ЗДРАВСТВУЙТЕ,уважаемые коллеги!!! Свое выступление я обозначу так:
«Проблемы дисциплины. Или как приемлемо отвечать на неприемлемое поведение учеников.»
ВОТ они главные истины эти:
поздно заметили… Поздно учли.
Нет! Не рождаются трудными дети!
Просто им вовремя не помогли.
У каждого из нас разные судьбы, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас всех — это наши дети. Один из известных педагогов говорил, что «Дети — это наше будущее, правильное их воспитание — это наше счастливое будущее, плохое воспитание — это наше горе и слёзы».
А народная мудрость гласит: «Три несчастья ждут нас в жизни: болезнь, смерть и трудные дети». Первое и второе несчастье нам избежать не удастся. Третье несчастье зависит именно от нас, взрослых.
Наряду с теоретическими понятиями, которые обозначают примерно одно и то же: школьная среда, пространство детства, правовое пространство школы, существует и такое понятие как школьная дисциплина. Это понятие воспринимается школьным сообществом сугубо на бытовом уровне, как данность, о которой нечего лишний раз думать, если она нормальная. С данной ценностью не хочется лишний раз
целенаправленно работать. Пока ничего не случилось. Случится – начинаем школьную дисциплину укреплять.
Насколько этот вопрос изучен, сложно сказать. В академическом учебнике для педагогов «Общие основы педагогики» (2006 г.) под редакцией известнейших ученых Анисимова В.В., Грохольской О.Г., Никандрова Н.Д., в содержании книги раздела «дисциплина» нет, да и само слово нигде не упоминается. Хотя проблеме дисциплины придавали первостепенное
значение великие педагоги: Сухомлинский, Макаренко.
Недисциплинированный ученик – беда всей школы, недисциплинированный работник - не нужен работодателю.
Школьный
учитель говорит коллеге:
- Hет, работать стало совершенно невозможно. Учитель боится директора. Директор
- инспектора. Инспектор - проверяющих из министерства. Родители боятся детей. И
только дети никого не боятся.
Проблема дисциплины в школе волнует многих - как начинающих педагогов, так
и педагогов со стажем. Особенно остро эта задача стоит в среднем и старшем
звене – подростки часто становятся неуправляемыми.
Дисципли́на (лат. disciplina —воспитание, выдержанность, строгость) -
правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или
требованиям правил распорядка.
Один пример из форума для учителей:
- Прошу у вас помощи. Я - молодой учитель английского языка. Недавно приступила к работе. На моих уроках творится что-то невообразимое с 5 классами. Внимание рассеяно, они обижаются, если их не спрашивают, а спрашивают кого-то другого, они обзываются друг друга прямо на уроке при мне, постоянные разговоры. Что я только не делала, чтобы пресечь все это. И простую беседу с ними и материал всегда стараюсь в увлекательной форме дать и оценками грожусь плохими за поведение. Терпение мое на исходе. Помогите, научите, как правильно успокаивать детей, как не допустить больше такого поведения?????
Наши ученики выбирают разное поведение, чтобы чувствовать свою значительность и важность как членов разных групп: в семье и в классе, в драматической студии и в спортивной секции. Когда нам, педагогам и родителям удается распознать за их "плохим поведением" важнейшую для них потребность "быть включенным" в те или иные социально значимые процессы и группы, мы со своей стороны начинаем обнаруживать пути помощи ученикам в выборе более подходящих видов поведения, удовлетворяющих этой потребности, и не являющихся при этом нарушением дисциплины.
Примеры:
Семиклассник постоянно забывает дома тетрадь по математике и отказывается работать на уроке. Когда учитель попросила его открыть учебник и выполнить задание, он сказал, что у него нет учебника, а сам бросил его под парту и пытался ногой задвинуть подальше в угол. Стоит учителю отвернуться к доске, как он начинает бормотать ругательства и отвлекать внимание одноклассников.
Ученик 9 класса, постоянно опаздывает на биологию, забывал тетрадь и учебник, отказывался отвечать и участвовать в обсуждении нового материала. Когда учитель биологии говорила ему, что поставит двойку за год или вызовет родителей,он с вызовом отвечал, что ему наплевать и что все равно им придется терпеть его до окончания девятого класса.
Такие или похожие ребята встречаются в
каждом классе и школе. Как мы реагируем на их поведение, зависит от «философии
дисциплины», которую — осознанно или нет — проповедует конкретный педагог.
Как наладить дисциплину? Приведу примеры из своей практики. Самый общий совет
- удивить учеников, поступить не так, как они ждут. Шумят - а вы им: как я вам
завидую, как здорово, что у вас такой дружный класс (в ступор впали, их хвалят!),
а дальше спокойно так, что настоящие друзья должны понимать, когда надо
разговаривать, когда нет. Или отвлечь их от разговоров и шума, попросив
хлопнуть в ладоши один раз тех, кто меня видит, два раза-кто слышит, а три-
кто и видит и слышит!!! Сразу переключаются на занятие
Как-то в любви призналась: « Ну-ка верните мне мой любимый
тихий, послушный класс, в котором я души не чаю»( была классным руководителем в
течении 7 лет)
Могу притчу рассказать, как злой сосед решил сделать гадость и другому соседу
ведро помоев на крыльцо поставил. А сосед помои вылил, ведро отмыл, наполнил
его яблоками и соседу вернул со словами: "Кто чем богат, тот тем и
делится". А теперь вопрос: я пришла поделиться с вами знаниями, теплом
своей души, а вы чем делитесь: равнодушием, невниманием, эгоизмом? Не поверю, что
не можете поделиться тишиной и вниманием.
Часто вспоминаю самый тяжелый случай. Вот все, что выше описывала, не
сработало. Тут и плохая дисциплина, и рассеянность на занятиях. Класс-то хороший,
но вот ничего их не берет ( 8 класс)
В конце занятие сажусь и говорю:
"Сдаюсь. Больше не могу биться с вами за вас, с вашим равнодушием, с вашей
ленью, с вашим ничегонеделаньем. Все, я проиграла. Ставлю на вашем классе
большой жирный крест." И так в воздухе этот крест нарисовала и ушла. Произошло
чудо, подействовало! На следующее занятие пришли все , внимательно слушали,
на все вопросы отвечали, активно принимали участие в обсуждении.
Тренинг на сплоченность , 10 класс, вижу, что на задних партах ребята в
карты играют. "Ну надо же, бумеранг прилетел! Разве я могла подумать, что
когда я училась в училище и однажды на уроке в карты играла на последней парте,
что мне это аукнется!!! Вот, столько лет прошло, долетел бумеранг! Рассказала
этот эпизод моего детства и дала совет: «Так что, ребята, играйте, но
запомните, когда вы будете уже взрослыми и успешными людьми и вдруг увидите,
что ваши подчиненные на работе в карты играют- не ругайте их, это к вам ваш
бумеранг из детства прилетел!" Карты тут же исчезли с парты, больше их не
видела на занятиях.
Начинайте урок только тогда, когда будет тишина. Успокоились, предложите послушать, запомнить тишину и когда сядут, создать такую же. Не замечают - можно спросить, а я что, шапку -невидимку надела и вы меня не видите? (у меня почему-то всегда этот вопрос приводит к моментальной тишине). По возможности не становлюсь к классу спиной. Если же надо писать самой и в этот момент начинается шум, поворачиваюсь и спрашиваю «А какой удар самый подлый? Правильно, в спину. Ну и как мне ваш шум расценивать? Неужели вы такие, что я ни на минуту не могу встать к вам спиной и не могу вам доверять?
Может быть такими приемами
проблему плохой дисциплины и не решить, но пробовать нужно! Поэтому сегодня
мы с вами и обсуждаем возможные варианты налаживания дисциплины.
Я бы выделила три подхода:
Первыйподход можно назвать «руки прочь». Педагоги, которые придерживаются невмешательского подхода, считают, что молодые люди сами постепенно научатся управлять своим поведением, контролировать себя и принимать верные решения. Такие учителя в лучшем случае разъясняют ученикам, что случилось, когда все уже случилось. Программа дисциплины с точки зрения этого подхода сводится к обучению навыкам общения: эмпатическому слушанию, отражению чувств и т.д.
Второй подход можно было бы назвать подходом «твердой руки». Педагоги, придерживающиеся этого метода, верят в то, что внешний контроль совершенно необходим для воспитания. Такие учителя очень похожи на начальников: они требуют, командуют, направляют. Их программа дисциплины предполагает овладение навыками манипулирования учениками ради их же блага. Основные методы воздействия — угрозы и шантаж: «Если ты не замолчишь, я…» (далее называется наказание, связанное с хорошим знанием «слабых мест» каждого ученика).
Третий подход можно назвать «возьмемся за руки». Педагоги, которые придерживаются такой позиции, считают, что конкретные поступки учеников — это результат действия обеих сил: внутренних побуждений и внешних обстоятельств. Такие учителя берут на себя трудную роль ненавязчивого лидера, каждый раз подталкивающего ученика к необходимости осознанного выбора. Они также включают самих учеников в процесс установления правил. Их программа поддержания дисциплины строится на позитивных взаимоотношениях с учениками и повышении их самоуважения с помощью стратегии поддержки.
Я думаю,нам ближе всего третий подход. Действовать рука об руку с учениками, родителями и коллегами, объединяясь не для разработки планов наказания, а для реализации плана развития личности каждого ученика.
В основе партнерского подхода к проблемам дисциплины лежит качество взаимодействия «учитель—ученик».
Каковы бы ни были цели плохих поступков учащихся, мы должны взаимодействовать с ними. Если мы научимся идентифицировать цель нарушения поведения, мы сможем правильно строить общение с учеником, заменить неконструктивный способ общения на правильный и эффективный. И так не один раз, а все время.
Школьная дисциплина есть педагогическая ценность, и если мы, педагоги, не сформируем у школьника правильное отношение к школьной дисциплине, то есть опасность, что в обществе не вырастет
законопослушная личность, значит не будет правового государства.
Дети прежде всего склонны перенимать и копировать агрессивные речевые действия. В первую очередь это касается младших и отчасти средних школьников, чье поведение, как известно, характеризуется повышенной склонностью к подражанию. Поэтому, добиваясь сиюминутных целей поддерживания дисциплины на уроке или самоподготовке, учитель невольно вырабатывает у учащихся – жертв своей агрессии – ответную агрессивную реакцию.
Наше
педагогическое вмешательство - это только создание некоторых условий, в которых
дети могут принять решение изменить поведение, а могут и не принять. Какое
решение примет наш ученик во многом зависит и от нас.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.