О-Е после шипящих и Ц в корне слова

  • pptx
  • 06.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Е-О ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В КОРНЕ СЛОВА.pptx

ТЕМА УРОКА:

?

повторение

Жизнь, шило, чудо, щука, чаща

Какие звуки называются шипящими? Почему?

Ж

Ш

Ч

Щ

жёлтый крыжовник шёлк чётко пчёлка шок шов щёчка шорох трущоба щёлкнуть чопорный

«НАБЛЮДАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ»

ПРОЧИТАЙТЕ СЛОВА, ОПРЕДЕЛИТЕ, ЧТО В НИХ ОБЩЕГО?

Распределите слова на 2 группы по признаку «Гласная после шипящей»

жёлтый крыжовник шёлк шок чётко шорох щёлкнуть трущоба пчёлка чопорный шов

«НАБЛЮДАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ»

?

Тема урока:

Буквы О-Ё после шипящих в корне слова

Цели на уроке:

Познакомиться с правилом правописания букв О-Ё после шипящих в корне слова.

Знать: способ выбора
о - ё в корнях слов после шипящих.
Уметь: обосновывать выбор о - ё в корнях слов после шипящих.

жёлтый - желтеть шёлк - шелка чётко- вычет щёлкнуть - щелчок пчёлка - пчела

«НАБЛЮДАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ»

крыжовник-…

шок-…

шорох -…

шов - …

трущоба -…

чопорный - …

Вывод:

под ударением в корне слова после шипящего пишем Ё,
если к данному слову можно подобрать проверочное слово с буквой Е;

пишем О, если проверочного слова нет.

К данным проверочным словам подберите проверяемые слова:


решето
щетина
расчесать
шедший
желобок

решёта
щётка
расчёска
шёл
жёлоб

Выполни тест

В каких словах допущена ошибка?
а) жолтый; д) жокей
б) решотка е) шорох
в) чёрный ж) крыжовник
г) жёнглёр з) шопот

ё

ё

ё

о

Жокей – профессиональный наездник на скачках, бегах.
Жонглёр – актер цирка, который искусно подбрасывает несколько предметов.
Шорник — ремесленник по изготовлению шор, то есть боковых наглазников, которые надеваются на лошадей, для ограничения поля зрения. В более широком смысле шорник - это специалист по конской упряжке.
Чопорный - чрезмерно, неестественно строгий в поведении, в обращении; крайне щепетильный в отношении соблюдения приличий.
 

Словарный диктант

Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограмму.
Отрастить ч…лку, выр…стить крыж…вник, сдать отч…т, предл…гать ш…колад, тяж…лый человек, поч…тный караул, ш…лковый костюм, красивый капюш…н, неясный ш…пот, ж…сткая дисциплина, ч…рствый хлеб, маленькая щ…лка, ровный ш…в, мягкая ш…рстка.

Задания в рамках ЕГЭ

1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
Реш…тка, щ…лкать
Крыж…вник, ч…рный
Ш…рстка, ш…колад
Ж…нглер, ч…лка

Задания в рамках ЕГЭ

2. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
Расч…ска, ш…рох
Ж…рнов, ж…кей
Поч…тный, ж…лтый
Капюш…н, пч…лы

Задания в рамках ЕГЭ

3. Из данного предложения выпишите слова с приставками.
Алеша возвратился домой и весь вечер просидел один в классных комнатах.

Задания в рамках ЕГЭ

1. Из данного предложения выпишите слова с приставками.
Чернушка оглянулась на него с сердитым видом, и он опомнился.

Подведём итоги урока

С какой орфограммой вы познакомились на уроке?

Расскажите о правописании буквы Ё-О после шипящих в корне слова. Приведите примеры.

Какие орфограммы мы с вами повторили ещё на уроке?

Я понял тему, смогу объяснить, напишу диктант на 4-5

Не совсем понял, не всё могу объяснить, мне есть ещё над чем поработать дома

Ничего не понял, буду дома до всего доходить

Самооценка

Посмотрите также