Аналитическая справка
по итогам проведения ВПР по русскому языку в 6 классе
2023-2024 учебный год
Дата: 08 .04. 24 г.
Учитель: Шепель Т.В.
Назначение ВПР по учебному предмету «Русский язык» – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся соответствии с требованиями ФГОС. КИМ ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов обучения, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике.
Содержание и структура проверочной работы определяется на основе ФГОС ООО с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку.
Всероссийская проверочная работа основана на системнодеятельностном, компетентностном и уровневом подходах. В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения учащихся основной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД:
Личностные результаты: знание моральных норм и норм этикета, умение выделить нравственный аспект поведения. Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные результаты: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование, преобразование модели.
Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Тексты заданий в КИМ соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством просвещения РФ.
Цель анализа получение данных, позволяющих представить уровень образовательных достижений по ряду предметов, выявить недостатки, построить траекторию их исправления и подготовить методические рекомендации для учителей, администрации ОУ, а также для учеников и их родителей.
ВПР по русскому языку включала 14 заданий, в том числе 5 заданий к приведенному тексту для чтения. Задания 1–3, 7–12, 14 предполагают запись развернутого ответа, задания 4–6, 13 − краткого ответа в виде слова (сочетания слов). Максимальный балл за все правильно выполненные задания – 51. Все задания относятся к базовому уровню сложности. На выполнение ВПР по русскому языку отводилось 90 минут.
Результаты:
Количество писавших |
Получили «5» 45-51 б. |
Получили «4» 35-44 б. |
Получили «3» 25-34б. |
Получили «2» 0-24 б. |
Общая успеваемость |
Качество знаний |
3 |
0 |
2 |
1 |
0 |
100% |
67% |
Подтвердили отметку за 3 учебную четверть |
Получили отметку выше |
Получили отметку ниже |
3 обучающихся |
нет |
нет |
Результаты ВПР обучающихся 6 класса приведены в таблице 1.
Таблица 1
№ п/п |
Ф.И.О. |
Код |
Оценка по предмету за 3 четверть |
Оценка за ВПР |
Итоговый балл |
1 |
Кривенцев Юрий Алексеевич |
60001 |
3 |
3 |
27 |
2 |
Хаджиматова Севара Голибовна |
60002 |
4 |
4 |
36 |
3 |
Юсупов Сердар Давронбекович |
60003 |
4 |
4 |
43 |
Характеристика заданий ВПР-2024 по русскому языку в 6 классе
представлена в таблице 2.
Таблица 2.
№ |
Блоки ПООП ООО выпускник научится /получит возможность научиться или проверяемые требования (умения) в соответствии с ФГОС |
Уровень сложности |
Макс
|
Справились |
Успеваемость %
|
1 К1
|
Умение правильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка /совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма. |
Б |
4 |
1 |
33% |
3 |
1 |
33% |
|||
2 |
1 |
33% |
|||
1 |
0 |
0% |
|||
0 |
0 |
0% |
|||
1К2
|
Умение правильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные правила. Умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы – осуществлять самоконтроль). |
Б |
3 |
2 |
67% |
2 |
0 |
0% |
|||
1 |
1 |
33% |
|||
0 |
0 |
0% |
|||
1К3
|
Умение правильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные правила. Умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы – осуществлять самоконтроль). |
Б |
2 |
3 |
100% |
1 |
0 |
0% |
|||
0 |
0 |
0% |
|||
2К1 |
Умение проводить морфемный анализ слов, распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними, определять признаки основных языковых единиц и выявлять уровень владения базовыми учебно-языковыми аналитическими умениями. |
Б
|
3
|
3 |
100% |
2К2 |
Умение проводить словообразовательный анализ слов, распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними, определять признаки основных языковых единиц и выявлять уровень владения базовыми учебно-языковыми аналитическими умениями. Помимо предметных умений задание предполагает проверку регулятивных (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы), познавательных (осуществлять сравнение, классификацию; преобразовывать информацию), универсальных учебных действий. |
Б
|
3
|
3 |
100% |
2К3
|
Умение осуществлять морфологический разбор, выявлять уровень предметного учебно-языкового аналитического умения анализировать языковые единицы с точки зрения морфологических и синтаксических признаков. Помимо предметных умений задание предполагает проверку регулятивных (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы), познавательных (осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; осуществлять сравнение, классификацию; преобразовывать информацию), универсальных учебных действий. |
Б
|
3
2
1
0 |
1
1
0
1 |
33%
33%
0%
33% |
2К.4 |
Умение осуществлять синтаксический разбор, выявлять уровень предметного учебно-языкового аналитического уме-ния анализировать различные виды предложений с точки зрения их струк-турной и смысловой организации, функциональной предназначенности. Помимо предметных умений задание предполагает проверку регулятивных (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы), по-знавательных (осуществлять логичес-кую операцию установления родо-видовых отношений; осуществлять сравнение, классификацию; преобразовывать информацию), универсальных учебных действий. |
Б
|
3
2
1
|
1
1
1 |
33%
33%
33% |
3.1
|
Умение распознавать правильную орфоэпическую норму современного русского литературного языка, вместе с тем оно способствует проверке коммуникативного универсального учебного действия (владеть устной речью). Распознавать заданное слово в ряду других на основе сопоставления звукового и буквенного состава. |
Б
|
1
|
0 |
0% |
0 |
3 |
0% |
|||
3.2 |
Распознавать заданное слово в ряду других на основе сопоставления звукового и буквенного состава, осознавать и объяснять причину несовпадения звуков и букв в слове. Распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними |
Б
|
0
|
3 |
0% |
4
|
Умение проводить орфоэпический анализ слова; определять место ударного слога. Соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам/осуществлять речевой самоконтроль |
Б
|
2
|
3 |
100% |
5
|
Умение распознавать самостоятельные и служебные части речи и их формы в указанном предложении, определять отсутствующие изученные части речи; познавательные (осуществлять классификацию) универсальные учебные действия. . Распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними |
Б
|
3 2
|
2 1
|
67% 33% |
6
|
Предметные умения: распознавать случаи нарушения грамматических норм русского литературного языка в формах слов различных частей речи и исправлять эти нарушения Соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам /осуществлять речевой самоконтроль
|
Б
|
2 1 0 |
1 1 1 |
33% 33% 0% |
7.1
|
Умение анализировать различные виды предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей, распознавать предложения с подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже (предметные умения). Cоблюдать/ совершенствовать в речевой практике основные орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка, соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; осуществлять речевой самоконтроль |
Б
|
1
|
3 |
100% |
7.2
|
Умение обосновывать выбор предложения с постановкой тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже; соблюдать в речевой практике основные орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка/ совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; осуществлять речевой самоконтроль
|
Б
|
1
|
3 |
100% |
8.1
|
Умение распознавать предложения с обращением; опираться на грамматический анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Соблюдать в речевой практике основные орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка/ совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки |
Б
|
2
|
2 |
67% |
8.2
|
Умение обосновывать выбор предложения с обращением |
Б |
1 |
2 |
67% |
9
|
Умение анализировать текст с точки зрения его основной мысли, адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме; владеть навыками изучающего чтения и информационной переработки прочитанного материала; адекватно понимать тексты различных функционально-смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка. Использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное)/соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма. |
Б
|
2
|
2 |
67% |
10
|
Умение информационно перерабатывать прочитанный текст и представлять его в виде плана в письменной форме; соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма, передавая его содержание в виде плана. Использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное). |
Б
|
3 2
|
1 1 |
33% 33% |
11
|
Понимать целостный смысл текста, находить в тексте требуемую информацию, подтверждение выдвинутых тезисов, на основе которых необходимо построить речевое высказывание в письменной форме на поставленный вопрос. |
Б
|
2 |
2 |
67% |
12.1
|
Распознавать и адекватно формулировать лексическое значение многозначного слова с опорой на контекст. Распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними. |
Б
|
1 |
3 |
100% |
12.2
|
Умение использовать многозначное слово в другом значении в самостоятельно составленном и оформленном на письме речевом высказывании (предложении). Соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; осуществлять речевой самоконтроль. |
Б |
2 |
3 |
100% |
13.1
|
Умение распознавать стилистическую окраску слова. Распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; осуществлять речевой самоконтроль. |
Б |
1 |
0 |
0% |
13.2
|
Умение подбирать к слову близкие по значению слова (синонимы). Использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи. |
Б |
1 |
1 |
67% |
14.1
|
Умение распознавать значение фразеологической оборота. Распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; использовать языковые средства для объяснения значения фразеологической единицы. |
Б |
2 |
1 |
33% |
14.2
|
Умение на основе значения фразеологизма и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации фразеологизма; умение строить монологическое контекстное высказывание в письменной форме. Распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации.
|
Б |
2 |
0 |
0%
|
Задания ВПР в 6 классе были направлены на выявление уровня владения обучающимися правописными нормами современного русского литературного языка (орфографическими и пунктуационными), учебно-языковыми опознавательными, классификационными и аналитическими умениями, предметными коммуникативными умениями, а также регулятивными, познавательными и коммуникативными универсальными учебными действиями.
Задание 1 проверяло традиционное правописное умение обучающихся правильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы. Успешное выполнение задания предусматривает сформированный у обучающихся навык чтения (адекватное зрительное восприятие информации, содержащейся в предъявляемом деформированном тексте) как одного из видов речевой деятельности. Наряду с предметными умениями проверяется сформированность регулятивных универсальных учебных действий (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и в процессе его реализации).
Задание 2 предполагает знание признаков основных языковых единиц и было нацелено на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно-языковыми аналитическими умениями:
− морфемный разбор направлен на проверку предметного учебно-языкового аналитического умения обучающихся делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
− словообразовательный разбор − на проверку предметного учебно-языкового аналитического умения обучающихся анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную (производящую) основу и словообразующую морфему(ы); различать изученные способы словообразования слов различных частей речи;
- морфологический разбор – на выявление уровня предметного учебно-языкового аналитического умения анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи, умения определять морфологические признаки и синтаксическую роль данного слова;
− синтаксический разбор − на выявление уровня предметного учебно-языкового аналитического умения анализировать различные виды предложений с точки зрения их структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности.
Помимо предметных умений задание предполагало проверку регулятивных (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и в процессе его реализации), познавательных (осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; осуществлять сравнение, классификацию; преобразовывать информацию, используя графические обозначения в схеме структуры слова при морфемном разборе, при словообразовательном разборе) универсальных учебных действий.
Задание 3 было нацелено на проверку учебно-языкового умения распознавать заданное слово в ряду других на основе сопоставления звукового и буквенного состава, осознавать и объяснять причину несовпадения звуков и букв в слове; познавательных (осуществлять сравнение, объяснять выявленные звуко-буквенные особенности слова, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей) и коммуникативных (формулировать и аргументировать собственную позицию) универсальных учебных действий.
Задание 4 было направлено на выявление уровня владения орфоэпическими нормами русского литературного языка, вместе с тем оно способствовало проверке коммуникативного универсального учебного действия (владеть устной речью).
В задании 5 проверялось учебно-языковое умение опознавать самостоятельные части речи и их формы, служебные части речи в указанном предложении; познавательные (осуществлять классификацию, самостоятельно выбирая основания для логических операций) универсальные учебные действия.
Задание 6 проверяло умение распознавать случаи нарушения грамматических норм русского литературного языка в формах слов различных частей речи и исправлять эти нарушения; регулятивные (осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания) универсальные учебные действия.
Задание 7 проверяло (предметное умение) учебно-языковое опознавательное умение (опознавать предложения с подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.
Задание 8 проверяло умение находить обращение, однородные члены предложения, сложное предложение (учебно-языковое опознавательное умение), применять знание синтаксиса в практике правописания; пунктуационное умение соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма; обосновывать выбор предложения и знаков препинания в нем, в том числе − с помощью графической схемы; а также универсальные учебные действия: регулятивные (осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания), познавательные (преобразовывать предложение в графическую схему), коммуникативные (формулировать и аргументировать собственную позицию).
В задании 9 на основании адекватного понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации, ориентирования в содержании текста, владения изучающим видом чтения (познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия) проверялись предметные коммуникативные умения распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
Задание 10 проверяло предметное коммуникативное умение осуществлять информационную переработку прочитанного текста, передавая его содержание в виде плана в письменной форме с соблюдением норм построения предложения и словоупотребления; вместе с тем задание было направлено и на выявление уровня владения познавательными универсальными учебными действиями (адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости, соблюдать в плане последовательность содержания текста).
Задание 11 также предполагало ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации, подтверждения выдвинутых тезисов (познавательные универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность обучающихся строить речевое высказывание (предметное коммуникативное умение) в письменной форме (правописные умения) с учётом норм построения предложения и словоупотребления.
Задание 12 выявляло уровень предметных учебно-языковых опознавательных умений обучающихся распознавать лексическое значение многозначного слова с опорой на указанный в задании контекст; определять другое значение многозначного слова, а также умение использовать многозначное слово в другом значении в самостоятельно составленном и оформленном на письме речевом высказывании (предметное коммуникативное и правописное умения), построенном с учетом норм создания предложения и словоупотребления; предполагается ориентирование в содержании контекста, нахождение в контексте требуемой информации (познавательные универсальные учебные действия).
В задании 13 проверялись: учебно-языковые умения распознавать стилистическую окраску заданного слова и подбирать к слову близкие по значению слова (синонимы); предметное коммуникативное умение, заключающееся в понимании обучающимися уместности употребления близких по значению слов в собственной речи; коммуникативное универсальное учебное действие, связанное с возможной эквивалентной заменой слов в целях эффективного речевого общения.
Задание 14 предполагало распознавание значения фразеологической единицы (учебно-языковое умение); умение на основе значения фразеологизма и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации фразеологизма (предметное коммуникативное умение, познавательные универсальные учебные действия), умение строить монологическое контекстное высказывание (предметное коммуникативное умение) в письменной форме (правописные умения); задание было нацелено и на адекватное понимание обучающимися письменно предъявляемой информации (коммуникативные универсальные учебные действия), и на выявление уровня владения обучающимися национально-культурными нормами речевого поведения (коммуникативные универсальные учебные действия), а также на осознание обучающимися эстетической функции русского языка (личностные результаты).
Выводы:
1.Наиболее успешно выполнены учащимися задания:
Задание 2К1- Умение проводить морфемный анализ слов, 2К2-словообразовательный анализ слова
№ 4 - Умение проводить орфоэпический анализ слова; определять место ударного слога.
№ 5 Умение распознавать самостоятельные и служебные части речи и их формы в указанном предложении
№ 7.2- Умение обосновывать выбор предложения с постановкой тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже
Задание 9 - Умение анализировать текст с точки зрения его основной мысли, адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме; владеть навыками изучающего чтения и информационной переработки прочитанного материала; адекватно понимать тексты различных функционально-смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка
№ 12.2. - Умение использовать многозначное слово в другом значении в самостоятельно составленном и оформленном на письме речевом высказывании
2.Затруднения вызвали задания:
№ 3.2.- Распознавать заданное слово в ряду других на основе сопоставления звукового и буквенного состава.
№ 10 - Умение информационно перерабатывать прочитанный текст и представлять его в виде плана в письменной форме ( составление плана текста)
№ 11- Понимать целостный смысл текста, находить в тексте требуемую информацию, подтверждение выдвинутых тезисов, на основе которых необходимо построить речевое высказывание в письменной форме на поставленный вопрос.
№ 13.2.- Умение подбирать к слову близкие по значению слова (синонимы)
№ 14.1- Умение распознавать значение фразеологической оборота.
№ 14.2- Умение на основе значения фразеологизма и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации фразеологизма
Для устранения ошибок необходимо продолжить работу:
¾ по совершенствованию видов речевой деятельности (чтения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами;
¾ по овладению основными нормами литературного языка;
¾ выстроить работу на уроках развития речи по составлению и записи текстов, направленных на знание норм речевого этикета с учетом орфографических и пунктуационных правил русского языка;
¾ по заданиям на формирование соответствующих планируемых результатов с теми умениями и видами деятельности, которые по результатам ВПР были выявлены как проблемные;
¾ усилить работу по лексике (фразеологизмы, антонимы и синонимы).
¾ по развитию речи обучающихся, связанной с ориентированием в содержании текста, пониманием его целостного смысла, нахождением в тексте требуемой информации, подтверждением выдвинутых тезисов (познавательные универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность обучающихся строить речевое высказывание (предметное коммуникативное умение) в письменной форме (правописные умения) с учётом норм построения предложения и словоупотребления.
Учитель: Шепель Т.В.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.