Тренинг по теме:
«Азбука нравственности»
Автор сценария –Сальгириева М.А
Духовная сила человека относится
к физической как три к одному.
Наполеон
Сценарий тренинга позволяет организовать общение детей на актуальную тему, дать информацию для размышления, для критической оценки своих нравственных качеств.
Цели: способствовать развитию критического отношения к себе; побуждать подростков к анализу собственных поступков; прививать навыки терпимости и корректности в общении с друзьями, углубить представление подростков о дружбе; формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как надежность, верность, обязательность, взаимовыручка;
Форма проведения: тренинг
КЛАСС РАСПРЕДЕЛЕН ПО СЕКТОРАМ
1 СЕКТОР-АХМАДОВ ДЕНИ: Без нравственной основы – как некоторой внутренней опоры – личность не обладает цельностью и логикой своего существования, является жертвой ситуации и, в конце концов, деградирует. Самоутверждение в нравственной сфере – одна из важнейших ступеней личностного развития. Человеку необходимо осознание того, что он правильно живет, трудится, отдыхает
Как же понять и узнать свою нравственную основу? Об этом нам с вами хотелось бы поговорить на нашем занятии.
Итак, у вас есть список из 10 желаний, выбрать из которых можно только 5. Сделайте, пожалуйста, свой выбор.
Список желаний:(у каждого ученика на столе):
1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый современный компьютер.
4. Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
2 СЕКТОР: Хучиева Амина Интерпретация
Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.
5 положительных ответов – высокий уровень.
4, 3 – средний уровень.
2 – ниже среднего уровня.
0–1 – низкий уровень.
Задание:
Класс делится на сектора по 3-4 человека с помощью цветных жетонов.
Каждая группа в течение 2-3 минут обсуждает эпиграф, написанный на доске. Объясните высказывание Наполеона: “Духовная сила человека относится к физической как три к одному”.
3 сектор: Бекмурзаева Селима: Как вы думаете, почему человек ведет себя правильно? (Ответы можно фиксировать на листочке).
Психологи, изучающие становление морального сознания человека, предложили шкалу оценки уровня нравственного развития, основанную на характере причин, побуждающих человека к тому или иному действию.
1-й уровень. Чтобы избежать наказания и получить награду. (Подделываться).
2-й уровень. Чтобы все обо мне думали хорошо – другие и я сам. (Казаться).
3-й уровень. Таковы общепринятые нормы и ценности моего общества. (Подчиняться).
4-й (высший) уровень. Таковы мои моральные принципы; они основаны на общечеловеческих принципах. (Быть самим собой).
(Уровни желательно изобразить в виде лестницы, где первому уровню соответствует нижняя ступенька, четвертому, соответственно, верхняя.
Это уровни нравственного поведения, где самому высокому уровню соответствуют высшие общечеловеческие ценности).
Делаем акцент на изречения и слова.
· Нет друга - ищи, а найдешь - береги.
· Товарищ, знакомый, друг, приятель...
· Друга иметь- себя не жалеть.
· Друг познается в беде.
· Друга на деньги не купишь.
· Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает
Упражнение “Юности честное зеркало”.
4 сектор Бисултанов Ислам: Перед вами список из 16 нравственных качеств.
Эти качества представлены шкалой, включающей полярно-противоположные проявления этих качеств. Отметьте выраженность каждого качества у себя. Для этого обведите кружочком соответствующую цифру. Цифра 10 означает максимальную степень проявления качества, указанного в левом столбце, цифра 1 – максимальная степень проявления качества, указанного в правом столбце.
По окончании вы получите свой нравственный “профиль”.
1 |
Общительность, открытость, коллективизм |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Замкнутость, скрытность, индивидуализм |
2 |
Доброта, альтруизм |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Злоба, эгоизм, чувство собственности |
3 |
Эмоциональная устойчивость, ровность, постоянство |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Эмоциональная неустойчивость, влюбчивость, разнообразие |
4 |
Твердость, самостоятельность |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Уступчивость, склонность к подчинению, покорность |
5 |
Восторженность, импульсивность, азартность |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Сдержанность, рассудительность, серьезность |
6 |
Честность, высокая нормативность поведения |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Недобросовестность, игнорирование общественных норм |
7 |
Раскованность, склонность к риску, смелость |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Скромность, стыдливость, застенчивость |
8 |
Мягкость, сострадание, милосердие |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Жесткость, суровость, безжалостность |
9 |
Бдительность |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Доверчивость |
10 |
Альтруистичность, непрактичность, доверие к людям |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Практичность, цинизм, недоверие |
11 |
Прямолинейность, правдивость |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Дипломатичность, расчетливость |
12 |
Спокойствие, уверенность в себе |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Тревожность, неуверенность, чувство вины |
13 |
Склонность к новому |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Склонность к традиционному |
14 |
Независимость мнения окружающих, стремление действовать исходя из собственных убеждений |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Зависимость от группы, ориентировка на социальное одобрение |
15 |
Высокий самоконтроль, самодисциплина, безгрешность |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Низкий самоконтроль, недисциплинированность, нарушения |
16 |
Собранность, возбужденность, вызванная большим стремлением к успеху |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Расслабленность, отсутствие стремления выделиться |
Оценка результатов. Определите свои слабые и сильные стороны в нравственной сфере. Насколько этот ваш профиль соответствует “современным” нормам нравственности? (Обсуждение)
Задание. Обсудите в группе “нормативы” для современных социальных условий. (Обсуждение)
6 сектор Хатуев Замбек:. Предлагаю ситуации, содержащие сложные социальные проблемы морального порядка. Нужно дать оценку поступкам героев и обосновать свои суждения.
“Уличная мораль”
В вашем классе произошел случай. Жестоко избили хорошего, но слабого физически мальчишку за то, за то, что он не поддержал предложение сбежать с урока. Вы видели кто бил, но в ответ на предложение выдать хулиганов вы промолчали.
Что вы сделаете дальше? (Обсуждение)
“Находка”
Вы случайно нашли чек на приобретение дорогой вещи …
А) Попытаетесь найти того, кто его потерял.
Б) Бежите к прилавку – вы столько о ней мечтали.
В) Сомневаетесь в его действительности, боитесь неприятностей.
Г) В растерянности не знаете, что с ним делать. (Обсуждение)
Незаконченные предложения по теме «Друг - это тот...»
Классный руководитель. Что ж, мы выслушали различные мнения. Но у меня возник другой вопрос: «А можно ли назвать этих трех мальчиков друзьями? Каковы признаки настоящей дружбы?»
Чтобы это выяснить, предлагаю вам закончить предложение: «Друг - это тот...» (ответы детей)
Подведение итогов.
Ведущий :. И внешнему, и внутреннему нашему миру присуща двойственность:
Добро – зло, прекрасное – безобразное, истина – ложь, здоровье – болезнь и т. д.
Между этими противоположностями идет постоянная борьба. И мы должны быть всегда к этому готовы. Поэтому надо сориентировать себя на нахождение “золотой середины”: уметь не ожесточаясь, не унижая других, противостоять негативному, сохраняя при этом верность высоким идеалам.
Познание добра - вот нравственность моя.
Уметь его творить, желать творить и делать.
Живи и радуйся, не причиняя зла,
Ты - человек, и докажи все это делом.
- Способность мыслить - вот достоинство твое.
Мысли - существенны, а не пространство, время.
Достойно мыслить постарайся, чтоб житье
Не превратилось бы в безнравственное бремя.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.