Литература 5кл. ( А, Б ) - 2.12.15г ( В, Г ) – 5.12.15г
Тема: Н.В. Гоголь. Ночь перед рождеством
Цель урока: выявление художественной идеи повести,фольклорных мотивов; совершенствование навыков характеристики литературного героя; развитие монологической речи учащихся, умственной деятельности, аналитических способностей; воспитание нравственно-эстетических представлений(доброты, нравственной чистоты, умения ценить прекрасное).
Ход урока.
I. Орг. момент.
Ребята, на прошлом уроке мы отправились в путешествие по удивительному миру сказочной повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Сегодня мы продолжим это путешествие, и я надеюсь, что оно будет для вас увлекательным и полезным.
II. Мотивация учащихся к деятельности.
Внимательно прочитайте пословицы, найдите ключевые слова и попробуйте предположить, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.
«Добро не лихо: бродит по миру тихо» «Час в добре пробудешь - всё горе забудешь»
«Добрым путем Бог правит» «За недобрым пойдешь – на беду набредешь»
«Тому тяжело, кто помнит зло» « Чем сердиться, так лучше помириться».
(Учащиеся после знакомства с пословицами должны прийти к выводу, что на уроке речь пойдет о добре и зле).
Учитель: Ребята, а что для вас есть добро и зло? Какие ассоциации у вас возникают в связи с этими понятиями? (высказывания учащихся)
Учитель: А давайте заглянем в толковый словарь и посмотрим, как определяются там понятия «добра» и «зла».
(выводятся на слайд толкования слов из словаря С.Ожегова:
Добро – это нечто положительное, хорошее, полезное.
Зло – это нечто дурное, вредное.)
III. Целеполагание.
Так давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока («Добро и зло в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» -записать её в тетрадь)
А теперь давайте подумаем вместе, над чем мы сегодня будем работать, каковы цели нашей работы? (в ходе обсуждения ребята должны выйти на следующие цели:
- проследить, как проявляют себя добро и зло на страницах повести;
- кто из героев является олицетворением добра, а кто - зла;
- что побеждает в финале – добро или зло?)
IV. Актуализация темы.
Учитель: Вспомните героев повести (учитель направляет ребят к главным образам, которые проявляют себя в поступках ). Попробуйте распределить их на 2 столбика в зависимости от того, олицетворением добра или зла они , на ваш взгляд, являются. (учащиеся работают в тетради, затем озвучивают свои предположения).
Кто же из героев представляет
Зло |
Добро |
Ведьма |
Парубки, поющие колядки |
Черт |
Вакула- кузнец |
Пацюк |
Вечный образ Матери с Младенцем |
|
Оксана |
(Учащиеся могут затрудниться в том, олицетворением добра или зла является Оксана; учитель предлагает подробнее познакомиться с героями, чтобы разрешить сомнения).
Учитель: Итак, ребята, вы соотнесли героев с понятиями добра и зла. Давайте теперь разберемся, почему именно такой выбор вы сделали. Для этого несколько ребят внимательно поработают с текстом повести, проследят за поступками героев и отберут материал для их характеристики.
V. Открытие нового знания.
Работа в парах.
1 пара Каким изображен кузнец Вакула? В каких эпизодах его характер раскрывается
ярче всего? Предложите ключевые слова, помогающие рассказать о его характере.
2 пара Какие качества характера Оксаны проявляются в следующих эпизодах:
- Оксана перед зеркалом;
- Разговор с кузнецом;
- Приход подружек. Предложите ключевые слова, раскрывающие характер героини.
3 пара Какой показана Солоха в повести? Какие её поступки вызывают у вас неприятие?
Предложите ключевые слова, раскрывающие её характер.
4 пара (Эксперты) Проследите, какие поступки героев (Оксаны и Вакулы)
соответствуют христианским заповедям, а какие противоречат им.
В это время с остальными учащимися ведется работа по осмыслению образа Черта.
-Ребята, каким вы себе представляете черта? (учащиеся высказываются)
- А какой черт у Гоголя? Найдите его описание (работа с текстом повести).
- Ребята, может ли вызвать чувство страха черт Гоголя? (он не вызывает страха, потому что во всем похож на человека).
- Тогда почему вы его соотнесли с понятием ЗЛА? (он хотел украсть месяц, чтобы отомстить Вакуле за то, что тот нарисовал его в церкви на картине Страшного суда).
- Какие же черты характера его отличают? (мстительность, хитрость)-записывают в тетради.
- А как вы понимаете слова Гоголя: «Последняя ночь оставалась черту шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей»? О какой ночи идет речь? (Ночь накануне Рождества).
- Ребята, а эта ночь не совсем обычная, она особенная. Хотите узнать, почему она особенная? Тогда давайте послушаем сообщение об этом (выступает ученик с заранее подготовленным индивидуальным заданием на тему « Сочельник. Колядование. Народные традиции»).
Учитель: Итак, теперь мы понимаем, почему злые силы ведут себя накануне Рождества наиболее активно, пытаются навредить людям или заставить богобоязливых людей согрешить.
-Кто, на ваш взгляд, из героев повести созвучен образу Черта? (Солоха). Послушаем, что ребята расскажут об этой героине (выступление учащихся с результатами работы в паре. В итоге приходим к выводу, что Солоха – воплощение зла, поскольку хочет поссорить сына с Чубом, чтобы самой выйти за него замуж и прибрать к рукам его имущество; она собирает в рукав звезды, чтобы навредить православным христианам; ключевые слова к образу: жадная, способна на обман, корыстная).
Учитель: Итак, группа ребят понаблюдала за поступками Вакулы. Каким же показан кузнец Вакула? (выступление учащихся с результатами работы в паре). (ключевые слова к образу: трудолюбивый, добрый, верный, умеет любить, ценить прекрасное, способный к самопожертвованию) – это исключительно положительный герой.
Учитель: Ребята, вы затруднились в начале урока определить место Оксаны в мире добра и зла. Давайте разберемся с этим образом, выслушав для начала ребят, подготовивших характеристику героини ( учащиеся, анализируя основные эпизоды, приходят к выводу, что Оксана избалована, капризна, горда, завистлива, самолюбива).
Учитель: Ребята, полученная характеристика героини позволяет нам соотнести её с миром добра или зла? (высказывания учащихся, мнения могут быть противоречивыми). Поскольку мы сегодня говорим о событиях, происходивших в Рождественскую ночь, то мы должны помнить о том, что поступки героев прежде всего оцениваются с точки зрения Христианских заповедей. А кто из вас знает основы Христианских заповедей?
Давайте обратимся за помощью к нашим экспертам, которые попытались в этом разобраться.
Выступление экспертов. ( в результате учащиеся должны прийти к выводу, что зависть, гордость, излишнее самолюбие Оксаны – это от лукавого, это грех, а значит ЗЛО.
На вопрос: удается ли темным силам в канун Рождества сломить веру кузнеца, заставить его согрешить, учащиеся должны ответить, что он действительно чуть было не согрешил: сначала чуть не утопился (это самоубийство-страшный грех), а потом решил продать душу дьяволу за любовь Оксаны. Но этого не случается. Вера его настолько сильна, что ему удалось вовремя остановиться и не наделать греха, т.е. чистая душа героя оказывается сильнее козней злых сил).
Учитель: Ребята, как вы думаете, все попытки нечистой силы разрушить мир красоты и любви завершились полным крахом или, напротив, торжеством? Что же оказалось сильнее? (учащиеся замечают, что в финале повести торжествует добро).
Учитель: А как же Оксана? Ведь кроме внешней красоты мы в ней ничего положительного не увидели. (учащиеся замечают, что в финале повести она изменяется, поскольку понимает, что настоящее золото – это не то, что блестит (черевички, например), а чистая душа Вакулы. И помогает изгнать из её души «черта» именно искренняя любовь Вакулы, его верность, внутренняя красота).- учащиеся подтверждают эти выводы текстом повести.
Выводы по уроку.
Таким образом, ребята, мы убедились в том, что на фоне морозной рождественской ночи под сводом высокого звездного неба торжествуют добро, красота и любовь. Черт же вместо того, чтобы заполучить душу Вакулы, сам становится его слугой и с позором изгоняется с хутора и из души своенравной Оксаны. Солоха тоже осталась ни с чем, так как Чуб прозрел и увидел ее коварную сущность. Одним словом, ДОБРО победило ЗЛО.
VI. Рефлексия.
Учитель: А теперь, ребята, вернемся к пословицам, с которых мы начинали наш урок. Какие из них, на ваш взгляд, наиболее созвучны с нашим сегодняшним разговором, с нашими героями? (предположения учащихся). Есть ли среди них такая, которую вы бы взяли для себя как жизненный девиз?
Оцените свою работу сегодня на уроке:
-Я молодец.
- Я доволен своей работой.
- Я мог бы поработать лучше.
- Я многое открыл для себя на уроке.
- В ходе работы у меня возникли вопросы, на которые я хотел бы получить ответы.
И закончить наш урок мне бы хотелось словами:
Добро - это свет, который не дает нашим душам заблудиться во мраке ночи;
Добро – это сила, которая помогает нам вынести любые испытания.
Так пусть ваши души будут наполнены добром,
И пусть оно будет верным и надежным спутником в вашей жизни.
VII.Домашнее задание. Написать синквейн либо на тему «Вакула», либо на тему «Оксана».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.