”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.
Оценка 4.6

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

Оценка 4.6
doc
30.12.2019
”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.
Методическая разработка урока..doc

Методическая разработка теоретического занятия

 

по теме:

 

 

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК.

АТФ, гормоны, витамины”.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    Составитель: преподаватель                             

                                                   биологии БОГАЧЕВА Е,В.

 

 

Содержание:

 

1.      Выписка из программы.

2.      Пояснительная записка.

3.      Учебно-методическая карта занятия.

4. Технологическая карта занятия по теме ”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК.

    АТФ, гормоны, витамины”.

5. Теоретический материал занятия.

6. Дидактические материалы к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выписка из программы.

 

Тема: «Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК.   АТФ, гормоны, витамины»

 

Типы нуклеиновых кислот. Особенности строения молекулы ДНК. Механизм удвоения ДНК. Роль механизма в передаче наследственной информации.

Особенности строения и функции различных видов РНК в клетке. Суть функциональной взаимосвязи ДНК и РНК.

Строение АТФ и ее роль в клетке как универсального аккумулятора энергии. Витамины. Значение витаминов в процессе жизнедеятельности организма. Регуляторные и сигнальные вещества.

 

Студент должен знать: 

Строение молекул ДНК, РНК.

Передача наследственной информации.

Основные виды РНК. 

Значение АТФ в клетке.

Биологическую роль витаминов.

 

Студент должен уметь:

Зная фрагмент одной цепи ДНК достраивать вторую цепь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

к уроку «Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК.   АТФ, гормоны, витамины».

 

  Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены.

 

Тема «Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК.   АТФ, гормоны, витамины» является средней по сложности темой, проблемным в изучении этой темы я считаю вычленение взаимосвязей между уровнями организации жизни и компонентами внутри уровневой организации. Также сложность вызывает обобщение и систематизация материала по теме, выход на творческий уровень.

 

Данная тема важна в изучении, т.к. в неё входят ведущие идеи курса, определяющие логику развития содержания учебного предмета «Общей биологии».

Тема «Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК.   АТФ, гормоны, витамины» является актуальной для каждого человека, т.к. она помогает понять сущность жизни, объясняет причины многообразия биологических видов, помогает осознать важную роль каждого компонента живого для функционирования системы организма в целом.

Для оптимизации учебного процесса выбрано объяснительно – иллюстрированное занятие.

 

 Данная система уроков наиболее эффективна, потому что она отвечает логике изложения темы. Так как большую часть материала учащиеся уже знают из курса биологии 6- 8 класс, так как тема содержит большой объём материала, то в ходе лекции включены элементы обобщения и систематизации, а так же промежуточный контроль.

 

 

 

 

 

                                                                                       Преподаватель биологии Богачева Е.В,

 

 



 

 

Теоретическое занятие по теме:

Тема: «Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК.   АТФ, гормоны, витамины»

 

Тип урока: теоретическое, объяснительно – иллюстрированное занятие.

 

Цель занятия: углубить  и обобщить знания о строении и значении нуклеиновых  кислот, сформирование знания об энергетическом веществе клетки – АТФ, систематизировать знания о витаминах и гормонах.

     Учебные:

Ø ввести понятие нуклеиновых кислот,

Ø раскрыть особенности их  состава и строения, функций,

Ø познакомить с азотистыми основаниями и пространственной организацией ДНК и РНК,

Ø основными видами РНК,

Ø определить черты сходства и различия между РНК и ДНК,

Ø сформировать понятие об энергетическом веществе клетки – АТФ, изучить строение и функции этого вещества.

Ø Разновидности витаминов, гормонов.

 

Развивающие:

Ø составлять общую характеристику нуклеиновых кислот,

Ø развивать умение анализировать, выделять главное, проводить аналогию, логически  мыслить,

Ø формировать понимание ценности жизни человека.

 

Методические:

Ø Поддерживать  межпредметные  связи.

 

Воспитательные:

Ø Формировать клиническое мышление.

Ø Воспитывать потребность к самообразованию.

Ø Прививать аккуратность в работе, коммуникабельность.

 

Реализация праксиологического принципа.

Междисциплинарные связи:

обеспечивающие изучение отдельных тем во многих клинических дисциплинах и дальнейшей практической деятельности.

 

 

Внутридисциплинарные связи.

 

·        Генетическая информация. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК по матрице    ДНК.

·        Биосинтез белка. Регуляция транскрипции  и трансляции

·        Генетический код.

Оснащение занятия:

·        Методическая разработка для преподавателя.

·        Раздаточный материал.

·        Тесты.

Место проведения:

·        Кабинет биологии

     Время занятия: 90 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта занятия.

 

 

№ п/п

Ход учебного

занятия,

время

Цели этапа

Содержание

учебного материала

1.

 

Организационный момент-

1- 2 мин.

 

Вводное слово пре­подавателя. 2-3 мин

Проверка готовности студентов. Переключение студентов на новый вид занятия, мобилизация их внимания.

 

 

Приветствие и вступительное слово преподавателя. Сообщается тема и план проведе­ния лекции.

Объясняются цели лекции, значе­ние данной темы в подготовке ме­дицинского работника, значение этой темы для других дисциплин, изучаемых в колледже.

2.

 

Актуализация опорных знаний

10мин.

 

Выяснить уровень знаний студентов   по теме ”Органические вещества клетки. Строение и функции белков”.

Обратить внимание на допущенные ошибки.

Индивидуальные карточки.

Тестовые задания.

Приложение №1

3.

 

Изложение    нового материала.

53-60 мин

 

Дать возможность воспри­ятию информации через визуализацию. Максимально приблизить­ся к выполнению общих целей занятия: учебных, методических, развиваю­щих, воспитательных.

 

Теоретический   мате­риал методической разработки.

Приложение №2

4.

 

Закрепление материала 10-12 минут

Связать        теоретический материал  с  практической деятельностью.

Активизация учебного процесса. Выявление степени достижения цели. Проведение коррекции знаний.

 

Фронтальный опрос.

Тест.

Работа с терминами.

 Приложение №3.

5.

 

Подведение итогов. Обобщение. Домашнее задание.

5 мин.

 

Коррекция самооценки, создание мотивации для последующей работы. Индивидуализация домашнего задания.

 

 

 

  

 

Делается   заключение    по   данной теме, формулируются выводы. Домашнее задание в трех уровнях:

1.    выучить обязательный минимум
конспекты лекций,

2.    тренировочный авторский мини -
конспект-шпаргалка.

 


Методы и средства обучения

Педагогический менеджмент

Вербальный и невербальный контакт.

Знакомство студентов с методическими материалами.

С целью физиологической и психологической адаптации создать благоприятный климат в аудитории. Создать установку на восприятие нового материала, опираясь на теплоту, искренность, доброжелательность, профессиональную

 

 

Индивидуальные тестовые задания, задание с последующим взаимоконтролем.

 

 

Благожелательный тон, иногда совет.

Обеспечить чувство защищенности, снять тревогу и стресс.

Теоретический материал занятия.

Ведение к самоанализу. Умеренный темп изложения, научным языком, эмоционально окрашенный, активизирующий все каналы восприятия. Соблюдение культуры речи. Организация восприятия материала. Осуществление личностно – ориентированного подхода с уважением личности студента и его позиции.

 

Индивидуальная самостоятельная работа с учебным пособием, дидактическим раздаточным материалом. Использование единого режима работы.

 Использова­ние взаимоконтроля.

Закрепление полученных знаний (по типу фронталь­ного опроса).

 

Невербальное управление. Вербальное поощрение (личностно - ориентированное, благожела­тельный тон, совет)

Краткий анализ хода занятия с выявлением ошибок. Самостоятельная индивидуальная работа студентов по их собственному выбору и пониманию.

Атмосфера корректности, этичности, доброжелательности, осуществле­ние личностно - ориентированного подхода с уважением личности сту­дента и его позиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Вариант I

1. Полимеры – это...

2. Углеводы образованы атомами:

а) углерода, водорода, азота;
б) углерода, кислорода, азота;
в) углерода, водорода, кислорода.

3. К углеводам (1 – моносахаридам, 2 – дисахаридам, 3 – полисахаридам) относятся:

А. Сахароза, лактоза, мальтоза.
В. Глюкоген, крахмал, целлюлоза.
С. Фруктоза, глюкоза.

4. Углеводы в клетке выполняют функции:

а) структурную, энергетическую, каталитическую, запасающую;
б) каталитическую, энергетическую, сигнальную, запасающую;
в) структурную, энергетическую, транспортную, запасающую;
г) структурную, энергетическую, сигнальную, запасающую.

5. Липиды образованы атомами:

а) углерода, водорода, азота;
б) кислорода, водорода, азота;
в) углерода, водорода, кислорода.

6. Липиды растворяются в:

а) эфире, воде, хлороформе;
б) эфире, воде, бензоле;
в) эфире, хлороформе, бензоле.

7. Липиды в клетке выполняют функции:

а) транспортную, энергетическую, запасающую, термоизоляционную;
б) структурную, транспортную, энергетическую, сигнальную, термоизоляционную;
в) транспортную, информационную, энергетическую, запасающую, сигнальную;
г) структурную, энергетическую, запасающую, сигнальную, термоизоляционную.

8. Мономерами белков являются: 

 а) угольная кислота;                                                         

 б) аминокислота;                                                         

 в) глюкоза;                                                         

 г) нуклеотид;                                                         

д) фосфорная кислота.

9. Свойства белков определяются:

а) количеством аминокислот в белке;
б) длиной цепи белковой молекулы;
в) последовательностью аминокислот в белке.

10. Вторичная структура белка представляет собой:

а) спираль с разным расстоянием между витками;
б) двойную спираль;
в) спираль, свернутую в клубок;
г) одинарную спираль.

11. Четвертичная структура белка – это...

 

12. Первичная структура белка образована связями:

 а) пептидными;                                                                                          

б) водородными;                                                                                          

 в) гидрофобными.

 

Ответ: 2-в, 3-1 С, 2 А, 3 В, 4-г, 5-в, 6-в, 7-г, 8-б, 9-в, 10-г                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант II

 1. Органическими веществами называются...

2. Химические элементы, преобладающие в живой природе:

а) С, Н, О, N;                                                                                                     

б) С, Н, О, Si;                                                                                                       

в) С, О, N, Аl;                                                                                                     

 г) С, Н, О, N, Mg                                                                                                     

 д) С, Н, О, Fe

 

3. В каких клетках содержится больше углеводов?

 

а) В растительных

б) В животных

в) Одинаковое количество в тех и в других клетках.

 

4.  Какими свойствами обладают полисахариды?

а) Хорошо растворимы в воде, сладкие на вкус.

б) Плохо растворимы в воде, сладкие на вкус?

в) Теряют сладкий вкус и способность растворяться в воде.

 

5.   Основные биологические функции углеводов.

а) Защитная

б) Энергетическая и строительная.

в) Энергетическая и защитная.

 

6. Какое свойство липидов лежит в основе энергетической функции?

а) Гидрофобность

б) Плохая теплопроводность

в) Окисление жиров.

7.  Если вам дано 2 вещества и сказано, что одно из них  глюкоза, а другое крахмал, каким из способов вы абсолютно точно сможете уста­новить, где у вас глюкоза, а где крахмал?

а) По запаху

б) По растворимости в воде.

в) По цвету.

8. Напишите общую формулу углеводов.

9. Какие из перечисленных ниже углеводов характерны для животных организмов:

а) сахароза;

 б) лактоза;

 в) глюкоза;

 г) галактоза;

 д) рибоза; 

е) фруктоза;

 ж) крахмал;

  з) гликоген;

и) клетчатка;

 к) хитин.

10. Из предыдущего списка выпишите полисахариды, которые характерны для растений.

 

 

 

 

11. Отметьте из списка функций те, которые могут выполнять и углеводы, и липиды:

а) структурная;
б) энергетическая;
в) запасающая;
г) защитная;
д) регуляторная;
е) источник воды.

12.  Химические реакции в клетке не могут идти без:

а) белков;                                                                                          

б) липидов;                                                                                         

в) углеводов;                                                                                        

г) ферментов.

 

 

Ответы:  2 -а; 3-а; 4 -в; 5-б; 6-в; 7-б, 9-в,з,к; 10-а,в,е,ж,и; 11-а,б,в; 12-г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


План изложение нового материала:

 


1. История изучения нуклеиновых кислот.
2.  ДНК – состав, строение, виды, функции,

         Принцип комплементарности.
3. РНК – состав, строение, виды, функции.
4. АТФ – строение и функции.

5. Доклады студентов.

6. Закрепление данной темы.

7. Домашнее задание.

 

 

1. История изучения нуклеиновых кислот.

  Какое вещество является носителем наследственной информации? Какие особенности его строения обеспечивают многообразие наследственной информации и ее передачу?

  В апреле 1953 года великий датский физик Нильс Бор получил письмо от американского ученого Макса Дельбрюка, где он писал:"Потрясающие вещи происходят в биологии. Мне кажется, что Джеймс Уотсон сделал открытие, сравнимое с тем, что сделал Резерфорд в 1911 году (открытие атомного ядра)".

  Джеймс Дьюи Уотсон родился в США в 1928 году. Еще студентом Чикагского университета он занялся самой актуальной тогда проблемой в биологии - ролью генов в наследственности. В 1951 году, приехав на стажировку в Англию, в Кембридж, он знакомится с Френсисом Криком.

  Френсис Крик почти на 12 лет старше Уотсона. Он родился в 1916 году и по окончании Лондонского колледжа работал в Кембриджском университете.

  В конце 19 века известно, что в ядре находятся хромосомы и они состоят из ДНК и белка. Знали, что ДНК передает наследственную информацию, но главное оставалось тайной. Как же работает такая сложная система? Решить эту задачу можно было, только узнав устройство загадочной ДНК.

  Уотсон и Крик должны были придумать такую модель ДНК, которая соответствовала бы рентгеновской фотографии. Моррису Уилкинсу удалось “сфотографировать” молекулу ДНК с помощью рентгеновских лучей После 2-х лет кропотливой работы ученые предложили изящную и простую модель ДНК Потом еще 10 лет после этого открытия ученые разных стран проверяли догадки Уотсона и Крика и, наконец, вердикт был вынесен: “Все верно, ДНК устроена именно так!” Уотсон, Крик и Моррис Уилкинс получили за это открытие в 1953 году Нобелевскую премию.

 

 

 

 

 

 

 

2. ДНК – состав, строение, виды, функции,

Принцип комплементарности.

ДНК - полимер.

 Что такое полимер?

 Что такое мономер?

В молекуле ДНК обнаружены различные азотистые основания:

Аденин (А), обозначим это азотистое основание

Тимин (Т), обозначим это азотистое основание

Гуанин (Г), обозначим это азотистое основание

Цитозин (Ц), обозначим это азотистое основание 

Вывод, что нуклеотидов - 4, и они отличаются только азотистыми основаниями.

 Цепочка ДНК состоит из чередующихся нуклеотидов, связанных ковалентной связью: сахар одного нуклеотида и остаток фосфорной кислоты - другого нуклеотида. В клетке обнаружено не просто ДНК, состоящее из одной нити, а более сложное образование. В этом образовании две нити нуклеотидов связанные азотистыми основаниями (водородными связями) по принципу комплементарности.

Можно предположить, что получающаяся цепочка ДНК сворачивается в спираль из-за разного количества водородных связей между азотистыми основаниями разных цепочек и таким образом принимает самую выгодную форму. Такая структура достаточно прочная, разрушить ее трудно. И, тем не менее, это происходит в клетке регулярно.

 

Функции:

  1. Хранение наследственной информации.
  2. Воспроизведение наследственной информации.
  3. Передача наследственной информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. РНК – состав, строение, виды, функции.

Рибонуклеиновая кислота (РНК), также линейный полимер, но гораздо более короткий. Основания РНК комплементарны основаниям ДНК, но в молекуле РНК однооснование – тимин (Т) – заменено на урацил (У) и вместо дезоксирибозы использована просто рибоза, имеющая на один атом кислорода больше. Кроме того, РНК – одноцепочечная структура.

 

Природа создала три основных вида молекул РНК.

 

 

Молекулы, считывающие информацию с ДНК, называются информационными РНК (и-РНК). Такая молекула быстро соединяется с рибосомой, непродолжительное время работает как матрица (поэтому называется еще и матричной, или м-РНК), «износившись», разваливается, и на ее место встает новая молекула и-РНК. Этот процесс идет непрерывно на протяжении всей жизни клетки.

Молекулы РНК другого типа имеют гораздо меньшие размеры и разделены на 20 разновидностей в соответствии с количеством разных аминокислот, входящих в белки. Каждая молекула этого типа с помощью определенного фермента соединяется с одной из 20 аминокислот и доставляет ее к рибосоме, уже соединенной с и-РНК. Это – транспортная РНК (т-РНК).

Наконец, в рибосомах есть своя, рибосомная, РНК (р-РНК), не несущая генетической  информации.

Функции:

 Биосинтез белка.

 

Это интересно

Ученые выяснили, что каждая молекула тела использует особое излучение, самые сложные вибрации издает молекула ДНК. Внутренняя “музыка” сложна и разнообразна и, что самое удивительное, в ней четко прослеживаются определенные ритмы. Преобразованные компьютером в графическую картинку, они являют собой завораживающее зрелище. Можно следить за ними часами, месяцами, годами - все время “оркестр” будет исполнять вариации на знакомую тему. Играет он не для собственного удовольствия, а на благо организма: ритм, заданный ДНК и “подхваченный” белками и другими молекулами, лежит в основе всех биологических связей, составляет нечто вроде каркаса жизни; нарушение ритма влечет за собой старение и болезнь. У молодых этот ритм более энергичный, поэтому они любят слушать рок или джаз, с возрастом белковые молекулы теряют свой ритм, поэтому более взрослые люди любят слушать классику. Классическая музыка совпадает с ритмом ДНК (академик Российской академии В.Н.Шабалин изучал это явление).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. АТФ – строение и функции.



Аденозинтрифосфорная кислота. Универсальный биологический аккумулятор энергии. Высококалорийное клеточное «топливо». Содержит 2 макроэргические связи . Макроэргическими называются соединения, в химических связях которых запасена энергия в форме, доступной для использования в биологических процессах.
                                          

 

АТФ (нуклеотид) состоит:

 

 

азотистое основание

углевод

 

3 молекулы Н3РО4

 

 

 

 

 

 

1) АТФ + Н2О —► АДФ + Ф + Е (40 к Дж/ моль)

2) АДФ + Н2О —► АМФ + Ф + Е (40 к Дж/ моль)

Энергетическая эффективность двух макроэргических связей состав­ляет 80 к Дж/моль. АТФ образуется в митохондриях клеток животных и хлоропластах растений Энергия АТФ используется на движение, биосин­тез, деление и др. Средняя продолжительность жизни 1 молекулы АТФ менее 1 мин, т.к. она расщепляется и восстанавливается 2400 раз в сутки.

 

5. Доклады студентов.

 

6. Закрепление нового материала:

 

 

 

 

 

-оценка работы студента,

 

-замечания.

 

7. Домашнее задание.

 

-параграф учебника,

 

-составить кроссворд на тему: «Нуклеиновые кислоты».

 

 

 

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Фронтальный опрос:

 

- Объясните, что такое нуклеиновые кислоты?

- Какие виды НК вы знаете?

- Являются ли НК полимерами?

-  Каков состав нуклеотида ДНК?

-  Каков состав нуклеотида РНК?

-  В чем сходство и различие между нуклеидами РНК и ДНК?

-  АТФ - постоянный источник энергии для клетки. Его роль можно сравнить с ролью аккумулятора. Объясните, в чем заключается это сходство.

- Какое строение имеет АТФ?

 

 

 

Решить задачу:

Одна из цепей фрагмента молекулы ДНК имеет следующее строение: 

                                  Г- Г-Г-А -Т-А-А-Ц-А-Г-А-Т

а) Укажите строение противоположной цепи

б) Укажите последовательность нуклеотидов в молекуле и - РНК, по­строенной на этом участке цепи ДНК.

 

Тест
(Отвечая на вопросы теста, и выбрав правильный ответ, вы получите ключевое слово)

  1. Какой из нуклеотидов не входит в состав ДНК?

а. тимин

н. урацил

п. гуанин

г. цитозин

е. аденин

  1. Если нуклеотидный состав ДНК - АТТ-ГЦГ-ТАТ -,  то каким должен быть нуклеотидный состав и-РНК?

а. ТАА-ЦГЦ-УТА

к. ТАА-ГЦГ-УТУ

у. УАА-ЦГЦ-АУА

г. УАА-ЦГЦ-АТА

  1. В каком случае правильно указан состав нуклеотида ДНК?

а. рибоза, остаток фосфорной кислоты, тимин

и. фосфорная кислота, урацил, дезоксирибоза

к. остаток фосфорной кислоты, дезоксирибоза, аденин

г. остаток фосфорной кислоты, рибоза, гуанин

  1. Какую из функций выполняет и-РНК?

а. перенос аминокислот на рибосомы

л. снятие и перенос информации с ДНК

в. формирование рибосом

т. все перечисленные функции

  1. Мономерами ДНК и РНК являются?

б. азотистое основание

у. дезоксирибоза и рибоза

л. азотистое основание и фосфорная кислота

е. нуклеотиды

  1. В каком случае правильно названы все отличия и -РНК от ДНК?

ш. одноцепочная, содержит дезоксирибозу, хранение информации

ю. двуцепочечная, содержит рибозу, передает информацию

о. одноцепочная, содержит рибозу, передает информацию

г. двуцепочная, содержит дезокирибозу, хранит информацию

  1. Прочная ковалентная связь в молекуле ДНК возникает между:

в. нуклеотидами

и. дезоксирибозами соседних нуклеотидов

т. остатками фосфорной кислоты и сахара соседних нуклеотидов

  1. Какая из молекул РНК самая длинная?

а. т-РНК

к. р-РНК

и. и-РНК

  1. В реакцию с аминокислотами вступает:

д. т-РНК

б. р-РНК

а. и-РНК

г. ДНК

(Ключевое слово - нуклеотид).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дать понятия терминам:

 

Нуклеиновые кислоты --

Азотистые основания –

Комплементарность –

Цианокобаламин –

Адреналин –

Рибофлавин –

Гормоны –

Цитозин –

Тимин –

Урацил -

РНК –

ДНК -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.Основная:

·        «Общая биология» для 10-11 классов под редакцией академика Д.К. Беляева и профессора Г. М. Дымшица.

 

2. Дополнительная:

·        Биология поурочные планы по уебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина 10 класс.

·        Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие/ Авт.-сост. Т.А.Козлова, В.С.Кучменко. – 4-е изд.- М.: Дрофа, 2002.

·        Боднарук М.М. Биология дополнительные материалы к урокам по биологии и экологии в 10 – 11 классах.

·        «Общая биология10 – 11 класс» под редакцией В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина.

·        Пономарева И.Н., Соломин В.П. Общая методика обучения биологии.

·        Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология: В 3-х т. Т.1: Пер. с англ./Под ред. Р.Сопера – 3-е изд. – М.: Мир, 2001.

·        http://www.erudition.ru/referat/printref/id.33926_1.html - Эрудиция. Электронная российская библиотека.

 

 

 

 

 

 

 

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.

”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.12.2019