О роли изобразительного искусства в
эстетическом воспитании детей и молодёяш на примере ГО «Вуктыл»
Вопросы о формировании эстетической культуры личности всегда
были и будут актуальны, потому что от уровня культуры каждого отдельно взятого
человека зависит уровень культурного развития
общества в целом.
В этом ярком, радостном, многоголосном и многоцветном мире мы ДОЛжНЫ помочь детям найти и полюбить красоту.
Искусство помогает ребенку приобщиться к доброму. Искусство отражает жизнь, выражает свое отношение к ней.
В настоящее время этот вопрос стоит особенно остро, так как на школьников ежедневно обрушивается поток разнообразной информации. Поэтому существует потребность в выработке у школьников системы художественных представлений, взглядов и убеждении, воспитание эстетической чуткости и вкуса,
Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и
умение вносить элементы прекрасного во все стороны своей
жизни.
Главньтш способом приобщения учащтся к эстетике является, конечно, изучение тобразительного искусства.
Оно призвано развивать у школьников
художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные
представления изобразительные способности.
Дети осваивают основы изобразительной грамоты, формируют умение пользоваться выразительными средствами рисунка.
Мы знакомим учащихся не только с живописью, графикой и
скульптурой, составляющими группу изобразительных
искусств, но и с архитектурой и декоративным искусством.
Это не значит, что каждый ребенок должен стать
художником-профессионалом шИ специалистом-искусствоведом. Речь идет о
формировании так называемой базовой культуры личности
Несмотря на то, что все родители стремятся дать своему ребёнку базу эстетического воспитания, к нам школу прлодят дети и со средним уровнем эстетической воспитанности и даже кшзкиуг. Некоторые дети шмеют узкий кругозор, очень немногие говорят о красоте и гармонии в природе.
В таких ситуациях необходимо начинать эстетическое восштгагше
с общения Тактичная передача информации в процессе
обучения и воспитания оказывает
тонкое формирующее воздеиствие на
становление эстетического сознания детеи, Мы стараемся акцентировать внимание
на эстетических сторонах не только изучаемых предметов, но и жизни в целом,
давать эстетическую оценку ситуациям.
Говоря об учебном процессе, следует отметить, что личность
учителя также №шеет очень большое значение для эстетического воспитания
школьников, поэтому учитель должен помнгтгь что его общая
культура, педагогический тап, речь,
эстетика манер, одежды, прически могут
стать образцом эстетического поведения учащихся.
Занятия изобразительным искусством развивают умение
видеть, наблюдать,
дифференцировать, анализировать и
классифицировать явления действительности. Они формируют эстетическое чувство,
умение любоваться красотой. Изобразительное искусство дает детям развитие
психических свойств, умение
творчески и эстетически подхощгь к решению
жизненных задач.
Таким образом, однои из главных целей нашей школы при обучении основам изобразительного искусства является духовное обогащение ребёнка
Искусство, это не только живописные картины, Искусство - это
все, что нас окружает! Мы обращаем внимание на
эстетическое воспитание школьников
посредством эстетизацшт среды школы. Это
не просто полностью оборудованные
кабинеты, места отдыха и буфет, это со
вкусом подобранная мебель, гармоничное сочетание оттенков стен, пола и мебели.
Если ребенка с раннего возраста окружают вещи, отличающейся
красотой, целесообразностью, простотой, то в его
жгтзнь сознательно входят такие критерии, как целесообразность,
упорядоченность, чувство меры, т.е. критерии, которые позднее определяют вкусы
и потребности человека.
На уроках ребята выполняют художественные работы, КОТОРЬМИ мы оформляем кабинеты, коридоры школы. В результате дети приобщаются к прекрасному и с трепетом относятся к вещам, сделанными своими руками.
Нашу педагогическую деятельность, направленную на создание
эстетики творческой среды, отличает ряд признаков: внимательное отношение к
необычным вопросам и необычным идеям, демонстрация их ценности; предоставление
обучающимся большей самостоятельности; создание свободной, непринужденной
учебной обстановки.
Сегодня очень важно, чтобы ребята, выходя из стен школы, могли создавать своими руками разные игггересные творческие работы, так как после окончания школы это им могло бы пригодится в выборе профессии, или в дополнительном заработке. Поэтому ребята знакомятся с новыми материалами в искусстве, с новыми технологиями,
В течение учебного года у учащихся формируются функциональные художественные навыки, позволяющие не только на словах и образах осваивать шобразительное искусство, но и отражать его в своей жизни.
Оформление выставок, коллективная работа над создание мультфильмов, изготовление подарков и сувениров из глины, создание и моделирование текстильных изделий.
Все это является не только средством глубокого и осознанного
усвоения учапщгися изобразительных навыков, но и средством воспитания
нравственности, любви к Родине, шобви к Малой Родине. Уважения к труду
профессиональных художников и народных мастеров.
По всем предметам общеразвивающей предпрофессиональной
программы школы и на уроках подготовительного отделения
введены уроки с национальными компонентами.
![]() |
В результате мы замечаем, что ребята переносят полученные знания и в обычную жизнь. У детей прослеживается утончённый вкус в одежде, грамотность в подборе аксессуаров, в выборе литературы и музыки, в общении со сверстниками и взрослыми и в целом в социализации.
Обучающиеся нашей школы, находясь в своей социальной
сфере, общаясь со сверстниками, пробуждают интерес к своему уровню владения не
только искусством, но и манерой общения, манерой преподносить себя. В
результате к нам
приходят дети не только в 1 класс с 1
сентября, но и в течении всего учебного года.
Без творчества невозможно представить жизнь школьников. Они стремятся выразить себя, и выразить не только в результатах своей учебы, но и во внутреннем духовном мире; быть не только пассивными потребителями духовньры“ благ и ценностей, но и творцами.
Разнообразные творческие занятия учащихся способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настоичивослм, организованности.
Действительно, средства искусства, используемые в
учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического
восшггания школьников. На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое
воспитание ребенка в школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем
становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство,
истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный
потенциал.
Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное .
В заключении хочется отметить, что наша Художественная школа активно сотрудничает со всеми учебными и культурными учреждениями нашего района и всей республики в целом, О наших учениках знают в России.
Выпускники продолжают прославлять чудный город Вуктыл и нашу
школу в Высших и средних учебных заведениях по
изобразительному профилю, что показывает высокии уровень эстетического
воспитания Вуктыльского подрастающего поколения.
Автор: Виляева Юлия
Александровна, Преподаватель МБУДО ”Детская художественная школа“ г Вуктыла 2023 г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.