Нравственное воспитание младших школьников через трудовую деятельность в условиях интерната
Оценка 4.7

Нравственное воспитание младших школьников через трудовую деятельность в условиях интерната

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа
Взрослым
16.05.2021
Нравственное воспитание младших школьников через трудовую деятельность в условиях интерната
Труд – первое основное условие всей человеческой жизни и при том в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: «Труд создал самого человека» К. Маркс, Ф. Энгельс
Трудовое воспитание опыт.docx

Нравственное воспитание младших школьников через трудовую деятельность в условиях интерната

 

Труд – первое основное условие всей человеческой жизни и при том в
такой степени, что мы в известном смысле должны сказать:

 «Труд создал самого   человека»

   К. Маркс, Ф. Энгельс

 

  Формирование личности происходит на основе всех аспектов воспитания: физического, нравственного, умственного, аскетического, но в первую очередь,  трудового. Вся эта работа начинается еще в младшем дошкольном периоде и продолжается всю человеческую жизнь.

    Какая связь между формированием трудовых навыков и нравственным воспитанием?  Для того чтобы связать воедино два абсолютно разных, на первый взгляд, понятия  нам помогут результаты опроса учащихся 4 классов, представленных в виде диаграмм. Воспитанникам было предложено ответить на ряд вопросов.

ü  Какие профессии ты знаешь?

ü  Нравится ли тебе дежурить в комнате, в группе?

ü  Напиши как можно больше пословицу о труде?

ü  Как ты думаешь, учеба – это труд?

ü  Ты бы смог вместо уборщицы (технички) один целую неделю убирать коридор?

По результатам данных опроса (диаграмма 1)(всего опрошено 19 детей – учащихся 4 классов) можно сказать, что дети знают очень мало профессий. Если и знают,  то в основном, связанные с деятельностью школы (воспитатель, посудомойка, техничка, повар) и характерные для нашей местности - оленевод,  рыбак, летчик, тракторист.

В некоторых случаях дети написали несколько  необычных профессий:  хозяйка, ученица, покупатель, командир, президент. Поэтому необходимо проводить беседы о трудовой деятельности взрослых, читать  соответствующую литературу о людях труда, о сезонных занятиях.

Диаграмма 1

 

Диагностика «Какие профессии ты знаешь?»

 

 

Как видно из диаграммы 2 детям нравится дежурить, в не зависимости от того, где проходит дежурство – в столовой, в группе, в комнате. Только 13% детей ответили отрицательно, но это не значит, что им не нравится дежурство. Это могут быть те дети, которых не забирают на каникулы или на выходные в поселок и им приходится частенько дежурить. Или те дети, которых часто наказывают.

Диаграмма 2

 

       Диагностика «Нравится ли тебе дежурить в комнате, в группе?»

 

Много ли пословиц о труде знают наши дети? Для этого был проведён опрос, в ходе которого было опрошено 19 человек – учащихся 4 классов (Диаграмма 3).

Из них знают от 3 и более только 15% детей.57% детей знают только по 2 пословицы. Но и довольно большой процент тех, кто не знает пословиц. Это говорит о том, что дети читают мало,  у них ограничен кругозор. Для расширения кругозора  необходимо развивать познавательные интересы детей, больше знакомить с произведениями художественной литературы о людях труда, о героических трудовых подвигах.

Диаграмма 3

 

                                  Диагностика « Знаешь ли ты пословицы о труде?»

 

 

 

В условиях школы-интерната есть все возможности для наиболее успешного формирования не только взглядов, представлений, понятий, но и привычек, чувств, вкусов, мотивов поведения воспитанников. При всех достоинствах у системы интернатского воспитания есть один существенный недостаток: эта система  формирует людей не умеющих принимать самостоятельных решений, поступков.

     Это связано с рядом причин. Например, желание ребенка принимать участие в трудовой деятельности, но нет возможности реализации. Например, почти каждый ребенок хочет ходить на кружки или секции. Обычно  спортивные секции или кружки начинают работу в 18 часов, а это время у детей в интернате  свои режимные моменты – это и уборка комнат, прогулка, может быть тематические линейка, беседы.

Пропадает интерес к трудовой деятельности, как это было видно по диаграмме 2, если труд служит как средство наказания.

В будущем  у таких детей формируется низкая оценка трудовой деятельности, пренебрежительное отношение к труду. Это и служит показателем нравственного воспитания человека. Обычно у таких людей не сформировано сознание, что не место красит человека, а человек красит место, не сформировано уважительное отношение к любой трудовой деятельности. В свете данных проблем перед каждым педагогом-воспитателем стоит проблема – так организовать учебно-воспитательную деятельность, чтобы она способствовала формированию этих нравственных качеств. В процессе решения поставленной проблемы я столкнулась со следующими противоречиями:

*     Ребенок должен выступать как полноправный субъект, а не объект процесса воспитания. Собственная активность ребенка - есть необходимое условие воспитательного процесса, но традиционно сложившиеся  формы воспитательного процесса могут оказаться в противоречии с целями воспитания.

*     Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает усвоение детьми определенных способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.

 

 

Цели работы:

*     развитие творческих, нравственных качеств в процессе формирования трудовых навыков;

*     поддержание заинтересованности в приобретении трудовых навыков;

*     формирование психологической готовности к труду как уровня развития личности для дальнейшего успешного освоения любым видом трудовой деятельности.

 

Для реализации целей необходимо решить следующие задачи:

*     Выявить условия и  теоретически обосновать возможности нравственного воспитания в процессе трудовой деятельности, и разработать методику нравственного воспитания в
процессе формирования трудовой деятельности.

*     Описать опыт трудового воспитания младших школьников.

*     Формировать  личностные качества: самостоятельность, волю, самодисциплину, трудолюбие, усидчивость, терпение;

*     Обеспечение педагогом  упорядоченной, планомерной организации детского труда, которая учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей и закономерности их развития.

 

Теоретическая база опыта:

  Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему К.Д. Ушинский, Г.В. Белинский и Л.Н. Толстой; и М. Горький, А.С. Макаренко, В.A. Сухомлинский.

В.А. Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние физического и умственного труда: умный, образованный, культурный человек любой труд делает  творческим, более радостным. Поэтому очень важным условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и самого коллектива, Сухомлинский считал физический труд обязательным для всех.

Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А.Сухомлинского является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно  и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра.

Сущность гармонического развития личности В.А. Сухомлинский видит в неразрывной связи трудового воспитания с другими сторонами воспитания - нравственного, эстетического, интеллектуального, физического. К этому выводу Василий Александрович пришел благодаря собственному труду.

А. С. Макаренко считал, что  труд - основа человеческой жизни. Труд - это могучий воспитатель, в его педагогической системе. Труд развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно. Труд развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление людей друг о друге.

К.Д. Ушинскийутверждает что, материальные плоды трудов составляют человеческое
достояние; но только внутренняя духовная животворенная сила труда служит
источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и
счастья.

Полученная теоретическая база позволила мне построить собственную систему воспитания на основе следующих педагогических единиц:

 

 

§  Трудовая деятельность воспитанников в группе

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста;
в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные
взаимоотношения. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд
должен быть одним из самых основных элементов.

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если, например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей вооружает навыками, то на ступени старшего  и среднего возраста этот труд не требует усилий, для детей становится привычным. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего, следует отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени. Самообслуживание– это постоянная забота о чистоте тела, о порядке костюма, внутренняя потребность соблюдать гигиенические правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться кропотливой систематической работой. Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки, учебные принадлежности на место формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия.

Труд детей в природе (тундре) создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему, большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как не в каком другом сочетается умственные и волевые усилия. Труд в природе связан с расширение кругозора детей, получением доступных знаний, например, об оленеводстве, о рыбалке, об охоте, о работе чумработницы, трудовых процессов, орудиях труда. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются.
Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Через содержания труда в
природе, например, уход за маленькими ручными оленятами, оставшимися сиротами,  использование результатов труда для удовлетворения практических потребностей и радостных эстетических эмоций, осуществляется эстетическое воспитание детей.

Ручной труд  развивает конструктивные способности детей, полезные
практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность
за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление
выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее,
аккуратнее). В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими
приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся
бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям. Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так, обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать. Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Они приучаются сравнивать детали путем наложения на глаз или при помощи линейки.

Работа с природным материалом: листьями, желудями, соломой, корой и т. д.,  дает
воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств:
цветом, формой, твердостью.

В трудовом воспитании  в интернате большое место занимаетхозяйственно-
бытовой труд
.
Соблюдение правил гигиены, поддержание порядка в группе,  в игровых, в спальнях,  в раздевалке, в гигиенических комнатах, соблюдение режима дня является необходимым условием проживания в интернате.
Этот труд, как ни какой другой, дает возможность воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. У младших школьников, постоянно участвующих в хозяйственно бытовом труде, как правило, сформировано бережное отношение к вещам, стремление по собственной инициативе включаться в дежурство, навести порядок, помощь товарищу. Дети активно включаются в различные виды хозяйственно-бытового труда, самостоятельно распределяют обязанности, умеют наметить последовательность работы, критически оценивать результаты труда. Содержание этого вида труда в старшем возрасте значительно
разнообразнее, чем в младшем. Если взрослые не разделяют труд на женский и мужской, то и дети не будут этого делать. У мальчиков в частности, начнет формироваться привычка, принимать активное участие в домашней работе, столь необходима для будущей семейной жизни.

Хозяйственно- бытовой труд имеет свою цикличность. В процессе его не только повторяются трудовые операции, но и возникают типично жизненные ситуации. При этом от ребят при выполнении трудовых заданий требуется
слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения,
организованность, желание работать для всех. Постоянное выполнение подобных
дел; особый эмоциональный настрой  (готовность принять участие в
хозяйственно-бытовом труде, удовлетворение от оказания помощи товарищу,
воспитателю, уборщице) способствует формированию таких качеств, как трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим, общественно значимых мотивов трудовой деятельности, а в месте с тем коллективистических начал личности школьника. Он создает больше возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда: рациональной организации индивидуальной и коллективной работы (например: участие в наведении порядка в групповой комнате.) предварительного его планирования; умения подобрать необходимые материалы для выполнения задания, бережного отношения к ним, стремления сделать работу хорошо и
своевременно. Это в свою очередь, создает благоприятные условия для воспитания положительного отношения к данному виду труда. В процессе хозяйственно – бытового труда создаются возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его. В быту постоянно возникает необходимость потрудится: кто-то случайно испачкал игрушку, рассыпал бумажки, не поправил покрывало на кровати. Нужно вымыть, собрать или поправить. Таким образом, создается возможность для воспитания у детей к готовности к труду, привычки к трудовому усилию.

Особенности хозяйственно-бытового труда обусловлены тем, что результаты его иногда незаметны, как и в других видах труда. Он наглядно ощутим лишь не продолжительное время: протерли пыль, завтра она вновь появилась; накрыли стол к обеду, пообедали, все убрали. И ничто не напоминает детям о затраченных усилиях, о доведении начатого дела до конца. В месте с тем повторений изо дня в день одних и тех же дел снижает к ним
интерес. Дети не редко отказываются дежурить, выполнять поручения или
работают без особой тщательности. Чтобы у детей было устойчивое положительное отношение к повседневной однообразной, но жизненно необходимой работе важно создавать оптимальные условия. Надо продумать расположения всего инвентаря. Не обязательно чтобы он лежал на открытых полках, главное, чтобы ему было отведено определенное место. Так если в шкафу лежат сложенные один в другой несколько тазиков для стирки белья,  неподалеку мыло в мыльницах, маленькие ведерки или миски для
раскладывания выстиранного белья, веревка для развешивания и прочие, детям
будет легче приготовиться к работе. Здесь же следует повесить небольшие полотенца, которыми дети вытирает тазики после стирки белья, и тряпочки, чтобы ими можно было стереть со стола. Удобное расположение приучает детей к определенному порядку в работе и ее организации. Формируя элементарные навыки хозяйственно-бытового труда, следует продумывать его организацию и приемы, которые используются при обучении
детей тем или иным умениям. Давая детям представления о содержании
хозяйственно-бытового труда взрослых, его общественной направленности,
вырабатывая трудовые умения и навыки, пробуждая интерес и желание
заниматься данным трудом, воспитатели используют различные формы организации трудовой деятельности детей, все средства воспитательно-образовательного процесса. Хозяйственно бытовой труд включает в себя умение поддерживать и наводить порядок в групповой комнате, помещениях, примыкающих к ней, а также участие организации бытовых процессов, подготовке к занятиям, прогулкам. По мере усвоения трудовых навыков дети приобретают самостоятельность в выполнении действий, учатся работать быстро, правильно, аккуратно. Овладения навыками, умениями в сфере хозяйственно-бытового труда обеспечивает большую активность, инициативу действий в быту, вовлечение в различные трудовые процессы. Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате: убирать на место игрушки, протирать пыль с мебели; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки. Протирать пыль со стульев, столов; в весенний и осенний период вместе с воспитателем убрать на участке мусор, в зимний – расчищать снег. Хозяйственно – бытовой труд детей должен быть содержательным, становиться коллективным. Это позволяет шире использовать его как средство нравственного воспитания детей: формирование целеустремленности, организованности, понимание необходимости и важности бытового труда людей, уважения к нему, воспитание положительности, организованности, понимания необходимости и важности бытового труда людей, уважение к нему, воспитание положительных взаимоотношений в процессе коллективной деятельности. В работе с детьми большое значение имеет привлечение детей к помощи взрослым. Дети, выполняя  поручение взрослого, чувствуют себя настоящими помощниками взрослого. В процессе труда взрослый сам является образцом для подражания: показывает не только приемы работы, но и пример отношения к повседневному обычному труду. Очень важно строить работу так, чтобы дети были не просто пассивными исполнителями какого-либо задания, но и видели во взрослом его трудолюбие; ощущали внимание к воспитанникам группы и
более младшем детям. В привлечении ребят  к хозяйственно-бытовому труду
важную роль играют общие поручения, когда воспитатель предлагает нескольким
детям, выполнить какую-то работу. Поскольку навыки самоорганизации у
детей еще сформулированы недостаточно, воспитатель обсуждает с ними
выполнения общего задания: с чего они начнут работу, что для чего
понадобиться, как организовать работу, чтобы не запачкаться самим, не насорить,  не налить на пол. Воспитатель помогает всем договориться, кто
какую общую часть дела будет выполнять. Если приемы детям не знакомы,
воспитатель включается в работу сам, показывает, как выполнять трудное или
незнакомое действие, как организовать дело, учит умению договариваться
друг с другом, оказывать помощь. Так педагог показывает, как может быть
достигнута согласованность действий, договоренность. Воспитатель постепенно
приучает детей самим ставить цель, планировать работу, доводить до конца. Основная форма организации хозяйственно – бытового труда детей – включение их в коллективную трудовую деятельность общественного значимого содержания. В подготовительной к школе группе хозяйственно – бытовой труд осваивается детьми как вид труда в целом. Происходит дальнейшее нарастание объема хозяйственно бытовых дел. Активное участие детей в хозяйственно – бытовом труде осуществляется одновременно в двух направлениях: через коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания и через выполнения поручений, обязанностей дежурных, дел, связанных с реализацией цели деятельности, полезной окружающим.  Для лучшего осознания необходимости оказывать помощь другим нужно формировать у детей представление о
содержании хозяйственно-бытового труда, об общественной значимости труда
взрослых  (диаграмма 4).

Знакомство детей с трудом дворника, завхоза осуществляется через специальные экскурсии, а также в повседневной жизни. С этой же целью используются произведения художественной литературы: Е. Благинина, Л.Н.Толстой, И. Н. Носова, а также картины и иллюстрации к книгам.

                                   Диаграмма 4

 

 

Диагностика  «Отношение к труду взрослых»

 

 Поскольку  дети в младших группах овладевают основными трудовыми навыками, очень важно уметь вовремя перейти от обучения этим навыкам к их использованию в повседневной жизни. Обучение навыкам необходимо тогда, когда ребенку дается новое задание, которое он ранее некогда не выполнял, или когда он трудовыми действиями не овладел.  При повторном выполнении такой работы ребенку нужно постепенно
предоставлять возможность самому вспомнить; как ее следует выполнить, также
создавать такие условия, которые ставили бы его перед необходимостью
трудиться повседневно и самостоятельно. Чтобы дети научились по собственной
инициативе находить применение своим силам, следует в процессе обучения
хозяйственно – бытовому труду на первых порах давать им конкретные трудовые
задания, поручения, например, вылить воду из мыльниц и положить просушить,
стереть пыль со шкафов для полотенец, вымыть комнатные растения. Такие
задания нужно давать детям до тех пор, пока они не научились выполнять их
самостоятельно. В дальнейшем руководство хозяйственно – бытовым трудом
ребят должно состоять в том, что взрослый, не приказывая им прямо,  но,
учитывая их знания, умения, опыт, побуждает их самих подумать, что и как
нужно сделать. Так у детей формируется наблюдательность, сообразительность,
внимательность.

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в группе. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

§  Учебная деятельность воспитанников

Учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей,
обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности
для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и
нравственных  задач. Как видно из диаграммы 5  73 % воспитанников считают учебу своим трудом, равнозначному труду взрослых. 26 % не считают учебу трудом, в основном это учащиеся с низкой мотивацией обучения. 

 

 

Диаграмма 5

                                                         

Диагностика  «Учеба – это труд?»

Одним из ведущих видов познавательной деятельности в интернате является учебная деятельность, осуществляемая в процессе самоподготовки. Практика существования интернатов выработала основные условия, обеспечивающие повышение эффективности самоподготовки в группах: это строго определенное время самоподготовки домашних заданий, проведение самоподготовки под руководством воспитателя, широкое использование различных форм взаимопомощи и взаимоконтроля. Важным моментом в структуре самоподготовки является установление очередности работы по предметам.  Время на подготовку каждого предмета определяет воспитатель, причем оно дается в расчете на сильного и слабого ученика. Выполнение заданий в одинаковой для всех последовательности удобнее для наблюдения и контроля за ходом самоподготовки, но оно не  должно становиться нормой.  Очередность работы по предметам иногда можно использовать как своеобразный отдых. В связи  с индивидуальными различиями

воспитанников приходится отступать от единства в очередности подготовки предметов  и рекомендовать ребятам готовить в первую очередь наиболее трудные или наиболее любимые задания.

Как известно, есть воспитанники, выполняющие все задания раньше необходимого на самоподготовку времени, есть и те, кто обычно не укладывается в отведенное время. Зная это, воспитатель заранее подбирает дополнительную литературу, дидактические игры, упражнения – загадки (приложение 1). При этом важно не только отпустить воспитанника с самоподготовки в библиотеку, игровую комнату, но и посоветовать ему, чем сегодня  полезнее и целесообразнее заняться. Также с этой целью предоставить возможность поиграть в шашки и шахматы, заняться вышиванием, лепкой, рисованием, вязанием, конструированием. Предоставление детям, правильно и до конца выполняющим  заданиям, права заниматься  любимым делом стимулирует их к интенсивному выполнению домашних заданий, приучает рационально использовать время.

      Чтобы разработать оптимальные условия для деятельности учащихся во время самоподготовки, воспитателю нужно постоянно изучать и хорошо знать учебные возможности своих воспитанников. Показателями учебных возможностей могут служить уровень обучаемости и уровень работоспособности учащихся.

Высокий уровень обучаемости характерен для учащихся, которые свободно усваивают

изучаемый материал, способны самостоятельно развивать раскрытые на уроке положения. Легко переносят знания в новые ситуации, достигают высокого уровня усвоения материала за самое короткое время. Средний уровень обучаемости отличает тех, кто изучаемый материал усваивают лишь после выполнения тренировочных упражнений, овладев знаниями, переносит их в новые ситуации. Им для достижения высокого уровня знаний требуется более длительное время, чем учащимся с высокой обучаемостью. Если же ребенок усваивает материал после длительной тренировочной работы и не всегда в полном объеме, довольно редко достигает высокого уровня знаний, то можно говорить о его пока еще низком уровне обучаемости.

Но для достижения хороших показателей в учебе  недостаточно одной только обучаемости. Важным фактором успешной учебной деятельности является работоспособность школьника, характеризующая уровень и длительность доступность ему усилий в учебной деятельности.

Условно можно выделить три уровня работоспособности учащихся. К школьникам с высоким уровнем работоспособностями относятся те, кто способен на длительный напряженный труд, выполняет все тщательно, в полном объеме, без побуждений со стороны воспитателей или своих товарищей.  Средний уровень работоспособности характеризует ребят, способных длительно трудиться, но не всегда  и не всякую работу выполняющих в полном объеме, временами требующих контроля со стороны педагогов и товарищей. А к ученикам с низкой работоспособностью можно отнести тех, кто сосредотачивается на учебной работе на ограниченное время, выполняет задания не в полном объеме, требует постоянного контроля со стороны педагогов, товарищей.

                                                              

Таблица 1

 

Воспитанники

 4 «б» класса

Уровень

Типичная оценка

обучаемости

работоспособности

Учебных возможностей

     Окотэтто Тосана

Тусида Спартак

     Худи Тамара

Яптик Мария

ЯптикНякоча

выше среднего

средний

выше среднего

выше среднего

выше среднего

высокий

низкий

высокий

высокий

высокий

высокий

средний

высокий

высокий

высокий

4,8

4,1

4,8

4,8

4,8

 

Таблица 2

 

Воспитанники

1 «б» класса

Уровень

Типичная оценка

обучаемости

работоспособности

учебных возможностей

Вануйто Ася

Окотэтто Анна

Окотэтто Каролина Окотэтто Никита

Сэрпиво Марта

Худи Валера

Яптик Яков

высокий

низкий

низкий

выше среднего выше среднего

высокий

высокий

выше среднего

средний

низкий

высокий

средний

выше среднего

выше среднего

высокий

средний

низкий

высокий

средний

высокий

высокий

4,8

3,6

3

4,8

4,1

4,8

4,8

                                                       

Как видно из наблюдений за учащимися 4б и1б классов, представленных в виде  таблиц,  дети  с высокой работоспособностью при среднем уровне обучаемости достигают высоких результатов (Худи Валера, Яптик Яков), и наоборот, учащиеся с высоким уровнем обучаемости и низкой работоспособностью (Тусида Спартак) имеют средний  уровень успеваемости.

     Успешному формированию познавательной активности воспитанников в значительной мере способствует рациональное сочетание индивидуальных и коллективных форм  познавательной работы в период самоподготовки. Это такие формы, как:

ü   парный метод, где соединяются в пару учащиеся, нуждающиеся в помощи и контроле и те, кто способен это хорошо сделать

ü   групповая самоподготовка, где комплектуются группы из учащихся с разными учебными возможностями.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Они позволяют успешно решать не только сугубо дидактические задачи, но и вопросы нравственного становления детей.

 

 

Досуг, увлечения детей

    Свободное время человека по праву считается общественным богатством. Однако действительным богатством  оно становится только тогда, когда деятельность человека в это время способствует развитию личности, раскрытию и совершенствованию ее индивидуальности. Сущностью свободного времени является свободная деятельность. Чаще всего свобода проявляется  в выборе деятельности или отказе от нее.

Вследствие этого значение свободного времени  в формировании личности очень противоречиво: оно может быть пространством для всестороннего развития, совершенствования личности, а может служить базой для антисоциальных занятий, оказывающих отрицательное воздействие на развитие человека. Эту особенность необходимо учитывать при работе с детьми младшего возраста, чей духовный мир еще активно формируется и открыт для различных влияний.

     Свободное время школьников – это часть их внеучебного времени, которая остается после удовлетворения естественных и физиологических потребностей (сон, прием пищи, уход за собой и др.). Оно используется учащимися, как правило, для  общественной деятельности, духовного  и физического совершенствования, активного отдыха.

Интересы и способности школьников, так или иначе, проявляются во всей жизнедеятельности группы.  Но, пожалуй, наиболее ярко они выражаются и развиваются в свободное время, когда организуется чтение книг, просмотр телепередач, подвижные и спортивные игры, работа в библиотеке, проводятся музыкальные занятия и занятия изобразительным творчеством, подготовка и проведение праздников в группе и в школе.

  При подготовке праздника педагоги должны постараться так распределить обязанности между детьми, чтобы не просто занять каждого, а предоставить возможность каждому проявить себя в разных ролях. В этом случае дело находится всем: и тем, кто рисует, и тем,  кто обладает  смекалкой, и тем, кто любит петь, танцевать, читать стихотворения.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

  Например, при организации КВД  «В гостях у Самоделкина?» (приложение 2) ставились следующие цели: 

v  Формирование трудовых навыков.

v  Совершенствование основ начального технического моделирования.

v  Развитие общественной активности школьников на основе национальных традиций народной педагогики.

 В период подготовки к празднику дети оформляли стенд с работами, где были представлены различные виды поделок из ткани, из бумаги, из бисера (приложение 3). Кроме этого воспитанники помогали оформлять зал.

 Также наиболее активным  воспитанникам было предложено подобрать загадки и найти картинки – отгадки или проиллюстрировать отгадки.  Формированию трудовых навыков способствовали следующие конкурсы «Столярный цех», где воспитанники показывали свое умение правильно и быстро забивать гвозди.

 В  кондитерском цехе ребята  узнали, где делают конфеты, печенья, пирожные, из чего пекут торты. В швейном цехе мальчики соревновались в умении быстро и аккуратно пришивать пуговицы, а девочки показывали умение моделировать одежду.

В ходе мероприятия проводилась работа по расширению кругозора детей, чему способствовало отгадывание загадок. Для младших воспитанников показывались изображения предметов с  пояснением  на ненецком языке самими детьми или воспитателем.

                Например, в программу праздника  дня рождения  включается вручение  именинникам рисунков и поделок, выполненных самими воспитанниками, выполненных на кружках, или в группе.

    Формированию трудовых навыков и нравственных качеств служат беседы. Например, целью беседы «Каждый за всех и все за одного – основное правило коллективизма» (приложение 4) ставились следующие цели:

v  Понимание своей принадлежности к  коллективу класса, группе.

v  Стремление каждого быть полезным коллективу.

 В ходе беседы говорилось о том, нужно коллективно работать, играть – значит сообща, дружно выполнять общее дело, что в коллективе на первом месте – интересы этого дела, а не личный интерес.

Также воспитанию этических норм поведения, бережного отношения к результатам труда человека, к школьному имуществу, своей одежде и одежде товарищей, способствовали такие беседы « Честен тот, кто работает на совесть» и «Бережно относись к школьному и общественному имуществу». (Приложение 5 и 6).

 

§  Роль педагога в формировании трудовых навыков и нравственных качеств детей

     Немаловажную роль при формировании нравственных качеств отводится воспитателю. Очень важно личное участие воспитателя в различных делах группы в роли не только руководителя, но и равноправного исполнителя. Его работоспособность, ответственность, умение работать в коллективе, настроение, доброе слово, шутка – все это активизирует деятельность детей, создает атмосферу сотрудничества.

  Воспитатель сам должен быть увлечен каким-либо делом, иметь свое хобби. Это может быть разведение цветов, изготовление сувениров, оригами, рисование, вышивка, аппликация, вязание. Дети, подражая воспитателю, тоже будут искать свое увлечение. Будут просить воспитателя научить тому или иному виду деятельности.

 

Педагогический мониторинг

  В учебном процессе проводится  психолого-педагогический мониторинг основных познавательных процессов, учебных знаний, умений и навыков и мотивации учащихся к изучаемым предметам. Однако коллективы детей в интернате имеют свои особенности, которые также следует учитывать. Поэтому  воспитателю необходимо сформулировать задачи воспитания, исходя из собственных наблюдений за воспитанниками (приложения 7), анкетных данных, полученных от учителей, психолога. Следует также выяснить, представления самих детей о том, какими качествами должен обладать их товарищи, или их отношение к себе, к учебе, к труду (диаграммы 6 и 7).

 

Диаграмма 6

 

Диаграмма 7

 

Диагностика «Изучение нравственных качеств личности воспитанников»

 

 

Перспективы педагогической деятельности

Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение школьника. Работа в коллективе развивает социализацию личности ребенка. Развитие способностей, чувств и мышления делает личность ребенка более гармоничной. Следовательно, труд является важнейшим фактором, влияющим на развитие личности ребенка. Поэтому следующим этапом совершенствования и творческого развития личности воспитанников является  решение следующих задач:

v  вести индивидуальную работу с воспитанниками группы: выявлять склонности, способности и интересы учащихся, помочь каждому найти дело по душе;

v  развитие коллективистских основ жизни, самостоятельности, инициативы.

v  совместно с педагогами  дополнительного образования развивать творческие способности, прививать практические умения и навыки и приобщать к общественно полезному труду

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Нравственное воспитание младших школьников через трудовую деятельность в условиях интерната

Нравственное воспитание младших школьников через трудовую деятельность в условиях интерната

Много ли пословиц о труде знают наши дети?

Много ли пословиц о труде знают наши дети?

Цели работы: развитие творческих, нравственных качеств в процессе формирования трудовых навыков; поддержание заинтересованности в приобретении трудовых навыков; формирование психологической готовности к труду как уровня развития…

Цели работы: развитие творческих, нравственных качеств в процессе формирования трудовых навыков; поддержание заинтересованности в приобретении трудовых навыков; формирование психологической готовности к труду как уровня развития…

Трудовая деятельность воспитанников в группе

Трудовая деятельность воспитанников в группе

Работа с природным материалом: листьями, желудями, соломой, корой и т

Работа с природным материалом: листьями, желудями, соломой, корой и т

Здесь же следует повесить небольшие полотенца, которыми дети вытирает тазики после стирки белья, и тряпочки, чтобы ими можно было стереть со стола

Здесь же следует повесить небольшие полотенца, которыми дети вытирает тазики после стирки белья, и тряпочки, чтобы ими можно было стереть со стола

Для лучшего осознания необходимости оказывать помощь другим нужно формировать у детей представление о содержании хозяйственно-бытового труда, об общественной значимости труда взрослых (диаграмма 4)

Для лучшего осознания необходимости оказывать помощь другим нужно формировать у детей представление о содержании хозяйственно-бытового труда, об общественной значимости труда взрослых (диаграмма 4)

Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе

Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе

Показателями учебных возможностей могут служить уровень обучаемости и уровень работоспособности учащихся

Показателями учебных возможностей могут служить уровень обучаемости и уровень работоспособности учащихся

Тусида Спартак) имеют средний уровень успеваемости

Тусида Спартак) имеют средний уровень успеваемости

В кондитерском цехе ребята узнали, где делают конфеты, печенья, пирожные, из чего пекут торты

В кондитерском цехе ребята узнали, где делают конфеты, печенья, пирожные, из чего пекут торты

Диаграмма 7 Диагностика «Изучение нравственных качеств личности воспитанников»

Диаграмма 7 Диагностика «Изучение нравственных качеств личности воспитанников»

Нравственное воспитание младших школьников через трудовую деятельность в условиях интерната

Нравственное воспитание младших школьников через трудовую деятельность в условиях интерната
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2021