О профориентационной работе в коррекционных классах

  • docx
  • 29.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала О профориентационной работе в коррекционных классах.docx

О профориентационной работе в коррекционных классах

 

Каждая проводимая работа по профориентации требует тщательно продуманного плана. Это должна быть четко спланированная целостная система на протяжении всего периода обучения, которая в итоге должна дать положительный результат.

Вопрос «Кем быть?» – жизненно важный вопрос. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий сложно, особенно молодому человеку, окончившему коррекционную школу. Профессиональная ориентация для таких ребят основывается, конечно, на общих принципах профориентационной работы, но в то же время имеет свои особенности. Это, например, такие, как формирование у них оптимистического отношения к своему будущему; учет своих реальных ограничений, формирование реальной самооценки, поскольку любые дети считают, что им доступны многие профессии.

Так как дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) видят мир иначе, чем обычные дети, то в перспективе профессионального развития их физические недостатки можно рассматривать как условие для духовного роста и большого творчества. Это позволяет предполагать, что они обладают огромным творческим потенциалом. Известны факты, что часто люди проявляют чудеса творчества не от хорошей жизни, а вследствие компенсации своих проблем и недостатков. Возможно, кто-то из них увидит в своих недостатках разные преимущества (потенциалы развития).

Из-за ограничений в познании окружающего мира у них недостаточно сформированы представления о видах профессиональной деятельности, поэтому одной из важных задач профессиональной ориентации является формирование профессионального выбора и мотивации к деятельности, адекватной их возможностям. Опыт показывает, что с такими ребятами необходимо работать, не приукрашивая реальность. Например, подростки уже должны четко оценивать свои потенциальные возможности в профессиональной сфере.

Основные требования, которые необходимо учитывать при проведении профориентационной работы с такими детьми:

·                 профориентационную работу следует начинать со старшего дошкольного возраста: детей необходимо информировать о мире профессий через сюжетно-ролевые игры;

·                 с детьми младшего школьного возраста профориентационную работу можно проводить во время проведения классных часов;

·                 методики, опросники, тесты, используемые в профориентационной работе, должны быть адаптированы к возможностям подростка с ОВЗ;

·                 профессиональную ориентацию детей с ОВЗ нужно осуществлять целенаправленно, совместно с различными специалистами, психологами и родителями;

·                 важно составить профессиональный план для каждого подростка с ОВЗ;

·                 на протяжении всего периода профориентации следует корректировать профессиональные планы каждого подростка с ОВЗ в соответствии с его текущими возможностями.

В работе по профессиональной ориентации мы используем воспитательную модель «Дерево жизни», которая делится на несколько этапов.

Этап I (1–4-е классы)

По такой воспитательной модели работу по профессиональной ориентации необходимо начинать с начального звена. С детьми следует проводить экскурсии на почту, в магазин, аптеку, школьные мастерские; проводить сюжетно-ролевые игры, беседы о труде, бережном отношении к природе; организовывать просмотры видео- и кинофильмов о труде людей весной, летом, осенью.

Этап II (5–8-е классы)

Во-первых, профориентационная работа, если начать ее вести с 5-го класса, поможет осознанно выбрать профессию и лучше понять должностные обязанности, о которых учащиеся обычно узнают только при первом трудоустройстве уже после окончания колледжа. Для этих целей в таком возрасте обычно хорошо использовать профориентационные игры, в которые дети играют с большим удовольствием, взахлеб рассказывая друг другу о том, как интересно, например, быть водолазом.

Учитывая особенности детей и развивая их интересы, можно создать все предпосылки к правильному выбору профессии. Например: организовывать встречи с людьми рабочих профессий, с представителями рабочих династий; знакомить детей с профессиями легкой промышленности, сферы бытового обслуживания; организовывать экскурсии в профессионально-технические училища; проводить викторины о профессиях, читательские конференции по книгам, посвященным массовым профессиям; организовывать вечера-конкурсы по защите профессии. Можно написать сочинения на тему «Моя будущая профессия», проводить беседы о профессиях, которыми они могут овладеть.

Таким образом, посещая различные кружки в школе, учащиеся приобретают необходимые навыки для будущей профессии. Это различные кружки типа «Чудесная иголка», где учатся шить, или «Резьба по дереву» для мальчиков.

Благодаря таким мероприятиям, особенно если они проводятся в стенах школы, которая для таких детей становится родной, дети учатся быть раскрепощенными, они выступают перед большой аудиторией, участвуют в различных спортивных состязаниях и занимают призовые места. Всё это дает положительные результаты в их дальнейшей социализации.

Этап III (9–10-е классы)

Профориентационная работа в старших классах позволяет объективно оценить сильные и слабые стороны ребенка и вовремя скорректировать поведение, если это необходимо. Обычно все бывают удивлены результатами профориентационного тестирования и результатами беседы с психологом, которые проводятся в старших классах. Профориентация при переходе в старшие классы помогает определить профильные предметы, а работа с психологом поможет выбрать оптимальную нагрузку.

Обычно профориентационные тесты выдают сразу несколько вариантов профессий. Полученные результаты можно проанализировать, обсудить с ребенком, выяснить к какой специальности лежит душа ребенка. После этого можно начинать подготовку к получению профессии. Следует напомнить детям, что тест на профориентацию не предскажет будущего, а лишь поможет им лучше узнать себя и свои профессиональные способности. Нужно объяснить детям, что им придется еще долго и упорно учиться, чтобы стать профессионалом в своем деле, а их выбор сегодня определит всю их дальнейшую жизнь, так как они должны будут заниматься любимым делом каждый день из года в год. Поэтому следует еще и еще раз подумать и представить себя в этой профессии. Всё это поможет осуществить свою мечту, рассчитать свои силы на пути к этой мечте и добиться своего. И в этом педагоги должны помочь.

Еще один способ профориентации – экскурсии на предприятия, где учащиеся знакомятся с профессиями и условиями работы (например: ТЭЦ, шпалзавод, пожарная часть, парикмахерская, салон красоты). Но экскурсии на предприятия носят не только созерцательный характер. Каждый ученик получает задание узнать что-либо на экскурсии, например: записать названия рабочих профессий, запомнить названия цехов, спросить о зарплате. Есть задания, касающиеся приемов работы: как сидят или стоят рабочие при выполнении операций, как располагают руки и т. д. Так они смогут понять, как люди работают, с какими трудностями сталкиваются. На производственных местах учащиеся знакомятся с требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, что осуществляется на примере наиболее доступных для учащихся профессий: швея, кулинар, повар, мебельщик, парикмахер, стилист-визажист, садовод-озеленитель, рабочий по кухне, дворник, уборщик служебных помещений, рабочий по обслуживанию и текущему ремонту здания, сестра-сиделка.

В ходе экскурсии в колледжи города (например, Восточно-Казахстанский технологический колледж, «Болашак», «Авиценна») школьники знакомились с условиями поступления в учебное заведение, организацией учебной деятельности и бытовыми условиями проживания.

Всё вышеизложенное показывает, что работа по формированию профессионального самоопределения является долговременным процессом, поэтому целенаправленную работу следует начинать одновременно с началом трудового обучения, не ограничиваясь только формированием умений и навыков. Тогда выпускники смогут сделать правильный выбор своей будущей профессии, что положительно скажется на их дальнейшей жизни.

Также целесообразно, на наш взгляд, на занятиях формировать у учащихся представление о законах в области труда и занятости (познакомить с Трудовым кодексом РК как основным документом, регулирующим трудовые отношения, и нормативными документами, защищающими права ребенка-инвалида); разъяснить понятие «рынок труда»; подсказать пути устройства на работу. Необходимо познакомить школьников с правилами оформления основных документов при поступлении на работу, объяснить основные трудности при трудоустройстве: умение правильно и грамотно оформлять документы, подготовка и прохождение собеседования с работодателем, поиск информации о наличии свободных рабочих мест, конкурентоспособность работника. Развивая у учащихся интерес к многообразию мира профессий, особое внимание уделяют развитию коммуникативных качеств, навыков сотрудничества.

Нацеливая старшеклассников на овладение наиболее полной информацией о содержании профессии, условиях работы, оплате труда, необходимо уделить внимание соответствию возможностей учащихся требованиям профессии. Каждый выпускник должен осознанно подойти к этому вопросу, соизмерить свои возможности и способности.

С этой целью учащиеся с начала учебного года готовят свой проект по профессиям (где необходимо ответить на вопросы: какую профессию он выбрал и почему, где можно обучиться этой профессии (в каком колледже, городе), какие предметы необходимы для поступления в тот или иной колледж, каким навыкам он должен научиться).

К окончанию школы у выпускника школы-интерната по воспитательной модели «Дерево жизни» уже сформированы общие навыки культуры поведения и общения, правильная оценка окружающих и самих себя, положительное отношение к труду, коллективу, родителям, к самому себе и готовность сотрудничать с другими людьми, а также приобретены необходимые практические знания и навыки жизни в обществе.

Таким образом, социальная адаптация слабослышащих выпускников является сложным неоднозначным процессом, требующим поиска различных педагогических путей и решения многих возникающих проблем. На протяжении всех учебных лет мы подводим детей к мысли, что только при социальной реализации (а именно при наличии нескольких факторов) человека можно считать достойным членом общества. Это наличие у него работы, т. е. способность человека «заработать себе на жизнь» (физическая возможность, социальные условия); наличие у человека семьи, где он является полноправным членом, где его любят и поддерживают; наличие у человека друзей – людей, которые его понимают и принимают таким, какой он есть, могут поддерживать его в разные моменты жизни.

Таким образом, модель воспитательной системы «Дерево жизни», на наш взгляд, способствует формированию и развитию духовно-нравственных качеств ребенка, а также является важнейшей составной частью образовательной среды и жизнеутверждающим началом его взрослой жизни, его уверенности в себе.