Представлен дополнительный материал к уроку музыки на тему О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность
Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 9 класс.
Сам исторический опыт учит нас тому, что оценивать музыкальное произведение только по его принадлежности к тому или иному жанру бессмысленно. В каждом виде музыкально-творческой деятельности есть свои удачи и неудачи.в материале представлены - вопросы и задания по теме
музыка.doc
Дополнительный материал к уроку музыки на тему –
О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность
Материал для проведения урока музыки по программе
Т. Науменко и В. Алеева, 9 класс.
Все мои поиски в направлении преодоления того разрыва, который
существует между низким и высоким штилями, между интонациями бытовой
музыки и интонациями музыки, выражающей, может быть, нечто очень
важное, строгое, серьёзное и возвышенное, но теряющее какоето реальное
подкрепление в отрыве от тех интонаций.
(А. Шнитке, композитор)
Из высказываний о современных композиторах
«Сравнивая академического и песенного композитора, понимаешь, что это
разные «весовые категории», но обе категории творческие. Обе имеют
равные права на существование, как различные живые существа в окружающей
нас природе. И какими бы ни были усилия книжных теоретиков категории эти
развести, сопроводив суждениями «хорошоплохо», «оригинальнобанально»,
«возвышеннопошло», они противятся разделению, взаимопроникают и
обогащают друг друга». (В. Сыров, музыковед). Действительно, с наступлением ХХ века не
только произошло размежевание на авторов
«серьёзной» и «лёгкой» музыки, но также
стало привычным негативное восприятие тех
явлений музыки, какие не вписывались в
границы академического искусства.
Однако сейчас разделение музыки на
«лёгкую» и «серьёзную» перестало быть
единственно возможной классификацией. С
течением времени границы между этими
видами музыкального творчества стираются,
и единственным критерием остаётся
художественный уровень произведения.
Важно также учитывать, что в современной
действительности «серьёзная» и «лёгкая»
музыка всё чаще переходит от оппозиции к
очевидному взаимодействию, нередко весьма
плодотворному.
При этом и раньше «Серьёзные»
композиторы нередко обращались к
бытовому, в частности песенному, жанру. Их
песни нередко становились ярким
художественным достижением. Таковы,
например, «Песня о встречном» Д.
Шостаковича, «Москвичи» А. Эшпая, «Что
так сердце растревожено» Т. Хренникова и
многие другие. Эти песни в середине ХХ
века пела вся страна.
Во второй половине ХХ века, благодаря
развитию кинематографа, к созданию такой
музыки привлекались А. Шнитке, Э.
Денисов, Г. Канчели и другие известные
композиторы«академисты».
Юрий Иванович Пименов.
Новая Москва (1937)
Иллюстрация, созданная по
кадрам мультфильма
«Маугли»
С. Губайдулина. Музыка к
мультфильму «Маугли»
(фрагмент 5) Для многих это было ещё и необходимым средством заработка, ведь
композиторское творчество оплачивалось весьма скромно. Вот как
вспоминает о своих работах крупнейший отечественный композитор София
Губайдулина: «Я жила только композиторским трудом. А жанр киномузыки
предоставлял возможность прожить. Кинорежиссёры, к фильмам которых я
писала музыку, не зависели и не подчинялись Союзу композиторов. Они были
свободны, и тут я была свободна. Сочиняла музыку и к документальным, и к
мультипликационным, и к мосфильмовским картинам... Я поныне довольна
своей музыкой к «Маугли», к киплинговской «Кошке, которая гуляла сама по
себе», к «Балагану» Гарсиа Лорки... Назову ещё две картины, работу в
которых проходной не считаю: «Каждый день доктора Калинниковой» и
«Чучело» Ролана Быкова».
С этой оценкой трудно не согласиться. Музыка, написанная композиторами
профессионалами для кино и мультипликационных фильмов, действительно
отличается высокими художественными достоинствами. Для неё характерно
не только органичное взаимодействие с воплощаемыми на экране образами и
сюжетами, но и глубокая обобщающая роль. Неоднократно повторяясь на
протяжении фильма, возникая в драматургически важные моменты, музыка
приобретает черты лейтмотива, становится своеобразным персонажем
повествования.
Послушайте музыку А. Шнитке к фильму «Маленькие трагедии» или С.
Губайдулиной к мультфильму «Маугли», и вы обязательно обратите внимание
на ту глубокую смысловую роль, какую способна привнести в экранное
искусство только музыка.
Немного иной, хотя и не менее убедительный характер у музыки Г. Канчели к
фильму «Мимино». Одной из её задач стало не просто образнолирическое
обобщение, но и воссоздание национального колорита происходящих событий.
Композитору удалось создать музыку, отмеченную живым и тёплым юмором,
и при этом мелодичную, глубоко самобытную и яркую.
Из отзывов о композиторской киномузыке
«Нельзя не отметить и исключительных находок композитора в такой
знаменитой его работе, как музыка к телефильму «Маленькие трагедии»
режиссёра Михаила Швейцера (1980). Когда эта трёхсерийная картина в
первый раз демонстрировалась на отечественных телеэкранах, её смотрели, кажется, абсолютно все, у кого только был телевизор, то было громадное
культурное событие.
Разберём тот психологический ход, который использует Шнитке для
обрисовки пушкинского Сальери. Поддаться наивному противопоставлению
стилей Моцарта и Сальери значит загубить саму идею: музыку того и
другого можно и не отличить (такие неудачи бывали). Шнитке придумывает
совершенно другой приём. Когда Сальери, совершив своё злодейство,
подбегает к спасительному клавесину, желая оправдать себя звучанием
собственной музыки, инструмент под его пальцами становится мертвенным и
беззвучным слышны пустые, сухие удары по костяшкам клавиш. Его
охватывает ужас, он понимает, что убил самого себя, ведь «гений и
злодейство две вещи несовместные». Поляризация Добра и Зла составляет
генеральную тему всего творчества и мышления Шнитке, и он никогда не
отступал от этой антиномии» (В. Холопова, музыковед).
Пытаясь осмыслить изменения, произошедшие в музыке последних
десятилетий, трудно объяснить все причины, выдвинувшие на первый план
массовую музыку. Возможно, одну из причин следует искать в музыке
академической. Чрезмерное увлечение различными технологическими
экспериментами, наблюдаемое в значительной части академического
творчества последнего столетия, привело к последствиям, о которых ещё сто
лет назад никто не подозревал. Музыка перестала быть понятной
современникам, так как зачастую она перестала обращаться к слушателю, к
его мыслям и чувствам. Став искусством для профессионалов, некоторая
часть академической музыки утратила своих слушателей.
В то же время в массовой музыке продолжали развиваться все свойства
музыки, присущие ей на протяжении многих столетий, среди которых главное
оставаться нужной человеку. Эту проблему пытаются осмыслить многие
музыканты, в частности цитируемый ранее Н. Арнонкур.
«Кажется, пора призадуматься: почему, с одной стороны, существует
современная развлекательная музыка, которая выполняет в нашей культурной
жизни абсолютно необходимую функцию, а с другой нет никакой
«серьёзной» музыки, которая могла бы играть подобную роль?
В развлекательной музыке сохранилось многое из давнего метода понимания
музыки: единство поэзии и пения, что было таким важным при зарождении музыки; единство слушателя и исполнителя; наконец, единство музыки и
времени (развлекательная не может быть старше пятидесяти лет, поскольку
принадлежит настоящему). Благодаря ей можно лучше понять, чем была
музыка в старину, ибо в своих пределах, при всей их ограниченности,
развлекательная музыка является неотъемлемой частью жизни».
Таким образом, сам исторический опыт учит нас тому, что оценивать
музыкальное произведение только по его принадлежности к тому или иному
жанру бессмысленно. В каждом виде музыкальнотворческой деятельности
есть свои удачи и неудачи. Как справедливо сказал известный современный
композитор Борис Тищенко, «музыка не бывает оперной, балетной, «лёгкой»,
«тяжёлой» и т. д. Она может быть только хорошей или плохой».
* Штиль здесь: стиль, манера.
* Антиномия противоречие между двумя взаимоисключаемыми
положениями, сущностями, явлениями.
Вопросы и задания:
Как ты считаешь, почему «лёгкую» музыку критикуют более охотно, чем
«серьёзную»?
Почему, на твой взгляд, «серьёзные» композиторы нередко обращались к
киномузыке?
Попробуй охарактеризовать известный тебе пример удачной музыки к кино
или мультипликационному фильму.
Считаешь ли ты, что «лёгкая» музыка способна обогащать «серьёзную»? А
наоборот? Приведи известные тебе примеры.
Согласен ли ты с высказыванием Б. Тищенко, приведённым в данном
параграфе? Объясни свой ответ.
Что, на твой взгляд, является самым главным в киномузыке А. Шнитке, С.
Губайдулиной, Г. Канчели: органичное взаимодействие с сюжетом, яркая
образная характеристика персонажей, способность к обобщению или чтото
ещё? Источник
О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность
О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность
О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность
О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность
О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность
О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.