"О и е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных", 4 класс
Оценка 4.9

"О и е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных", 4 класс

Оценка 4.9
doc
20.08.2022
"О и е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных", 4 класс
О и е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных в т.п..doc

Тема: Правописание  о и е после шипящих в окончаниях имён существительных в Творительном падеже.

Цели: создание на уроке ситуации, помогающей открыть причину написания         о и е в окончаниях существительных после шипящих и ц; развивать орфографическую зоркость; умение правильно строить высказывания; выявить степень первичного усвоения написания предложенных орфограмм.

Оборудование урока: презентация; карточки с текстом «В цирке»; учебник «Русский язык», 3 класс (Начальная школа XXI века), рабочая тетрадь «Пишем грамотно»).

 

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока. Слайд № 1

Учитель: Сегодня мы совершим путешествие в страну Имени существительного и узнаем о том, когда в окончаниях существительных после шипящих и ц пишется гласная о, а когда -  гласная е. На уроке вы покажете свои знания, умение работать. Помните- важно не только самому справляться с заданиями, но и помочь товарищу. Важен не только личный результат, но и результат всего класса.  Вначале -минутка чистописания.

1). На доске: Ц  Ж  Ч  Ш.

Уч- ль: Назовите буквы. Какая из них лишняя? (Ч )

- Почему?

- Назовите другие буквы, которые обозначают согласные мягкие непарные звуки. (Щ, Й)

2). Работа над пословицей: Цыплят по осени считают.

Уч- ль: Когда так говорят?

- Назовите в этом предложении слово, которое является словом- исключением из правила.                                                                                         - Назовите орфограмму.

- Какие ещё слова- исключения вы  знаете?

- Запишите пословицу.

III. Речевые упражнения.

Уч- ль: Говорить умеют все люди на Земле. Они говорят на многих языках, но у всех языков главная задача- помогать людям понимать друг друга, выражать мысли при общении. Не всегда легко выразить свою мысль ясно и точно. Этому надо учиться. Поэтому не ленитесь отвечать, думать, рассуждать, доказывать.

  - На доске вы видите стихотворение Сергея Островского «Сказки». Прочитайте его про себя и подготовьтесь читать вслух.

(Дети читают стихотворение)                         Слайд № 2

Уч-ль: Как вы думаете, почему сказки надо рассказывать ярко?

Дети: Чтобы тебя внимательно слушали.

         - Чтобы слушателям было интересно.

Уч- ль: Как вы понимаете выражение « сказки надо рассказывать с толком»?

Дети: Надо точно передавать содержание и основную мысль.

Уч- ль: Что для этого нужно?

Дети: Точно употреблять слова, знать их значение.

         - Иметь богатый словарный запас.

IV. Повторение правил грамматики.

Уч- ль: Прочитайте стихотворение ещё раз и понаблюдайте за изменением слова « сказка». Давайте и мы изменим его по падежам.

( Уч- ся по очереди выходят к доске и изменяют слово. В результате на доске появляется запись изменения по падежам).

- Почему в слове сказка менялось окончание?

Дети: Между предметами существуют самые разнообразные отношения, слова изменяются, то есть выступают в форме одного из падежей.

- А каждый падеж имеет свои вопросы.

V. Работа с деформированным текстом.                слайд № 3

Уч- ль: Нас сегодня интересует правописание падежных окончаний только одного падежа. Его форма в данном предложении встречается не один раз. Давайте соберём  слова в смысловое предложение.

(Дети составляют предложение).

Уч- ль: Что у нас получилось?  Запишем в тетради.

- Какие существительные в нём стоят в форме Т.п.?

- В сказках всегда что- нибудь творится, происходит невероятное. Давайте и мы отправимся в сказку и узнаем какие падежные окончания будут у существительных после шипящих и ц в Т.п.       

VII. Тема урока.

Учитель: В русском языке есть особый командир, который командует написанием безударных гласных. Это самое ошибкоопасное место в корне слова.                                                                                                                            -  Что это за командир такой?

- Под ударением никто ошибки не сделает. Наши трудности начинаются тогда, когда гласная в корне или в другой части слова оказывается в слабой позиции- без ударения.

- Вот они-  герои нашей сказки: король Ударение и его две дочери- принцесса О и принцесса Е.

(  рисунок на доске).

- Хотя у короля всего десять любимых дочерей. Кто из вас догадался, как их зовут?

Дети: Гласные а, о, и, е, ё, э, ю,я, ы, у.

Уч- ль: Некоторые из них постоянно требуют проверки: слышим одно, а пишем другое.

- Король Ударение старается держать своих дочерей в строгости, но они иногда выходят из- под контроля. Могут быть ударными и слышаться чётко, а могут быть безударными, вызывая трудности при написании. Сегодня король только с принцессами О и Е отправился в террариум имён существительных. Давайте назовём его обитателей.

Дети: Твёрдые шипящие Ж, Ш. Мягкие шипящие Ч и Щ.

Уч- ль: Террариум охраняет  сторож  Ц.  Как  вы  думаете,  почему именно его поставили сторожить террариум?

Дети: Ц тоже твёрдый глухой согласный.

Учитель: Да, его не раздражают шипение, свист обитателей. Сторож глухой.

 Подошёл король с дочерьми к террариуму и стали они рассматривать его обитателей. Многие из них, свернувшись колечком, дремали. Какую букву они напоминали?

(   рисунок на доске)

Уч- ль: Радостная принцесса О просунула руку в террариум и погладила ужа. Король Ударение как увидел это, от страха за последствия как закричал на принцессу своим громовым голосом : « Это хорошо, что ты сейчас встретилась только с ужом и мне не нужно бежать за врачом».

- Ребята, почему король так сказал?

Уч- ль:  От страха король и принцесса побледнели лицом. Пойдём домой принцесса, я накормлю тебя борщом,  твоё лицо порозовеет  и ты займёшься своим любимым делом- порисуешь карандашом». Давайте прочитаем существительные на доске.                    Слайд № 4

-  Что общего во всех этих словах?

Дети: Все существительные стоят в форме Т.п.

         - Ударение падает на окончание.

         - Во всех окончаниях гласная О.

Учитель: Докажите, что существительные стоят в форме Т.п.

  Учитель: В тот момент, когда корольУдарение сильно кричал на принцессу О, принцесса Е, испугавшись гнева отца, убежала. И теперь король отправился искать принцессуЕ. А принцесса Е влезла на террариум и плакала от страха и одиночества. Король подошёл к ней и стал  спокойно тихим голосом говорить ей: « Принцесса Е, будь умницей, спускайся вниз». С плачем  принцесса Е спустилась вниз. « Я угощу тебя грушей». Король повёл принцессу домой. За этим зрелищем наблюдал сторож Ц, пока король Ударение и принцесса Е не скрылись за берёзовой рощей . Через некоторое время они были дома. « Вот мы уже под крышей своего дворца»,- сказал он дочерям.

 - Давайте прочитаем теперь эти существительные.      Слайд №  5

- Что общего в этих словах?

Дети: Они тоже стоят в форме Т.п.

          - В окончании у них безударная гласная Е.

Уч- ль: Давайте прочитаем орфографически существительные обоих столбиков и постараемся сделать вывод о написании гласных О и Ё после шипящих в окончаниях имён существительных, стоящих в форме Т.п.

Слайд № 6

(Дети делают вывод).

Уч-ль: Теперь откроем учебники на стр. 57. Прочитаем вывод и сравним с тем, который мы сделали с вами.

(Дети вслух читают правило.)

VIII. Тренировочные упражнения.

1.Работа по учебнику.                                                                                         Упр. № 1- по вариантам: I вариант- с ударными окончаниями,                        II- с безударными.

( Проверка с места).

- Давайте ещё раз  скажем вспомогательное слово и вопросы Т.п.

Упр. № 3- в парах. ( 5 любых слов).

2. Работа в рабочей тетради с. 16 упр. № 1- самостоятельно, с последующей взаимопроверкой.

Уч- ль: Выполняя тренировочные упражнения, король Ударение, Принцессы О и Е, и я, ваш учитель уверены, что вы не будете мучиться вопросом, что писать  после шипящих и Ц  в окончаниях существительных, стоящих в форме Т.п. под ударением.

Дети: Гласную О.

Уч- ль: И без ударения?

Дети: Гласную Е.

IX. Закрепление нового материала.

Уч- ль: После всех переживаний  король Ударение вместе с дочерьми отправился в цирк. Вы туда тоже приглашены. На ваших столах лежат пригласительные билеты. Но есть одно условие: вы только тогда сможете узнать о цирковом представлении, когда в окончаниях существительных после шипящих и Ц вставите нужную гласную: О или Е.

(Слайд №   7  с билетом).

X. Работа с фразеологическими оборотами.

(Учитель показывает рисунки и предлагает объяснить, как дети понимают смысл выражений.)

(Слайд №  8     с написанными  фразеологизмами.)

XI. Итог урока.

- Что узнали нового на уроке?

( Оценка работы учащихся).

 

 

 

 

 

 

 

 


Тема: Правописание о и е после шипящих в окончаниях имён существительных в

Тема: Правописание о и е после шипящих в окончаниях имён существительных в

Какие ещё слова- исключения вы знаете? -

Какие ещё слова- исключения вы знаете? -

V . Работа с деформированным текстом

V . Работа с деформированным текстом

Дети: Твёрдые шипящие Ж, Ш. Мягкие шипящие

Дети: Твёрдые шипящие Ж, Ш. Мягкие шипящие

Вот мы уже под крышей своего дворца»,- сказал он дочерям

Вот мы уже под крышей своего дворца»,- сказал он дочерям

Дети : Гласную Е. IX . Закрепление нового материала

Дети : Гласную Е. IX . Закрепление нового материала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.08.2022