О понятии «современная музыка»

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен дополнительный материал к уроку музыки О понятии «современная музыка» Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 9 класс. Приступая к очередному разговору о музыке, всегда рискуешь повторить уже сказанное. В самом деле: как рассказывать о музыке, не затрагивая таких вещей, как разнообразие художественного мира, соотношение традиционного и новейшего, взаимодействие музыки с другими искусствами? О какой бы музыке ни шла речь, возвращение к этим проблемам неизбежно.в материале представлены - вопросы и задания по теме
Иконка файла материала музыка.doc
Дополнительный   материал к уроку музыки на тему –                             О понятии «современная музыка» Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В.  Алеева, 9 класс. Приступая к очередному разговору о музыке, всегда рискуешь повторить уже  сказанное. В самом деле: как рассказывать о музыке, не затрагивая таких  вещей, как разнообразие художественного мира, соотношение традиционного  и новейшего, взаимодействие музыки с другими искусствами? О какой бы  музыке ни шла речь, возвращение к этим проблемам неизбежно. Однако всё это будет рассмотрено сквозь призму главного вопроса ­ что такое музыка сегодня? До сих пор мы говорили преимущественно о музыке академической, т. е.  музыке, создаваемой композиторами­профессионалами, а также о  фольклорной и духовно­певческой традициях. Все эти виды музыки, будучи  главными на протяжении ряда веков, в настоящее время ­ далеко не  исключительные формы музыкального бытия. В нашу жизнь вторглось огромное количество другой музыки, на которую  нельзя не обращать внимания ­ хотя бы в силу многочисленности её видов, а  также востребованности значительной частью слушательской аудитории.  Джаз, рок, поп­музыка, диско, авторская песня, рэп и т. д. ­ всё это новые и  новейшие стили музыки, которые живут и развиваются по своим собственным  законам. Соответственно современная музыкальная жизнь стала более  многообразным и пёстрым явлением, чем это было до сих пор. Теперь она  объединяет самые различные музыкальные сферы, направления, стили, жанры, национальные традиции и даже культуры в целом. Изменилось и само понятие современная музыка. Например, в среде  музыкантов­профессионалов современной называют академическую музыку,  созданную в последние десятилетия. А за пределами этой среды современной  считается как раз музыка неакадемическая. Встречается даже прямое  противопоставление «музыка классическая ­ музыка современная», где место  классики занимают композиторы ушедших эпох, а современность  ассоциируется исключительно с различными молодёжными направлениями.Усложнение художественной ситуации, как следствие, повлекло и  неоднозначность в её определениях. Такая неоднозначность сказывается и на самом музыкальном творчестве. Всё  чаще композиторы в своих произведениях обращаются к воплощению  противоречивых образов времени. Среди таких противоречий более заметную  роль играет мотив утраченной гармонии посреди шумного, дисгармоничного  современного мира. Гия Канчели. Симфония №6 (фрагмент) Послушайте фрагмент из I части Шестой симфонии Гия Канчели. Симфонию  предваряет эпиграф альтов, расположенных позади оркестра с двух сторон.  Следующая за ним тема в исполнении флейты и клавесина пытается  продолжить напев альтов, однако наталкивается на сопротивление резкого  звучания оркестра. Таков один из смыслов произведения: не просто контраст,  но настоящий конфликт тихой мелодии, заглушаемой пронзительной музыкой  современности. Гюстав Климт. Музыка (1895 г.)Музыки в  наше время стало значительно больше, чем раньше. Больше стало и её  разновидностей. Сейчас далеко не каждый музыкальный эрудит сможет даже  просто перечислить все существующие на сегодняшний день музыкальные  стили и жанры. Более того, не только отдельный человек, но и любая  современная энциклопедия не сможет выстроить их исчерпывающий перечень. Одна из причин ­ непрерывно меняющаяся картина музыкальной жизни,  умножающая новые явления со стремительной скоростью. Это, кстати, относится и к другим видам творчества, например литературе.  Ещё полтора столетия назад каждый год издавалось не более пяти­шести  сколько­нибудь значительных книг. Понятно, что каждая из них становилась  событием. «Евгения Онегина» или «Анну Каренину» знала вся читающаяРоссия. То же можно сказать и о творчестве композиторов, относящемся к  эпохам, когда музыка была одной из важнейших основ жизни человека. Теперь же произведений искусства разного масштаба и уровня появляется такое  количество, что даже на поверхностное знакомство со всем этим множеством  не хватит целой человеческой жизни. Именно поэтому необходимо хотя бы в общих чертах представлять ту  культурную, и в частности музыкальную, среду, в которой мы находимся. Это  ­ необходимое условие понимания особенностей того времени, в котором мы  живём, а также музыки, которую мы слушаем. Важно также понять, почему за сравнительно короткий исторический период  возникло так много различных «музык» и что представляют хотя бы  некоторые наиболее заметные из них. Потому что, какие бы изменения ни претерпевала музыка и музыкальная  жизнь в целом, она по­прежнему остаётся важнейшей частью духовной  культуры человека, который, несмотря на все успехи научно­технического  прогресса, так и не научился без неё обходиться. Вопросы и задания: Как ты понимаешь словосочетание «современная музыка»? Согласен ли ты с противопоставлением классики и современной  неакадемической музыки? Постарайся объяснить свой ответ. Какое из слов ­ контраст, конфликт, столкновение – наиболее точно передаёт  взаимодействие музыкальных тем в Симфонии № 6 Г. Канчели? Что, по­ твоему, это взаимодействие выражает? Во время прослушивания произведения обрати внимание на роль пауз. Как ты  думаешь, с чем связаны столь продолжительные, часто повторяющиеся  фрагменты тишины? Можно ли усмотреть моменты образного сходства между Симфонией № 6 Г.  Канчели и картиной Г. Климта «Музыка»? В чём это проявляется?Источник  http://www.music­fantasy.ru/materials/o­ponyatii­sovremennaya­ muzyka