Тема: Правописание о и е после шипящих в окончаниях имён существительных в Творительном падеже.
Цели: создание на уроке ситуации, помогающей открыть причину написания о и е в окончаниях существительных после шипящих и ц; развивать орфографическую зоркость; умение правильно строить высказывания; выявить степень первичного усвоения написания предложенных орфограмм.
Оборудование урока: презентация; карточки с текстом «В цирке»; учебник «Русский язык», 3 класс (Начальная школа XXI века), рабочая тетрадь «Пишем грамотно»).
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока. Слайд № 1
Учитель: Сегодня мы совершим путешествие в страну Имени существительного и узнаем о том, когда в окончаниях существительных после шипящих и ц пишется гласная о, а когда - гласная е. На уроке вы покажете свои знания, умение работать. Помните- важно не только самому справляться с заданиями, но и помочь товарищу. Важен не только личный результат, но и результат всего класса. Вначале -минутка чистописания.
1). На доске: Ц Ж Ч Ш.
Уч- ль: Назовите буквы. Какая из них лишняя? (Ч )
- Почему?
- Назовите другие буквы, которые обозначают согласные мягкие непарные звуки. (Щ, Й)
2). Работа над пословицей: Цыплят по осени считают.
Уч- ль: Когда так говорят?
- Назовите в этом предложении слово, которое является словом- исключением из правила. - Назовите орфограмму.
- Какие ещё слова- исключения вы знаете?
- Запишите пословицу.
III. Речевые упражнения.
Уч- ль: Говорить умеют все люди на Земле. Они говорят на многих языках, но у всех языков главная задача- помогать людям понимать друг друга, выражать мысли при общении. Не всегда легко выразить свою мысль ясно и точно. Этому надо учиться. Поэтому не ленитесь отвечать, думать, рассуждать, доказывать.
- На доске вы видите стихотворение Сергея Островского «Сказки». Прочитайте его про себя и подготовьтесь читать вслух.
(Дети читают стихотворение) Слайд № 2
Уч-ль: Как вы думаете, почему сказки надо рассказывать ярко?
Дети: Чтобы тебя внимательно слушали.
- Чтобы слушателям было интересно.
Уч- ль: Как вы понимаете выражение « сказки надо рассказывать с толком»?
Дети: Надо точно передавать содержание и основную мысль.
Уч- ль: Что для этого нужно?
Дети: Точно употреблять слова, знать их значение.
- Иметь богатый словарный запас.
IV. Повторение правил грамматики.
Уч- ль: Прочитайте стихотворение ещё раз и понаблюдайте за изменением слова « сказка». Давайте и мы изменим его по падежам.
( Уч- ся по очереди выходят к доске и изменяют слово. В результате на доске появляется запись изменения по падежам).
- Почему в слове сказка менялось окончание?
Дети: Между предметами существуют самые разнообразные отношения, слова изменяются, то есть выступают в форме одного из падежей.
- А каждый падеж имеет свои вопросы.
V. Работа с деформированным текстом. слайд № 3
Уч- ль: Нас сегодня интересует правописание падежных окончаний только одного падежа. Его форма в данном предложении встречается не один раз. Давайте соберём слова в смысловое предложение.
(Дети составляют предложение).
Уч- ль: Что у нас получилось? Запишем в тетради.
- Какие существительные в нём стоят в форме Т.п.?
- В сказках всегда что- нибудь творится, происходит невероятное. Давайте и мы отправимся в сказку и узнаем какие падежные окончания будут у существительных после шипящих и ц в Т.п.
VII. Тема урока.
Учитель: В русском языке есть особый командир, который командует написанием безударных гласных. Это самое ошибкоопасное место в корне слова. - Что это за командир такой?
- Под ударением никто ошибки не сделает. Наши трудности начинаются тогда, когда гласная в корне или в другой части слова оказывается в слабой позиции- без ударения.
- Вот они- герои нашей сказки: король Ударение и его две дочери- принцесса О и принцесса Е.
( рисунок на доске).
- Хотя у короля всего десять любимых дочерей. Кто из вас догадался, как их зовут?
Дети: Гласные а, о, и, е, ё, э, ю,я, ы, у.
Уч- ль: Некоторые из них постоянно требуют проверки: слышим одно, а пишем другое.
- Король Ударение старается держать своих дочерей в строгости, но они иногда выходят из- под контроля. Могут быть ударными и слышаться чётко, а могут быть безударными, вызывая трудности при написании. Сегодня король только с принцессами О и Е отправился в террариум имён существительных. Давайте назовём его обитателей.
Дети: Твёрдые шипящие Ж, Ш. Мягкие шипящие Ч и Щ.
Уч- ль: Террариум охраняет сторож Ц. Как вы думаете, почему именно его поставили сторожить террариум?
Дети: Ц тоже твёрдый глухой согласный.
Учитель: Да, его не раздражают шипение, свист обитателей. Сторож глухой.
Подошёл король с дочерьми к террариуму и стали они рассматривать его обитателей. Многие из них, свернувшись колечком, дремали. Какую букву они напоминали?
( рисунок на доске)
Уч- ль: Радостная принцесса О просунула руку в террариум и погладила ужа. Король Ударение как увидел это, от страха за последствия как закричал на принцессу своим громовым голосом : « Это хорошо, что ты сейчас встретилась только с ужом и мне не нужно бежать за врачом».
- Ребята, почему король так сказал?
Уч- ль: От страха король и принцесса побледнели лицом. Пойдём домой принцесса, я накормлю тебя борщом, твоё лицо порозовеет и ты займёшься своим любимым делом- порисуешь карандашом». Давайте прочитаем существительные на доске. Слайд № 4
- Что общего во всех этих словах?
Дети: Все существительные стоят в форме Т.п.
- Ударение падает на окончание.
- Во всех окончаниях гласная О.
Учитель: Докажите, что существительные стоят в форме Т.п.
Учитель: В тот момент, когда корольУдарение сильно кричал на принцессу О, принцесса Е, испугавшись гнева отца, убежала. И теперь король отправился искать принцессуЕ. А принцесса Е влезла на террариум и плакала от страха и одиночества. Король подошёл к ней и стал спокойно тихим голосом говорить ей: « Принцесса Е, будь умницей, спускайся вниз». С плачем принцесса Е спустилась вниз. « Я угощу тебя грушей». Король повёл принцессу домой. За этим зрелищем наблюдал сторож Ц, пока король Ударение и принцесса Е не скрылись за берёзовой рощей . Через некоторое время они были дома. « Вот мы уже под крышей своего дворца»,- сказал он дочерям.
- Давайте прочитаем теперь эти существительные. Слайд № 5
- Что общего в этих словах?
Дети: Они тоже стоят в форме Т.п.
- В окончании у них безударная гласная Е.
Уч- ль: Давайте прочитаем орфографически существительные обоих столбиков и постараемся сделать вывод о написании гласных О и Ё после шипящих в окончаниях имён существительных, стоящих в форме Т.п.
Слайд № 6
(Дети делают вывод).
Уч-ль: Теперь откроем учебники на стр. 57. Прочитаем вывод и сравним с тем, который мы сделали с вами.
(Дети вслух читают правило.)
VIII. Тренировочные упражнения.
1.Работа по учебнику. Упр. № 1- по вариантам: I вариант- с ударными окончаниями, II- с безударными.
( Проверка с места).
- Давайте ещё раз скажем вспомогательное слово и вопросы Т.п.
Упр. № 3- в парах. ( 5 любых слов).
2. Работа в рабочей тетради с. 16 упр. № 1- самостоятельно, с последующей взаимопроверкой.
Уч- ль: Выполняя тренировочные упражнения, король Ударение, Принцессы О и Е, и я, ваш учитель уверены, что вы не будете мучиться вопросом, что писать после шипящих и Ц в окончаниях существительных, стоящих в форме Т.п. под ударением.
Дети: Гласную О.
Уч- ль: И без ударения?
Дети: Гласную Е.
IX. Закрепление нового материала.
Уч- ль: После всех переживаний король Ударение вместе с дочерьми отправился в цирк. Вы туда тоже приглашены. На ваших столах лежат пригласительные билеты. Но есть одно условие: вы только тогда сможете узнать о цирковом представлении, когда в окончаниях существительных после шипящих и Ц вставите нужную гласную: О или Е.
(Слайд № 7 с билетом).
X. Работа с фразеологическими оборотами.
(Учитель показывает рисунки и предлагает объяснить, как дети понимают смысл выражений.)
(Слайд № 8 с написанными фразеологизмами.)
XI. Итог урока.
- Что узнали нового на уроке?
( Оценка работы учащихся).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.