Нуждается ли в защите русский язык?»
Оценка 4.7

Нуждается ли в защите русский язык?»

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
русский язык
06.08.2020
Нуждается ли в защите русский язык?»
Мне далеко не безразлична судьба русского языка, потому что культура общения на родном языке, как мне кажется, уходит на второй план. Я думаю, что в дальнейшем всё это может отразиться на речевой культуре подрастающего поколения, мы можем потерять язык и поэтому мы не должны этого допустить. Целью данной работы является исследование причин снижения роли русского языка и литературы в современном обществе и определение государственной политики по укреплению их позиций в обществе.
Нуждается ли в защите русский язык.docx

 

 

 

 

 

 

«Нуждается ли в защите русский язык?»

 

Работу выполнила:

учитель русского языка и

литературы (1 категория)

Мижирицкая Любовь

Семеновна

 

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………..2

Основная часть

 

 I.Нуждается ли в защите русский язык?

        1) Русский язык в современном обществе……………..5

        2) Новые изменения в русском языке…………………..7

        3)Литература-это искусство слова, грамотная речь.......9

         4) Что угрожает русскому языку?..................................11

            - СМИ, телевидение, Интернет…………………..….14

         5)Ученые, лингвисты о сохранении русского языка...16

         6) Теоретическая часть…………………………………19

         7)Практическая часть…………………………………..20

Заключение…………………………………………………..21

  

 

Использованная литература………………………………23

Приложения 1………………………………………………..24

Приложение 2………………………………………………..27

 

 

 

 

 

 

Введение

 

       Язык любой нации - ее главная ценность. Мы остаемся русскими, россиянами, пока говорим по-русски, пока мыслим по-русски, пока жива великая русская литература, великая русская публицистика, великий русский театр, великий русский кинематограф и все другие достижения духа, которые выражены на русском языке. В русском языке ценно все - слова и словосочетания, русская грамматика, его склонения и спряжения, его местоимения и числительные, его музыка, его ритмика - одним словом, все элементы языка.

Русский язык, как любую ценность, надо охранять. Опасности подстерегают с разных сторон.

     В настоящее время проблема чистоты современного русского языка актуальна, потому что речевая свобода, с одной стороны, - благо для языка, это способствует его развитию, вовлекаются в активную сферу пользования различные пласты: и разговорная речь, и просторечие, и жаргон, современный компьютерный сленг; с другой стороны, - дозировка «коверкания» речи зависит от внутренней культуры человека, получается некая искусственная смесь, которая и не воспринимается серьезно. Мне кажется, что мы живем в эпоху языковой распущенности, и это является большой потерей для всего общества.

Новых слов появилось очень много, и щедрый русский народ стал употреблять модные выражения, иногда не задумываясь над реальным смыслом им же сказанного. В речи появляется много несоответствий и ошибок. Люди перестали следить за своей речью, а это приводит к большой угрозе воспитания грамотности у населения. В силу указанных выше обстоятельств данная проблема на сегодняшний день является очень актуальной и об этом не только надо говорить, и продумать пути спасания возникшей ситуации.

     Над этой темой работы я задумалась давно, поскольку сама являюсь активным пользователем сети Интернет, общаюсь с молодыми людьми, люблю смотреть не только научные передачи по телевизору и увлекаюсь шоу.

     Мне далеко не безразлична судьба русского языка, потому что культура общения на родном языке, как мне кажется, уходит на второй план. Я думаю, что в дальнейшем всё это может отразиться на речевой культуре подрастающего поколения, мы можем потерять язык и поэтому мы не должны этого допустить.

   Целью данной работы является исследование причин снижения роли русского языка и литературы в современном обществе и определение государственной политики по укреплению их позиций в обществе.

   Задачи:

 -  определить место и роль русского языка в современном обществе;

 -  привлечь внимание к существующим проблемам в области языка и литературы;

 -объяснить причины внимания государства к вопросам    функционирования и сохранения русского языка и литературы;

-    обобщить результаты исследования и сделать выводы.

Объекты исследования: государственные нормативно - правовые документы, телевидение, периодическая печать, интернет- пространство,

основанное на конкретных примерах из жизни русского населения

Предмет исследования - учащихся 8-10 классов МБОУ СОШ №42 с.Сандата.

Гипотеза.  В последнее время наблюдаются тревожные тенденции, которые касаются отношения к русскому языку и литературе: падает интерес к изучению русского языка и к чтению русской литературы, происходит деформация русского литературного языка, расшатывание его норм, сужение сферы использования, снижение грамотности, речевой культуры населения, а государство не уделяет этим проблемам должного внимания. Действительно ли это так. Если в своей речи люди будут бездумно использовать избыточные использование ненормативной лексики, то русскому языку грозит постепенное разрушение.

Для решения поставленных задач в процессе исследования использованы следующие методы:

- изучение литературы, нормативно - правовых документов по теме исследования;

- анализ программы телевизионных передач на телевидении

- исследование деятельности ученых, лингвистов по распространению и сохранению языка и литературы;

- наблюдение за речью подростков;

- анкетирование обучающихся школы и обработка данных.

Актуальность проблемы:

- Русскоязычное население должно понять, что речевая свобода, с одной стороны, - благо для языка: это способствует его развитию; с другой стороны-избыток вариантов языка- вредно.

Новизна в работе:

   При сегодняшней цивилизации спустя десятилетия появилось очень много новых слов при общении, письме. В нашей речи появляется много несоответствий и ошибок. Слушаешь говорящих и думаешь: то ли попал в обезьяний век, или все вернулись с мест не столь отдаленных, а иногда это просто детский лепет. Моё впечатление, что люди вздохнули, а выдохнуть не знают, как. Страшно, как бы не задохнуться в этом исковерканном мире говорящих. Неужели этого никто не видит. Почему не принимаются меры?

Над этим надо работать каждый день и возможно установить новые рамки по использованию языка, предоставить особые условия развития языка (об этом я скажу ниже).

Форма работы: поиск материала, знакомство с научными работами лингвистов, ученых.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что она позволяет углубить знания о положении русского языка и литературы в современном мире, раскрыть проблемы и источники их возникновения, определить пути их решения.

Практическая значимость исследования связана с возможностью использования знаний теоретического материала и практических результатов о состоянии языка и литературы, в самостоятельной работе обучающихся при подготовке докладов, рефератов, исследовательских проектов.

                                                Основная часть.

 

I.                  Нуждается ли в защите русский язык?

         1) Русский язык в современном обществе

На фоне различных социальных, экономических, политических проблем вопрос о состоянии современного русского языка в общественном сознании кажется пустяковым, а возможно, и незамеченным. В самом деле, люди живут по понятиям, разговаривают при помощи пальцев, и избыточные, сложноподчиненные конструкции только создают дополнительные трудности. Стремление к экономии языковых средств достигает своего апогея в массовой культуре. Отовсюду слышится междометийное «муси-пуси» и «ой, люли, мои люли». Я понимаю, что это желание по-новому выражать чувства и незамарачиваться на умении «красиво говорить». Но ведь смешно, когда наша речь становится похожа на лепет карапуза.

     На фоне демагогических выступлений столичных политиков, смотрю передачи «60 минут», из кожи вон лезущих, желая быть оригинальными, пытающихся скрыть свое скудоумие и несостоятельность или пустить в глаза пыль, русский язык мельчает. По этой группе людей нельзя судить о состоянии языка, но можно говорить об индивидуальной речевой культуре, - это проблема не языка, а говорящего на нем.

   Порой я сомневаюсь в элементарных правилах знания языка, когда с экрана многие из них непонятны мне и режут слух. И их количество с каждым разом растёт, словари уже не успевают фиксировать новые понятия и определения. И закономерно возникают вопросы:

-А что будет дальше?

Особенно меня раздражает молодежь, употребляющая нецензурную брань, которая не только режет слух, а обижает меня   безалаберным отношением к нему. Знаю, надо сдерживаться, но все-таки хочется в ответ нагрубить.

  Как же сказываются это явление на самобытности русского языка? Можно ли утверждать, что сегодня речь большинства наших соотечественников отражают богатство и величие национального языка?

    Мне нужна ясность. Уже на уровне слова, речи, интонации можно судить о том, насколько произносящий ответственен за то, что говорит. С другой стороны, когда языковая ясность доходит до клише и штампов – это не менее плохо, ибо свидетельствует о полном оглуплении, так как это опять доказывает, что наша речь немногословна и невыразительна.

     Индивидуальный язык уязвим. Согласитесь, что выражение лица, вообще какие-то невербальные средства порой красноречивее всяких слов. Слово не вмещает в себя всё, но и без него картина будет неполной. Вот поэтому, в силу ущербности словесной составляющей, телевизор интереснее смотреть без звука, как бы это не было смешно, наделяя происходящее собственным смыслом, или просто наблюдая за видеорядом.

     Дожили до того, что мы, учителя, просим учеников перевести с русского на русский, потому что они не понимают значение слова, особенно при чтении художественной литературы.

     Роль русского языка определяется качеством человеческого материала, говорящего на этом языке, или влиянием страны на мировую политико-экономическую жизнь?

    Поиск выхода из тупика повседневности и абсурдности существования погрешностей в нашем языке все-таки кроется, в первую очередь, в изучении родного языка.

 

2) Новые изменения в русском языке!?

   И все-таки надо ли и от кого надо защищать русский язык?

Я думаю, что ответ очевиден – прежде всего, от нас самих россиян. Каким образом? Своим равнодушием, ленью, безразличием. Ведь именно мы сами помогаем замусориванию русского языка ненужными иностранными словами, сокращениями и вольными изменениями, попустительствуем проникновению в язык жаргонных слов. Вы скажете я неправа?

        Давайте понаблюдаем, попробуем разобраться на простых примерах с ударением, которое в последнее время, по моему мнению, просто зашкаливает.

  Так   с 1 сентября Министерство образования узаконило "кофе" в среднем роде, "договор" с ударением на первом слоге и,"Интернет" с большой буквы. Лингвисты считают, что в этой гибкости русского языка есть особый смысл. Новые нормы пока устанавливают четыре словаря.

  Так Инна Сазонова (автор нового орфографического словаря) считает, что разное произношение неслучайно. [1] «Она говорит: «Язык отражает процессы, которые происходят в нем. И неправильно, если мы думаем, что у слова есть одно ударение», - говорит она. - Закрепить одно ударение на века - невозможно. У кофе есть два варианта: мужской род - в первую очередь и средний - во вторую. Так удобнее для носителей языка и удобно мозгу. Случай с кофе - как вариант, как дополнение.»

   Чиновники и лингвисты руководствовались благой целью, когда утверждали новые нормы произношения и правописания слов. В 2005 году в России появился закон о русском языке, а годом позже - межведомственная комиссия по русскому языку, в которую входят 50 лучших специалистов страны в этой сфере. Они и решили создать список эталонных словарей из-за засилья некачественных изданий на рынке. (приложение 1)

     Происходит это в рамках культурно-просветительской программы "Словари XXI века". В списке через какое-то время должно быть около 100 словарей. Пока из них издано 20, а утверждены четыре.

Именно эти издания прошли экспертизу в специализированных учреждениях.

 В министерстве они были приняты единогласно. Как эти все изменения запомнить?

   Лингвисты объясняют, что эти словари не содержат абсолютно новых языковых форм. К примеру, слово "йогурт" с ударением на втором слоге является как раз классическим вариантом. Более того, они не верят, что язык за счет таких изменений серьезно упрощается. 

                                     (Инна Сазонова (автор нового орфографического словаря)

Как говорит Мария Клеменчук, [2] заместитель директора Института русского языка Российской академии наук: «Он просто меняется по своим внутренним законам, становится немного другим. В языке всегда были разговорные и внеразговорные формы. Говорить "здравствуйте" или "здрасьте" вы решаете в зависимости от ситуации.» Интересно!?, а нас всегда поправляют… так как? (приложение 2)

     Пока лингвисты оспаривают нормы русского литературного ударения, произношения, ученики продолжают усваивать программу, данную в школе. Получается, что школа все время опаздывает.

                                                                   (Мария Клеменчук, заместитель директора

                                                      Института русского языка Российской академии наук)

 

3. Литература – это искусство слова, грамотная речь.

   Литература - достояние народа. Термином «Литература» обозначают художественные произведения человеческой мысли, зафиксированные в письменном виде. Литература создает свою форму из слов, из языка, который, воплощаясь в звуках и буквах, постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании. Миссия литературы – воспитание людей, передача знаний. Тенденции, которые проявляются в современной литературе, тоже вызывают тревогу. Одна из них - это падение интереса к книге, особенно среди молодежи.

     Кто должен позаботиться о сохранении русского литературного языка?

   Я думаю, прежде всего – это семья, особенно на ранних стадиях развития ребёнка. Я говорю о самых простых вещах, нет! не изучение норм русского литературного языка. Я о простом, о чтении. Однако семья зачастую устраняется от необходимости сохранения чистоты языка, а ведь именно здесь ребёнок получает азы русской литературной речи.

     Возьмём, к примеру, русские народные сказки. Вот где истоки русской речи! Русский язык очень богат, певуч, образен, мелодичен. Сказки умиляют, умиротворяют, успокаивают. Не зря психотерапевты рекомендуют детям, нервным и пожилым людям читать на ночь народные сказки. Но в последние годы родители перестали читать своим детям сказки, да и сами давно не читают.

Естественно, дети не приучены к самостоятельному их чтению.

Родители посадили их у телевизора, дали в руки телефон, подключили все, что можно (ребенку своему не жаль) лишь бы не мешали отдыхать. Пусть сами развиваются! Неудивительно, что сегодня у них теперь совсем иное мышление, сформированное средствами массовой информации не на русской литературе, а на фильмах ужасов и мультистрашилках про Шрека и других чудовищ. На наши экраны попадает самое низкопробное зарубежное искусство, да и мы то ничем не отличаемся: скудная речь, затоптанная антинравственными нормами.

     Важно также отметить, что роль грамотного носителя русского языка принадлежит не только семье, но и школе. Предметом изучения является, прежде всего, литературный язык. Порой родители говорят, что раньше дети были носителями нравственных ценностей, потому что много читали ту литературу, которая их воспитывала. Нам дарили хорошие книги, из которых собиралась домашняя библиотечка.

    Современная школа пытается учить детей правильной устной и письменной речи и знанию языка посредством написания, чтения и обсуждения литературных произведений. Но каких? Русская классическая литература почти изъята из преподавания. От классики остались одни крохи. Постепенно русский язык деформировался и обеднел. 

    К нашему стыду, я, как и ученики, на себе испытала непосильную загруженность при изучении литературы. Я просто не успеваю читать все, что дается по программе.

   Краткое изучение при чтении отдельных глав? Смешно, но по- моему, это как не до конца одеться. Литература настолько необъятна, что на глубокое изучение и осмысление каждого произведения просто нет времени. А учитель обязан выполнить программу. Педагогу некогда слушать, как «мямлят» ученики невыученный урок. Поэтому он берёт на себя всё: и краткий пересказ произведения, и его обсуждение. Поэтому из заданного на дом школьники почти ничего не читают.

Скажите, как можно рассуждать, учиться лучшему на примерах литературных героев, если ученик не знает главного, пропущенного, согласно школьной программе.       

Так на изучение русского языка в учебном году отводится 204 учебных часа, в то время, как на иностранный язык – 408. Что же важнее, смею спросить? На преподавание русского языка и литературы школа махнула рукой. И результаты не заставили себя долго ждать. Низкая успеваемость, безграмотность, низкий уровень при сдаче экзаменов.

   Богатый язык помогает нам наслаждаться многогранными творениями великих писателей и поэтов, а также хорошо понимать друг друга, наши эмоции, чувства, настроения, - литературный образный язык позволяет это. Обидно, у иностранцев растёт потребность в изучении нашего языка. Они «раскусили» его духовность, многообразие, богатство красок и оттенков и хотят читать произведения на языке автора.

      А что делаем мы? Что сейчас мы читаем? Почти ничего стоящего. Страну захлестнули примитивные «шедевры» детективов, которые всячески поддерживаются издателями. От такого убогого творчества, заполонившего книжные прилавки, просто стыдно за страну.

     А что мы смотрим? Криминальные программы и фильмы с насилием, многочисленные развратные шоу, рассчитанные на умственно неполноценных людей.

     А что мы слышим?

Очень мало полезного для духовного развития современного человека. Пустые разговоры героев художественных фильмов, пустые диалоги со слушателями радиопередач, море нецензурной брани и жаргонных словечек.

   Мне хочется обратить внимание наших властей на необходимость принятия скорейших мер к изменению преподавания русского языка и литературы в школе, к наведению порядка в СМИ, к нравственному отношению к речи.

 

4.  Что угрожает русскому языку? [3]

     Наверное, трудно встретить человека, который говорил бы исключительно на литературном русском языке. Так молодежный сленг прочно вошел в разговорную речь. Действительно, если внимательно прислушаться к молодежному жаргону, в нем можно обнаружить и лексику заключенных, и профессиональные термины, и исковерканные английские слова. Давайте коротко напомним об изъянах в русском языке. Чем они хороши (странно)?

     Сленг (от англ. slang) — терминологическое поле, набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных человеческих объединениях (профессиональных, социальных, возрастных групп). К сленгу примыкают более негативный жаргон (франц. jargon) и более закрытый арго(франц. argot) .

   Просторечные (большей частью грубые) выражения отличают людей низкого образовательного уровня. В обычной речи эти слова используются для усиления эмоциональной окраски высказывания: «Что ты постоянно туда шляешься?».

    Слова, служащие смягчающей заменой других, такие как «задолбаться», «грёбаный» и т. п., также не относятся к сленгу, а являются эвфемизмами.

    Для молодежного жаргона характерно постоянное обновление. Например, после гражданской войны, во времена разрухи беспризорности, самыми распространенными жаргонизмами были «буза» (шум, скандал, беспорядок) и «лафа» (свободно и хорошо).

В 60–70-е гг. XX века появились такие слова, как «балдеть» (проводить время в бездействии и праздности), «кадрить» (флиртовать), «потрясно» (очень хорошо). Наблюдая за речью современного школьника, можно отметить, что все они постепенно отходят в прошлое и заменяются другими.

Можно назвать несколько причин, по которым дети и подростки активно употребляют сленг. Первая из них весьма печальна: школьникам просто не хватает литературного словарного запаса, чтобы выразить свою мысль.

    К сожалению, современного подростка невозможно представить совсем без сленга. Вот примеры;

    Одни и те же жаргонные слова ребята объясняют по-разному. Например, глагол наезжать – обижать, угрожать; выдвинуть претензию – разобраться,  что-то иметь против;

 Прилагательное железный -надежный, ценный, прекрасный, верный. Что свидетельствует об их размытом значении. [4] Многие дети объясняют употребление жаргона стремлением к разнообразию: ведь всегда говорить правильно так скучно!

                                                                   (.http://ru.wikipedia.org/wiki/Ненормативная_лексика

Левикова С.И. Большой словарь молодежного сленга,

Фаир-Пресс, 2003-928с.)

 

То есть нежелание следовать правилам, придуманным взрослыми, распространяется и на речь.

    Арго́ (от фр. argot) — язык какой-либо социально замкнутой группы лиц, характеризующийся специфичностью используемой лексики, своеобразием ее употребления, но не имеющий собственной фонетической и грамматической системы.

   Часто под «арго» подразумевается язык деклассированных групп общества, язык воров, бродяг и нищих. Фактически Арго стало синонимом слова "феня". Арго не составляет самостоятельной системы и сводится к специфическому словоупотреблению в пределах общего языка.

    Офенство зародилось не позднее 15 в. и начало приходить в упадок лишь во второй половине 19 в. Первый основательный источник по офенскому языку (более сотни слов) содержится в изданном в 1787 по повелению Екатерины II словаре П.Палласа, составители которого по ошибке приняли условный язык офеней за особое «суздальское наречие».

     Часть офенских слов по форме совпадала с обычными русскими, но имела совершенно другое значение (тройка "еда", костёр "город"), другие создавались из русских морфем и имели довольно прозрачное значение (грызик "зуб", светлуха "огонь"), третьи были разнообразными переделками русских слов (здебесь "здесь", ширман "карман", куребро "серебро", возонка "воз"; по-видимому, и слово мас "я" – это прочитанное наоборот сам).

    Я понаблюдала и заметила, как офенская лексика претерпевает здесь существенные изменения как в семантике, так и в форме. Лох "мужик, крестьянин" меняет значение на "доверчивый, недалекий человек; жертва преступления", поханя "хозяин" становится паханом и означает "опытный вор, главарь". Исконное значение мастырить ("делать, изготовлять") сохраняется, но производное мастырка получает специфический смысл "умышленная («самодельная») рана, увечье", "поддельный (т.е. сделанный) документ или драгоценность" и т.п. Глагол кимать "спать" в исконном виде не встречается в уголовных словарях с 1920-х годов, заменившись на кимарить; косать "бить" и бусать "пить", все еще существуют, но вытесняются формами кóцать и бухáть (именно в таком, собственно уголовном, а не офенском обличье эти слова проникают в общее просторечие) и т.д и т.п..

     Ругань или брань - я считаю, что это стихия несдержанных людей, не признающих над собой авторитетов и не уважающих себя. Самая оскорбительная форма ругани – матерная брань. Среди детей очень распространены обидные жесты и прозвища-дразнилки. Другие словесные действия – это насмешки, обзывания, оскорбления и попросту брань. Моя бабушка мне сказала, что он служил как бы средством общения с нечистой силой –лешим, домовым, чертом. С его помощью изгоняли болезни (считалось, что в больного как бы вселялся бес), ограждали себя от нечистой силы – равно как и молитвой. Так же считалось, что свистом черта подзывали (поэтому существует давний запрет свистеть в доме), а матом отгоняли (иди к чёрту). Предполагают, что в древности матерные выражения могли иметь и ритуальный характер, употребляясь как заклинания от неурожая, от бесплодия при сельскохозяйственных обрядах и на свадьбах, на Ивана Купалу, на святки, на масленицу.

   Бывало так, что нередко бранные выражения адресованы не собеседнику, а непосредственно нечистой силе. Это отражено во многих разговорно-бранных формулах: черт побери (подери, возьми)! Такого рода выражения   используются часто для того, чтобы дать волю своим чувствам – досаде, раздражению, злости, когда что-то не ладится и не на кого пенять. Экспрессивными выражениями являются и речевые обороты со словом фига (кукиш, дуля), отсылающие к ответствующему жесту. Раньше этот жест также использовался как оберег – от болезней, от ведьм.

  Ненормативная лексика (нецензурные выражения, непечатная брань) или обсценная лексика (от лат. obscene — непристойный, распутный, безнравственный) — сегмент бранной лексики различных языков, включающий грубейшие (похабные, непристойно мерзкие, богомерзкие, невыносимо отвратительные, вульгарные) бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию. [4]

    Одной из разновидностей обсценной лексики в русском языке является русский мат.

Специалисты называют различные функции употребления обсценной лексики в речи:

·        повышение эмоциональности речи;

·        разрядка психологического напряжения;

·        оскорбление, унижение адресата речи;

·        демонстрация раскованности, независимости говорящего;

·        демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов;

·        демонстрация принадлежности говорящего к «своим» и т. п.

   А вот при переходе «на личности» матерная брань оказывается одним из самых сильных способов оскорбления. Сила оскорбления обычно зависит от ценности образа: чем он выше, тем удар острее. Грубая агрессивность подобной формы речи, даже лишенная оскорбительной направленности, малопривлекательна и вряд ли может служить свидетельством вкуса и красноречия.

   Я думаю, что в определенный период роста молодежи приходится переболеть этой болезнью, чтобы, преодолев ее первобытную стихию, осознать достоинство и силу русского языка. По мне, скорее это проявление все той же языковой болезни – бездумности и отрицания норм, примитивизма и языковой бедности.

 

- СМИ, телевидение, интернет.

    Хочется сразу спросить: где время, когда мы восхищались экранизацией произведений русских классиков. Всё это сейчас сведено к минимуму.

Возникает вопрос: когда и почему многие СМИ заняли враждебное отношение к русскому языку?

    Сегодня речь современных ведущих теле- и радиопередач торопливая, скороговоркой, с ошибками, либо программа построена в стиле капустника, понятная только самим участникам, когда одновременно говорят все и всё, что угодно.

     Может я ошибаюсь, но мне кажется, что ответ кроется в неуважении к русскому народу и к русской культуре, в нарушении языкового суверенитета русских, которые усилились с безнравственным поведением нашего общества.

     Так СМИ, которые мало интересуются русской культурой, – у них другие цели, – навязчиво нам вещают, что в современном мире человек человеку уже не друг и брат, что материальное благополучие выше духовного (на экранах главная тема, как «плохо» живется богатым? фильмы, от которых кровь хлыщет за край экрана, смог своровать- живи как в раю и т.д.).

   Честно, смотреть нечего: одно и тоже, об одних и тех же. Они призывают нас жить в земном раю – красиво, в роскоши, убеждая, что цель жизни человека – в обогащении.     Особенно подвержены этой философии жизни – молодые люди. И все юноши теперь видят себя богатыми и «крутыми», ничего при этом не умея делать. А девушки не хотят быть золушками, они видят себя принцессами. Но принцев и принцесс много не бывает. Так на глазах рушатся прежние представления о добре и зле. Об этом можно говорить бесконечно.

   Чему учиться, как рассуждать? Где правильно или неправильно? Как говорить, чтобы было грамотно и красиво одновременно.

    А люди растеряны, они не знают, каким идеалам теперь служить.

В результате упрощения и искажения русский язык становится всё более плоским, лишается духовной основы. Самое страшное, что на современном этапе, опошляется и выхолащивается русская речь русских, мышление и, как следствие, поведение людей. Где же наша национальная гордость?!

      Жаргон, нецензурная брань и ненормативная лексика нескончаемым потоком несутся с кино- и теле - экранов, и даже со сцены. Ненормативную лексику великий русский учёный и просветитель М.В. Ломоносов называл «подлыми словами». Усиленно подбираются иностранные аналоги русским словам, которые постепенно вытесняются из обращения. В итоге это приводит к катастрофическому обеднению языка, его вульгаризации и    примитивному мышлению.

    Об интернете не буду долго говорить. Интернет давно уже завоевал прочные позиции не только в среде профессиональной деятельности, но и стал одним из любимейших источников развлечений. Всемирная сеть – это общение с миром посредством клавиатуры, то есть при помощи письменного языка, а значит, Интернет и грамотность тесно взаимосвязаны, вряд ли кто-то осмелится оспорить данное утверждение.

     Не могу согласиться, что Интернет заставляет язык развиваться более высокими темпами, отражая тенденции стремительного общественного развития. Из-за заниженных требований к этикету страдает уровень вежливости и уважения к собеседнику (имя-обращение, написанное с маленькой буквы, разговорный стиль в письме студента к преподавателю или подчиненного к начальнику, отсутствие знаков препинания, превращающее письмо в свободный поток сознания). Страдает текстовая оформленность, та же безграмотность и радость: никто исправлять не будет, закрой интернет и спокойно продолжай жить. Представим себе среднестатистического пользователя (разумеется, не из числа матерых учителей-русоведов, которых и танком не сдвинешь с прочного лингвистического фундамента), который совсем недавно открыл для себя широкие Интернет-возможности.

    Я знаю яркие примеры пишущих школьников нашей школы, так называемых подцепить вирус «свободнописания».

   Хочу сказать, что эта нарочитая безграмотность, и потеря грамматической и орфографической бдительности одинаково входят в привычку. А привычка, как опасная болезнь. Заразиться легко, да попробуй после вылечи!

 

5.Ученые, лингвисты о сохранении русского языка

    По мнению многих ученых, русский язык как живой организм сам может очистится от всего ненужного, и ничего существенного в его структуре не произойдет [приложение 6]

Юрий Кублановский, поэт:

   Конечно, русский язык могут портить…. Как поэт я ощущаю, что русский язык за последние годы катастрофически сужается в лексике. Очень остро ощущаю именно обеднение языка, а не обогащение его за счет новых терминов. У меня, как у русского поэта, болит сердце за русский язык.

И.Б. Левонтина, ст. научный сотрудник, Института русского языка:

   Язык это такой тонкий и сложный механизм, которому нужны определенные условия. Язык замечательным образом отражает изменение ценностей внутреннего мира человека. Раньше были невостребованные только посылки, а сейчас применяют к человеку. Изменений много, они пришли с Запада, но все они безобидны. Ничего вредного и злого я в них не вижу. Сейчас изменилось представление что хорошо. Русская культура, история всегда была ориентирована на экстремальность.  Изучение языка смягчает нравы. Необходимы интересные передачи по русскому языку.

Максим Кронгауз, директор Института лингвистики РГГУ: [5]

    Порча – это слово оценочное, как правило, направленное против молодых людей, против новых приходящих поколений, которые неизменно язык меняют. Сегодня проблема в скорости изменения, которое происходит с языком. Сегодня они высокие, как было после революции.  Составители современного словаря обзванивали лингвистов с вопросом – включать или не включать слова блог и гламур. Мы наблюдаем миллионные употребления этих слов. Как можно не включать их в словарь? Эти слова существуют в языке уже более десяти лет. Все используют этот живой язык, тем не менее, считается, что словарь, язык должны быть иными. Речь это одно, как мы разговариваем, а как устроен словарь, как описан язык - это совершенно другое.  Отношение к законам и поведение людей устроено примерно также. Вести себя можем как угодно, а законы должны быть хорошими. Язык должен быть хорошим, идеальным, без всех гадостей.  Язык регулировать можно. Стенания о защите русского языка так и остаются на протяжении всех дискуссий.

С приятными людьми хорошо обсуждать безнравственность общества.

Но это не имеет никакого отношения к тому, что происходит с языком.

Язык меняется, подчиняясь каким-то своим законам. Научный подход не помогает решать вопрос, стало общество лучше или хуже.

 

(2856) | Январь 2012 Рубрика «Лингвистика»

 Разрешите позаимствовать / Максим Кронгауз/

 

Александр Кабаков, писатель:

     Портится или не портится язык связано с тем как портиться или не портится жизнь. Если я принимаю участие в дискуссии на тему языка с лингвистами, литераторами, то я выступаю как культурный носитель языка, если же я описываю нашу жизнь, и у меня фигурирует бандит, то я постараюсь, чтобы все было правильно. Чтоб это было жесть, и как на сегодняшний день, а не на вчерашний. Жизнь рождает определенного рода язык на любой языковой основе. Образ жизни рождает сходные языковые явления. Язык строго соответствует тому, что происходит в обществе вообще. Следует рассуждать, портится или не портится общество, а не язык.

Анатолий Локоть, член Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, заместитель руководителя фракции КПРФ:

  Русский язык надо защищать от искажений. Чтобы защитить русский язык, надо, во-первых, читать русскую классическую литературу: Пушкина, Толстого, Чехова, Бунина, Андреева. Тогда у человека формируется правильная русская речь.

Во-вторых, надо почаще слушать правильную русскую речь - она ещё сохранилась, особенно в глубинке.

И в-третьих, я бы посоветовал не смотреть телевизор и не заходить в Интернет, а больше читать.

Владимир Киселёв, председатель Законодательного собрания Владимирской области:

   Все процессы, которые происходят в жизни — неизбежно оказывают влияние на изменения в языке. Сейчас люди перестают пользоваться исконными ресурсами языка, все большую силу набирают неологизмы, иностранная лексика вытесняет русские слова. Огромную роль в нашей жизни играет Интернет, и это — тоже накладывает отпечаток на язык, особенно это касается молодежной среды. Я считаю, все это — нормально и логично, потому что наш язык — живой. И происходящие с ним процессы тому доказательство. А вот что касается засилья ненормативной лексики, я считаю - это то, с чем необходимо бороться, вот это — действительно страшное явление. Любовь к родному языку нужно прививать с рождения, как это было принято у нас всегда, нельзя разрушать эту преемственность. Уверен, что изучение родного языка должно оставаться приоритетом образовательной программы. Язык — это наше национальное достояние.

  Валерий Черешнев, председатель Комитета Государственной Думы по науке и наукоёмким технологиям, фракция «Справедливая Россия»:

   Состояние русского языка зависит от уровня образования, общей культуры в стране, семейного воспитания. Если с этим всё в порядке, то защищать русский язык не надо. Но русский язык сейчас упрощается, вульгаризируется, засоряется иностранными словами. И вот от этого надо язык защищать. Чтобы сохранить русский язык, нужно, чтобы не только дикторы правильно разговаривали, но и педагоги вузов и школ, и обычные люди. Везде должна звучать грамотная русская речь.

 

6.Теоретическая часть.

Значимость моей работы состоит в том, что она позволяет углубить знания о положении русского языка и литературы в современном мире, раскрыть проблемы и источники их возникновения, определить пути их решения.

    Мы увидели, как наших глазах со свободой слова пришла и свобода бестактного обращения с языком, немотивированных и безвкусных заимствований из других языков, использования жаргонизмов, вульгаризмов, а порой и просто ненормативной лексики (сказано выше). Все это присутствует не только в современных литературных произведениях, но (что особенно опасно) в сфере публичной информации и вездесущей рекламы. Между тем у общества остается право и обязанность на защиту языка как общенационального достояния.

  Какими же правовыми средствами общество может и должно защитить свои уши, а в конечном счете и наши души, свою культуру, воплощенную в языке?

     Мы все знаем, что языковые отношения — материя тонкая, и правовое регулирование в этой области носит весьма ограниченный характер. Но это отнюдь не означает, что законодательство в этой области не может быть действенным. У государства имеются широкие возможности для того, чтобы изменить сложившуюся тревожную ситуацию. При наличии к тому политической воли оно в состоянии эффективно воздействовать при помощи закона на развитие языковых процессов, особенно в таких сферах, как публичная информация и образование. 

 Первое: Уже сейчас существует определенная правовая база, позволяющая более или менее полно воздействовать на развитие языковых отношений. Будем говорить так, хорошая правовая база.

   Второе: Становится все очевиднее, что необходимо кардинально менять положение с обучением русскому языку. Это касается не только увеличения количества часов, но и изменения самого подхода к содержательной стороне обучения. Через уроки родного языка воспитывается гражданин Своей страны. Это то, чего трудно достичь, ограничиваясь уроками граждановедения и другими подобными предметами.

   Я думаю, что защитить русский язык как средство официального общения можно, охраняя его, прежде всего, как национальное достояние.

 

7.Практическая часть.

В изложенном теоретическом материале хорошо видно, что практически все ученые-лингвисты, литературоведы, культурологи, философы обеспокоены состоянием и судьбой русского языка. Как думают ученики?

Для того, чтобы понять отношение молодежи к проблеме деградации русского языка мы провели анкетирование, по результатам которого стало ясно, что как юноши, так и девушки старше 16 лет гораздо серьезней относятся к этой проблеме и в своей речи употребляют ненормативную лексику значительно реже, чем ребята младшего возраста. На наш взгляд, это объясняется тем, что 13-14 лет- это самый пик переходного возраста, и подростки всеми способами пытаются показать, что они уже взрослые люди, чаще всего, доказывая это не самыми достойными поступками, а тем, что многие начинают курить, пить и ругаться матом. В этом возрасте мало кто задумывается о том, как нужно говорить, главное для них не то, как они разговаривают, а то, что понравится ли это их друзьям.   Но, безусловно, это относится не ко всем.

Можно сделать следующие выводы:

1. Жаргонная лексика ведает к засорению русской речи, а впоследствии, и к её разрушению. Особенно это касается современной лингвистической ситуации.

3. Чрезмерное употребление иноязычной лексики, делает её малопонятной.

4. Вместе с тем не следует впадать и в другую крайность - изгонять из русской речи все иноязычные слова, как предлагали в середине XIX в. Да это и невозможно. В настоящее время не обойтись без заимствований в официально-деловом и научном стилях. Как, например, можно обойтись в настоящее время без старославянизмов (плен, вождь, юноша и проч.), тюркизмов (лошадь, сарай, Саратов, Самара, башмак, алыча, сарафан и т.д.), англизмов (футбол, бокс, волейбол, компьютер, экспорт) и т.д.? При использовании иноязычных заимствований следует придерживаться точки зрения В.Г. Белинского, который считал, что изобретать русские термины для обозначения иностранных понятий (как это делал В.И. Даль в "Толковом словаре живого великорусского языка") очень трудно, притом эти слова всегда намного хуже иноязычных.

5. Следует различать заимствования уместные и неоправданные. "Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус. Так, например, ничего нет нелепее и диче, как употребление слова утрировать вместо преувеличивать!» - утверждал критик В. Г. Белинский.

 

Заключение

   Ученые и лингвисты успокоили, ничего страшного не происходит. Меняется время, меняется язык, обогащается язык, а что-то уходит в историю. Многие считают, что русскому языку ничего, и никто не угрожает. Но если я чувствую дискомфорт при произношении незнакомых слов или слов, которые поменяли ударение, меня гложут сомнения, значит, на самом деле, наш язык в очень большой опасности.

Для того, чтобы понять отношение молодежи к проблеме деградации русского языка мы провели анкетирование, по результатам которого стало ясно, что как юноши, так и девушки старше 16 лет гораздо серьезней относятся к этой проблеме и в своей речи употребляют ненормативную лексику значительно реже, чем ребята младшего возраста. На мой взгляд,  это объясняется тем, что 13-14 лет- это самый пик переходного возраста,  и подростки всеми  способами пытаются показать,  что они уже взрослые люди, чаще всего,  доказывая это не самыми достойными поступками, а тем, что многие начинают курить, пить и ругаться матом. В этом возрасте мало кто задумывается о том, как нужно говорить, главное для них не то, как они разговаривают, а то, что понравится ли это их друзьям. Но, безусловно, это относится не ко всем.

     Я же предлагаю следующие пути решения проблемы в защиту русского языка:

  1.Организовать цензурный комитет, который бы пропускал всю информацию в СМИ, на телевидении, в театрах, в любом жанре искусства.

2.Запретить некоторые телепередачи, оказывающие негативное влияние на подрастающее поколение, внимательнее относиться к выбору современных шлягеров, обладающих бедным содержанием и множеством ошибок.

3.Увеличить количество часов по изучению русского языка. Продолжать изучение норм языка на уроках, внимательнее относиться к своей речи и речи окружающих, корректно исправлять ошибки.

4.Пересмотреть изучение литературы в школе как в количественном, так и качественном содержании.

   Нам всем надо помнить главное:

      Русский язык – это язык государственный. Поэтому изучение русского языка и русской литературы должно быть безусловным и приоритетным в школьном и среднем образовании. Остановить антирусские манипуляции в общественном сознании россиян, направленных на развращение народа и подмену моральных ценностей, выработанных веками, на псевдоценности и псевдокультуру. Отрегулировать все вопросы в области культуры, образования и просвещения в интересах государствообразующего народа России.

- За нарушение закона «О государственном языке Российской Федерации» должны быть предусмотрены меры пресечения и наказания, вплоть до закрытия печатного издания или теле-, радиопрограммы.

- Союзам писателей, литераторов, журналистов и другим творческим объединениям, имеющим доступ к СМИ, к общественным слушаниям и конференциям, активно поднимать вопросы укрепления государственного языка России. Вовлечь россиян в обсуждение жизненно важной темы.

   Я читаю, что каждый образованный человек должен считать для себя почётной обязанностью быть активным носителем чистого русского языка.

    Помнить, что русский язык может стать «могущественным орудием, в руках умелых он в состоянии совершать чудеса!» - И.С.Тургенев.

 

Использованная литература.

 

1.Береговская Э.М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языковедения. 2002г.-354с

 2. Журнал «Читаем, учимся, играем» №1 2008. Н. А. Бажанова. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь

3.Левикова С.И. Большой словарь молодежного сленга, Фаир-Пресс, 2003-928с.

4.Никитина Т.Г. Молодежный сленг, изд. АСТ, 2003г- 912с

  5.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.М.: Айрис-Пресс, 2002

 

6.Хомяков В.А. Введение в изучение сленга. - Вологда, 1971. - 195 с.

7.(2856) | Январь 2012 Рубрика «Лингвистика» Разрешите позаимствовать / Максим Кронгауз/

 

http://ru.wikipedia.org/wiki/Ненормативная_лексика

 

 

 

 

 

 

                                                                              Приложение

 

Утверждены варианты ударений

 

 пЕтля - петлЯ - словарь ударений И. Резниченко

кУхонных - орфографический словарь Б. Букчина, И. Сазонова, Л. Чельцова

свЁкла - орфографический словарь Б. Букчина, И. Сазонова, Л. Чельцова

йОгурт - йогУрт - словарь ударений русского языка И. Резниченко

бомбардировАть - офографический словарь Б. Букчина, И. Сазонова, Л. Чельцова

Августовский - августОвский - словарь ударений русского языка И. Резниченко

апартАменты - апартамЕнты - словарь ударений русского языка И. Резниченко

асимметрИя - словарь ударений русского языка И. Резниченко

бАржа - баржА - словарь ударений русского языка И. Резниченко

бижутЕрия - бижутерИя - словарь ударений русского языка И. Резниченко и т.д.

 

Памятка «Как избавиться от сквернословия»

1.  Сам не говори плохих слов.

3. Сквернословие не есть способ расслабления, а расслабление не означает вседозволенности.

7.  Научись просить прощения, если что-то с языка вдруг сорвалось.

8. Если слово уже подступило к горлу и готово вырваться, нужно стиснуть зубы, но не выпустить зло в мир.

9. Мой девиз: Моя речь – это моё зеркало, моё достоинство.

         У того, кто сквернословит, есть два пути:

Первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения.

 Второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты.

     Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни. Вы скоро поймёте, что, отказавшись от уродливого матерного языка, вы обретёте здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь ваших близких.

 Помните:

- Работа над своей речью – очень трудная задача, но это нужно делать, иначе наша речь будет такой же бедной, как у одного из героев стихотворения Р. Рождественского «Разговор со случайным знакомым».

-«Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием (языком); в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!» (И.С.Тургенев).

 

Словарь -  памятка

                                  «Не употребляй в речи эти слова»

Базарить - разговаривать

Бабки, баксы - деньги

Братэлла, братан – ровесник,  друг 

Винда - Windos

Вышак - отлично

В лом – лень

Ёлы-палы, ёлкины - досада

Замутить -  начать встречаться с девушкой

Зырить- смотреть

Инет – интернет

Колбасит - трясет

Комп – компьютер

Клава - клавиатура

Классно - хорошо

Клево -   отлично

Красава - молодец

Лайф – жизнь

Лафа - бездельничать

Мигульный – мягкий

Ништяк - хорошо

Облом – действительное не совпало с ожидаемым

Общага – общежитие

Отстой – несовременная одежда

Оттопыриться - развлекаться

Офигенно – очень хорошо, превосходно

Оч – очень

Очковать - бояться

Плющит – тошнит, плохое состояние

Пофигу - все равно

Пофигист – равнодушный человек

Прайс – цена

Предки - родители

Препод - преподаватель

Прибамбас  - некая оригинальная штучка

Прикол – шутка

Стрематься – бояться

Стучать - ябедничать

Стыбрить - украсть

Тема – мне нравится, отлично

Технач - техникум

Тормоз – тупой

Туса – вечеринка

Учага - училище

Халява – бесплатно

Чел - человек

Чикса - девушка

Чичи – очки

Чувак - парень

Чухнуть – понять

Шняга – ерунда, неудача, невезение

Шпора - шпаргалка

Ящик – телевизор

 

                            Памятка   

 

                  Избавься от    Слов - паразитов


Блин

вообще-то

вот

ё - моё

как бы

как сказать

 короче

 кстати

на самом деле

ну

однако

пипец, капец

практически

просто

так сказать

 типа

 черт

 э-э-э

 это


 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Нуждается ли в защите русский язык?»

Нуждается ли в защите русский язык?»

Введение Язык любой нации - ее главная ценность

Введение Язык любой нации - ее главная ценность

Объекты исследования: государственные нормативно - правовые документы, телевидение, периодическая печать, интернет- пространство, основанное на конкретных примерах из жизни русского населения

Объекты исследования: государственные нормативно - правовые документы, телевидение, периодическая печать, интернет- пространство, основанное на конкретных примерах из жизни русского населения

Теоретическая значимость работы состоит в том, что она позволяет углубить знания о положении русского языка и литературы в современном мире, раскрыть проблемы и источники их…

Теоретическая значимость работы состоит в том, что она позволяет углубить знания о положении русского языка и литературы в современном мире, раскрыть проблемы и источники их…

Индивидуальный язык уязвим. Согласитесь, что выражение лица, вообще какие-то невербальные средства порой красноречивее всяких слов

Индивидуальный язык уязвим. Согласитесь, что выражение лица, вообще какие-то невербальные средства порой красноречивее всяких слов

Происходит это в рамках культурно-просветительской программы "Словари

Происходит это в рамках культурно-просветительской программы "Словари

Но в последние годы родители перестали читать своим детям сказки, да и сами давно не читают

Но в последние годы родители перестали читать своим детям сказки, да и сами давно не читают

А что делаем мы? Что сейчас мы читаем?

А что делаем мы? Что сейчас мы читаем?

Можно назвать несколько причин, по которым дети и подростки активно употребляют сленг

Можно назвать несколько причин, по которым дети и подростки активно употребляют сленг

Ругань или брань - я считаю, что это стихия несдержанных людей, не признающих над собой авторитетов и не уважающих себя

Ругань или брань - я считаю, что это стихия несдержанных людей, не признающих над собой авторитетов и не уважающих себя

Грубая агрессивность подобной формы речи, даже лишенная оскорбительной направленности, малопривлекательна и вряд ли может служить свидетельством вкуса и красноречия

Грубая агрессивность подобной формы речи, даже лишенная оскорбительной направленности, малопривлекательна и вряд ли может служить свидетельством вкуса и красноречия

Усиленно подбираются иностранные аналоги русским словам, которые постепенно вытесняются из обращения

Усиленно подбираются иностранные аналоги русским словам, которые постепенно вытесняются из обращения

Изучение языка смягчает нравы.

Изучение языка смягчает нравы.

И в-третьих, я бы посоветовал не смотреть телевизор и не заходить в

И в-третьих, я бы посоветовал не смотреть телевизор и не заходить в

При наличии к тому политической воли оно в состоянии эффективно воздействовать при помощи закона на развитие языковых процессов, особенно в таких сферах, как публичная информация…

При наличии к тому политической воли оно в состоянии эффективно воздействовать при помощи закона на развитие языковых процессов, особенно в таких сферах, как публичная информация…

В.И. Даль в "Толковом словаре живого великорусского языка") очень трудно, притом эти слова всегда намного хуже иноязычных

В.И. Даль в "Толковом словаре живого великорусского языка") очень трудно, притом эти слова всегда намного хуже иноязычных

Отрегулировать все вопросы в области культуры, образования и просвещения в интересах государствообразующего народа

Отрегулировать все вопросы в области культуры, образования и просвещения в интересах государствообразующего народа

Приложение Утверждены варианты ударений пЕтля - петлЯ - словарь ударений

Приложение Утверждены варианты ударений пЕтля - петлЯ - словарь ударений

Словарь - памятка «Не употребляй в речи эти слова»

Словарь - памятка «Не употребляй в речи эти слова»

Чел - человек Чикса - девушка

Чел - человек Чикса - девушка

Нуждается ли в защите русский язык?»

Нуждается ли в защите русский язык?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.08.2020