О роли иллюстраций Н.В. Кузьмина в восприятии сказа Н.С. Лескова
Оценка 5

О роли иллюстраций Н.В. Кузьмина в восприятии сказа Н.С. Лескова

Оценка 5
docx
русская литература
5 кл
21.10.2020
О роли иллюстраций Н.В. Кузьмина в восприятии сказа Н.С. Лескова
Представлен опыт работы с иллюстрациями Н.В. Кузьмина к сказу Н.С. Лескова "Левша" (6 класс)
О роли иллюстраций в восприятии сказа Н.docx

О роли иллюстраций в восприятии сказа  Н.С. Лескова «Левша»

 

Нередко на уроках литературы учителя  дают задание создать иллюстрацию к художественному произведению. На  первый взгляд, задание нетрудное. Но когда ученик  приступает к его выполнению, понимает, что это не так. 

            Чтобы прикоснуться к тайнам искусства иллюстрирования, я обратилась к творчеству Николая Васильевича Кузьмина.       Убеждена: если литературное произведение получает иллюстрированную поддержку, то оно воспринимается читателем гораздо эмоциональнее и глубже. 

            Лесков был автором, привлекавшим пристальное  внимание художников. Сказ «Левша» вызвал отклики таких известных иллюстраторов, как Кукрыниксы, Эппле, Тюрин. В творчестве всех одинаково сильно звучит мысль о трагической судьбе талантливого человека в России и о жестокости, холодности самовластья.

            Тонкое, остроумное истолкование стиля эпохи и эмоционального строя произведения характерно для иллюстраций Николая Васильевича Кузьмина. 

            Кузьмин         в своей книге говорит о  труднейших задачах, которые стоят перед иллюстратором во время работы: «У каждого художника свой путь в искусстве, но иллюстратора отличает в особенности многообразная нагрузка памяти».  Кузьмин был большим поклонником творчества Лескова. «Лескова я читал и чтил давно», - написал  Кузьмин в  книге «Круг царя Соломона». 

            Над «Сказом о тульском косом Левше и стальной блохе» художник стал работать в 50-е годы. «За плечами у меня пятьдесят лет работы на этом поприще. Рисунки к сказу... я делал более четырех лет и в процессе работы буквально каждый рисунок обдумывал и переделывал десятки раз», - пишет он в своей книге.

            Какие же эпизоды привлекли внимание художника? Обратимся к  некоторым иллюстрациям.             На иллюстрации ко второй главе Кузьмин изобразил императора Александра I, атамана Платова и   англичан из высшего света. Англичане хвалятся «пистолей неизвестного, неподражаемого мастерства». В сытых лицах англичан проглядывает  сходство с ослиной и свиной мордами. Генерал, что стоит сзади Платова, своей позой напоминает петуха.        Справа изображен император Александр I, ахающий по поводу заморской новинки.         Невозмутимый атаман Платов деловито раскручивает замок «заморской пистоли», на которой через мгновение все увидят надпись «Иван Москвин во граде Туле». Рисунок соответствует букве и духу сказа, выполнен в тонах сатирической иронии.

            Иллюстрация к 9-й главе – это групповой портрет тульских мастеров, которые «взялись поддержать Платова, а с ним всю Россию».

                На иллюстрации к тринадцатой главе изображены русские вельможи.  Держа равнение на императора,  они вытянулись по стойке «смирно». Их фигуры, позы, лица карикатурны. Обратим внимание на  чиновника, что ближе к Левше. Он изображен  с лягушачьими ногами, с руками, скрещёнными на груди, как у покойника. Рядом с ним стоят другие чиновники, не менее уродливые внешне и внутренне.           Фигура с маленькой головой и вытаращенными глазами — это Николай I.  На нём выше колен сапоги со шпорами, упитанные ножищи в белых лосинах, поджимаемый живот и выпяченная грудь. Расшитые золотом эполеты и высокий ворот завершают образ самодержца.

            Рядом с Николаем, вытянув по швам руки, стоит дородный, усатый казак Платов с саблей на боку.

                Перед государем - Левша, в «злом виде», неубранный. «В опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается», - таким описал его Лесков. Художник дал не карикатурный, а естественный образ народного самородка-мастера. Трогательная лиричность, свойственная лесковскому Левше, передана художником удивительно верно.

            Особым лиризмом отличается рисунок к шестнадцатой главе. На дорожном сундучке сидит Левша в английском «байковом пальто», а на голове у него  русский картуз. Подпер правой рукой голову, смотрит вдаль и думает: «Где наша Россия?» Это по-настоящему русский человек, который  имеет нежную душу и тоскует по Родине.

            Особое место в дизайне книги занимает ее внешний облик. Поэтому художники-иллюстраторы уделяют ему большое значение. Перед нами одно из изданий книги. На титульном листе - Платов и Левша. Эти персонажи сказа выбраны не случайно: Платов воплощает воинскую славу, Левша — трудовую. Именно на этом держится Россия. 

            У Лескова левша косой. Художник отказался от этой портретной детали. На рисунках он чаще всего изображен в профиль.  У писателя Левша рисуется скромным, но знающим себе цену мастером, с чувством собственного достоинства. Именно такой Левша очень дорог художнику.  

            Хорошо ли ученики знают текст? Насколько они внимательны к своеобразию стиля и языка сказа Лескова «Левша»? Получить ответы на эти вопросы решила с привлечением иллюстраций Н.В. Кузьмина.

            С этой целью предложила ученикам несколько иллюстраций к сказу и попросила ответить их на следующие вопросы.

Почему Платов перед Николаем указывает на блоху средним пальцем? (Это объясняется тем, что пальцы атамана Платова изувечены).

Почему стол перед Николаем окрашен как солдатская будка? (Гротескный прием подчеркивает солдафонство императора, приверженность казарменному образу жизни).

Почему на иллюстрации лошади запряжены не цугом, а тройкой? (За образом традиционной русской тройки видится образ несущейся вдаль России, замордованной «свистовыми» всякого рода).

Почему книга заканчивается изображением подковы?  (Это символ мастерства безымянного мастера и символ грядущего счастья. Ведь подкова вешается в доме на счастье).

            Результаты опроса показали, что многие не  смогли ответить верно. Учащимся  было предложено поработать с текстом, словарями и ответить на эти же вопросы повторно. Такая работа дала дало положительный результат. Это свидетельствует о том, что благодаря иллюстрированной поддержке произведение воспринимается читателем гораздо эмоциональнее и глубже.

            Удивительное родство рисунка духу книги отмечал каждый, кто писал о Кузьмине. Чуковский объяснил это так: «Все дело в понимании текста, в умении вдумчиво и проницательно прочитать этот текст».

            Прикасаясь к творчеству творчество Кузьмина, ученики поняли, что создать иллюстрацию к произведению – задача не из простых. Термин "иллюстрация", в переводе с латинского,  означает «освещать, проливать свет, объяснять».  Иллюстрации  помогают читателю настроиться на чтение, представить описываемые события, создают у него соответствующее настроение. Благодаря иллюстрациям Кузьмина можно  стать более вдумчивым читателем.

            Советую всем не пренебрегать работой с иллюстрациями к произведениям.


 

О роли иллюстраций в восприятии сказа

О роли иллюстраций в восприятии сказа

Перед государем - Левша, в «злом виде», неубранный

Перед государем - Левша, в «злом виде», неубранный
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2020