Нравственные уроки рассказа В.М.Шукшина "Волки" (7 класс, литература)
Оценка 4.6

Нравственные уроки рассказа В.М.Шукшина "Волки" (7 класс, литература)

Оценка 4.6
Презентации учебные +1
doc
русская литература
7 кл
01.04.2017
Нравственные  уроки рассказа В.М.Шукшина "Волки" (7 класс, литература)
Изучая рассказы В. М. Шукшина, обращаю внимание учащихся на актуальные для сегодняшнего дня и одновременно вечные проблемы духовности, нравственности. Человек, особенно подрастающий, нуждается в осмыслении себя как личности, в осмыслении назначения своей жизни. Рассказы В. Шукшина помогают в этом, утверждая нравственность, совестливость, правду, любовь к человеку. А эти качества являются корневыми свойствами человеческой души.Урок – размышление, проведенный в 7 классе, по рассказу В. М. Шукшина «Волки» позволил увлечь ребят. Они получили удовлетворение от интеллектуальной и творческой деятельности, от общения друг с другом. Благодаря разнообразным заданиям, урок прошел динамично, ребята полностью были погружены в анализ текста. Мною была использована технология проблемного изучения, ИКТ.
Урок по Шукшину.doc
МКОУ «Богатская основная общеобразовательная школа»                Содержание. 1 1. Аннотация…………………………………………………..3 2. Основная часть. Проект  урока по рассказу  В. М. Шукшина «Волки»………………………………………4 3. Список литературы………………………………………….12 4. Приложение………………………………………………….13 2 Аннотация.     Сухомлинский сказал: « Есть опасная вещь – лень души. Загляни себе в  душу, нет ли в ней зернышка этой беды. Если есть – выбрось её, не дай  прорасти дурманом. Лень души – это равнодушие к человеку. Учись видеть и  чувствовать человека. Помни, что самое главное в окружающем тебя  мире –  человек».      Мне кажется, что из писателей на современном этапе острее всех  чувствовал и понимал это Василий Макарович Шукшин.  В  программе по  литературе, даже в разделе, посвященном внеклассному чтению, мало  произведений Шукшина. Используя принцип вариативности, то есть право  выбора автора, произведения, методики его изучения, я пришла к выводу, что, изучая творчество этого писателя в системе, можно достичь определенных  результатов, а именно: научить учащихся понимать Шукшина, его героев.     Изучая рассказы В. М. Шукшина, обращаю внимание учащихся на  актуальные для сегодняшнего дня и одновременно вечные проблемы  духовности, нравственности. Человек, особенно подрастающий, нуждается в  осмыслении себя как личности, в осмыслении назначения своей жизни.              Рассказы В. Шукшина помогают в этом, утверждая нравственность,  совестливость, правду, любовь к человеку. А эти качества являются  корневыми свойствами человеческой  души.     Урок – размышление, проведенный  в 7 классе,  по рассказу В. М. Шукшина «Волки»  позволил увлечь ребят. Они получили  удовлетворение от   интеллектуальной  и творческой деятельности, от общения друг с другом.  Благодаря разнообразным заданиям, урок прошел динамично, ребята  полностью  были погружены  в анализ текста. Мною была использована   технология проблемного изучения, ИКТ. Сведения об авторе:  Кудрина Ольга Ивановна­ учитель русского языка и литературы МКОУ  «Богатская ООШ»; 658796  Алтайский край, Хабарский район, п. Богатское,  ул.Совхозная,9; тел. 8(38569)25160, сотовый  89619964338 е­mail:  [email protected]      3 Цели урока:  ­ способствовать формированию нравственных позиций учащихся, работая  над индивидуальной и сравнительной характеристикой героев. ­ создать условия для развития познавательной  активности учащихся;  эмоционального восприятия художественного текста, образного и  аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; ­ воспитание духовно развитой личности, доброты, человечности, стараться  привить любовь к творчеству Шукшина. Оборудование: портрет В. М. Шукшина,                               выставка книг, компьютер. Словарная работа. Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед  окружающими людьми, обществом. Стыд – чувство сильного смущения от сознания предосудительности  поступка; позор, бесчестье. Тесть – отец жены. Зять – муж дочери. Структурные  компоненты  урока Вступительное слово учителя Деятельность учащихся                Деятельность учителя (на фоне музыки из к/ф «Калина  красная» читаю стихотворение. Разметалось село в предгорьях, Где Катунь расплескалась светло, Знало вдоволь и лиха, и горя Стародавнее это село. Здесь мальчишка торил дорожку,  Пряный ветер вдыхал с лугов, В огороде копал картошку,  На Катуни тягал чебаков… Край сибирский, пейзаж неброский. Бьет о берег Катуни волна. Знает каждый в России,  Что Сростки –  Это родина… ( Слайд №1) ­ Ребята, вам знакома эта фамилия?  (Слайд №2­3) Шукшина. Да. 4 ­ Что вы знаете о Шукшине? ­ Какие рассказы читали? Какие фильмы с его участием смотрели? Василий Макарович Шукшин – наш с  вами земляк, человек великой души, с  необычайно обостренным чувством  совести и справедливости. Прожил он  свою жизнь, как песню спел, ­ ярко и  стремительно. И только после его  смерти, к сожалению, мы смогли  разглядеть и почувствовать всю глубину  и самобытность его дарования. Писатель, актер, режиссер… Каков же он – Василий Шукшин? Что волнует его, тревожит? На этот вопрос нам помогут ответить  ребята, подготовившие сообщения. Демонстрирую (Слайды №4­ 12) Сообщения  учащихся Целепола­ гание Ребята, а вы хотите узнать  тему  урока?  (Слайд № 13). Давайте вместе прочтем  её. А кто желает прочесть эпиграф к  уроку? (Слайд №13)  Русский народ за свою историю  отобрал, сохранил, возвёл в степень  уважения такие человеческие  качества, которые  не подлежат  пересмотру:     честность,      трудолюбие,      совестливость,      доброту…      Помни это. Будь человеком.                               В. М. Шукшин. ­Как вы, ребята, понимаете эти слова? А сейчас мы с вами организуем  Творческая  Рассказывают  биографию  писателя. (Приложение1) Да. Нравственные  уроки рассказа   В. М. Шукшина  «Волки». 5 мастерская. Аналитичес­ кая  беседа  по рассказу. творческую мастерскую. Я предлагаю  вам написать эссе, состоящее из  нескольких строк – ответ на вопрос:  «Как я понимаю слова  нравственность,  совесть, правда». А для создания творческой атмосферы на уроке используем музыкальное  сопровождение. (Слайд 14) (Несколько работ зачитываются вслух) ­ Что послужило основой написания  рассказа? Это характерная черта рассказов  В. Шукшина: в основе – факт из жизни,  случай. ­ Какие мысли, чувства вызвал у вас   рассказ? О чем заставил задуматься? ­ Что такое совесть? (Чувство и осознание моральной  ответственности за свое поведение и  поступки перед собой, перед людьми,  перед обществом.) ­  Шукшин классифицировал свои  произведения следующим образом(слайд  15) Рассказ – судьба, Рассказ – характер, Рассказ – исповедь, Рассказ – анекдот и  всегда настойчиво искал ответ на  волнующие вопросы нашей жизни: как  защитить достоинство человека, как   пробудить совесть в нем? ­ Что за рассказ у нас? Докажите. ­ Кто является главными героями  рассказа? ­ Кем они доводятся друг другу? ­Рассказ начинается просто, но что нас  Пишут эссе. Случай, который  произошел с  тестем и зятем,  когда они  поехали в лес за  дровами и  встретились с  волками. Негодование и  возмущение,  задумались о  совести. Рассказ ­характер Тесть – Наум  Кречетов, зять –  Иван Дегтярев. Родственниками. Хитрый, но  обаятельный  тесть. Наум –  6 настораживает? (1 абзац зачитываем) ­ Ребята, а кто желает дать словесный  портрет героям, определим их характер. ­ Обратите внимание на говорящее имя:  Наум – сам себе на уме. ­ Характеры героев совсем разные,  непримиримые. ­ Как они относятся друг к другу? ­ Встреча с волками. Внимательно  наблюдаем за текстом. ­ Кто может ответить, почему герои  ведут себя по – разному? Что лежит в  основе их поступков? ­Ребята, я предлагаю вам работу  в  группах. Первая группа в тексте находит  строки, которые бы доказывали  нравственное падение одного героя,  вторая группа ­ нравственное возвышение другого. Наум 1.Волки двинулись с горы… Наум  был далеко. 2. Оглянулся,  увидел, как  обходят зятя  волки и  Иван Мы бы отбились, а ты предал! Одного отметелю  – не так будет  позорно. А то при  небольшого  роста, плотный;  глаза, как   щелочки, все  время бегают; хитрый, живой,  верткий,  сметливый,  жадный,  лицемерный. Иван – простой,  добрый,  справедливый,  высокий… Не любят друг  друга. У одного есть  совесть, у  другого нет.  Совесть лежит в  основе поступков людей. 7 Работа  в  группах людях отлуплю. Послушай доброго совета –  остановись. Отметелю и  никому не скажу. Вот отметелю,  потом про стыд  поговорим. Хотел твоего  папаню поучить.  Как надо  человеком быть. Учить я тебя все  равно буду! Нет,  это же, что же это  за «человек»? Коня жалко. отвернулся. 3. Наум бросил на  обочину дороги  топор. 4. Чего ты  взъелся? Я­ то  здесь причем? Тебя, дьявола,  голого почесть в  родню приняли, а  ты же на меня с  топором? Стыд –  то есть или нету? 5. Я же тебе  бросил топор? Ты  попросил – я  бросил. Чего еще – то от меня  требовалось? 6. В деревне  плохо! В городе  лучше. А чего  приперся сюда?  Недовольство свое показывать. Народ возбуждать против Советской власти? Таких  возбудителей  знаешь  куда  девают? Вывод: Человек, начиненный всякими  правилами, но лишенный совести – это не человек! ­ Почему рассказ называется волки? ­ Кто такие волки? ­ Рассказ «Волки» с глубоким  подтекстом. Кого еще мы можем отнести Лесные хищники,  звери. Людей, типа  Наума. Они ради  8 к волкам? ­ Почему? ­ Какие чувства переживает Иван в  эпизоде с волками? ­ Когда и почему Ивана охватил  настоящий страх? ­ Какой подтекст слышится здесь? ­Да, действительно, Наума  не  остановили  ни волки, обходящие зятя,  ни его просьба немного попридержать  лошадь и дать топор, ни грубый окрик  Ивана, ни гибель коня. Ничто не  остановило Наума от трусости и  предательства.  ­ Что испытывает Иван, столкнувшись с  волчьей хваткой своего тестя? ­изумление от наглости: «Ты просил  топор – я бросил». ­ досаду за самого себя – не смог догнать  на дороге. ­ безысходность и бессилие, что не смог  защитить своего достоинства. ­ Что спасло Ивана? спасения  собственной  «шкуры»  теряют  совесть, готовы  на предательство. Он страшный  человек, думает  только о себе. Любопытство –  страх – бессилие  – «ваша взяла». Взгляд круглых  желтых глаз  был  прям и прост: он  догонял жертву.  Он (волк) ни  перед чем не  остановится, его  ничто не  остановит. Сравнение с  Наумом Смех – злость –  изумление –  желание  заставить тестя  осознать  неправоту. Смелость и   случайность. 9 В схватке с волками Иван терпит   поражение, он спас себя, но ценой гибели лошади, он чувствует свое бессилие.  «Ваша взяла», ­ горько произносит он. ­ Каким образом повторяется эта сцена   «ваша взяла» в доме тестя? ­ Какие слова повторяет Иван в ссоре с  тестем? ­ Напрямую писатель не называет Наума  волком, но то, что Иван повторяет слова  «надо быть», «чтоб был человеком»,  помогает нам понять, что Наум – не  человек. ­ Но пока Иван только изумляется: «Нет,  это же… что ж это за человек?»  ­Что кроется за этой фразой?  ­ И тут в нравственном отношении Иван  оказался значительно выше тестя, он не  произнес перед женой и милиционером  слова, которые были у него на уме. ­ Как вы думаете, смирится ли Иван с  волчьей натурой тестя? ­ А  Наум признает свою вину или нет? Иван хочет  наказать тестя за  подлость и  трусость, но не  может, он  бессилен, в доме  милиция. «Хотел папаню  твоего  проучить.  Как надо  человеком быть,  «…чтоб  человеком был». Он хотел сказать: «Это же не  человек!» Нет.  Он говорит: «Учить я тебя все равно буду». Нет, он всегда  прав, виноваты  другие. ­Как вы думаете, кто в этом рассказе,  кроме Ивана, тоже осуждает Наума? ­ Объясните фразу милиционера: «… там  – то не мог?» Милиционер В деревне Наума  хорошо знают, не  любят. ­ Давайте определим основную идею  10 рассказа: 1. Рассказ о совести. 2. Случай из жизни. 3. О трусости и смелости. ­ Почему рассказ не закончен, как  называется такой финал в рассказе? Мы сами с вами догадываемся, как  сложатся отношения Наума и Ивана, но  не это главное для Шукшина. А что? Рассказ о  совести. Открытый финал Умение быть  человеком, иметь  совесть,  оставаться  человеком в  любой ситуации. А сейчас я предлагаю вам сделать вывод,  составить «Синквейн» к каждому герою. Наум Лицемерный, подлый, Струсил, сбежал, предал. Это же не человек! Волк! Иван Смелый, справедливый, Осуждает, возмущается, верит. Учить все равно буду. Человек! ­ А кто желает составить «синквейн» о В. М. Шукшине? Шукшин Замечательный, необыкновенный, (справедливый, талантливый) Написал, поставил, сыграл. Гордимся творчеством нашего земляка. Талант! (Слайд № 16) ­ Помог ли вам наш урок лучше  разобраться в содержании рассказа? ­ Стал ли вам ближе и понятнее сам  автор, его взгляды? ­ Что вам запомнилось? Удивило?  Вызвало другие сильные чувства? 11 Рефлексия Домашнеее задание ­ Понравился ли вам урок? ­ Смогли вы себя проявить? ­ Как вы оцените сами себя? Выставление оценок. (Слайд № 17) Сочинение на тему: « О чем заставил  меня задуматься рассказ В. М.  Шукшина «Волки». (Слайд 18) Творчество этого писателя зовет к  обсуждению, спору. Но мне хочется  одного: пробудить в вас интерес к книгам этого замечательного человека. Всем большое спасибо за работу на  уроке.  Звучит аудиозапись песни М.Евдокимова «Алтай - моя родина» с презентацией Литература. 1. Золотарева И. В. Поурочные разработки по литературе 8 2. Коробов В. Василий Шукшин. – М.:Изд. «Советская 3. Тюрин Ю. Кинематограф Василия Шукшина – М.:Изд. 4. Журнал «Атай» , 2004 - №3 кл. – Изд. «Вако», 2003 Россия», 1977 «Искусство», 1984 12 Приложение. Биография Василия Макаровича Шукшина. До обидного мало – 45 лет прожил Василий Макарович Шукшин. Но то, что он создал, хватило бы на несколько биографий. Родился Шукшин 25 июля 1929 года, в деревне Низовке. Фамилия его происходит от слова «шушка», что означает «волокна, остающиеся после трепания и чесания льна». Василию еще не исполнилось четырех, когда его отец, двадцатилетний крестьянский парень, был арестован и уничтожен как кулак. Семья (а кроме Василия, была еще младшая дочка Наталия) потеряла кормильца, и уже с шести лет мальчику пришлось работать в колхозе. В одиннадцать лет он первый раз попал в город. Там, на базаре сибирского города Бийска, он «окончательно решил стать жуликом». Полуголодный мальчишка мечтал о том, как будет воровать арбузы. Во время войны семья особенно бедствовала. В 1942 году от рук злых людей погибла корова Райка – горе для крестьянской семьи огромное. Нужда заставила подростка идти в город. Сначала он пытался учиться на бухгалтера, потом – в автомобильном техникуме. Но не было способностей у Шукшина ни к автоделу, ни к бухгалтерии. Уже в это время он втайне пишет стихи, а к концу войны – 13 небольшие юмористические рассказы, анекдоты из деревенской жизни. В печать их не принимают. В поисках заработка Шукшин переезжает из города в город. Был он и разнорабочим, и учеником маляра, и грузчиком, и слесарем – такелажником, работал на стройке, на восстановлении железных дорог. В 1949 году его призвали в армию, но из – за язвы желудка демобилизовали досрочно. Полечившись дома мамиными травами, Шукшин сдает экстерном экзамены на аттестат зрелости. Трех лет не доучился он в школе, некоторое время работает сельским учителем, а затем, получив мамино благословление и деньги, вырученные за продажу телки, отправляется в Москву – учиться дальше. Шукшин хотел поступить в литературный институт, учиться «на писателя». Но к этому времени прием уже был закончен, да и опубликованных произведений у деревенского парня не было, а без этого в институт не брали. И он подает документы в институт кинематографии, где и учится потом в классе известного кинорежиссера Михаила Ромма. Но в этом институте – предмет мечтаний многих молодых людей – непросто складывалась судьба Шукшина. Не мог он смириться с тем амплуа «деревенского дурачка», в которое его пытались втиснуть. Он хотел говорить о людях, хотел говорить правду. Работая над заданиями в институте, необходимость ставить жанровые сценки, этюды не прошли даром для становления Шукшина – писателя. Все это помогало ему стать мастером динамичных, ярких психологически точных рассказов, большую часть которых занимает выразительный, живой диалог героев. Поддержал в это время Шукшина и его учитель Михаил Ромм. И в августе 1958 года в журнале «Смена» появился первый рассказ Василия Шукшина – «Двое на телеге». Много трудностей и невзгод ещё выпадает на долю Василия Шукшина: не выпустят на экран его первый дипломный фильм, пять лет он будет жить в Москве полулегально, не имея своего жилья, затем – уже известным актером и писателем, имея жену и двоих детей, - ютится в маленькой квартире на окраине Москвы с «живописным пустырем» под окнами, но самое главное – рождение писателя - произошло. Приходилось часто жить в напряжении, «стиснув зубы», но за себя он умел постоять. Непримиримость к человеческому унижению, к хамству – отличительная черта характера Шукшина. В его 14 произведениях очень редки прямые авторские оценки, нет назидательности. Василий Макарович – явление уникальное. Актер, снявшийся в 24 картинах, знаменитый режиссер, постановщик, сценарист, писатель… Жизнь его не была ни простой, ни долгой. Умер Василий Макарович 2 октября 1974 года на съемках очередного фильма… 15

Нравственные уроки рассказа В.М.Шукшина "Волки" (7 класс, литература)

Нравственные  уроки рассказа В.М.Шукшина "Волки" (7 класс, литература)

Нравственные уроки рассказа В.М.Шукшина "Волки" (7 класс, литература)

Нравственные  уроки рассказа В.М.Шукшина "Волки" (7 класс, литература)

Нравственные уроки рассказа В.М.Шукшина "Волки" (7 класс, литература)

Нравственные  уроки рассказа В.М.Шукшина "Волки" (7 класс, литература)

Нравственные уроки рассказа В.М.Шукшина "Волки" (7 класс, литература)

Нравственные  уроки рассказа В.М.Шукшина "Волки" (7 класс, литература)

Нравственные уроки рассказа В.М.Шукшина "Волки" (7 класс, литература)

Нравственные  уроки рассказа В.М.Шукшина "Волки" (7 класс, литература)

Нравственные уроки рассказа В.М.Шукшина "Волки" (7 класс, литература)

Нравственные  уроки рассказа В.М.Шукшина "Волки" (7 класс, литература)

Нравственные уроки рассказа В.М.Шукшина "Волки" (7 класс, литература)

Нравственные  уроки рассказа В.М.Шукшина "Волки" (7 класс, литература)

Нравственные уроки рассказа В.М.Шукшина "Волки" (7 класс, литература)

Нравственные  уроки рассказа В.М.Шукшина "Волки" (7 класс, литература)

Нравственные уроки рассказа В.М.Шукшина "Волки" (7 класс, литература)

Нравственные  уроки рассказа В.М.Шукшина "Волки" (7 класс, литература)

Нравственные уроки рассказа В.М.Шукшина "Волки" (7 класс, литература)

Нравственные  уроки рассказа В.М.Шукшина "Волки" (7 класс, литература)

Нравственные уроки рассказа В.М.Шукшина "Волки" (7 класс, литература)

Нравственные  уроки рассказа В.М.Шукшина "Волки" (7 класс, литература)

Нравственные уроки рассказа В.М.Шукшина "Волки" (7 класс, литература)

Нравственные  уроки рассказа В.М.Шукшина "Волки" (7 класс, литература)

Нравственные уроки рассказа В.М.Шукшина "Волки" (7 класс, литература)

Нравственные  уроки рассказа В.М.Шукшина "Волки" (7 класс, литература)

Нравственные уроки рассказа В.М.Шукшина "Волки" (7 класс, литература)

Нравственные  уроки рассказа В.М.Шукшина "Волки" (7 класс, литература)

Нравственные уроки рассказа В.М.Шукшина "Волки" (7 класс, литература)

Нравственные  уроки рассказа В.М.Шукшина "Волки" (7 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017