Урок литературы в 9 классе "Тема одиночества в стихотворении "Парус" М.Ю.Лермонтова"
Тип урока: обучающий
Основной метод обучения : метод эвристической беседы
Цели урока : Обучающие: 1) продолжить знакомство с творчеством М.Ю.Лермонтова; 2) расширить представление о передаче эмоций через художественный текст; 3) Познакомить с приемом инверсии
. Развивающие: 1)развивать умение обучающихся анализировать лирическое произведение текст ; 2) развивать умение строить монологические аргументированные высказывания по теме; 3)Развивать творческие способности обучающихся; 4) расширить представление обучающихся о возможностях компьютерной программы Power Point.
Воспитательные: 1)способствовать формированию нравственных качеств у обучающихся; 2)способствовать эстетическому воспитанию на примере произведений разных родов искусства; 3) Формировать положительное отношение к знаниям.
Оборудование урока: 1) Текст стихотворения «Парус» М.Ю.Лермонтова. 2)Аудиозапись романса «Белеет парус одинокий…» . Стихи М.Ю.Лермонтова , музыка Варламова , исполняет С. Лемешев. 3)Компьютерные презентации по темам: «Жизнь М.Ю.Лермонтова»; « Морские пейзажи в творчестве русских художников» 1) Портрет М.Ю.Лермонтова. 2) Кроссворды для каждого ученика. 3) Парусник.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Психологическая подготовка обучающихся к изучению новой темы
. Учитель: Здравствуйте, ребята. Начнем наш урок литературы с необычного вопроса: Как вы думаете, когда человек чувствует себя по-настоящему несчастным?
Ученики: Когда болеет; Когда получает плохие оценки; Когда у него нет друзей; Когда одинок;
Учитель: Действительно, человек, как личность всегда должен чувствовать окружение близких и дорогих ему людей. Я думаю, что каждый из вас уже понимает, что такое чувствовать себя одиноким. А что вы чувствуете, когда слышите слово «Одиночество»?
Ученики: грусть, растерянность, печаль и т.д.
Учитель: Как вы видите, эмоции самые разнообразные, но, увы, далеко не положительные. В моей руке маленький кораблик. Что это? С одной стороны это свобода , когда ты рассекаешь морские волны, сила, когда ты борешься один на один со стихией. А с другой - это крошечный кораблик, посреди огромного водного пространства. И сегодня мы с этим корабликом совершим путешествие по небольшой части творчества М.Ю.Лермонтова и попробуем ответить на вопрос : Может ли быть одиноким великий человек или нет? И как его эмоциональное состояние отразилось на его творчестве?
3. Изучение новой темы. Учитель: Закройте глаза и мысленно перенеситесь в начало 19 века, а именно в 1814 год. Именно в этом году родился М.Ю.Лермонтов. На этой остановке мы познакомимся с наиболее важными моментами в жизни этого талантливого поэта. Потому что нельзя понять творчества писателя, не зная его жизненного пути. Здесь у нас есть собственный экскурсовод, который подготовил доклад о важных моментах в биографии Лермонтова.
3.1 Доклад о жизни М.Ю.Лермонтова. (Ученик: читает доклад) Доклад на тему «Жизнь М.Ю.Лермонтова» Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 15 октября 1814 года. Мать Мария Михайловна Лермонтова умерла в возрасте двадцати одного года , когда мальчику не было трех лет. Отец Лермонтова, Юрий Петрович, капитан в отставке, происходил из рода обедневших дворян. После смерти жены, рассорившись с тещей, оставляет ей сына и уезжает. Бабушка Лермонтова, Арсеньева Елизавета Алексеевна, после смерти дочери вырастила внука. Детство Лермонтова прошло в селе Тарханы Пензенской области, в именье бабушки. Михаил Юрьевич рос болезненным и чутким ребенком. Чтобы укрепить здоровье внука, Арсеньева возила его на Кавказ, на минеральные воды. Кавказ произвел на Михаила Лермонтова неизгладимое впечатление. Что в дальнейшем отразилось в его творчестве. Лермонтов получил прекрасное домашнее образование – бабушка не жалела на это денег. Будущий поэт был очень способным, он хорошо рисовал, лепил, играл на рояле и на скрипке, любил шахматы, знал несколько языков, много читал. С детства умел складывать рифмы, а с 14 лет стал писать стихи, свободно владел немецким и французским языками. С этого времени всю свою любовь Арсеньева перенесла на внука, в чем признавалась: "...он один свет очей моих, все мое блаженство в нем". За годы учения в пансионе и в университете с 1828 по 1832 годы Лермонтов написал около 300 стихотворений, 16 поэм, 3 драмы. Под впечатлением разноречивых толков и споров о дуэли и гибели Александра Сергеевича Пушкина Михаил Юрьевич Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта» (1837). Стихи Лермонтова точно и сильно выразили народное горе и негодование. Их переписывали в книжных лавках, на улице, заучивали наизусть. Эти стихи распространялись по Петербургу, Москве, по всей стране в тысячах списков, их пересылали за границу. В Лермонтове увидели достойного наследника убитого Пушкина. Лермонтову ближе был мир литераторов, композиторов и журналистов. Это было общество культурных людей, где говорили об искусстве, литературе, театре. Он много пишет, его произведения появляются в печати. Поэт прожил всего 27 лет, в 1841 году Лермонтов, как и Пушкин, был убит на дуэли. Но он оставил нам замечательные произведения в стихах и прозе. 17 июля Михаил Юрьевич Лермонтов был погребен на Пятигорском кладбище, а в апреле 1842 году, по ходатайству бабушки, его прах перевезли в Тарханы. Глядя на экран, вы совершите экскурсию по Дому-музею в Тарханах. Учитель : Что нового мы узнали из этого доклада? Ученик: Жизнь Лермонтова была очень интересной , но в то же время достаточно непростой, и это не могло не отразится на его творчестве. Учитель: Закройте глаза и перенесемся на вторую остановку. Откройте глаза и представьте: перед вами море и вдалеке виднеется маленькое белое пятнышко – это парус. Послушайте, как о нем написал М.Ю.Лермонтов в 18 лет. Но сначала ознакомьтесь с непонятными словами, которые будут встречаться в стихотворении. Словарная работа Чтение учителем стихотворения «Парус».
ПАРУС
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы, - он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
В стихотворении «Парус» всего 12 сток (3 строфы), но в нем очень богатое содержание и совершенная форма. Здесь мы видим не только пейзажные зарисовки, но и глубокий психологический смысл. Картины природы – в первых двух строках каждой строфы, а третья и четвертая строки – размышления, глубокие раздумья. Лермонтов написал это стихотворение на берегу Финского залива.
3.2 Анализ Стихотворения «Парус».
Учитель: В начале может показаться, что это стихотворение простое по тематике, что всё здесь понятно, но до сих пор исследователи творчества Лермонтова ведут споры , в чем главный смысл этого стихотворения. А какие чувства вызвало при прочтении у вас данное стихотворение ?
Ученики: Чувства непонятные с одной стороны рисуется море красивое и безбрежное, а с другой парусник, который плывет по этому море неизвестно куда и просит бури.
Учитель: Давайте обратимся к образу моря. Каким рисуется оно в стихотворении? Найдите по тексту.
Ученик: Оно разное . Сначала туманное, потом игривое, затем спокойное.
Учитель: Правильно. Образ моря на протяжении стихотворения меняется. А теперь посмотрим на образ паруса. Какими определениями пользуется автор, говоря о парусе? Найдите эти эпитеты в тексте.
Ученик : «Одинокий и мятежный» Учитель : Правильно. Известно, что В начале Лермонтов называл парус «Отдаленный», и только потом поменял это слово на слово «одинокой». Говоря «отдаленный» мы имеем в виду предмет, а слово «одинокий» может характеризовать не только предмет , но и состояние души человека.
Учитель : Так только ли о парусе идет речь в данном стихотворении?
Ученик: Нет. Автор с помощью образа паруса передает нам и свои чувства.
Учитель : А как вы считаете , какое значение имеет слово «мятежный»? Ученик: непослушный, и.т.д.
Учитель : Слово «мятежный» обозначает « тревожный, неспокойный , бурный» Как вы думаете, подходит ли данный эпитет образу паруса в данном контексте?
Ученик: Да. Так как парус действительно и тревожный, и неспокойный. Не зря автор говорит после данного эпитета, что парус просит бури.
3.3. Изучение понятия «инверсия»
Учитель: Если вы внимательно читали стихотворение, то обратили внимание, что порядок слов в некоторых предложениях не вполне привычный для русского языка. В литературе такой прием называется «инверсия».
Учитель показывает , заранее сделанную надпись на доске. Портрет М.Ю.Лермонтова. «Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус» Инверсия – от лат inversio_- перестановка. Перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность; необычный порядок слов, благодаря которому автор достигает особой выразительности речи.
Учитель: Итак, мы выяснили, что инверсия используется для того, чтобы выделить какие-то важные для автора слова. Так, какие слова в этом стихотворении необходимо интонационно выделить? Давайте найдем пример инверсии в тексте. Ученики называют.: парус одинокий моря голубом!.. стране далекой? краю родном?.. счастия не ищет не от счастия бежит! луч солнца золотой... Учитель: Попробуйте теперь сами прочитать данное стихотворение выразительно.
3.4 Выразительное чтение стихотворения. Два ученика пробуют прочитать стихотворение выразительно.
3.6. Подведение итогов по анализу стихотворения. Учитель: Давайте сделаем вывод. Так чувствовал ли Лермонтов себя одиноким? Ученик: Да, чувствовал. Учитель: Как нам становится это понятно? Ученик: Нам это понятно из его творчества. Тех образов , которые он использует в своих стихотворениях, рисунках.
4. Контроль и оценка знаний. Учитель: Ребята, у вас на столах лежат листочки с кроссвордами, ответив по порядку на все вопросы по горизонтали, по вертикали в выделенном столбце получится название города , в котором родился М.Ю.Лермонтов. Вам дается 4 минуты. Ученики заполняют кроссворд. ( Смотрите приложение №2)
5 Подведение итогов урока. 1. Что нового узнали? Учитель: Ребята , вы все сегодня очень хорошо трудились , старались. И особо старательным я за урок поставлю оценки. Вставлю оценки за урок. 1. Инструктаж по выполнению домашнего задания. Учитель: дома вам предлагается сделать задания на выбор. 1. нарисовать иллюстрацию к стихотворению. 2. нарисовать словесную иллюстрацию к стихотворению. 3. выучить стихотворение наизусть.(всем)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.