О школьной дисциплине
Оценка 4.7

О школьной дисциплине

Оценка 4.7
Лекции +1
docx
детская психология
СCУЗ, ВУЗ
06.07.2023
О школьной дисциплине
У каждого из нас разные судьбы, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас всех — это наши дети. Один из известных педагогов говорил, что «Дети — это наше будущее, правильное их воспитание — это наше счастливое будущее, плохое воспитание — это наше горе и слёзы». поздно заметили… Поздно учли. Нет! Не рождаются трудными дети! Просто им вовремя не помогли. ратить».
ВЫСТУПЛЕНИЕ О ДИСЦИПЛИНЕ.docx

ЗДРАВСТВУЙТЕ,уважаемые коллеги!!! Свое выступление я обозначу так:

«Проблемы дисциплины. Или как приемлемо отвечать на неприемлемое поведение учеников.»

ВОТ они главные истины эти:
                                                                                                         поздно заметили… Поздно учли.
                                                                                                    Нет! Не рождаются трудными дети!
                                                                                               Просто им вовремя не помогли.


 У каждого  из нас  разные судьбы, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас всех — это наши дети. Один из известных педагогов говорил, что «Дети — это наше будущее, правильное их воспитание — это наше счастливое будущее, плохое воспитание — это наше горе и слёзы».

 А народная мудрость гласит: «Три несчастья ждут нас в жизни: бо­лезнь, смерть и трудные дети». Первое и второе несчастье нам избе­жать не удастся. Третье несчастье зависит именно от нас, взрослых.

 

                                                                                                                                                                                                                      Наряду с   теоретическими  понятиями, которые  обозначают  примерно  одно  и  то  же: школьная  среда, пространство детства, правовое  пространство школы, существует  и  такое  понятие  как   школьная дисциплина. Это   понятие  воспринимается  школьным сообществом  сугубо  на  бытовом  уровне, как  данность, о  которой  нечего  лишний  раз  думать, если  она  нормальная. С   данной    ценностью  не  хочется  лишний  раз 

 целенаправленно  работать. Пока  ничего  не  случилось. Случится – начинаем   школьную  дисциплину  укреплять.

         Насколько  этот  вопрос  изучен,  сложно  сказать. В  академическом учебнике для педагогов «Общие основы педагогики» (2006 г.) под редакцией известнейших ученых   Анисимова В.В., Грохольской О.Г., Никандрова Н.Д., в содержании книги раздела «дисциплина»   нет, да и само слово нигде не упоминается. Хотя   проблеме  дисциплины  придавали  первостепенное

  значение великие  педагоги:  Сухомлинский, Макаренко.  

 Недисциплинированный  ученик – беда  всей  школы, недисциплинированный  работник - не  нужен  работодателю.



Школьный учитель говорит коллеге:
- Hет, работать стало совершенно невозможно. Учитель боится директора. Директор - инспектора. Инспектор - проверяющих из министерства. Родители боятся детей. И только дети никого не боятся.

    Проблема дисциплины в школе волнует многих - как начинающих педагогов, так и педагогов со стажем. Особенно остро эта задача стоит в среднем и старшем звене – подростки часто становятся неуправляемыми.
    Дисципли́на (лат. disciplina —воспитание, выдержанность, строгость) - правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка.

Один пример из форума для учителей:

-  Прошу у вас помощи. Я - молодой учитель английского языка. Недавно приступила к работе. На моих уроках творится что-то невообразимое с 5 классами. Внимание рассеяно, они обижаются, если их не спрашивают, а спрашивают кого-то другого, они обзываются друг друга прямо на уроке при мне, постоянные разговоры. Что я только не делала, чтобы пресечь все это. И простую беседу с ними и материал всегда стараюсь в увлекательной форме дать и оценками грожусь плохими за поведение. Терпение мое на исходе. Помогите, научите, как правильно успокаивать детей, как не допустить больше такого поведения?????

    Наши  ученики выбирают разное поведение, чтобы чувствовать свою значительность и важность как членов разных групп: в семье и в классе, в драматической студии и в спортивной секции. Когда  нам, педагогам  и родителям удается распознать за их "плохим поведением" важнейшую для них потребность "быть включенным" в те или иные социально значимые процессы и группы, мы со своей стороны начинаем обнаруживать пути помощи ученикам в выборе более подходящих видов поведения, удовлетворяющих этой потребности, и не являющихся при этом нарушением  дисциплины.

 Примеры:

   Семиклассник постоянно забывает дома тетрадь по математике  и отказывается работать на уроке. Когда учитель попросила его открыть учебник и выполнить  задание, он сказал, что у него нет учебника, а сам бросил его под парту и пытался ногой задвинуть подальше в угол. Стоит учителю отвернуться к доске, как он начинает бормотать ругательства и отвлекать внимание одноклассников.

     Ученик  9  класса, постоянно опаздывает на биологию, забывал тетрадь и учебник, отказывался отвечать и участвовать в обсуждении нового материала. Когда учитель биологии  говорила ему, что поставит двойку за год или вызовет родителей,он с вызовом отвечал, что ему наплевать и что все равно им придется терпеть его до окончания девятого класса.

 

Такие или похожие ребята  встречаются в каждом классе и школе. Как мы реагируем на их поведение, зависит от «философии дисциплины», которую — осознанно или нет — проповедует конкретный педагог.
    Как наладить дисциплину? Приведу примеры из своей практики. Самый общий совет - удивить учеников, поступить не так, как они ждут. Шумят - а вы им: как я вам завидую, как здорово, что у вас такой дружный класс (в ступор впали, их хвалят!), а дальше спокойно так, что  настоящие  друзья должны понимать, когда надо разговаривать, когда нет. Или отвлечь их от разговоров и шума, попросив хлопнуть в ладоши один раз тех, кто меня видит, два раза-кто слышит, а три- кто  и видит и слышит!!! Сразу переключаются на занятие

      Как-то в любви призналась: « Ну-ка верните мне мой любимый тихий, послушный класс, в котором я души не чаю»( была классным руководителем в течении  7 лет)

      Могу притчу рассказать, как злой сосед решил сделать гадость и другому  соседу ведро помоев на крыльцо поставил. А сосед помои вылил, ведро отмыл, наполнил его яблоками и соседу вернул со словами: "Кто чем богат, тот тем и делится". А теперь вопрос: я пришла поделиться с вами знаниями, теплом своей души, а вы чем делитесь: равнодушием, невниманием, эгоизмом? Не поверю, что не можете поделиться тишиной и вниманием.
    Часто вспоминаю самый тяжелый случай. Вот все, что выше описывала, не сработало. Тут и  плохая дисциплина, и рассеянность на занятиях. Класс-то хороший, но вот ничего их не берет ( 8 класс) 

 В конце занятие  сажусь  и  говорю: "Сдаюсь. Больше не могу биться с вами за вас, с вашим равнодушием, с вашей ленью, с вашим ничегонеделаньем. Все, я проиграла. Ставлю на вашем классе большой жирный крест." И так в воздухе этот крест нарисовала и ушла. Произошло  чудо,  подействовало! На следующее занятие  пришли все , внимательно слушали, на все вопросы отвечали, активно принимали участие в обсуждении.
     Тренинг  на сплоченность , 10 класс, вижу, что на задних партах ребята  в карты играют. "Ну надо же, бумеранг прилетел! Разве я могла подумать, что когда я училась в училище  и однажды на уроке в карты играла на последней парте, что мне это аукнется!!! Вот, столько лет прошло, долетел бумеранг!  Рассказала этот эпизод моего детства и дала совет: «Так что, ребята, играйте, но запомните, когда вы будете уже взрослыми и успешными людьми и вдруг увидите, что ваши подчиненные на работе в карты играют- не ругайте их, это к вам ваш бумеранг из детства прилетел!" Карты тут же исчезли с парты, больше их не видела на занятиях.

       Начинайте урок только тогда, когда будет тишина. Успокоились, предложите послушать, запомнить тишину и когда сядут, создать такую же. Не замечают - можно спросить, а я что, шапку -невидимку надела и вы меня не видите? (у меня почему-то всегда этот вопрос приводит к моментальной тишине). По возможности не становлюсь к классу спиной. Если же надо писать самой и в этот момент начинается шум, поворачиваюсь  и спрашиваю  «А какой удар самый подлый? Правильно, в спину. Ну и как мне ваш шум расценивать?  Неужели вы такие, что я ни на минуту не могу встать к вам спиной и не могу вам доверять? 

        Может быть такими  приемами  проблему плохой дисциплины  и не решить,  но пробовать  нужно! Поэтому сегодня  мы  с вами  и обсуждаем возможные варианты  налаживания дисциплины.
  Я бы выделила три подхода:

Первыйподход можно назвать «руки прочь». Педагоги, которые придерживаются невмешательского подхода, считают, что молодые люди сами постепенно научатся управлять своим поведением, контролировать себя и принимать верные решения. Такие учителя в лучшем случае разъясняют ученикам, что случилось, когда все уже случилось. Программа дисциплины с точки зрения этого подхода сводится к обучению навыкам общения: эмпатическому слушанию, отражению чувств и т.д.

Второй подход  можно было бы назвать подходом «твердой руки». Педагоги, придерживающиеся этого метода, верят в то, что внешний контроль совершенно необходим для воспитания. Такие учителя очень похожи на начальников: они требуют, командуют, направляют. Их программа дисциплины предполагает овладение навыками манипулирования учениками ради их же блага. Основные методы воздействия — угрозы и шантаж: «Если ты не замолчишь, я…» (далее называется наказание, связанное с хорошим знанием «слабых мест» каждого ученика).

Третий подход можно назвать «возьмемся за руки». Педагоги, которые придерживаются такой позиции, считают, что конкретные поступки учеников — это результат действия обеих сил: внутренних побуждений и внешних обстоятельств. Такие учителя берут на себя трудную роль ненавязчивого лидера, каждый раз подталкивающего ученика к необходимости осознанного выбора. Они также включают самих учеников в процесс установления правил. Их программа поддержания дисциплины строится на позитивных взаимоотношениях с учениками и повышении их самоуважения с помощью стратегии поддержки.

Я думаю,нам ближе всего третий подход. Действовать рука об руку с учениками, родителями и коллегами, объединяясь не для разработки планов наказания, а для реализации плана развития личности каждого ученика.

В основе партнерского подхода к проблемам дисциплины лежит качество взаимодействия «учитель—ученик».

   Каковы бы ни были цели плохих поступков учащихся, мы должны  взаимодействовать с ними. Если мы научимся идентифицировать цель нарушения поведения, мы сможем правильно строить общение с учеником, заменить неконструктивный способ общения на правильный и эффективный. И так не один раз, а все время.

         

Школьная  дисциплина  есть  педагогическая  ценность,  и  если  мы,  педагоги,  не  сформируем  у  школьника  правильное  отношение  к  школьной  дисциплине,  то  есть  опасность,  что  в  обществе  не  вырастет

  законопослушная  личность,  значит не  будет   правового государства.

          

     

     Дети  прежде всего склонны перенимать и копировать агрессивные речевые действия. В первую очередь это касается младших и отчасти средних школьников, чье поведение, как известно, характеризуется повышенной склонностью к подражанию. Поэтому, добиваясь сиюминутных целей  поддерживания дисциплины на уроке или самоподготовке, учитель  невольно вырабатывает у учащихся – жертв своей агрессии – ответную агрессивную реакцию.


 Наше педагогическое вмешательство - это только создание некоторых условий, в которых дети могут принять решение изменить поведение, а могут и не принять. Какое решение примет наш ученик во многом зависит и  от нас.












 

ЗДРАВСТВУЙТЕ,уважаемые коллеги!!!

ЗДРАВСТВУЙТЕ,уважаемые коллеги!!!

Насколько этот вопрос изучен, сложно сказать

Насколько этот вопрос изучен, сложно сказать

Наши ученики выбирают разное поведение, чтобы чувствовать свою значительность и важность как членов разных групп: в семье и в классе, в драматической студии и в…

Наши ученики выбирают разное поведение, чтобы чувствовать свою значительность и важность как членов разных групп: в семье и в классе, в драматической студии и в…

Шумят - а вы им: как я вам завидую, как здорово, что у вас такой дружный класс (в ступор впали, их хвалят!), а дальше спокойно…

Шумят - а вы им: как я вам завидую, как здорово, что у вас такой дружный класс (в ступор впали, их хвалят!), а дальше спокойно…

Карты тут же исчезли с парты, больше их не видела на занятиях

Карты тут же исчезли с парты, больше их не видела на занятиях

Основные методы воздействия — угрозы и шантаж: «Если ты не замолчишь, я…» (далее называется наказание, связанное с хорошим знанием «слабых мест» каждого ученика)

Основные методы воздействия — угрозы и шантаж: «Если ты не замолчишь, я…» (далее называется наказание, связанное с хорошим знанием «слабых мест» каждого ученика)

Дети прежде всего склонны перенимать и копировать агрессивные речевые действия

Дети прежде всего склонны перенимать и копировать агрессивные речевые действия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.07.2023