Представлен дополнительный материал к уроку музыки О понятии «современная музыка»
Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 9 класс.
Приступая к очередному разговору о музыке, всегда рискуешь повторить уже сказанное. В самом деле: как рассказывать о музыке, не затрагивая таких вещей, как разнообразие художественного мира, соотношение традиционного и новейшего, взаимодействие музыки с другими искусствами? О какой бы музыке ни шла речь, возвращение к этим проблемам неизбежно.в материале представлены - вопросы и задания по теме
Дополнительный материал к уроку музыки на тему –
О понятии «современная музыка»
Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В.
Алеева, 9 класс.
Приступая к очередному разговору о музыке, всегда рискуешь повторить уже
сказанное. В самом деле: как рассказывать о музыке, не затрагивая таких
вещей, как разнообразие художественного мира, соотношение традиционного
и новейшего, взаимодействие музыки с другими искусствами? О какой бы
музыке ни шла речь, возвращение к этим проблемам неизбежно.
Однако всё это будет рассмотрено сквозь призму главного вопроса что такое
музыка сегодня?
До сих пор мы говорили преимущественно о музыке академической, т. е.
музыке, создаваемой композиторамипрофессионалами, а также о
фольклорной и духовнопевческой традициях. Все эти виды музыки, будучи
главными на протяжении ряда веков, в настоящее время далеко не
исключительные формы музыкального бытия.
В нашу жизнь вторглось огромное количество другой музыки, на которую
нельзя не обращать внимания хотя бы в силу многочисленности её видов, а
также востребованности значительной частью слушательской аудитории.
Джаз, рок, попмузыка, диско, авторская песня, рэп и т. д. всё это новые и
новейшие стили музыки, которые живут и развиваются по своим собственным
законам. Соответственно современная музыкальная жизнь стала более
многообразным и пёстрым явлением, чем это было до сих пор. Теперь она
объединяет самые различные музыкальные сферы, направления, стили, жанры,
национальные традиции и даже культуры в целом.
Изменилось и само понятие современная музыка. Например, в среде
музыкантовпрофессионалов современной называют академическую музыку,
созданную в последние десятилетия. А за пределами этой среды современной
считается как раз музыка неакадемическая. Встречается даже прямое
противопоставление «музыка классическая музыка современная», где место
классики занимают композиторы ушедших эпох, а современность
ассоциируется исключительно с различными молодёжными направлениями.Усложнение художественной ситуации, как следствие, повлекло и
неоднозначность в её определениях.
Такая неоднозначность сказывается и на самом музыкальном творчестве. Всё
чаще композиторы в своих произведениях обращаются к воплощению
противоречивых образов времени. Среди таких противоречий более заметную
роль играет мотив утраченной гармонии посреди шумного, дисгармоничного
современного мира.
Гия Канчели. Симфония №6 (фрагмент)
Послушайте фрагмент из I части Шестой симфонии Гия Канчели. Симфонию
предваряет эпиграф альтов, расположенных позади оркестра с двух сторон.
Следующая за ним тема в исполнении флейты и клавесина пытается
продолжить напев альтов, однако наталкивается на сопротивление резкого
звучания оркестра. Таков один из смыслов произведения: не просто контраст,
но настоящий конфликт тихой мелодии, заглушаемой пронзительной музыкой
современности.
Гюстав Климт. Музыка (1895 г.)Музыки в
наше время стало значительно больше, чем раньше. Больше стало и её
разновидностей. Сейчас далеко не каждый музыкальный эрудит сможет даже
просто перечислить все существующие на сегодняшний день музыкальные
стили и жанры. Более того, не только отдельный человек, но и любая
современная энциклопедия не сможет выстроить их исчерпывающий перечень.
Одна из причин непрерывно меняющаяся картина музыкальной жизни,
умножающая новые явления со стремительной скоростью.
Это, кстати, относится и к другим видам творчества, например литературе.
Ещё полтора столетия назад каждый год издавалось не более пятишести
скольконибудь значительных книг. Понятно, что каждая из них становилась
событием. «Евгения Онегина» или «Анну Каренину» знала вся читающаяРоссия. То же можно сказать и о творчестве композиторов, относящемся к
эпохам, когда музыка была одной из важнейших основ жизни человека. Теперь
же произведений искусства разного масштаба и уровня появляется такое
количество, что даже на поверхностное знакомство со всем этим множеством
не хватит целой человеческой жизни.
Именно поэтому необходимо хотя бы в общих чертах представлять ту
культурную, и в частности музыкальную, среду, в которой мы находимся. Это
необходимое условие понимания особенностей того времени, в котором мы
живём, а также музыки, которую мы слушаем.
Важно также понять, почему за сравнительно короткий исторический период
возникло так много различных «музык» и что представляют хотя бы
некоторые наиболее заметные из них.
Потому что, какие бы изменения ни претерпевала музыка и музыкальная
жизнь в целом, она попрежнему остаётся важнейшей частью духовной
культуры человека, который, несмотря на все успехи научнотехнического
прогресса, так и не научился без неё обходиться.
Вопросы и задания:
Как ты понимаешь словосочетание «современная музыка»?
Согласен ли ты с противопоставлением классики и современной
неакадемической музыки? Постарайся объяснить свой ответ.
Какое из слов контраст, конфликт, столкновение – наиболее точно передаёт
взаимодействие музыкальных тем в Симфонии № 6 Г. Канчели? Что, по
твоему, это взаимодействие выражает?
Во время прослушивания произведения обрати внимание на роль пауз. Как ты
думаешь, с чем связаны столь продолжительные, часто повторяющиеся
фрагменты тишины?
Можно ли усмотреть моменты образного сходства между Симфонией № 6 Г.
Канчели и картиной Г. Климта «Музыка»? В чём это проявляется?Источник http://www.musicfantasy.ru/materials/oponyatiisovremennaya
muzyka