Духовно-нравственное развитие школьника c ОВЗ является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни.
Урок — место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений.
Особое место в данном вопросе занимает такой предмет, как иностранный язык, так как формы организации учебного процесса и тематическое содержание помогают соотнести свои собственные взгляды с нормами общественной морали. Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся.
В ходе изучения иностранных языков затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. Именно на уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических и экстра лингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации, развивает мышление, внимательность, воображение, память и другие способности, а также воспитывает такие качества, как трудолюбие, настойчивость, инициативность, волю.Одним из многочисленных и разнообразных способов воспитания средствами иностранного языка является чтение общественно-политической, духовной и художественной литературы.
К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию учащегося на уроке английского языка, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия. Важна на уроках иностранного языка работа в парах и групповая работа. В процессе парной и групповой работы воспитывается чувство ответственности за выполнение задания, учащиеся привыкают помогать друг другу и осуществлять контроль над товарищем, а это развивает внимание, способствует развитию чувства коллективизма. При этом необходимо разъяснить ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения.
Нравственность и уроки английского языка.docx
«Нравственность и уроки английского языка»
опыта
общему
развитию
речевому
нравственных
Духовнонравственное развитие школьника c ОВЗ является важнейшим
аспектом социализации личности в условиях стремительного развития
общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные
сферы
социальной деятельности и общественной жизни.
Урок — место разнообразных коллективных действий и переживаний,
накопления
взаимоотношений.
Особое место в данном вопросе занимает такой предмет, как иностранный
язык, так как формы организации учебного процесса и тематическое
содержание помогают соотнести свои собственные взгляды с нормами
общественной морали. Иностранный язык расширяет лингвистический
кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения,
содействует
учащихся.
В ходе изучения иностранных языков затрагиваются и обсуждаются
проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления,
позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали.
Именно на уроке иностранного языка учитель имеет возможность
формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как
предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических и
экстра лингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и
поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации, развивает мышление,
внимательность, воображение, память и другие способности, а также
воспитывает такие качества, как трудолюбие, настойчивость, инициативность,
волю.Одним из многочисленных и разнообразных способов воспитания
средствами иностранного языка является чтение общественнополитической,
духовной
литературы.
К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию учащегося
на уроке английского языка, могут быть отнесены коллективные формы
взаимодействия. Важна на уроках иностранного языка работа в парах и
групповая работа. В процессе парной и групповой работы воспитывается
чувство ответственности за выполнение задания, учащиеся привыкают
помогать друг другу и осуществлять контроль над товарищем, а это развивает
внимание, способствует развитию чувства коллективизма. При этом
необходимо разъяснить ребятам, что при оценивании ответов одноклассников
надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с
художественной
и точки
позиции пожеланий. В результате организации такой деятельности дети
приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его
ответ. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной
проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются
определенные
зрения.
Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из
приемов работы. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением.
Решение, принятое в ходе обсуждения, какойто проблемы, презентуется
всему классу. В то время как класс выбирает лучшее решение и обосновывает
свой
выбор.
Здесь важно создавать условия, когда дети поощряются высказывать свою
точку зрения. У них воспитывается умение слушать собеседника и терпимо
относиться к его точке зрения. Учитель демонстрирует детям образец не
авторитарного стиля общения, предлагает необходимые языковые и речевые
средства, оказывает любую необходимую помощь маленькому ученику, чтобы
он почувствовал успешность своего иноязычного общения. В рамках изучения
иностранного языка мы трактуем коммуникативные учебные действия как •
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками —
определение цели, функций участников, способов взаимодействия; •
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации; •разрешение конфликтов — выявление, идентификация
проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта,
принятие решения и его реализация; • управление поведением партнёра —
контроль, коррекция, оценка его действий; • умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в
соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка,
современных
коммуникации.
При написании словарных диктантов использую такой вид работы
как взаимное оценивание письменных работ. Непременным условием
организации такой работы должны стать оговоренные заранее нормы и
критерии оценивания. Для ребят не составляет особого труда объективно
оценить,
одноклассника.
Следующим эффективным приемом работы в упомянутом выше направлении
является ролевая игра. Ролевая игра также является формой коллективного
взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже несет
индивидуальную ответственность за принятое решение. В то же время в
словарный
диктант
средств
например, самого
за
остается
выбором
ролевой игре обычно предварительно оговаривается траектория поведения
участника игры в определенной ситуации. Хотя в некоторых случаях
оговариваться может только результат взаимодействия, тогда как траектория
поведения
учащегося.
В ходе использования данного приема работы также необходимо ввести этап
рефлексии для того, чтобы учащиеся смогли проанализировать уместность,
необходимость и эффективность той или иной модели поведения. Конечно, во
многом ролевое поведение определяется изучаемым языковым материалом,
но нравственная направленность также оказывает влияние на предполагаемый
вариант поведения. Задача учителя – показать образцы поведения, обосновав
в их с точки зрения разумности и морали, определить поведение ребенка в
предполагаемой проблемной ситуации и в случае необходимости провести
коррекцию данного поведения, но ни в коем случае не в форме назидания и
наставления.
Лучшего всего, если корректировать модель поведения будет не учитель, а
сами дети, предлагая свои варианты и обосновывая свой выбор.
И, конечно, не последнюю роль играют тематические уроки. Проектная
методика обучения иностранным языкам, которая лежит в основе обучения по
Учебнометодическому комплекту В.П. Кузовлева даёт большие возможности
для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как
уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое
осознание своей культуры. Знакомство с культурой страны изучаемого языка
происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и
понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о
себе самих. Этому способствуют задания под рубриками «In Your Culture» (В
твоей культуре) и «All About Me»(Все обо мне). В результате происходит
своеобразный диалог культур устами школьников. Сравнивая зарубежного
сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфичное,
что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго
отношения к стране, её людям, традициям. Для достижения этих целей на
уроках иностранного языка в нашей школе используются самые разнообразные
формы и приёмы учебной работы. На уроках учащиеся могут участвовать в
моделировании и решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении
кроссвордов, написании сообщений и докладов, экскурсиях по историческим
местам, работать с печатными материалами, проводить “круглые столы”. В
конце изучения темы «I discover the USA» в 8 классе, учащимся предлагается “пригласить иностранных гостей в Россию и организовать для них
путешествие”. Этот проект называется «Добро пожаловать в Россию!».
на
они
изучаемом
предоставляют
Познавательным аспектом таких уроков является увеличение объёма знаний
об особенностях культуры родной страны,
знакомство с
достопримечательностями Москвы, СанктПетербурга, Барнаула, как
столицы Алтайского края. Воспитательный аспект – осознание понятия
Родина, малая Родина, более глубокое осознание своей культуры.
Работая по теме «Меняются времена, меняются стили», учащимся
предлагается виртуальное посещение местного музея ГМИЛИКа, отзывы о
котором
языке.
Работая по теме «Моя семья» в 6 классе, учащиеся изучают родословную
своей семьи, а затем предоставляют проекты генеалогических деревьев своих
семей.
При изучении темы «Герои и гордость твоей страны» мы знакомимся с
биографиями выдающихся людей страны изучаемого языка и нашей Родины,
также и при изучении таких тем как «Достопримечательности Британии,
Америки и России», «Образование» и др. Здесь имеет место
культурологический аспект обучения, сравнение национальных культур
разныхнародов.
Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков, звучат многие
насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы
толерантности,
проблемы
благотворительности, проблемы материализма и национальной культуры,
проблемы
ней.
Ценностные ориентиры содержания современных УМК по английскому языку
формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
∙формирование
психологических условий развития общения,
сотрудничества на
основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к
сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра,
признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с
учётом
участников;
проблемы
современной
семьи,
позиций
нищеты
с
всех
и
борьбы а
и
контролю,
вины,
мотивов
познания
и
стремления
следовать
нравственности
(планированию,
и общества
∙развитие ценностносмысловой сферы личности на основе общечеловеческих
принципов
гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения,
коллектива
им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств
(стыда,
совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство
с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
∙развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и
самовоспитанию,
именно:
инициативы и
– развитие широких познавательных интересов,
любознательности,
творчества;
и
– формирование умения учиться и способности к организации своей
деятельности
оценке);
∙развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как
условия
самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоциональноположительного отношения к
себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности
к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям,
ответственности
результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей,
готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям,
представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества,
в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к
информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного
языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует
формированию у школьников целостной картины мира. Владение
иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования
школьников, способствует формированию личности и ее социальной
адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного,
полиязычного мира.
их
её
за Подготовила:
учитель английского языка
Рябцева Е.А.
«Нравственность и уроки английского языка»
«Нравственность и уроки английского языка»
«Нравственность и уроки английского языка»
«Нравственность и уроки английского языка»
«Нравственность и уроки английского языка»
«Нравственность и уроки английского языка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.