НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).»
Иконка файла материала НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ.doc
НРАВСТВЕННОЕ   ВОСПИТАНИЕ    ШКОЛЬНИКОВ    ПЕДАГОГИЧЕСКА ПРОБЛЕМА КАК     В кратком  словаре  по   философии  понятие  нравственности   приравнено  к понятию   мораль.   «Мораль   (латинское   mores­нравы)   ­   нормы,   принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков,   результаты   деятельности),   чувства,   суждения,   в   которых выражается   нормативная   регуляция   отношений   людей   друг   с   другом   и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).»  В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли,   совести   человека».   Он   считал:   «Нравственный   —   противоположный телесному,   плотскому,   духовный,   душевный.   Нравственный   быт   человека важнее   быта   вещественного.»   «Относящийся   к   одной   половине   духовного быта,   противоположный   умственному,   но   сопоставляющий   общее   с   ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному ­ добро   и   зло.   Добронравный,   добродетельный,   благонравный,   согласный   с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого   сердцем   гражданина.   Это   человек   нравственный,   чистой, безукоризненной   нравственности.   Всякое   самоотвержение   есть   поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».  С годами  понимание  нравственности   изменилось. У  Ожегова  С.И.  мы видим:   «Нравственность   —   это   внутренние,   духовные   качества,   которыми   правила   поведения, руководствуется   человек,   этические   нормы, определяемые этими качествами». (23, с. 414).        Мыслители   разных   веков   трактовали   понятие   нравственности   по­ разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось:   «Нравственно   прекрасным   называют   человека   совершенногодостоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели:   мужественного, нравственно   прекрасным   зовут   справедливого, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями   человека». (2, с. 360).      А Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным ­ значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю» (22, с. 289).  «Мораль ­ это важничанье человека перед природой». (22, с .735).     В научной   литературе   указывается,   что   мораль   появилась   на   заре   развития общества.   Определяющую   роль   в   ее   возникновении   сыграла   трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает   как   регулятор   взаимоотношений   людей.   Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную   мораль,   тем   самым   формирует   личность   в   соответствии   со   своим идеалом.   В   отличие   от   права,   которое   также   имеет   дело   с   областью взаимоотношений   людей,   но   опираясь   на   принуждение   со   стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях,   принципах,   предписывающих,   как   следует   поступать.   Из   всего этого   мы   можем   сделать   вывод,   что   взрослому   человеку   порой   трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».       А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что   необходимо   заниматься   нравственным   воспитанием   ребенка,   учить «умению чувствовать человека».  (26, с. 120)       Василий Андреевич  говорил: «Никто  не  учит  маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всегоставь   свое   личное».   Все   дело   в   одной,   в   очень   важной   закономерности нравственного   воспитания.   Если   человека   учат   добру­   учат   умело,   умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу ­ все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».       Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения  Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения  закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и  бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка  лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того,  что он видит, делает, наблюдает» (26, с. 170). Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения.   На   каждом   этапе   обучения   ребенка   доминирует   своя   сторона воспитания.   В   воспитании   младших   школьников,   считает   Ю.К.   Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами   нравственности,   научатся   следовать   им   в   различных   ситуациях. Учебный   процесс   тесно   связан   с   нравственным   воспитанием.   В   условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось   по   своей   внутренней   структуре,   в   нравственном   воспитании возрастает   роль   учебного   процесса.   Содержательная   сторона   моральных понятий   обусловлена   научными   знаниями,   которые   учащиеся   получают, изучая   учебные   предметы.   Сами   нравственные   знания   имеют   не   меньшее значение   для   общего   развития   школьников,   чем   знания   по   конкретным учебным предметам (4, с.352). Н.И.   Болдырев   отмечает,   что   специфической   особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой­то специальный   воспитательный   процесс.   Формирование   морального   обликапротекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех   разнообразных   отношениях,   в   которые   они   вступают   в   различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное  воспитание является  целенаправленным  процессом, предполагающим   определенную   систему   содержания,   форм,   методов   и приемов педагогических действий (6, с.102). Рассматривая   систему   нравственного   воспитания,   Н.Е.   Ковалев,   Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин различают несколько аспектов: Во­первых,   осуществление   согласованных   воспитательных   влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса – единство действий всех учащихся.  Во­вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.  В­третьих, под  системой  нравственного  воспитания понимается также взаимосвязь   и   взаимовлияние   воспитываемых   в   данный   момент   моральных качеств у детей.  В­четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей. (14, с.198). В формировании   личности младшего школьника, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения. В   этом   возрасте   ребенок   не   только   познает   сущность   нравственных категорий,   но   и   учится   оценивать   их   знание   в   поступках   и   действиях окружающих, собственных поступках. (25, с.58).На определение роли планирования, как в учебной деятельности, так и в нравственном   поведении   детей   младшего   школьного   возраста   было направлено внимание таких ученых как Л.А. Матвеева(20), Л.А. Регуш (24) и многих других. В своих исследованиях они обращаются к формированию нравственных мотивов поведения, оценки и самооценки нравственного поведения. Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности,   исходя   из   которого   формирование   и   развитие   устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в деятельности. «Практически   любая   деятельность   имеет   нравственную   окраску», считает О.Г. Дробницкий (11), в том числе и учебная, которая, по мнению Л.И.   Божович,   «обладает   большими   воспитательными   возможностями». Последний автор представляет  учебную деятельность  младшего школьника ведущей.   В   этом   возрасте   она   в   большей   степени   влияет   на   развитие школьника,   определяет   появление   многих   новообразований.   В   ней развиваются   не   только   умственные   способности,   но   и   нравственная   сфера личности. (5). В   результате   регламентированного   характера   процесса,   обязательного систематического   выполнения   учебных   поручений   у   младшего   школьника складываются нравственные знания, характерные для учебной деятельности, нравственные отношения, указывает И.Ф. Харламов. Учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для   овладения   учащимися   приемами,   способами   решения   различных умственных и нравственных задач.Учителю   принадлежит   приоритетная   роль   в   воспитании   и   обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны. (30, с.541). Специфической   особенностью   процесса   нравственного   воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются   все   усложняющиеся   виды   деятельности.   Этот   принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся. (3, с.386). Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно   вносят   в   него   свои   коррективы,   направленные   на   его совершенствование.  Все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности   школьника,   И.С.   Марьенко   разделяет   на   три   группы:   природные (биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и   целенаправленными   влияниями   школьник   социализируется,   приобретает необходимый опыт нравственного поведения. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия  и  биологические  факторы,  но  решающую  роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.Одна   из   задач   воспитания   ­   правильно   организовать   деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою   очередь   влияет   на   усвоение   нравственных   норм   и   ценностей организаций.   Деятельность   человека   выступает   и   как   критерий   его нравственного развития. Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание   содержания   воздействий,   которые   поступают   и   от   родителей   и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В   сознании   ребенка   внешнее   воздействие   приобретает   индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор   ребенком   собственных   поступков.   Направленность   школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания   состоит   в   том,   чтобы   достигнуть   соответствия   между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому. Необходимое звено в процессе нравственного воспитания ­ моральное просвещение,   цель   которого   ­   сообщить   ребенку   совокупность   знаний   о моральных   принципах   и   нормах   общества,   которыми   он   должен   овладеть. Осознание   и   переживание   моральных   принципов   и   норм   прямо   связано   с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.(12, с.8­14)  В   школе   нравственное   воспитание   осуществляется   в   тесной   связи   и взаимодействии с трудовым. На каждом возрастном этапе развития ребенка доминирует   своя   сторона   воспитания   (что   ни   в   коем   случае   не   означает единственная).   В   воспитании   младших   школьников   такой   стороной   будетдети   овладевают   простыми   нормами нравственное   воспитание: нравственности,   научатся   следовать   им   в   различных   ситуациях.   Учебный процесс,   производственная   практика   тесно   связаны   с   нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось   в   объеме   и   усложнилось   по   своей   внутренней   структуре,   в нравственном   воспитании   возрастает   роль   учебного   процесса. Содержательная   сторона   моральных   понятий   обусловлена   научными знаниями,   которые   учащиеся   получают,   изучая   учебные   предметы.   Сами нравственные   знания   имеют   не   меньшее   значение   для   общего   развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам. Изучение   отечественной   и   зарубежной   научной   литературы   дает возможность формировать представление о нравственном идеале, о гуманизме и   нравственной   активности   личности.   Воспитательный   процесс   строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится   перед   необходимостью   самостоятельного   нравственного   выбора. Моральные  ситуации  для школьников  всех  возрастов   ни в коем  случае не должны   быть   представлены   или   выглядеть   как   обучающие,   или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет. Результат   нравственного   воспитания   проявляется   в   отношениях школьников к своим обязанностям, к самой деятельности к другим людям.1                    Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что   нельзя   обозначить   какие­то   периоды   в   этом   едином   непрерывном процессе.   И,   тем   не   менее,   это   возможно   и   целесообразно.   Педагогика зафиксировала,   что   в   различные   возрастные   периоды   существуют неодинаковые   возможности   для   нравственного   воспитания.   Ребенок, 1подросток и юноша, например, по разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни   помогает   проектировать   в   воспитании   его   дальнейший   рост. Нравственное   развитие   ребенка   занимает   ведущее   место   в   формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие   и   на   трудовую   подготовку,   и   на   физическое   развитие     и   на воспитание эстетических чувств и интересов. Специфической   особенностью   нравственного   воспитания   является   то, что его нельзя обособить в какой­то специальный воспитательный процесс. Формирование   морального   облика   протекает   в   процессе   все   многогранной деятельности   детей   (играх,   учебе),   в   тех   разнообразных   отношениях,   в которые   они   вступают   в   различных   ситуациях   со   своими   сверстниками,   с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является   целенаправленным   процессом,   предполагающим   определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.  На   уроках   в   постоянном   общении   с   учителем   и   сверстниками формируется   нравственность   ребенка,   обогащается   его   жизненный   опыт. Переживания младших школьников, их радости и огорчения, прежде всего, связаны   с   учебой.   На   уроке   взаимодействуют   все   основные   элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает   весь   процесс   обучения   на   уроке,   а   не   так   называемые воспитательные моменты. Что же обеспечивает эффективность нравственного воспитания на уроке?  Научность и идейность содержания урока, нравственно­эмоциональный заряд  методов и приемов работы учителя, нравственная направленность личности  учителя, его отношение к изучаемому материалу и др.  Чтение  и   разбор  статей,  рассказов,   стихотворений,  сказок   из  учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи,  в которых ставятся в доступной для них формевопросы   о   справедливости,   честности,   товариществе,   дружбе,   верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.  Общение детей возможно на всех уроках. Дети придумывают примеры, задачи,   упражнения,   и   задания   на   определенное   правило,   задают   их   друг другу. Каждый может выбрать сам, кому он захочет задать вопрос или задачу по структуре учебной деятельности.  Урок,   на   котором   дети   испытывают   удовлетворение   и   радость   от успешно выполненной общей работы, который пробуждает самостоятельную мысль   и   вызывает   совместные   переживания   учащихся,   способствует   их нравственному воспитанию.  Нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий   педагогические   и   социальные   явления.   Однако   процесс нравственного воспитания в известной мере автономен. Итак, теоретический анализ состояния проблемы нравственного воспитания  школьников позволяет сделать вывод о том, что учеными наработаны  интересные подходы к данному вопросу, которые можно взять на вооружение при  повышении нравственного воспитания школьников. Анализ психолого­педагогической литературы и личное наблюдение во время прохождения педагогической практики показывает, что учебная деятельность значима на всех возрастных этапах, особенно в младшем школьном возрасте, так как в данном периоде начинает формироваться учебная деятельность. В процессе,   в   котором   вырабатываются   такие   качества   личности   как организованность,   ответственность,   самостоятельность,   активность, дисциплинированность.1.2. Особенности нравственного воспитания младших школьников. Ученые   в   области   педагогики   выявили,   что   в   различные   возрастные периоды   существуют   неодинаковые   возможности   для   нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по­разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период  жизни  помогает  проектировать  в  воспитании  его   дальнейший  рост. Нравственное   развитие   ребенка   занимает   ведущее   место   в   формировании всесторонне развитой личности.  (5,с.132).         Работая   над   проблемами   нравственной   воспитанности   младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности: 1)   Склонность   к   игре.   В   условиях   игровых   отношений   ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где­ либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети   с   особой   остротой   подмечают   и   бескомпромиссно   выражают   свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так  ребенок  учится считаться с другими, получает  уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» ­ говорил А.С.Макаренко. 2)   Невозможность   долго   заниматься   монотонной   деятельностью.   Как утверждают психологи, дети 6­7­летнего возраста не могут удерживать свое внимание   на   одном   каком­либо   предмете   более   7­10   минут.   Дальше   детиначинают   отвлекаться,   переключать   свое   внимание   на   другие   предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий. 3)   Недостаточная   четкость   нравственных   представлений   в   связи   с небольшим опытом. Учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения можно разбить на 3 уровня:  Ребенок   до   5   лет   усваивает   примитивный   уровень   правил   поведения, основанный на запрете или отрицании чего­либо. Например: «Не разговаривай громко», «Не перебивай беседующих», «Не трогай чужую вещь», «Не бросай мусор» и т.д. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком. К   10­11­ти   годам   необходимо,   чтобы   подросток   умел   учитывать состояние окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным.         Бессмысленно говорить о втором уровне нравственного воспитания, если не освоен первый. Но именно такое противоречие наблюдается среди подростков:   они   хотят   понравиться   окружающим   людям,   но   не   обучены элементарному поведению. На   3   уровне   (к   14­15   годам)   осваивается   принцип:   «Помогай окружающим людям!»  4)   Может   существовать   противоречие   между   знанием,   как   нужно,   и практическим   применением   (это   касается   этикета,   правил   хорошего   тона, общения).  Не   всегда   знание   моральных   норм   и   правил   поведения   соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.5)   Неравномерность   применения   вежливого   общения   со   взрослыми   и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).          Как   будем   преодолевать   эти   особенности?   Обратимся   к   опыту великих педагогов. В. А. Сухомлинский говорил: «В практической работе по нравственному   воспитанию   наш   педагогический   коллектив   видит   прежде всего   формирование   общечеловеческих   норм   нравственности.   В   младшем возрасте, когда душа  очень податлива  к эмоциональным  воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали: 1.Ты   живешь   среди   людей.   Не   забывай,   что   каждый   твой   поступок, каждое   твое   желание   отражается   на   окружающих   тебя   людях.   Знай,   что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо. 2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром. 3.   Все   блага   и   радости   жизни   создаются   трудом.   Без   труда нельзя                           честно жить. Будь   добрым   и   чутким   к   людям.   Помогай   слабым   и   беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой. 5.   Будь   неравнодушен   к   злу.   Борись   против   зла,   обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.Такова   азбука   нравственной   культуры,   овладевая   которой   дети постигают   сущность   добра   и   зла,   чести   и   бесчестия,   справедливости   и несправедливости.»(26, с.161­165).   Среди   основных   задач,   которые   ставит   современное   общество   перед народным образованием, выделяется актуальная задача воспитания активной сознательной творческой личности. В   младшем   школьном   возрасте,   констатирует   М.Н.  Аплетаев,   особую   происходит   переход   от: роль   выполняет   учебная   деятельность, «ситуативного» познания мира к его научному изучению, начинается процесс не только расширения, но и систематизации и углубления знаний. Учебная деятельность   в   этом   возрасте   создает   условия   для   овладения   учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач, формирует на этой основе систему отношений детей к окружающему миру (1, с.195). Младший школьник в процессе учебы в школе постепенно становится не только  объектом,  но   и  субъектом   педагогического   воздействия,  поскольку далеко не сразу и не во всех случаях воздействия учителя достигают своей цели. Действительным объектом обучения ребенок становится только тогда, когда   педагогические   воздействия   вызывают   в   нем   соответствующие изменения.   Это   касается,   тех   знаний,   которые   усваиваются   детьми,   в совершенствовании   умений, деятельности,   перестройки   отношений   учащихся.   навыков,   усвоении   приемов,   способов   Естественная   и необходимая   «ступенька»   важна   в   процессе   развития   ребенка   в   младшем школьном возрасте. Включаясь   в   учебную   деятельность,   младшие   школьники   учатся действовать   целенаправленно   и   при   выполнении   учебных   заданий,   и   приопределении   способов   своего   поведения.   Их   действия   приобретают осознанный   характер.   Все   чаще   при   решении   различных   умственных   и нравственных проблем учащиеся используют приобретенный опыт. Значимой особенностью субъекта деятельности является и осознание им своих возможностей, и умение (возможность) соотнести их и свои стремления с условиями объективной действительности (10, с.19­20). Э.П.   Козлов   считает,   что   развитию   этих   качеств   способствует мотивационный   компонент   учебной   деятельности,   в   основе   которого возникает   потребность   личности,   которая   становится   мотивом   при возможности ее осознания и наличия соответствующего отношения. Мотив определяет возможность и необходимость действия. Здесь мы подходим ко второй стороне вопроса, которую мы выдвигаем в нашей гипотезе о структуре учебной деятельности ­ к вопросу о значимости единства   всех   трех   компонентов   учебной   деятельности   (мотивационного, содержательного,   операционного)   для   становления   учащихся   начальных классов как субъекта учебной деятельности. Причем, суть значимости этого единства можно рассматривать в двух аспектах. Первое   –   это   возможность   развития   каждого   из   них   на   основе   двух других. Так, формирование мотивационной сферы учащегося невозможно без достаточного развития и содержательной, и операционной стороны, поскольку и   сознание   своих   возможностей   и   возникновение   отношения   (чувств), соответствующих   «сигналов»   возможно   лишь   в   том   случае,   если   ребенок владеет   определенным   содержанием,   на   основе   которого   возникает потребность,   и   комплексом   приемов,   ­   способов   удовлетворения   этих потребностей.Таким   образом,   учащийся   становится   активным   участником   процесса обучения,   т.   е.   субъектом   учебной   деятельности,   только   тогда,   когда   он владеет определенным содержанием, т. е. знает, что делать и для чего. Выбор того,   как   делать,   определятся   и   его   знаниями,   и   его   уровнем   овладения операционными структурами, и мотивами данной деятельности. Второй   аспект,   раскрывающий   сущность   значимости   единства   данных компонентов, представляет собой следующее: на сегодняшний день процесс обучения в начальной школе в значительной степени направлен на усвоение знаний   и   приемов,   способов   учебной   работы,   т.е.   упор   делается   на содержательный   и   частично   операционные   компоненты.   При   этом предполагается, что  в  ходе  этого  процесса  идет  и  умственное  развитие, и нравственное.   В   определенной   своей   части   это   положение   верно,   но   при целенаправленном  формировании  содержательных  элементов,  в  какой –  то степени   «стихийное»   развитие   операционной   и   мотивационной   сторон неизбежно отстает, что, естественно, начинает тормозить и процесс усвоения знаний,   не   дает   в   полной   мере   использовать   заложенные   в   учебной деятельности   возможности   для   умственного   и   нравственного   развития учащихся. (15, с.152). Проблема   нравственного   развития   младшего   школьника   в   процессе обучения   взаимосвязана   с   тремя   факторами,   которые   определяет   Т.В. Морозова.           Во–первых, придя в школу, ребенок переходит от «житейского» усвоения   окружающей   действительности,   в   том   числе   и   морально– нравственных   норм,   существующих   в   обществе,   к   его   научному   и целенаправленному   изучению.  Это   происходит   на   уроках   чтения,  русского языка, природоведения и т.д. Значение такого же целенаправленного обученияимеет   и   оценочная   деятельность   учителя   в   процессе   уроков,   его   беседы, внеклассная работа т. п. Во–вторых,   в   ходе   учебной   работы   школьники   включены   в   реальную коллективную   деятельность,   где   также   идет   усвоение   нравственных   норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения учеников с учителем. И   третий   фактор:   в   процессе   обсуждения   положения   в   современной школе все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. В связи с этим предлагается увеличить удельный   вес   гуманитарных   наук   в   общем   объеме   школьной   программы. Учебная   деятельность   имеет   все   возможности,   позволяющие   развивать   у учащихся   нравственные   качества   личности   в   процессе   изучения   любого предмета. С   этой   точки   зрения   и   необходимо   решать   проблему   умственного   и нравственного развития учащихся в процессе школьного обучения, в единстве, в тесной взаимосвязи одного и другого. С этих позиций учебная деятельность является фактором целостного развития личности ребенка. (21,с.28). Начальное   обучение   в   настоящее   время   строится   таким   образом,   что развивает у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки активного овладения учебным материалом, ведет к объединению полученных знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего мира. Развитие мышления, овладения разнообразными способами работы с учебным материалом   оказывает   прямое   влияние   на   усвоение   детьми   нравственных знаний;   организация   учебного   процесса   и   его   методы   способствуют накоплению нравственного опыта.Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения,   но   и   та   атмосфера,   которая   складывается   на   уроке,   стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает  себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.  Для   нравственного   воспитания   важно   организовать   учение   как высоконравственными коллективную   деятельность,   пронизанную   отношениями. Учебная деятельность становится коллективным трудом, если познавательная   задача   ставится   перед   детьми   как   общая,   для   ее   решения нужен   коллективный   поиск.   В   начальных   классах   требуются   специальные приемы,  чтобы   дети   смогли   осознать   учебную  задачу   и  как   общую,   и  как относящуюся лично к ним. Охарактеризовывать особенности того или иного общественного явления, –   значит,   выявить   его   существенные   взаимосвязи   с   другими   явлениями социальной   действительности.   С   развитием   общества   и   изменением исторических   условий   существования   людей   постоянно   обновляются,   а   в отдельные   исторические   периоды   коренным   образом   меняется   содержание воспитания. Воспитание может быть правильно понято лишь как естественно исторический   и     диалектический   противоречивый   процесс.   Сущность социального аспекта нравственного воспитания определяется, прежде всего, особенностью   развития   современной   эпохи,   преобразованиями   в   нашем обществе, происходящими на принципиально новых началах. Специфической   особенностью   процесса   нравственного   воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей, как   правило,   используются   все   усложняющиеся   виды   деятельности.   Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.               Проблема   нравственного   развития   младшего   школьника  в  процессе обучения взаимосвязана еще с тремя факторами. Во   –первых,   придя   в   школу,   ребенок   переходит   от   “житейского” усвоения   окружающей   действительности,   в   том   числе   и   морально   – нравственных   норм,   существующих   в   обществе,   к   его   научному   и целенаправленному   изучению.  Это   происходит   на   уроках   чтения,  русского языка, природоведения и т.д. Значение такого же целенаправленного обучения имеет   и   оценочная   деятельность   учителя   в   процессе   уроков,   его   беседы, внеклассная работа т. п. Во   –вторых,   в   ходе   учебной   работы   школьники   включены   в   реальную коллективную деятельность, где так же идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой, учеников и учителя. И третий фактор, о котором следует сказать: В процессе обсуждения положения в современной школе, проблемы становления программ обучения, дискуссий по поводу объема материала той или иной науки, все чаще звучит тезис   о   том,   что   обучение   в   школе   –   это,   прежде   всего   формирование нравственной личности. В связи с этим предлагается увеличить удельный вес гуманитарных наук в общем, объеме школьной программы. Представляется, что здесь дело не только в специфике той или иной науки, сколько в подходе к   учебной   деятельности   вообще.   Данный   вид   деятельности   имеет   все возможности,     позволяющие   развивать   у   учащихся   нравственные   качества личности   в   процессе   изучения   любого   предмета.   Конечно,   и   игровая,   и трудовая деятельность так же обладает такими возможностями, но учебная имеет   в   этом   плане   одно   существенное   преимущество:   возможностьцеленаправленного   формирования   и   естественно   –научных   и   нравственных убеждений. Начало обучения в школе – новый и важный этап в воспитании и развитии ребенка.   Став   школьником,   он   впервые   включается   в   систематическую, общественно –значимую деятельность. Многие важные черты духовного мира ребенка   закладываются   в   начальных   классах.   Именно   здесь   он   получает основы систематических знаний, здесь формируется его нравственный облик, развивается характер, воля. В воспитанно отношении  очень важно, какими будут первые шаги ребенка в учении. Учитель вводит его не только в мир знаний, но в сложный мир отношений к учению – обязательному и сложному, но в то же время радостному труду. Важным   является   понимание   того,   что   нравственное   воспитание целесообразно   осуществлять   также   в   процессе   формирования   учебной деятельности. Так как, учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте   ведущей,   обеспечивает   усвоение   знаний   в   определенной   системе, создает   возможности   для   овладения   учащимися   приемами,   способами решения   различных   умственных   и   нравственных   задач.   А   нравственность предлагает не только выполнение каждым человеком моральных норм, но и активную борьбу против индивидуализма, эгоизма, несправедливости. Одна   из   задач   воспитания   –   правильно   организовать   деятельность   деятельности   формируются   нравственные   качества,   а ребенка.   В   возникающее   отношения   могут   влиять   на   изменение   целей   и   мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностных ориентаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.