнее предполагает:

1.                 Выработку понимания жизненной важности морали;

2.                 Установку на выработку нравственного самосознания (совесть);

3.                 Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;

4.                 Выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;

5.                 Милосердие и любовь к людям.

Основные задачи нравственного воспитания:

1.                 формирование нравственного сознания;

2.                 воспитание и развитие нравственных чувств;

3.                 выработка умений и привычек нравственного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функции и Принципы нравственного воспитания

 

 

Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга. [2. с.180]

Воспитание основ нравственной культуры у индивидуумов должно основываться на следующих принципах:

·                   принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по нравственному воспитанию;

·                   принцип адресного подхода в нравственном воспитании, предполагающий использование особых форм и методов работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения. Он указывает на разноуровневую включенность в нравственное воспитание таких факторов, как семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда, производственный коллектив, регион проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями общества в целом;

·                   принцип активности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения населения и его ценностных установок, ориентированных на интересы общества. В процессе нравственного воспитания и самовоспитания этот принцип проявляется в творческой деятельности по улучшению окружающей среды, в волевых качествах, обучении;

·                   принцип сохранения исторической памяти народа, предполагающий необходимость сбережения в разных формах всех видов информации о событиях прошлого, о времени и месте свершения этих событий, о конкретных лицах, принимавших в них участие;

·                   краеведческий принцип, требующий формирования знаний о природе, экономике, истории и культуре своей местности;

·                   лингвистический принцип, требующий всемирного сохранения и развития русского языка как средства межнационального общения и языка своей нации, народности, как средства сохранения и воспроизводства культуры своего народа;

·                   принцип информационной защищенности. Суть этого принципа заключается в признании прав человека на обеспечение защиты от тех видов информации, которые представляют опасность для его физического, нравственного и духовного здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание и Формы нравственного воспитания

 

 

Содержание воспитания составляют научные факты, понятия, теории о природе, обществе, человеке, то есть знания, на которых базируется общественный опыт, ценности, нормы, идеалы, а также способности, навыки, умения, привычки поведения. Иначе говоря, предметом формирования являются чувства, сознание, отношения, оценки, поведение индивида. Содержание нравственного воспитания включает в себя:

ü    отношение к политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов

ü    отношение к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений

ü    отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда

ü    отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы

ü    отношение к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей

ü    отношение к себе: высокое сознание гражданского долга; честность и правдивость; простота и скромность в общественной и личной жизни; нетерпимость к нарушениям общественного порядка и дисциплины; принципиальность, личное достоинство.

 

Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов, и воспитательных средств. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют так – это способ организации воспитательного процесса. Классифицируют формы воспитания в зависимости от количества человек:

·                   фронтальные

·                   групповые

·                   индивидуальные

 

Правомерна и классификация форм в зависимости от методов воспитания:

1)                словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи);

2)                практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады т конкурсы);

3)                наглядные формы (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды).

 

В сложном процессе нравственного воспитания возможно разные формы организации. Из приведенных классификаций форм воспитания наиболее универсальной нам представляется первая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы и Средства нравственного воспитания

 

 

Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возраста учащихся и жизненного опыта. Характер методов нравственного воспитания изменяется и в зависимости от развития коллектива.

Группы методов нравственного воспитания:

§    приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания

§    руководства, объяснительно – репродуктивные и проблемно – ситуативные

§    упражнение и убеждение.

 

Для активизации нравственного развития личности и проверки ее зрелости, установления единства убеждений и поведения используется метод проблемно – ситуационный. Этот метод побуждает личность систематизировать ранее усвоенные нравственные знания и соотносить их с избранными формами поведения как конечного результата решения поставленной проблемы.

В процессе нравственного воспитания применяются и такие вспомогательные методы как поощрение и наказание. А также личный пример, который оказывает огромное влияние на сознание и поведение личности, на формирование их морального облика.

Нравственное просвещение как один из методов состоит в информировании личности в области морали и обсуждении с ними нравственных проблем. Оно служит формированию знаний о нравственных нормах и ценностях.

Другим методом нравственного воспитания является вовлечение молодежи в деятельность: трудовую, общественную, художественную, спортивную и др.

Все эти методы используются как в процессе обучения, так и в свободной деятельности людей.

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются на рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной  системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека.

При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми.

Средством нравственного воспитания является обучение. Все учебные предметы обладают богатейшими воспитательными возможностями.

Одним их средств нравственного воспитания является убеждение, при этом должны быть исключены назойливые наставления и уговаривания, которые часто не доходят до сознания воспитанников. [5. с.70]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

«Невоспитанный человек, нравственный невежда,

недоучка, - писал В.А. Сухомлинский: то же, что

самолет, выпущенный в полет с испорченными

двигателями: погибнет сам и принесет гибель другим». [3. с.103]

 

 

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Нравственные ориентиры в настоящее время претерпевают многочисленные изменения, зачастую это выражается в бездуховности,  безверии, агрессивности. [8]

Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.

Необходимо, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы и правила не благодаря внешним общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости. [6. с.213]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1.           Григорович, Л.А. Педагогика и психология: учебное пособие [Текст] / Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская – М.: Гардарики, 2003. – 480 с.

2.           Пиаже, Ж. Психология интеллекта [Текст] / Ж.Пиаже. Избранные психологические труды. – М., 1979. – 375 с.

3.           Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология: учебное пособие [Текст] / Л.Д.Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003 – 544 с.

4.           Столяренко, М.А. Психология и педагогика: учебное пособие [Текст] / М.А.Столяренко – М.: Юнити-Дана, 2001. – 423 с.

5.           Харламов, И.Ф. Педагогика.: Учебное пособие [Текст] / И.Ф.Харламов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1997. – 512 с.

6.           Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности [Текст] // Классный руководитель. 2003. - №4 – с.24-29.

7.           Интернет-ресурс: Журнал «Воспитание, личность, профессия» УО «РИПО» Минск, 2004. http://ripo.unibel.by/cvr/02/show.php?art=5&auth.

8.           Интернет-ресурс: Информационный Канал Subscribe.Ru. Выпуск 8, Шемшурина, А.И. Нравственное воспитание школьников (методические рекомендации). http://subscribe.ru/archive/culture.people.


Скачано с www.znanio.ru