Тема урока: «Нравственные уроки повести А. Алексина «Безумная Евдокия» (урок внеклассного чтения).
Цели урока: продолжить работу над развитием умения анализировать эпическое произведение; отрабатывать умение вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения; формировать в учениках талант человечности.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
Учитель: Доброе утро. Я рада приветствовать вас, улыбнитесь друг другу.
2.Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Что ты ищешь, Диоген, днем с огнем? - спросили философа афиняне.
- Я ищу человека.
- Кого? Его? Меня?
- Я ищу Человека, - ответил мудрец.
Учитель: Как вы понимаете слова мудреца? Какого человека ищет Диоген?
(Человека с большой буквы, человека мудрого, доброго, отзывчивого).
А я бы ответила так: он искал человека, живущего по законам высокой человеческой нравственности.
Нравственным человек рождается или становится? (Становится)
Помогают в становлении нравственного человека уроки литературы.
Вся жизнь человека состоит из постоянного выбора, между добром и злом в том числе.
Я думаю, что выведенные нами критерии оценивания поведения героев художественного произведения помогут вам делать правильный выбор и в жизни. Вы сейчас молоды, часто поступаете сгоряча, быстро и необдуманно принимаете решения, не задумываясь о последствиях… Потом переживаете… Хорошо, если можно ошибки исправить, но… бывают и необратимые последствия… ( Как в повести: вернётся ли Надюша, мать Оленьки, домой? – вопрос остался открытым…)
Сегодня у нас с вами урок нравственности, урок раздумья над такими вопросами, которые ставит перед собой каждый человек. Что такое доброта? Возможна ли без нее жизнь? Откуда в людях берутся эгоизм и равнодушие? Ответить на эти вопросы нам помогает художественная литература. Есть такие книги, мимо которых пройти нельзя, они должны стать вашими друзьями. К таким книгам относятся произведения А. Алексина. Сегодня мы обратимся к одному из них , к повести «Безумная Евдокия»,которую вы прочитали дома.
3. Формулировка темы и постановка цели урока.
Учитель: Повесть. «Безумная Евдокия», по мнению критиков, одно из ярчайших произведений Алексина, в котором автор и его герои преподают читателю очень важные нравственные уроки. Используя это определение, сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Да.Тема сегодняшнего урока внеклассного чтения: «Нравственные уроки повести А Г. Алексина «Безумная Евдокия»
Запишите её в тетрадь.
Учитель: Сделайте предположение, чем мы сегодня будем заниматься? Какие вопросы мы будем обсуждать?
Какую цель мы ставим перед собой?
Ученики: (Кого из героев повести можно назвать нравственным человеком? Чему учит произведение Алексина, над чем заставляет задуматься? Какие проблемы затрагивает? )
Целью нашего урока будет анализ произведения А.Алексина «Безумная Евдокия» .
-А что такое нравственность? (Ответы детей)
Учитель: Давайте заглянем в словарь и сравним ваш вариант с тем, что даёт нам Ожегов в своём словаре. Откройте словарь и прочтите определение нравственности.
Ученики: (работают со словарём, находят и зачитывают определение):
(Слайд) Нравственность - правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения.
4.Актуализация.
Учитель: Почему повесть называется «Безумная Евдокия»? Как вы поняли ее название? ( Повесть названа «Безумная Евдокия», потому что так её называла Оля и её семья.)
Учитель: Действительно, ключевым в названии является слово "безумная". Прозвав так Евдокию Савельевну, ни Оля, ни ее родители не думали, что безумие придет в их дом. Что значит «безумная»? Взгляните на экран. Какое значение этого слова имели в виду Оля и ее родители? Почему? Какое значение слова «безумная» выбрали вы?
(Слайд) Безумие –
1.Сумасшествие (устаревшее);
2.Безрассудство, полная утрата разумности в действиях, в поведении;
3.Одержимость идеей служения людям (переносное).
Ученики: ( Оля и её родители имели в виду второе значение этого слова «Безрассудство, полная утрата разумности в действиях, в поведении»; Я думаю, что это третий вариант значения «Одержимость идеей служения людям», т.к. Евдокия Савельевна думала, прежде всего, о других людях.)
5.Работа с тестом.
Учитель: Кто является повествователем в произведении? ( Повествователь - отец Оленьки.)
- Что мы знаем об Олиных родителях? (Они работали в конструкторском бюро, Надя пела, он писал фантастические рассказы. Они полюбили друг друга, поженились, очень сильно ждали появления на свет дочки.)
Учитель: Что было главным желанием их жизни? (Желание иметь дочь.)
Учитель: Что изменилось в семье с появлением дочери? (Когда она родилась, Надюша написала в записке: "Спасибо ей". Радуясь дочери, отец перестал писать фантастические романы, Надя перестала петь. Оба этого не заметили. С этой роковой фразы "спасибо ей" все началось. Эта фраза "перекинула мост в тот страшный день…Мост длиною в шестнадцать лет и два месяца".)
Оля - центр семьи.
- А чем, по мнению отца, “она заслужила это право”? (Тем, что родилась на
свет. Хотя жизнью рисковала Надюша, рисковал своей любовью и
счастьем отец. Всю свою жизнь родители посвятили только ей.)
- Говорит ли при этом отец о ее человеческих качествах? (Нет.)
Учитель: Сначала мы видим Оленьку глазами отца. Какою он ее видит?
(Он замечает в ней только положительное, считает, что она не как все, что она необыкновенная, оправдывает ее в любой ситуации. "В семье, состоящей из трех человек, всегда кто-нибудь оказывается в меньшинстве: либо мужчина, либо женщина. У нас в меньшинстве были мы с Надей: центром семьи и ее лицом стала дочь. Она заслужила это право, и мы были счастливы". "Нелегко было нашей талантливой дочери среди людей обыкновенных".)
Учитель: Какой мы видим Евдокию Савельевну в начале повествования?
( Мы видим ее глазами отца Оли. Это “женщина без возраста”.Любила, “чтобы все были вместе”, никого не выделяла, воспитывала своих учеников “нынешних” на примере “бывших”, устраивала вечера, спектакли, предвзято относилась к их дочери, “не замечала” ее талантливости. Оля назвала ее “безумной”, родители согласились с этим).
Учитель: Можно ли сказать, что отец Оленьки в начале повести умел вглядываться в человеческие лица?( Нет, нельзя.)
- Какими он видел Евдокию Савельевну, Люсю, Борю? Чьими глазами он смотрит на них? (Всех он видел такими, какими "подавала" их Оленька- в негативном плане. "…именно они, те трое…были причиной частых страданий и слез дочери". Оля всегда "во всем была права".)
Учитель: Всегда ли с ним и Оленькой соглашается Надя? (Чаще - да. Но ее размышления говорят о цельности и глубине ее натуры, о чуткости души: "Надо считаться с людьми"; "Друзей легче потерять, чем найти"; "Когда слишком много ликуешь, не мешало бы вовремя спохватиться и подумать о том, что кому-то сейчас впору заплакать. А, упиваясь собственным горем, не мешает подумать, что у кого-то в душе праздник, который, может быть, не повторится. Надо считаться с людьми".)
6.Работа в паре.
Учитель: Я прошу вас разделить героев на 2 группы. В первую группу запишите круг общения Евдокии Савельевны. Во вторую группу - круг общения Ольги и её семьи (рабочие листы на партах ).
Ученики: (распределяют героев на две группы, затем читают свои варианты).
Круг общения Евдокии Савельевны |
Круг общения Оли |
1.Бывшие ученики 2.Ученики 9-х классов 3.Митя Колягин 4.Митин дядя 5.Раненые бойцы 6.Оля 7.Олины родители |
1.Художник 2.Люся 3.Боря Антохин |
- Чей круг общения больше? (Круг общения Евдокии Савельевны значительно больше .)
Учитель: Почему же так неравномерно распределились персонажи? ( Герои распределились неравномерно, потому что Евдокия Савельевна окружала себя людьми, жила для них, она помогает им, воспитывает их, отдает им душу, оценивая людей, прежде всего по их поступкам, а Оля жила для себя. Её мало интересовали люди. )
Учитель: Какою вы увидели Оленьку?
- Оля принимала активное участие в жизни класса? («Все вместе, а она – в
стороне».)
- Почему Оля стала дружить с Люсей? (“Несмотря на сопротивление
Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила
краски и мыла кисточки. Какая женщина устоит перед таким обожанием?
Оленька стала дружить с Люси. Хотя времени на дружбу у неё было
мало”.)
- А у Люси было много времени? (Больная мама.)
- Отец Оли произносит фразу: “Я понял, что наша дочь впервые столкнулась
с предательством”. Кто кого предал? (Пока Люся восхищалась, была хороша.)
- Почему Люся не разрешила Оле защитить её на собрании? (Отец влюбился
в другую женщину. “Обыкновенная история”, - сказала Оля. Равнодушие.)
- А каково Люсе? (Девочка сумела быть чуткой и по отношению к матери, и
по отношению к отцу.)
- Почему у Бори столько фотографий Оленьки? (То, что он преследовал ее,
родители объясняли только тем, что он хочет привлечь ее к жизни класса.)
-Какое отношение к классному руководителю и одноклассникам родителей Оли? ( Поступки Евдокии Савельевны не понятны Оле и ее родителям. Они называют ее "безумной", потому что та, по их мнению, не желает замечать Олин талант и предпочитает менее одаренных детей. Ослепленные любовью к дочери, родители не видят тех недостатков в ее характере, с которыми борется Евдокия Савельевна.)
-Отношение к Люсе. Какое? (Люся нравилась до тех пор, пока носила за Олей папки с рисунками, восторгалась ею, предсказывая "судьбу Леонардо да Винчи".Но как только Люся обиделась на Олю, она стала "опасным недругом". Олин отец видит в Люсе человека, который относится к Оленьке " по системе Евдокии Савельевны". Он совершенно не задумался над тем, почему Люся обиделась на Олю.)
-Отношение к Боре Антохину. ("Вырос Боря нам на горе",- вздыхает Оля, не замечая его любви. Она уверена, что он приходит к ним только для того, чтобы привлечь ее к общественной работе. Оля не замечает в нем "внутренней красоты".)
Учитель: Как оцениваете Ольгу? ( Она яркая, талантливая, умная. Но нет у нее человеческой теплоты. Любит себя, она - одна, она над всеми, она эгоистка.)
-Какая главная черта характера Оли ? (Себялюбие, а отсюда эгоизм по отношению к окружающим ее людям. )
- Для чего нужны были встречи “нынешних” с “бывшими”? Почему Евдокия Савельевна приглашала на встречи “не только героев, а и диспетчеров с поварами? Почему выделяла незаметных ребят? Чего добивалась учительница от своих учеников?
(Евдокия Савельевна хотела научить своих учеников уважать людей любой профессии. Ведь каждый в своем деле должен быть мастером, художником. Нельзя унижать и презирать людей, а в каждом нужно найти то, что достойно уважения. Это понял в конце повести отец Оли: “Она приглашала на те знаменитые встречи не только героев, а и диспетчеров с поварами. Зачем? Наверное, хотела объяснить нашей дочери и ее одноклассникам, что, если они будут честными и порядочными людьми, просто честными и порядочными, они тоже будут иметь право на внимание к себе. И на память”. Никому из детей она не давала почувствовать свою ненужность и никчемность. Она учила всех радоваться любым, даже незначительным успехам товарищей. Она добивалась от своих учеников “таланта человечности”.)
- Понимала ли она душевное состояние своих учеников? Докажите это примерами из текста.
(Учащиеся приводят пример с Люсей, которая остро переживала домашние проблемы, была унижена Олей, нуждалась в поддержке. Сделав Люсю старостой класса, Евдокия Савельевна дала ей понять, что она ничуть не хуже Оли, что она уважаемый человек. Не секрет для учительницы и любовь к Оле Бори Антохина, да и душевное состояние Оли ей тоже хорошо понятно.)
- Как Евдокия Савельевна относилась к Оле? (Она считала, что Оля растет самовлюбленной эгоисткой, думает только о себе. Она “забывает” о Люсе Катуниной во время встречи с художником, не замечает любви Бори, ничего не делает для школы, обуреваема желанием всегда и везде быть первой. “Жить только собой - это полбеды/ Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя и чужие судьбы”.)
-Что в ее характере настораживало и порой раздражало учительницу? Почему она отказалась устраивать персональную выставку. Олиных работ?
(Евдокия Савельевна видела высокомерное, пренебрежительное отношение девочки к одноклассникам, видела ее эгоизм. Оля верила в свое собственное величие и чувствовала превосходство над окружающими ее детьми. Это раздражало умудренную жизненным опытом учительницу, поэтому она устроила выставку работ всех, кто рисует, у Оли взяла только два рисунка. Она не хотела способствовать развитию Олиного самомнения.)
- Почему же Евдокия Савельевна не смогла изменить характер своей ученицы? (Потому что родители Оли не поддерживали ее, а боролись с ней.)
Учитель: В чем же вы видите разницу между тем, как любит людей «безумная Евдокия» и тем, как любит людей Ольга? ( Евдокия Савельевна предана своим ученикам, они для нее самое дорогое, что у нее есть, она их любит, уважает, гордится ими, воспитывает в питомцах «талант человечности». )
-А Ольга? (Она, конечно, любит своих родителей, уважает их, потому что они любят ее, они растворились в ней и потеряли свою яркую индивидуальность. И страшно то, что, зная все это, именно она виновница безумия своей мамы. Она богата талантами, но лишена таланта человечности. )
Анализ эпизода «Ольга вернулась с цветами для мамы»:
Чтение эпизода «Ольга вернулась с цветами для мамы».
- Как, по-вашему, можно оценить поступок Оли? Хотела ли она кого-то
напугать? (Она просто хотела быть первой всегда и ни о ком и ни о чем не
думала. Не желая терять пальму первенства, Оля решила доказать свою
неординарность и в походе: первой разгадав тайну, она идет к успеху одна.
Это ей удалось, но за это поплатилась здоровьем ее мать.)
- Посмотрите, вот она просто влетает в дом, несет только радость, бросается
к мамочке. Ее голос звонок и весел. Цветы… А помнила ли она о маме?
- Почему её поступок привёл к трагедии? (Не привыкла волноваться о
других, не подумала, что будут волноваться остальные, не найдя ее в лагере
утром).
Нравственное прозрение отца Оленьки:
- Отцу Оли на какое-то время кажется, что все, в том числе и Евдокия
Савельевна, пытаются загладить свою вину. Разве так? (Нет, все пытаются
помочь.)
- Какова же на самом деле “безумная” Евдокия? В каких эпизодах
раскрывается ее образ не таким, каким его представляла Оля? (Эпизод,
связанный с Люсей (она сделала ее старостой класса, чтобы дать ей
почувствовать, что она не хуже других); факт о том, что в годы войны она
прятала в своем доме раненых солдат; эпизод в доме Оленьки - она все
берет в свои руки.)
- Как изменилось мнение отца Оли о Евдокии Савельевне? Прочитайте
необходимые цитаты из текста.
“Мы с Надюшей боролись против “безумной Евдокии” за право строить …или, как говорится, формировать Олин характер, – размышлял я. – Мы победили. И эта победа стоила Наденьке жизни. Или здоровья. “Безумная Евдокия”… Она приглашала на те знаменитые встречи не только героев, а и диспетчеров с поварами. Зачем? Наверно, хотела объяснить нашей дочери и её одноклассникам, что, если они будут честными и порядочными людьми, просто честными и порядочными, они тоже будут иметь право на внимание к себе. И на память”.
- Как вы думаете, зачем Евдокия Савельевна расскажет отцу Оли о том, как
она всегда вела себя по отношению к окружающим? Ведь ему сейчас и так
тяжело. (Она многое поняла в Оле и уже пыталась познакомить отца с
собственной дочерью, но тогда он не услышал учительницу.)
- Но только ли осуждает она Олю? Так ли безнадежна Оля для нее? (Нет,
Евдокия Савельевна очень переживает: “Оля может принять всю вину на
себя. Эта ноша окажется для нее непосильной!” “Евдокия Савельевна
громоздко заторопилась, покинула меня, догнала ребят. Я понял, что она
решила разделить тяжесть ноши с моей дочерью”.)
- Почему именно в конце повести Евдокия Савельевна раскрывает Олиному отцу истинный характер его дочери? Может быть, это чувство мщения?(Нет, просто раньше отец не хотел прислушиваться к ее словам, верил только Оле. Мстительной Евдокию Савельевну назвать нельзя. В трудную минуту она была рядом с Олей: “Оля может принять всю вину на себя”, и “эта ноша окажется для нее непосильной”. В конце повести отец Оли сам вызывает учительницу на разговор, пытается снова оправдать дочь, но Евдокия Савельевна предупреждает его: “Если вы примете сегодняшнюю историю за случайность, она повторится! Поверьте, что это так!”)
- Когда отец понял истину? К какому горькому выводу он пришел? Какие очень важные слова скажет Оле отец? ( Сначала он пытался найти оправдание ее поступку, но потом сказал: “Он (Митя Калягин) прошел этот путь, чтобы спасти людей. А ты, чтобы погубить…самого близкого тебе человека…”; “А может, ее любви хватало лишь на себя?”; “Безумие пришло к нам в дом”; “Мы с Надюшей боролись…” (и до конца повести”).
- Как изменилось отношение Олиного отца к Евдокии Савельевне? (Он чувствует вину перед ней: “Судьба отомстила нам за это глупое прозвище, -говорит герой.- Безумие вошло в наш дом. Что может быть страшнее?”)
-Возвращение Оли не принесло радости в дом, хотя она и принесла цветы для “мамули”, которая оказалась в больнице по ее вине. Глубоко страдает и отец. Но, может быть, после случившегося Оля изменится и будет по- другому относиться к людям.)
-Итак , вернемся к теме урока «Нравственные уроки повести» (запись в тетрадь)
Урок первый:
Высоконравственный человек – это человек, одержимый идеей служения людям.
Урок второй:
Надо уметь любить людей, уметь уважать их, быть готовым отвечать за них.
7.Подведем итоги.
Делаем выводы по повести А. Алексина «Безумная Евдокия»
- Как вы думаете, в Ольге появится талант человечности? (Будем надеяться,
Ольга станет другим человеком. Так невинное желание Оли первой пройти
по заявленному маршруту и завоевать приз (то есть опять быть первой)
неожиданно для нее и вполне закономерно вылилось в трагедию семьи.
Невнимательная, нечуткая ко всему, что касается человеческих
взаимоотношений, Оля становится причиной безумия матери и переворота
во внутреннем мире своего отца.
Людей талантливых много. Но именно таланта человечности часто не хватает людям. Евдокия Савельевна пыталась воспитывать в своих учениках именно этот талант. “К человечности талант художника может и не применяться, но к дарованию художника человечность…” Наверное, это самый главный талант.)
8.Рефлексия.
Учитель: Вы сейчас в том возрасте, когда большая, взрослая жизнь не за горами. А ведь взрослость - понятие не столько возрастное, сколько нравственное, и определяется оно деяниями человека.
-Кого из героев исходя из толковника, вы бы назвали нравственным человеком?( Евдокия Савельевна)
-Я думаю, вы со мной согласитесь, что главные уроки нравственности в этой повести преподает Евдокия Савельевна.
- Готовясь к экзамену, мы пишем сочинение-рассуждение. Большинство выбирает 3-й вариант: дать определение качества характера, прокомментировать нравственную проблему. Чаще всего испытываете трудности с подбором аргументов, особенно 2-го (из личного опыта). Я всегда предлагаю вам обращаться к литературным произведениям как к проверенному временем опыту человечества.
Я надеюсь, что после нашего сегодняшнего урока в вас разовьется талант человечности, вы будете более чуткими, добрыми к окружающим вас людям. Сумеете оценивать не только чужие, но и свои поступки. Будете стремиться совершать нравственные поступки. Каждый человек должен воспитывать добро в себе и по-доброму относиться к другим. Эгоизм никогда никого не украшал.
Заканчивая разговор, хочется сказать вам, что не столько важно, кем вы станете, важно - какими.
9.Домашнее задание. Напишите сочинение - миниатюру: «Человек с большой буквы - это…»
Учитель: Как вы думаете, если бы на пути Диогена, ищущего человека, встретилась Евдокия, он был бы рад этой встрече? Почему?
(Т.к. Евдокия Савельевна и есть Человек с большой буквы.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.