О чём говорят считалки? (Б. Заходер «Считалия»)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 05.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах.
Иконка файла материала konsp_lit_2kl_ur100.doc
Литературное чтение Урок 100. Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: О чём говорят считалки? (Б. Заходер «Считалия») Цели: – формируем умение читать по ролям, участвовать в драматизации; – формируем умение иллюстрировать художественное произведение; – формируем умение сочинять сказку, загадку, считалку. Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация знаний. 1   Проверка домашнего задания. 1. Игра «Кошки­мышки». Все, кто выучил «Мышкину считалку», становятся в круг, один ученик считает.   Выходит   «мышка»,   она   будет   «сражаться»   с   «кошкой». Среди «кошек» после считалочки остаётся одна «кошка». По сигналу учителя   одновременно   «кошка»   и   «мышка»   начинают   рассказывать каждый свою считалочку. Кто не ошибся, тот победил. 2. Чтение­заучивание других «мышиных» считалок (по выбору детей): Раз, два, три, четыре. Жили мышки на квартире. Чай пили, чашки мыли, По три денежки платили. Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию  из одной формы в другую:  подробно пересказывать  небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате  совместной работы класса и  учителя. 3. Ориентироваться на развороте  учебника. 4. Находить ответы на вопросы в  © ООО «Баласс», 2012 1тексте, иллюстрациях. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать речь других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в  группах. Кому не хочется платить, тому приходится водить. (Из зарубежного фольклора.) Вышли мыши как­то раз Поглядеть, который час. Раз, два, три, четыре. Мыши дёрнули за гири. Вдруг раздался страшный звон – Убежали мышки вон. (В. Левин) СЧИТАЛКА ДЛЯ МЫШКИ Раз, два, Три, четыре. Сосчитаем Дыры в сыре. Если в сыре Много Дыр, Значит, Вкусным будет сыр. Если в нём Одна Дыра, Значит, вкусным Был © ООО «Баласс», 2012 2Вчера. ВТОРАЯ СЧИТАЛОЧКА ДЛЯ КОШКИ Раз, два, три, Четыре, пять. Кошка Учится Считать. Потихоньку, Понемножку Прибавляет К мышке Кошку. Получается ответ: «Кошка – Есть, А мышки – Нет!» 3. Выставка рисунков. – Догадайтесь, к какой считалке относится рисунок.  Ученики рассказывают наизусть соответствующие считалки. 2  1  3  3     1. Работа со стихотворением Б. Заходера «Считалия». 1. Работа с текстом до чтения. а) На доске записано: II. Развитие  умений. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать  цель деятельности на уроке с  помощью учителя. © ООО «Баласс», 2012 3Бразилия, Англия, Вообразилия, Монголия, Считалия. – Прочитайте. Что это записано? Назовите одним словом. (Страны.) – Какие из них можно найти на карте? – Где находятся остальные? (В фантазиях, воображении людей.) – Кто придумал Вообразилию и познакомит нас с ней? (Б. Заходер.) – Как вы думаете, кто выдумал Считалию? А кто живёт в этой волшебной стране? Открываем учебники. б) Чтение авторского текста (2­й абзац). – Что же такое «Считалия»: считалка или стихотворение? 2. Работа с текстом во время чтения. 1) Чтение стихотворения про себя. Вопрос после чтения. – Почему автор называет Считалию «краем чудес»? 2) Чтение по строфам вслух и беседа по ходу. 1­я строфа. –  Почему   в   стране   Считалии   мы   бываем   тогда,   когда   играем   в   какую­ нибудь игру? – А это любая игра или нет? (Та, где считаются.) – Продолжите строку, в которой многоточие. – Назовите такие игры. 2­я и 3­я строфы: – Кто это такой Заяц Белый? Из какой он считалки? Расскажите её. – Герои каких считалок вам знакомы? – Расскажите считалки, которые упоминаются в этих строках. 4–7­я строфы. – Что вы представляли себе, читая эти строфы? – Почему солдаты добрые? 2. Проговаривать последова­ тельность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё  предположение на основе рабо­ ты с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  своё отношение к героям,  выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. Духовно­нравственное  развитие и воспитание 1. Воспитание нравственного  чувства, этического сознания и  готовности совершать  позитивные поступки, в том  числе речевые. 2. Гражданско­патриотическое  воспитание. © ООО «Баласс», 2012 43. Воспитание трудолюбия,  способности к познанию. 4. Воспитание здорового образа  жизни. 5. Экологическое воспитание. 6. Эстетическое воспитание. – Какие знакомые считалки встретили? Расскажите их. 8­я строфа. – Как понимаете 1­ю строчку? (Считалки – это игра, это детство, радость. Дети в игре забывают свои беды. Там, где веселье, нет места горю.) 3) Самостоятельное чтение, подготовка к выразительному чтению. 3. Работа с текстом после чтения. 1) Выразительное чтение. 2) Заключительная беседа. – Представьте себе Считалию. Расскажите, что и где в ней находится. (В Лесу Дубовом живёт Белый Заяц. Через Реку есть Мост, по которому едет Грека. За ним идёт Собака. Дом, на золотом крыльце которого сидят король, королевич, сапожник, портной, на кухне в доме Энеке и Бенеке едят вареники. Рядом с домом пасётся Корова, ей несут воду...) –  Что   может   быть   в   корзинке,  если   в   ней   лежит  «всё,   что   угодно   для души»? – Посмотрите, сколько считалок мы сегодня прочитали и вспомнили. –  Сейчас я вам прочитаю разные считалки про Энеке и Бенеке. Кстати, знаете, откуда произошли эти имена? Оказывается,  эни – бени – рэс – квинтер – винтер – жес  связаны с латинскими словами и переводятся примерно так: «и раз, <ок>, три, четыре, пять, шесть». Итак, слушайте: Эни – бени – рэс. Квинтер – винтер – жес. Эна – бэна – рэс, Квинтэр – квантэр – жэс. Эна – бена – раба, Квинтер – квантэр – жаба. © ООО «Баласс», 2012 5*** Энеки – беники – ели – вареники, Энеки – беники – клёц! Вышел – весёлый – матрос. Энеки – беники – метёлки – веники! Болики – лёлики – опилки – ролики! *** Эни – бени – рики – паки, Дормы – кормы – консту – таки, Энус – дэус – канна – дэус – БАЦ! – Какая считалка по своему содержанию – жизненная? Какая – самая  современная? (Про ролики.) Какая – совсем непонятная? 2. Литературная игра. А. Шибаев «Подскажи словечко». 1. Чтение авторского текста в учебнике. 2. Чтение стихотворений учителем. Ученики договаривают слово,  чтобы получилась рифма. 3. Самостоятельное чтение и заучивание наизусть одного  стихотворения. –  Что   мы   делали?   (Читали   текст,   отвечали   на   вопросы   по   тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? © ООО «Баласс», 2012 6ΙΙΙ . Итог.   – Чем же интересны и необычны считалки по своему содержанию? Вывод.   Считалки   бывают   со   смыслом,   а   бывают   и   совсем бессмысленные. В них встречаются слова, значения которых не ясны; но они всегда легко запоминаются. Содержание считалки – не главное! Ι V. Домашнее  задание. – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу? 1. Проиллюстрировать фрагменты «Считалии». 1­я группа – Лес Дубовый и Белый Заяц (2­я строфа). 2­я группа – 3­я строфа. 3­я группа – 4­я строфа (про Энеке и Бенеке). 4­я группа – 5­я строфа (Кады­Мады). 5­я группа – 6­я строфа. 6­я группа – 7­я строфа. 7­я группа – 8­я строфа. 2. Сочинить две строчки для игры «Подскажи словечко». Деятельность учащихся: – Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. © ООО «Баласс», 2012 7– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп  и тон речи.   © ООО «Баласс», 2012 8

Посмотрите также