Нравственное воспитание
Оценка 4.9

Нравственное воспитание

Оценка 4.9
doc
21.09.2020
Нравственное воспитание
Нравственное воспитание (педагогика).doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт социального образования

Кафедра  социальной педагогики

 

 

 

 

 

Нравственное воспитание

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Николаева Марина Ивановна,     студентка 204 группы

очного отделения

_______      ____________________

 дата                    подпись

 

Научный руководитель:

Мазурчук Н.И

оценка: ____________________

_______      ____________________

 дата                     подпись

                                                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Екатеринбург

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...

3

§ 1. Определение понятия «Нравственное воспитание»…............................

4

§ 2. Функции и Принципы нравственного воспитания…………………….

6

§ 3. Содержание и Формы нравственного воспитания …………………….

8

§ 4. Методы и средства нравственного воспитания…....................................

10

Заключение………………………………………………………………………..

12

Список использованной литературы………………………………………….

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

«Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении».

Оно не теряет своей актуальности, наоборот, сегодня его значение особенно высоко. Вопросы нравственного воспитания человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть людей поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями.

Мы живем в век контрастов, искушений, каждый день перед нами стоит выбор: куда пойти, что делать и делать ли вообще, как обращаться  близкими, друзьями и совсем незнакомыми людьми, чего бы нового попробовать.

Исследуемая мной проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М.Архангельского, Н.М.Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляются сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов нравственного воспитания. [7.]

 

 

 

Определение понятия «Нравственное воспитания»

 

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека.

Нравственное воспитание – целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.

Выдающийся педагог современности В.А.Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системаобразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности». [4. с.62]

Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствуют о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, воплощенное в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель соответствия между процессом и нравственным развитием личности.

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отстрочены во времени.

Нравственное воспитание включает: формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек. [1. с.376]

«Нравственное воспитание личности» - сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления.

Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Целью нравственного воспитания – является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте. Последнее предполагает:

1.                 Выработку понимания жизненной важности морали;

2.                 Установку на выработку нравственного самосознания (совесть);

3.                 Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;

4.                 Выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;

5.                 Милосердие и любовь к людям.

Основные задачи нравственного воспитания:

1.                 формирование нравственного сознания;

2.                 воспитание и развитие нравственных чувств;

3.                 выработка умений и привычек нравственного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функции и Принципы нравственного воспитания

 

 

Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга. [2. с.180]

Воспитание основ нравственной культуры у индивидуумов должно основываться на следующих принципах:

·                   принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по нравственному воспитанию;

·                   принцип адресного подхода в нравственном воспитании, предполагающий использование особых форм и методов работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения. Он указывает на разноуровневую включенность в нравственное воспитание таких факторов, как семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда, производственный коллектив, регион проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями общества в целом;

·                   принцип активности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения населения и его ценностных установок, ориентированных на интересы общества. В процессе нравственного воспитания и самовоспитания этот принцип проявляется в творческой деятельности по улучшению окружающей среды, в волевых качествах, обучении;

·                   принцип сохранения исторической памяти народа, предполагающий необходимость сбережения в разных формах всех видов информации о событиях прошлого, о времени и месте свершения этих событий, о конкретных лицах, принимавших в них участие;

·                   краеведческий принцип, требующий формирования знаний о природе, экономике, истории и культуре своей местности;

·                   лингвистический принцип, требующий всемирного сохранения и развития русского языка как средства межнационального общения и языка своей нации, народности, как средства сохранения и воспроизводства культуры своего народа;

·                   принцип информационной защищенности. Суть этого принципа заключается в признании прав человека на обеспечение защиты от тех видов информации, которые представляют опасность для его физического, нравственного и духовного здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание и Формы нравственного воспитания

 

 

Содержание воспитания составляют научные факты, понятия, теории о природе, обществе, человеке, то есть знания, на которых базируется общественный опыт, ценности, нормы, идеалы, а также способности, навыки, умения, привычки поведения. Иначе говоря, предметом формирования являются чувства, сознание, отношения, оценки, поведение индивида. Содержание нравственного воспитания включает в себя:

ü    отношение к политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов

ü    отношение к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений

ü    отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда

ü    отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы

ü    отношение к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей

ü    отношение к себе: высокое сознание гражданского долга; честность и правдивость; простота и скромность в общественной и личной жизни; нетерпимость к нарушениям общественного порядка и дисциплины; принципиальность, личное достоинство.

 

Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов, и воспитательных средств. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют так – это способ организации воспитательного процесса. Классифицируют формы воспитания в зависимости от количества человек:

·                   фронтальные

·                   групповые

·                   индивидуальные

 

Правомерна и классификация форм в зависимости от методов воспитания:

1)                словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи);

2)                практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады т конкурсы);

3)                наглядные формы (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды).

 

В сложном процессе нравственного воспитания возможно разные формы организации. Из приведенных классификаций форм воспитания наиболее универсальной нам представляется первая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы и Средства нравственного воспитания

 

 

Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возраста учащихся и жизненного опыта. Характер методов нравственного воспитания изменяется и в зависимости от развития коллектива.

Группы методов нравственного воспитания:

§    приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания

§    руководства, объяснительно – репродуктивные и проблемно – ситуативные

§    упражнение и убеждение.

 

Для активизации нравственного развития личности и проверки ее зрелости, установления единства убеждений и поведения используется метод проблемно – ситуационный. Этот метод побуждает личность систематизировать ранее усвоенные нравственные знания и соотносить их с избранными формами поведения как конечного результата решения поставленной проблемы.

В процессе нравственного воспитания применяются и такие вспомогательные методы как поощрение и наказание. А также личный пример, который оказывает огромное влияние на сознание и поведение личности, на формирование их морального облика.

Нравственное просвещение как один из методов состоит в информировании личности в области морали и обсуждении с ними нравственных проблем. Оно служит формированию знаний о нравственных нормах и ценностях.

Другим методом нравственного воспитания является вовлечение молодежи в деятельность: трудовую, общественную, художественную, спортивную и др.

Все эти методы используются как в процессе обучения, так и в свободной деятельности людей.

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются на рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной  системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека.

При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми.

Средством нравственного воспитания является обучение. Все учебные предметы обладают богатейшими воспитательными возможностями.

Одним их средств нравственного воспитания является убеждение, при этом должны быть исключены назойливые наставления и уговаривания, которые часто не доходят до сознания воспитанников. [5. с.70]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

«Невоспитанный человек, нравственный невежда,

недоучка, - писал В.А. Сухомлинский: то же, что

самолет, выпущенный в полет с испорченными

двигателями: погибнет сам и принесет гибель другим». [3. с.103]

 

 

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Нравственные ориентиры в настоящее время претерпевают многочисленные изменения, зачастую это выражается в бездуховности,  безверии, агрессивности. [8]

Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.

Необходимо, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы и правила не благодаря внешним общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости. [6. с.213]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1.           Григорович, Л.А. Педагогика и психология: учебное пособие [Текст] / Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская – М.: Гардарики, 2003. – 480 с.

2.           Пиаже, Ж. Психология интеллекта [Текст] / Ж.Пиаже. Избранные психологические труды. – М., 1979. – 375 с.

3.           Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология: учебное пособие [Текст] / Л.Д.Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003 – 544 с.

4.           Столяренко, М.А. Психология и педагогика: учебное пособие [Текст] / М.А.Столяренко – М.: Юнити-Дана, 2001. – 423 с.

5.           Харламов, И.Ф. Педагогика.: Учебное пособие [Текст] / И.Ф.Харламов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1997. – 512 с.

6.           Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности [Текст] // Классный руководитель. 2003. - №4 – с.24-29.

7.           Интернет-ресурс: Журнал «Воспитание, личность, профессия» УО «РИПО» Минск, 2004. http://ripo.unibel.by/cvr/02/show.php?art=5&auth.

8.           Интернет-ресурс: Информационный Канал Subscribe.Ru. Выпуск 8, Шемшурина, А.И. Нравственное воспитание школьников (методические рекомендации). http://subscribe.ru/archive/culture.people.


Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Содержание Введение…………………………………………………………………………

Содержание Введение…………………………………………………………………………

Введение «Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить…

Введение «Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить…

Определение понятия «Нравственное воспитания»

Определение понятия «Нравственное воспитания»

Нравственное воспитание личности» - сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления

Нравственное воспитание личности» - сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления

Функции и Принципы нравственного воспитания

Функции и Принципы нравственного воспитания

Суть этого принципа заключается в признании прав человека на обеспечение защиты от тех видов информации, которые представляют опасность для его физического, нравственного и духовного здоровья

Суть этого принципа заключается в признании прав человека на обеспечение защиты от тех видов информации, которые представляют опасность для его физического, нравственного и духовного здоровья

Содержание и Формы нравственного воспитания

Содержание и Формы нравственного воспитания

Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов, и воспитательных средств

Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов, и воспитательных средств

Методы и Средства нравственного воспитания

Методы и Средства нравственного воспитания

Все эти методы используются как в процессе обучения, так и в свободной деятельности людей

Все эти методы используются как в процессе обучения, так и в свободной деятельности людей

Заключение « Невоспитанный человек, нравственный невежда, недоучка, - писал

Заключение « Невоспитанный человек, нравственный невежда, недоучка, - писал

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2020