О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность
Оценка 4.7

О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
музыка
9 кл
30.03.2018
О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность
Представлен дополнительный материал к уроку музыки на тему О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 9 класс. Сам исторический опыт учит нас тому, что оценивать музыкальное произведение только по его принадлежности к тому или иному жанру бессмысленно. В каждом виде музыкально-творческой деятельности есть свои удачи и неудачи.в материале представлены - вопросы и задания по теме
музыка.doc
Дополнительный   материал к уроку музыки на тему –                           О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность                                        Материал для проведения урока музыки по программе  Т. Науменко и В. Алеева, 9 класс. Все мои поиски в направлении преодоления того разрыва, который  существует между низким и высоким штилями, между интонациями бытовой  музыки и интонациями музыки, выражающей, может быть, нечто очень  важное, строгое, серьёзное и возвышенное, но теряющее какое­то реальное  подкрепление в отрыве от тех интонаций. (А. Шнитке, композитор) Из высказываний о современных композиторах «Сравнивая академического и песенного композитора, понимаешь, что это  разные «весовые категории», но обе категории ­ творческие. Обе имеют  равные права на существование, как различные живые существа в окружающей нас природе. И какими бы ни были усилия книжных теоретиков категории эти развести, сопроводив суждениями «хорошо­плохо», «оригинально­банально»,  «возвышенно­пошло», они противятся разделению, взаимопроникают и  обогащают друг друга». (В. Сыров, музыковед). Действительно, с наступлением ХХ века не только произошло размежевание на авторов «серьёзной» и «лёгкой» музыки, но также стало привычным негативное восприятие тех явлений музыки, какие не вписывались в границы академического искусства. Однако сейчас разделение музыки на «лёгкую» и «серьёзную» перестало быть единственно возможной классификацией. С течением времени границы между этими видами музыкального творчества стираются, и единственным критерием остаётся художественный уровень произведения. Важно также учитывать, что в современной действительности «серьёзная» и «лёгкая» музыка всё чаще переходит от оппозиции к очевидному взаимодействию, нередко весьма плодотворному. При этом и раньше «Серьёзные» композиторы нередко обращались к бытовому, в частности песенному, жанру. Их песни нередко становились ярким художественным достижением. Таковы, например, «Песня о встречном» Д. Шостаковича, «Москвичи» А. Эшпая, «Что так сердце растревожено» Т. Хренникова и многие другие. Эти песни в середине ХХ века пела вся страна. Во второй половине ХХ века, благодаря развитию кинематографа, к созданию такой музыки привлекались А. Шнитке, Э. Денисов, Г. Канчели и другие известные композиторы­«академисты». Юрий Иванович Пименов.  Новая Москва (1937) Иллюстрация, созданная по  кадрам мультфильма  «Маугли» С. Губайдулина. Музыка к  мультфильму «Маугли»  (фрагмент 5) Для многих это было ещё и необходимым средством заработка, ведь  композиторское творчество оплачивалось весьма скромно. Вот как  вспоминает о своих работах крупнейший отечественный композитор София  Губайдулина: «Я жила только композиторским трудом. А жанр киномузыки  предоставлял возможность прожить. Кинорежиссёры, к фильмам которых я  писала музыку, не зависели и не подчинялись Союзу композиторов. Они были  свободны, и тут я была свободна. Сочиняла музыку и к документальным, и к  мультипликационным, и к мосфильмовским картинам... Я поныне довольна  своей музыкой к «Маугли», к киплинговской «Кошке, которая гуляла сама по  себе», к «Балагану» Гарсиа Лорки... Назову ещё две картины, работу в  которых проходной не считаю: «Каждый день доктора Калинниковой» и  «Чучело» Ролана Быкова». С этой оценкой трудно не согласиться. Музыка, написанная композиторами­ профессионалами для кино­ и мультипликационных фильмов, действительно  отличается высокими художественными достоинствами. Для неё характерно  не только органичное взаимодействие с воплощаемыми на экране образами и  сюжетами, но и глубокая обобщающая роль. Неоднократно повторяясь на  протяжении фильма, возникая в драматургически важные моменты, музыка  приобретает черты лейтмотива, становится своеобразным персонажем  повествования. Послушайте музыку А. Шнитке к фильму «Маленькие трагедии» или С.  Губайдулиной к мультфильму «Маугли», и вы обязательно обратите внимание на ту глубокую смысловую роль, какую способна привнести в экранное  искусство только музыка. Немного иной, хотя и не менее убедительный характер у музыки Г. Канчели к  фильму «Мимино». Одной из её задач стало не просто образно­лирическое  обобщение, но и воссоздание национального колорита происходящих событий. Композитору удалось создать музыку, отмеченную живым и тёплым юмором,  и при этом мелодичную, глубоко самобытную и яркую. Из отзывов о композиторской киномузыке «Нельзя не отметить и исключительных находок композитора в такой  знаменитой его работе, как музыка к телефильму «Маленькие трагедии»  режиссёра Михаила Швейцера (1980). Когда эта трёхсерийная картина в  первый раз демонстрировалась на отечественных телеэкранах, её смотрели, кажется, абсолютно все, у кого только был телевизор, ­ то было громадное  культурное событие. Разберём тот психологический ход, который использует Шнитке для  обрисовки пушкинского Сальери. Поддаться наивному противопоставлению  стилей Моцарта и Сальери ­ значит загубить саму идею: музыку того и  другого можно и не отличить (такие неудачи бывали). Шнитке придумывает  совершенно другой приём. Когда Сальери, совершив своё злодейство,  подбегает к спасительному клавесину, желая оправдать себя звучанием  собственной музыки, инструмент под его пальцами становится мертвенным и  беззвучным ­ слышны пустые, сухие удары по костяшкам клавиш. Его  охватывает ужас, он понимает, что убил самого себя, ведь «гений и  злодейство две вещи несовместные». Поляризация Добра и Зла составляет  генеральную тему всего творчества и мышления Шнитке, и он никогда не  отступал от этой антиномии» (В. Холопова, музыковед). Пытаясь осмыслить изменения, произошедшие в музыке последних  десятилетий, трудно объяснить все причины, выдвинувшие на первый план  массовую музыку. Возможно, одну из причин следует искать в музыке  академической. Чрезмерное увлечение различными технологическими  экспериментами, наблюдаемое в значительной части академического  творчества последнего столетия, привело к последствиям, о которых ещё сто  лет назад никто не подозревал. Музыка перестала быть понятной  современникам, так как зачастую она перестала обращаться к слушателю, к  его мыслям и чувствам. Став искусством для профессионалов, некоторая  часть академической музыки утратила своих слушателей. В то же время в массовой музыке продолжали развиваться все свойства  музыки, присущие ей на протяжении многих столетий, среди которых главное  ­ оставаться нужной человеку. Эту проблему пытаются осмыслить многие  музыканты, в частности цитируемый ранее Н. Арнонкур. «Кажется, пора призадуматься: почему, с одной стороны, существует  современная развлекательная музыка, которая выполняет в нашей культурной жизни абсолютно необходимую функцию, а с другой ­ нет никакой  «серьёзной» музыки, которая могла бы играть подобную роль? В развлекательной музыке сохранилось многое из давнего метода понимания  музыки: единство поэзии и пения, что было таким важным при зарождении музыки; единство слушателя и исполнителя; наконец, единство музыки и  времени (развлекательная не может быть старше пяти­десяти лет, поскольку  принадлежит настоящему). Благодаря ей можно лучше понять, чем была  музыка в старину, ибо в своих пределах, при всей их ограниченности,  развлекательная музыка является неотъемлемой частью жизни». Таким образом, сам исторический опыт учит нас тому, что оценивать  музыкальное произведение только по его принадлежности к тому или иному  жанру бессмысленно. В каждом виде музыкально­творческой деятельности  есть свои удачи и неудачи. Как справедливо сказал известный современный  композитор Борис Тищенко, «музыка не бывает оперной, балетной, «лёгкой»,  «тяжёлой» и т. д. Она может быть только хорошей или плохой». * Штиль ­ здесь: стиль, манера. * Антиномия ­ противоречие между двумя взаимоисключаемыми  положениями, сущностями, явлениями. Вопросы и задания: Как ты считаешь, почему «лёгкую» музыку критикуют более охотно, чем  «серьёзную»? Почему, на твой взгляд, «серьёзные» композиторы нередко обращались к  киномузыке? Попробуй охарактеризовать известный тебе пример удачной музыки к кино­  или мультипликационному фильму. Считаешь ли ты, что «лёгкая» музыка способна обогащать «серьёзную»? А  наоборот? Приведи известные тебе примеры. Согласен ли ты с высказыванием Б. Тищенко, приведённым в данном  параграфе? Объясни свой ответ. Что, на твой взгляд, является самым главным в киномузыке А. Шнитке, С.  Губайдулиной, Г. Канчели: органичное взаимодействие с сюжетом, яркая  образная характеристика персонажей, способность к обобщению или что­то  ещё? Источник

О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2018