«О приоритетах воспитания в системе образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов»

  • docx
  • 20.04.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала О приоритетах воспитания Дейнега.docx

 

«О приоритетах воспитания в системе образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов»

 

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования духовно-нравственной личности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2, ст. 14 Закона РФ «Об образовании»). Задача системы образования — социально-педагогическая и психологическая поддержка становления жизненного самоопределения детей и молодежи, формирования личностной, семейной и социальной культуры.

С 2015 года действует Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

«Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» («Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»).

 

Воспитание сегодня очевидный и ясный приоритет государственной политики в области образования. Изменения в Конституции, повлекли за собой правки в 273 Закон об образовании в РФ и привели всех работников системы образования к необходимости разрабатывать собственную программу воспитания в каждой образовательной организации, а также календарный план работы и рабочие программы по воспитанию. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”.

Поправки в закон, связанные с воспитанием детей, стали логическим продолжением и развитием государственной политики в области воспитания и на законодательном уровне закрепили механизмы организации воспитания в федеральном законе.

Для усиления воспитательной работы в системе образования в дополненном законе зафиксировано несколько основных новшеств. Во-первых, расширяется само понятие «воспитание»: «формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде». По сути, в дошкольных образовательных организациях, школах все должно способствовать воспитанию: программы, темы, на которые педагоги общаются с учениками, оформление аудиторий, где проходят занятия, и пространств учебных заведений. Кроме того, в соответствии с поправками, воспитательная работа будет являться частью образовательных программ. В ныне действующем Законе "Об образовании" в перечне реализуемых в школах программ были только основные образовательные программы (начального, основного, среднего образования). Теперь туда вносится и воспитательная программа.

«Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ должно осуществляться на основе включаемых в соответствующую образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых образовательными организациями».

В-третьих, учебно-методическая документация, которая входит в примерную образовательную программу, дополняется примерной рабочей программой воспитания и примерным календарным планом воспитательной работы. Но рабочую программу воспитания и календарный план образовательные организации разрабатывают и утверждают самостоятельно. Программы должны содержать следующие пункты: цель, задачи, основные направления и темы воспитательной работы, возможные формы, средства и методы воспитания, подходы к индивидуализации содержания воспитания с учетом особенностей обучающихся, показатели эффективности воспитания.

§Воспитание – есть целенаправленный и творческий процесс управления становлением и развитием личности ребенка в пространстве образования. Программа воспитания – есть инструмент управления становлением и развитием личности ребенка в пространстве образования.

Программа педагогической и образовательной деятельности в ДОО призвана обеспечить возрастное развитие и становление личности ребенка.

 • Специфика дошкольного возраста от 0 до 8 лет связана с тем, что процессы развития, обучения и воспитания составляют собой целостность, которая не может быть разделена на отдельные составляющие.

• В этом возрасте ребенок усваивает то, что предлагает ему взрослый, настолько, насколько это совпадает с его собственным темпом и ходом развития. Поэтому содержание программы воспитания должно строиться как органичное для ребенка.

 

Вариативная структура примерной программы воспитания. Условия:

§Уклад

§ Воспитывающая среда

 § Общность

§ Деятельность

§ Событие

 

Уклад- устоявшийся порядок жизни, который задается Уставом, Конституцией, Общественным Договором, Нормами, Правилами, Традициями, Психологическим климатом (атмосферой), Безопасностью, Ценностно-смысловой валентностью всего пространства дошкольного воспитания.

 

Воспитывающая среда это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цели и задачи воспитания.

 

Общности. Удерживает ценностно-смысловые и целевые (деятельностные) основания. В ней формируются и развиваются связи и отношения ребенка к другим, миру, самому себе. Общность – это пространство между людьми, наполненное и удерживающее смыслы воспитания.

Деятельности- Все возможные виды деятельности являются воспитательными, то есть их смысл не столько в обретении неких знаний о предметах деятельности и способах манипулирования с ними, сколько в том, что они являются уникальными опытами жизни ребенка, предельно авторскими и адресными.

Деятельностный характер воспитания в ДОО есть настоятельная потребность этого возрастного периода.  Дошкольник – познает мир, развивается и воспитывается только в деятельности.  Это может быть рисование или игра, наблюдение или конструирование, партнерская деятельность взрослого с детьми или свободная самостоятельная деятельность самих детей, вместе или в уединении, воспитывающий потенциал деятельности в ее содержании и постепенно становящейся, образующейся позиции ребенка.

События Событие жизни. Точка встречи поколений в бытийных и культурных позициях. Воспитательный потенциал события живет в ритмах ежедневной жизни, в круге привычных праздников и способах их празднования, в тех мероприятиях, которыми насыщена жизнь ребенка в детском саду.

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ.

 

 Общая цель воспитания в ДОО – личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:

• формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;

 • овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;

• приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.

Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода (2 мес. – 3 года, 3 года – 7(8) лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми документами в сфере ДО. Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы.