«О ЛЮДЯХ, ЧТО УШЛИ, НЕ ДОЛЮБИВ, НЕ ДОКУРИВ ПОСЛЕДНЕЙ ПАПИРОСЫ…» (поэтический вечер)

  • Мероприятия
  • docx
  • 16.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый материал представляет собой методическую разработку тематического мероприятия, посвященного Великому празднику Победы 9 мая. Данная методическая разработка может быть использована для проведения тематических классных часов, а также для организации самостоятельного внеклассного мероприятия. Материал может быть использован для обучающихся второй и третьей ступени школьного обучения.
Иконка файла материала О людях, что ушли.docx
Методическая разработка внеклассного мероприятия  на тему:  «О ЛЮДЯХ, ЧТО УШЛИ, НЕ ДОЛЮБИВ, НЕ ДОКУРИВ ПОСЛЕДНЕЙ ПАПИРОСЫ…» (поэтический вечер) Цель:  продолжить   работу   по   патриотическому   воспитанию   учащихся; познакомить   с   творчеством   поэтов,   воевавших   на   фронтах   Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Ход поэтического вечера I. Вступительное слово учителя. Много   бед   претерпела   русская   земля.   Древнюю   Русь   топтали   «поганые полки  половецкие» –  и  встало  войско  Игорево  за  землю  русскую,  за веру христианскую.   Не   одно   столетие   длилось   татаро­монгольское   иго   –   и поднимались русские Пересветы и Осляби во главе с легендарным князем Дмитрием Ивановичем Донским. Настала   «гроза   двенадцатого   года»   –   и   юные   сердца   воспламенены желанием сражаться за Отечество: Страшись, о рать иноплеменных! России двинулись сыны; Восстал и стар и млад;  Летят на дерзновенных,  Сердца их мщеньем зажжены. История человечества – это, к сожалению, история войн, больших и малых. Это   потом,   для   истории,   –   поле   Куликово,   Бородино,   Прохоровка…   Для русского солдата – просто земля. И нужно вставать во весь рост и идти в атаку.   И   умирать…   В   чистом   поле…   Под   небом   России…   Так   русский человек выполнял испокон веков свой долг, так начинался его подвиг. И в двадцатом веке доля сия не миновала русского человека. Двадцать второго   июня   1941   года   на   нашу   землю   пришла   самая   жестокая   и кровопролитная война в истории человечества. В памяти народа этот день остался не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих тысячи четырехсот восемнадцати дней и ночей Великой Отечественной. Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах,  И мужество нас не покинет.                              А. Ахматова Годы Отечественной войны не забудутся никогда. Чем дальше, тем все живее и величественнее развернутся они в нашей памяти, и не раз еще сердценаше захочет пережить священный, тяжкий и героический эпос дней, когда вся страна встала на защиту своего Отечества. Много говорится о подвиге солдата, офицера, маршала, целых батальонов, полков, дивизий, армий. И это, конечно, справедливо, но нельзя забывать о тех,   кто   поставлял   в   эти   грозные   годы   «душевные   боеприпасы»,   нельзя забывать   о   подвиге,   который   вместе   со   своим   народом,   со   своей   страной совершила в эти годы наша литература. Разящую силу слова писателей вынуждены были признать даже наши враги. Так,   статья   А.  Толстого   «Фашисты   ответят   за   свои   злодеяния»  вызвала   у Геббельса прилив бешенства, и берлинское радио подняло истошный вой в адрес   его   автора,   а   И.   Эренбургу,   популярнейшему   публицисту   тех   лет, фашистами была обещана виселица. Нет,   не   могли   молчать   и   не   молчали   музы   литературы,   когда   гремели пушки Великой Отечественной войны! Трудно   переоценить   значение   того,   что   делала   тогда   литература.   Есть множество   свидетельств   фронтовиков   о   том,   какую   роль   она   играла   в  их военных судьбах. Стихотворение К. Симонова «Жди меня», опубликованное в феврале 1942 года, сразу завоевало сердце наших солдат. Его вырезали из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых бойцов.  Читается стихотворение. Сохранились   воспоминания   и   о   том,   как   помогал   на   войне   «святой   и грешный русский чудо­человек» Василий Теркин. Зачитывается отрывок. Каждому   фронтовику   известно,   как   тревожила   и   согревала   песня   «В землянке» поэта А. Сурикова и композитора К. Листова. Звучит песня «В землянке». II. Основная часть. Ведущий. С особым волнением читаем мы о судьбах молодых поэтов, не вернувшихся с полей сражения. Ведь многие из них были почти мальчиками, мечтали посвятить себя литературе, писали талантливые стихи и, если бы не война, может быть, стали такими же классиками, как Пушкин, Лермонтов. Исполняется   песня   «Ах,   война,   что   ты   сделала,   подлая…»   Булата Окуджавы. До Великой Отечественной войны в Советском Союзе насчитывалось 2186 писателей и поэтов, 944 человека ушли на фронт, не вернулись с войны – 417.  На   фронтах   войны   погибло   48   поэтов.   Самому   старшему   –   Самуилу Росину – было 49 лет, самым младшим – Всеволоду Багрицкому, ЛеонидуРозенбергу и Борису Смоленскому – едва исполнилось 20. Как бы предвидя собственную судьбу, Борис писал: Я сегодня весь вечер буду,  Задыхаясь в табачном дыме,  Мучиться мыслями о каких­то людях,  Умерших очень молодыми,  Которые на заре или ночью Неожиданно и неумело Умирали,  Не дописав неровных строчек,  Не долюбив,  Не досказав,  Не доделав… Учащиеся рассказывают о погибших поэтах. 1.  Борис   Смоленский  (1918–1941   гг.).   С   первых   дней   Великой Отечественной войны – на фронте. Фронтовые стихи, а также поэма о Гарсии Лорке, о которой он упоминает в письмах к близким, погибли. Пал в бою 16 ноября 1941 года. Звучат несколько тактов «Реквиема» В. Моцарта (Lacrimoza) в записи. 2. Николай Майоров так писал о своем поколении: Мы были высоки, русоволосы,  Вы в книгах прочитаете, как миф,  О людях, что ушли, не долюбив,  Не докурив последней папиросы. Звучит песня «Священная война» в записи (сл. Лебедева­Кумача, муз. А. Александрова). В воспоминаньях мы тужить не будем,  Зачем туманить грустью ярость дней, – Свой добрый век мы прожили как люди – И для людей. Студент­историк и поэт Николай Майоров, политрук пулеметной роты, был убит в бою под Смоленском 8 февраля 1942 года. Звучит «Реквием» В. Моцарта (отрывок) в записи. 3. Борис Богатиков (1922–1943 гг.) с самого начала войны в армии. Новый чемодан длиной в полметра,  Кружка, ложка, ножик, котелок… Я заранее припас все это,  Чтоб явиться по повестке в срок. Как я ждал ее! И наконец­тоВот она, желанная, в руках!.. …Пролетело, отшумело детство В школах, в пионерских лагерях. Молодость девичьими руками Обнимала и ласкала нас,  Молодость холодными штыками Засверкала на фронтах сейчас. Молодость за все родное биться Повела ребят в огонь и дым,  И спешу я присоединиться К возмужавшим сверстникам моим. 11 августа 1943 года в бою за Гнездиловскую высоту (в районе Смоленска –  Ельня)  он  поднимает  в атаку   автоматчиков   и  во  главе  их  врывается   во вражеские окопы. В этом бою Борис Богатиков пал смертью храбрых. Он был посмертно   награжден   орденом   Отечественной   войны   I   степени.   Его   имя навечно   занесено   в   списки   дивизии,   его   автомат   передавался   лучшим автоматчикам взвода. Звучит фрагмент «Реквиема» В. Моцарта. 4. Иосиф Уткин (1903–1944 гг.). Глубоким лиризмом проникнуты стихи. Поэт во время войны был военным корреспондентом. На улице полночь. Свеча догорает. Высокие звезды видны, Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,  В пылающий адрес войны. Как долго ты пишешь его, дорогая,  Окончишь и примешься вновь. Зато я уверен:  К переднему краю прорвется такая любовь! …Давно мы из дома. Огни наших комнат За дымом войны не видны. Но тот, кого любят,  Но тот, кого помнят,  Как дома – и в дыме войны! Теплее на фронте от ласковых писем. Читая, за каждой строкой Любимую видишь И Родину слышишь,  Как голос за тонкой стеной… Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю. И время такое придет: Останутся грусть и разлука за дверью.И в дом только радость войдет… Но не сбылись мечты Иосифа Уткина. Он погиб во время авиационной катастрофы в 1944 году, возвращаясь в Москву с фронта. Вновь звучит фрагмент «Реквиема» В. Моцарта. 5.  Павел   Коган  (1918–1942   гг.).   Незадолго   до   войны   он   написал удивительные стихи. Светлая моя звезда,  Боль моя старинная. Гарь приносят поезда, Дальнюю, полынную От чужих твоих степей,  Где теперь начало Всех начал моих и дней И тоски причалы. Сколько писем нес сентябрь. Сколько ярких писем… Ладно – раньше, но хотя б Сейчас поторопиться. В поле темень, в поле жуть – Осень над Россией. Поднимаюсь. Подхожу К окнам темно­синим. Темень. Глухо. Темень. Тишь. Старая тревога. Научи меня нести Мужество в дороге. Научи меня всегда  Цель видать сквозь дали. Утоли, моя звезда,  Все мои печали. Темень. Глухо. Поезда. Гарь несут полынную. Родина моя. Звезда. Боль моя старинная. Поэзия Павла Когана проникнута глубокой любовью к Родине, гордостью за свое поколение и тревожными предчувствиями военной грозы. Мы были всякими. Но, мучаясь,  Мы понимали: в наши дни Нам выпала такая участь,  Что пусть завидуют они. Они нас выдумают мудрых,Мы будем строги и прямы,  Они прикрасят и припудрят,  И все­таки пробьемся мы! Но людям Родины единой,  Едва ли им дано понять,  Какая иногда рутина Вела нас жить и умирать. И пусть я покажусь им узким И их всесветность оскорблю,  Я – патриот. Я воздух русский,  Я землю русскую люблю,  Я верю, что нигде на свете Второй такой не отыскать,  Чтоб так пахнуло на рассвете,  Что дымным ветром на песках… И где еще найдешь такие Березы, как в моем краю! Я б сдох, как пес от ностальгии, В любом кокосовом раю. Но мы еще дойдем до Ганга,  Но мы еще умрем в боях,  Чтоб от Японии до Англии Сияла Родина моя. С начала войны Коган пытается попасть в армию, но получает отказ, так как по состоянию здоровья был снят с учета. Тогда он поступает на курсы военных переводчиков, окончив которые, едет на фронт. Здесь назначается переводчиком, потом помощником начальника штаба стрелкового полка по разведке.   23   сентября   1942   года   лейтенант   Коган,   возглавлявший разведгруппу, был убит на сопке Сахарная Голова под Новороссийском. Звучит фрагмент «Реквиема» В. Моцарта. 6. Владимир Чугунов. Если я на поле ратном,  Испустив предсмертный стон,  Упаду в огне закатном,  Вражьей пулею сражен,  Если ворон, словно в песне,  Надо мною круг замкнет, – Я хочу, чтоб мой ровесник Через труп шагнул вперед. Лейтенант Владимир Чугунов командовал на фронте стрелковой ротой. Он погиб на Курской дуге, поднимая бойцов в атаку. На деревянном обелискедрузья   написали:   «Здесь   похоронен   Владимир   Чугунов   –   воин   –   поэт   – гражданин, павший 5 июля 1943 года». Звучит фрагмент «Реквиема» В. Моцарта. 7.   Участник   боев   по   прорыву   блокады   Ленинграда,   командир   взвода противотанковых   ружей,   гвардии   лейтенант  Георгий   Суворов  был талантливым поэтом. Еще утрами дым клубится Над развороченным твоим жильем. И падает обугленная птица,  Настигнутая бешеным огнем. Еще ночами белыми нам снятся, Как вестники потерянной любви,  Живые горы голубых акаций И в них восторженные соловьи. Еще война. Но мы упрямо верим, Что будет день, – мы выпьем боль до дна. Широкий мир нам вновь раскроет двери,  С рассветом новым встанет тишина. Последний враг. Последний меткий выстрел. И первый проблеск утра, как стекло. Мой милый друг, а все­таки как быстро,  Как быстро наше время протекло. В воспоминаньях мы тужить не будем,  Зачем туманить грустью ясность дней, – Свой добрый век мы прожили как люди – И для людей. Георгий Суворов погиб 13 февраля 1944 года при переправе через реку Нарву. За день до своей гибели 25­летний поэт написал эти строки. 8. Старший лейтенант Григорий Акопян, командир танка. Мама, я еще вернусь с войны,  Мы, родная, встретимся с тобою,  Я прижмусь средь мирной тишины,  Как дитя, к щеке твоей щекою. К ласковым рукам твоим прижмусь Жаркими, шершавыми губами. Я в твоей душе развею грусть Добрыми словами и делами. Верь мне, мама, – Он придет, наш час,  Победим в войне святой и правой. И одарит мир спасенный насИ венцом немеркнущим, и славой! Григорий Акопян погиб в 1944 году в боях за освобождение украинского города   Шполы.   Он   был   награжден   двумя   орденами   Славы,   орденом Отечественной войны I степени и орденом Красной Звезды, двумя медалями «За отвагу». Ему посмертно присвоено звание «Почетный гражданин города Шполы». Звучит фрагмент «Реквиема» В. Моцарта. 9.  Муса   Джалиль  (Муса   Мустафиевич   Джалилов)   (1906–1944   гг.).   В первый же день войны Муса Джалиль ушел в ряды действующей армии и в июне 1942 года на Волховском фронте, тяжело раненный, был взят в плен. В концентрационном лагере он вел активную подпольную работу, за что был брошен в фашистский застенок – тюрьму Моабит. В тюрьме поэт создал цикл стихотворений   –   гимн   стойкости   человека,   убежденного   в   правоте   своего дела. Сердце с последним дыханием жизни Выполнит твердую клятву свою: Песни всегда посвящал я отчизне,  Ныне отчизне я жизнь отдаю. Пел я, весеннюю свежесть почуя, Пел я, вступая за родину в бой. Вот и последнюю песню пишу я,  Видя топор палача над собой. Песня меня научила свободе,  Песня бойцом умереть мне велит. Жизнь моя песней борьбы прозвучит. В 1944 году моабитские палачи казнили поэта. После   победы   бельгиец   Андре   Тиммер­манс,   бывший   заключенный Моабита, передал на родину Мусы Джалиля маленькие тетради со стихами. «Моабитские   тетради» –  это   удивительный   литературный   памятник   нашей эпохи. За них поэту Мусе Джалилю посмертно была присуждена Ленинская премия. 10.  Борис   Александрович   Котов  (1909–1942   гг.)   писал   искренние   и добрые стихи. Ветер вскинул пыль повыше,  И, немного погодя, Вдруг ударили о крышу Две дробиночки дождя,  И, качая подорожник,  Заставляя травы лечь,Обложной осенний дождик Начинает землю сечь. Это снова ранний вечер Тенью встанет у окон И в туман оденет плечи Потемневший террикон. Выйдет позднею порою Вновь соседка на крыльцо,  От дождя платком закроет Моложавое лицо. Дым осядет полновесный,  Листья ринутся во тьму… И опять подступит песня Близко к сердцу моему. Весной 1942 года Борис Котов ушел в армию и стал минометчиком в одной из стрелковых частей. 29 сентября 1943 года он погиб в бою на днепровском плацдарме.   Сержанту   Б.   А.   Котову   посмертно   присвоено   звание   Героя Советского Союза. 11.  Алексей   Алексеевич   Лебедев  (1912–1942   гг.).   Накануне   войны   он окончил   Высшее   военно­морское   краснознаменное   училище   имени   Фрунзе. Воевал на военной подводной лодке. Или помните, или забыли Запах ветра, воды и сосны,  Столб лучами пронизанной пыли На подталых дорогах весны?.. Или вспомнить уже невозможно,  Как виденья далекого сна,  За платформой железнодорожной Только сосны, песок, тишина. Небосвода хрустальная чаша,  Золотые от солнца края. Это молодость чистая ваша,  Это нежность скупая моя. В ноябре 1941 года подводная лодка, на которой Алексей Лебедев был штурманом, при выполнении боевого задания в Финском заливе наскочила на мину. Лейтенант Алексей Лебедев погиб вместе со своим кораблем. 12. Всеволод Эдуардович Багрицкий, сын Эдуарда Багрицкого, с первых дней   войны   рвался   на   фронт.   Перед   войной   он   написал   стихотворение «Дорога в жизнь».  Почему же этой ночьюМы идет с тобою рядом? Звезды в небе – глазом волчьим… Мы проходим теплым садом,  По степи необозримой,  По дорогам, перепутьям… Узнаю по звездам путь я. Мимо речки под горою,  Через южный влажный ветер… Я да ты, да мы с тобою. Я да ты со мною на свете. Мимо речки, мимо сосен,  По кустам, через кусты. Мимо лета, через осень,  Через поздние цветы… Мимо фабрики далекой,  Мимо птицы на шесте,  Мимо девушки высокой – Отражения в воде. В канун 1942 года В. Багрицкий вместе с поэтом П. Шубиным получает назначение в газету Второй ударной армии, которая с юга шла на выручку осажденному   Ленинграду.   Он   погиб   26   февраля   1942   года   в   маленькой деревушке Дубовик Ленинградской области, записывая рассказ политрука. 13. Владислав Занадворнов (1914–1942 гг.) был призван в феврале 1942 года в ряды Красной Армии. Ты не знаешь, мой сын, что такое война! Это вовсе не дымное поле сраженья,  Это даже не смерть и отвага. Она В каждой капле находит свое выраженье. Это – изо дня в день лишь блиндажный песок Да слепящие вспышки ночного обстрела; Это – боль головная, что ломит висок; Это – юность моя, что в окопах истлела; Это – грязных, разбитых дорог колеи; Бесприютные звезды окопных ночевок; Это – кровью омытые письма мои,  Что написаны криво на ложе винтовок; Это – в жизни короткий последний рассвет Над изрытой землей. И лишь как завершенье – Под разрывы снарядов, при вспышках гранат – Беззаветная гибель на поле сраженья.Владислав Занадворов был участником великой битвы на Волге и погиб героической смертью в ноябрьских боях 1942 года. 14. Юрий Инге (1905–1941 гг.). КОЛЫБЕЛЬНАЯ Вся станица спит давно,  Ночь пути завьюжила,  И морозное окно В серебристых кружевах. Спи спокойно, мой сынок,  Шороха не слушая,  Спит давно без задних ног Медвежонок плюшевый. Я спою тебе, дружок,  Песнь тебе доверю я,  Как среди больших дорог Мчалась кавалерия. А ударит гром опять,  Вспомнишь ты, как пели мы,  Да и сам не будешь спать Целыми неделями. Ты не бойся… Я с тобой… Ночи были жуткими. Стычка утром, в полночь бой,  Мы не спали сутками. И теперь, в ночную тишь,  Как же мне не вспомнить их,  Если ты спокойно спишь В нашей мирной комнате. Не допустим мы врага И на выстрел пушечный,  Ну так спи, сынок, пока С саблею игрушечной. Вьюга легкая, кружись,  Вьюга­перелетница. За окном такая жизнь, Что и спать не хочется. За окном такая тишь… Спи, меня не слушая,  Моя гордость, мой малыш,  Медвежонок плюшевый!День 22 июня 1941 года застает Юрия в Таллинне. Он пишет стихотворение «Война   началась»,   которое   в   тот   же   день   передает   радио   Ленинграда.   С большой активностью включается в работу краснофлотской печати, из­под пера   появляются   призывные   стихи,   стихотворные   фельетоны,   подписи   к сатирическим   плакатам,   а   также   рассказы,   очерки,   фельетоны.   28   августа 1941   года   фашисты   торпедировали   корабль   «Вельдемарас».   Ю.   Инге находился   на   его   борту.   В   этот   день   газета   «Красный   Балтийский   флот» напечатала   его   последнее   стихотворение.   Инге   знали   и   ненавидели гитлеровцы.   В   освобожденном   Таллинне   были   обнаружены   документы гестапо. Имя Юрия Инге значилось в списке заочно приговоренных к смерти. 15. Елена Ширман (1908–1942 гг.). ВОЗВРАЩЕНИЕ Это будет, я знаю. Нескоро, быть может,  Ты войдешь бородатый,  сутулый,  иной. Все как черти упрямы; как люди живучи и злы, – Пусть нам пива наварят и мяса нажарят  к обеду,  Чтоб на ножках дубовых повсюду  ломились столы. Мы поклонимся в ноги родным исстрадавшимся людям, Матерей расцелуем и подруг, что  дождались, любя. Вот когда мы вернемся и победу штыками добудем – Все долюбим, ровесник, и работу  найдем для себя. В июле 1942 года в составе выездной редакции ростовской газеты «Молот» Елена выехала в один из районов области. В станице Ремонтной была схвачена гитлеровцами со всеми материалами редакции. Героически погибла. 16.  Яков   Моисеевич   Алтаузен.  Покоряющий   пафос   человечности, душевной   чистоты,   свойственный   его   поэзии,   привлекал   к   Алтаузену широкого читателя. Разве можно край не любить,  Отвоеванный саблей бывалой, Где ты рос, где ты стал запевалой,Самолет научился водить. Где ты в буре не раз на штурвал  Клал без страха тяжелую руку. Где ты все: и любовь, и разлуку,  Сладость славы и дружбы узнал? Много стран есть на свете других,  Те же птицы там в воздухе реют,  Те же зерна там в яблоках зреют,  Те же косточки в вишнях тугих. Но такая, как наша, – одна! Всю ее омывает волнами,  Вся она в полный рост перед нами,  Озаренная солнцем, видна. Откровенный разговор. Учащиеся высказывают свое мнение. III. Заключение. У ч и т е л ь . Михаил Кульчицкий, Павел Коган, Николай Майоров, Борис Богатиков,   Всеволод   Багрицкий   и   многие   другие   –   все   они   были   очень молоды, большинству не было и двадцати лет, когда они погибли. Почти все они   пошли   на   фронт   добровольцами,   причем   некоторых   не   брали   по состоянию   здоровья,   но   они   все   же   добились   своего.   Сверстники   хорошо помнят   их   такими,   какими   они   уходят   в   бой:   молодыми,   сильными, жизнерадостными.   Будучи   честнейшими   из   честных,   они   оказались смелейшими из смелых. Читая   внимательно   стихи   молодых   авторов   того   времени,   нельзя   не обратить  внимание  на  одну  трагическую  особенность. Почти  все  они  ясно сознают то, что, если будет необходимо, они погибнут. Они знали, на что идут,   и   бесстрашно   смотрели   в   глаза   смерти.   Ни   бахвальство,   ни шапкозакидательство   не   были   свойственны   этим   удивительным   ребятам. Характерно также, что, слагая стихи, похожие на прижизненные эпитафии, они везде говорят о поколении в целом, не отделяя себя от него. Николай Майоров пишет о людях, которые уйдут, «не долюбив, не докурив последней папиросы», и он уверен, что: Когда б не бой, не вечные исканья Крутых путей в последней высоте,  Мы б сохранились в бронзовых ваяньях,  В столбцах газет, в набросках на холсте. Стихи, сходные с этим, есть у Георгия Суворова, буквально за день до своей героической гибели под Нарвой написавшего проникновенные строки, которые могут стать эпитафией многим из его сверстников:В воспоминаньях мы тужить не будем,  Зачем тревожить грустью ясность дней? Свой добрый век мы прожили как люди – И для людей. Современный писатель Григорий Бакланов рассказывает: «В нашем классе мальчиков было столько же, сколько девочек, примерно двадцать человек. После войны осталось только трое, но двое не воевали, а из тех, кто был на фронте, в живых остался я один.  Есть немало стран, где людей рождения 1921, 23, 24­х годов живет столько же, сколько людей, родившихся, например, в 30­м году. В нашей стране я отношусь к одному из тех поколений, где из десятков в живых остались единицы… Честные, чистые мальчишки, такие, как мой брат, как   мои   погибшие   товарищи,   в   41­м   году   жизнями   своими   преградили фашистам путь к Москве». Вспоминаются   стихи   Давида   Самойлова   об   этом   поколении,   ничего   не пожалевшем для Родины и для Победы: Они шумели буйным лесом,  В них были вера и доверье. А их повыбило железом,  И леса нет, одни деревья. И вроде день у нас погожий,  И вроде ветер тянет к лету… Аукаемся мы с Сережей,  Но леса нет и эха нету. Безгранично любя жизнь, эти самые обыкновенные, негероические люди, тем   не   менее,   в   течение   четырех   долгих   лет   ежедневно   рисковали   ею, самоотверженно шли на подвиг, на смерть, чтобы только приблизить победу. В   произведениях   современных   авторов   о   войне   оживает   то   суровое героическое время. Но обращены они к нашим дням и к будущему. Каждым своим образом, каждой фразой напоминают нам о том, каким должен быть человек,   напоминают   о   его   ценностях,   о   его   достоинстве,   о   его   праве   на счастье, о тех нравственных принципах, которым мы должны быть верны в любых обстоятельствах. Любовь к Родине, верность гражданскому долгу, коллективизм, чувство товарищества – вот основные черты, присущие героям литературы о войне. Они глубоко осознают и общий смысл борьбы, и свою личную ответственность за судьбу страны, сознательно идут на подвиг, на самопожертвование. Жизнь и   борьба   во   имя   Родины   неразделимы   для   них,   героизм   –   не   минутная вспышка, а норма поведения, мировоззрения. Таких людей нельзя победить. Убить   можно,   а   победить   нельзя.   Смертью   смерть   поправ,   они   уходят   в бессмертие.Описаны разные формы проявления подвига, который может совершаться не только на поле боя и не только с помощью оружия. Но главный критерий героизма литература усматривает в нравственном величии человека, в силе его непокорного духа. В критике было немало споров о том, образ какого героя   наиболее   соответствует   характеру   народного   подвига   и   способен сильнее повлиять на ум и сердце читателя, став примером для подражания. Одни говорят: «Образ героя, подвиги которого изумляют своей яркостью». Другие утверждают: «Нет, наиболее реалистичен герой подвига «обычного», даже всечасного, с чем чаще приходилось встречаться в дни войны; подобные подвиги,   –   подчеркивают   они,   –   вершили   люди   не   исключительных возможностей   и   судеб,   а   массы,   и   в   доступности   деяний   такого   героя миллионам заключено его воздействие на современного читателя». А   мы   считаем,   что   океан   народного   героизма   безбрежен.   Литература создает и героев подвига изумляющего, и подвига обычного, рядового. Но непременно подвига.  Пусть в жизни не каждому было дано сравниться с героями, но каждый истинный патриот свершил то, что было в его силах, а если требовалось, то и сверх сил. Да, сделали все, что могли,  Кто мог, сколько мог и как мог. И были мы солнцем палимы,  И шли мы по сотням дорог. Да, каждый был ранен, контужен,  А каждый четвертый – убит. И лично отечеству нужен,  И лично не будет забыт. Задача нашего поколения – сберечь память о подвигах героев и передать  следующим поколениям. Зная печальные страницы нашей истории, не  допустить повторения войны.