Литературный час к 70 - летию детского писателя для учащихся начальной школы. В ходе мероприятия ребята познакомятся с биографией Григория Бенцовича Остера, его книгами, попробуют свои силы в решении остеровских задач и ответят на вопросы викторины по сказкам о котенке Гаф.
Лит.час Остер.doc
Литературный час «О вредных советах и веселых сказках Григория Остера»:
к 70летию со дня рождения писателя.
Цель: Познакомить учащихся с произведениями Г.Б.Остера.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Г.Б.Остера
Развивающие: способствовать развитию познавательной сферы; формировать умение слушать,
размышлять; участвовать в беседе, выражать свое мнение, развивать коммуникативные навыки,
умение давать оценку и самооценку своей деятельности и деятельности других.
Воспитательные: воспитывать положительные качества личности, ориентировать детей на истинные
ценности: уважение и любовь, дружбу, понимание; воспитание вежливого человека; соблюдение
правил поведения на занятии; развивать желание читать и бережно относиться к книге.
Организационный момент. Психологический настрой.
День с улыбки начинай,
Мысли только о хорошем.
Ход занятия:
Актуализация знаний и определение темы.
А помогут вам в этом остроумные, веселые и радостные книги известного детского писателя,
которому исполняется 27 ноября 70 лет. Назовите его имя, познакомившись с книжной выставкой.
О ком пойдет сегодня речь? Правильно, о Григории Бенцовиче Остере.
Ребята, определите тему и цель нашего литературного часа. (Тема: Творчество Г.Б.Остера. Цель:
Познакомиться с произведениями писателя).
Новый материал.
Детский писатель Григорий Бенцович Остер родился в 1947 году в Одессе в семье моряка. Как
утверждает он сам, « была страшная буря; как только я родился, все утихло».
Вряд ли Гриша был в детстве тихий паймальчиком. Ну, разве может такой ребенок вырасти и
придумать «Вредные советы»? Для чего же они? Недавно ученые с удивлением открыли, что на свете
бывают непослушные дети, которые все любят делать наоборот. Им даешь полезный совет – «
умывайтесь по утрам», они берут и не умываются. Ученые пришли к выводу, что таким детям надо
давать вредные советы. И тогда они все сделают наоборот, и все у них получится правильно. Вот
некоторые из них:
Если вас поймала мама за любимым делом вашим,
Например, за рисованьем в коридоре на обоях,
Объясните ей, что это – ваш сюрприз к восьмому марта,
Называется картина: «Милой мамочки портрет».
Если руки за обедом вы испачкали салатом
И стесняетесь о скатерть пальцы вытереть свои,
Опустите незаметно их под стол и там спокойно
Вытирайте ваши руки об соседские штаны.
Если ты пришел к знакомым, не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.
Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.
1 Григорий Остер дает не только «Вредные советы», но и рекомендует выполнять «Вредные
упражнения». Внимание! Не пытайтесь извлечь пользу из чтения этой книги. Извлекайте из нее вред.
Останется польза.
Смотреть не надо свысока
На пап своих и мам.
Быть снисходительными к ним
Не так уж трудно нам.
Но если мы к ним снизошли,
А нас за шкирку – хвать!
То можно вырваться и вновь
На дерево залезть.
Есть у Остера «Задачник» с самыми настоящими задачами. Все они имеют решения и помогут
закрепить пройденный материал.
Если ты не знаешь арифметику,
Могут обмануть тебя родители.
Скажут: «Съешь, сынок,
Четыре ложечки»,
А подсунут восемь с половиною.
Вот причина, по которой многие
С детства ненавидят арифметику.
Давайте решим несколько задач:
Воспитывая своего сына двоечника, папа изнашивает в год 2 брючных ремня. Сколько ремней износил
папа за все 11 лет учебы, если известно, что в 5 классе его сын дважды оставался на второй год?
№10
№ 36.
Марина Боровицкая сделала в диктанте 12 ошибок, а Гриша Кружков, который у нее все списал,32
ошибки. Сколько своих собственных ошибок в диктанте у Гриши?
У старшего брата 2 конфеты, а у младшего 12 конфет. Сколько конфет должен отнять старший у
младшего, чтобы справедливость восторжествовала, и между братьями наступило равенство?
№134.
В одной квартире преступники украли три тапочки, а в другой – одну тапочку. Сколько пар тапочек
украли преступники в обеих квартирах?
№147.
Сколько кусков сахара растворяются в папином чае, если сам папа бросил туда 3 куска, а Маша, как
только папа зазевался, положила еще12?
№240.
Мряка и Бряка поссорились. Мряка 7 раз фрякнула Бряку марфуфочкой по чем попало, а Бряка
фрякнула Мряку той же марфуфочкой по чем попало 9 раз. Спрашивается, сколько раз хватали
бедную марфуфочку за хвост и фрякали ею по чем попало?
№301.
Давайте изобразим Мряку и Бряку.
«Однажды чернойчерной ночью в черную комнату влетела чернаяпречерная перчатка...»
Примерно так начинаются все детские страшилки. Писатель Григорий Остер послушал, подумал и
2 решил: а чем он хуже какихто малявок необразованных? Он истории получше напишет, страшнее и к
тому же про школу. Тут он вспомнил детство, любимую учительницу, кабинет директора — и такого
насочинял! Волосы дыбом, мурашки стадами бегают. Прочитайте «Школу ужасов» Остера и решите:
кто учший в мире сочинитель страшилок — дети или писатель Григорий Бенцович Остер.
«Книга о вкусной и здоровой пище людоеда» жуткое произведение! Не вздумайте читать его на
ночь! Только с утра! Вот некоторые рецепты этой кулинарной книги.
«Квашеные девочки».
Отобрать грязных, растрепанных девочекплакс, умыть, причесать и плотно набить ими прочную
деревянную кадку. Соль можно не сыпать – девочки сами наплачут полную кадку соленых слез.
Избаловать детей до невозможности, а потом вывалять их в яичном желтке, посыпать сахаром и, не
позволяя им облизывать друг друга, немедленно подать к столу.
«Избалованные дети с яичным желтком».
Не знающих чем заняться детей поместить в очень большую кастрюлю, залить по колени сметаной и
оставить там слоняться без дела до самого вечера. Съесть на ужин.
«Унылые дети со сметаной».
«Наглец в томате».
Наглого парнишку отбрить, отбить у него охоту к хамству и налить ему во все карманы томатного
сока. В таком виде он уже готов и очень полезен.
«Сластены в мармеладе».
Трех сладкоежек, с утра наевшихся пирожных, конфет и мармелада, замариновать в стеклянной банке
и хранить в сухом прохладном месте. В зимнее время года они могут служить хорошей закуской.
Григорий Остер пишет и замечательные сказки. Одна из них – «Сказка с подробностями». В ней
2 главы: глава первая и глава последняя. Где остальные? Все остальное автор определил как
«подробности». И таких подробностей в книге целых 42. В них происходят самые удивительные
приключения. Например: «Первоклассник Артур и бульдог рыжей масти Мишка побежали домой. И
тут, на свою беду, попалась им по дороге кошка Аксинья. Аксинья увидела, что на нее первоклассник
с бульдогом бегут…» Что было дальше, узнаете, прочитав «Сказку с подробностями».
Все вы знаете веселых героев мультфильмов: Удава, Слоненка, Обезьяну и Попугая. Всех их тоже
придумал Григорий Остер. Он написал про них книжку «Сказочные истории». А помните
задумчивого Удава, который хотел измерить свой рост? Давайте поможем ему это сделать. Двое
изготавливают удава из скрепок. Измеряем, чей «Удав» длиннее, тот и победил. Остальные – рисуют
Удава и измеряют в нетрадиционных единицах (ластиках, пальчиках, буковках…)
У Удава была бабушка, которая очень заботилась воспитанием своих подопечных, учила их
правилам этикета. Давайте вспомним волшебные слова:
1.Растает даже ледяная глыба
От слова теплого… (спасибо)
2.Зазеленет старый пень,
Когда услышит…(добрый день)
3.Если больше есть не в силах,
скажем маме мы…(спасибо)
4.Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…(здравствуйте)
5.Когда нас бранят за шалости,
Говорим…(прости, пожалуйста)
6.И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят…(до свидания)
3 Бабушка удава очень хотела, чтобы ее внук был здоров. Вместе со своими друзьями он делал
зарядку. Вместе с веселой Мартышкой подвигаемся и мы.
Физминутка под «Песенку про зарядку».
Ребята, нас окружает множество микробов. Но, знаете ли вы, что не все микробы вредные? Петька
из книжки Г.Б.Остера «Петькамикроб» – как раз полезный. Без таких, как он, не видать нам ни
сметаны, ни кефира. В одной капле воды микробов так много, что не пересчитать. Чтобы увидеть этих
крох, нужен микроскоп. Но, может, они тоже смотрят на нас – с другой стороны увеличительного
стекла? Писатель Г. Б. Остер написал целую книгу о жизни микробов – Петьки и его семьи.
Есть у Григория Остера замечательные сказки про известного котенка со странным именем – Гав,
который вместе со своим другом изучает окружающий мир, знакомится с неприятностями, прячется
от грозы. Вспомним их.
Викторина:
1. Какого цвета котенок Гав?
2. В какую игру играли котенок Гав и его друг щенок во дворе?
3. Что такое «Кука маркука балям барабука!»
4. Где, по мнению котенка Гав, лучше бояться дождя?
5. Котенок Гав пошел в гости к щенку, но по дороге встретил его самого. Что они стали делать?
6. Котенок Гав и щенок собирались позавтракать, но на двоих у них была только одна сосиска.
7. Щенок пришел в гости к своему другу котенку. Где жил Гав?
8. Щенок принес на чердак котлету и попросил котенка Гав ее посторожить. А Гав ее «очень
Как они ее поделили?
хорошо спрятал». Куда?
Молодцы! Читайте смешные, забавные, добрые, поучительные произведения Григория Остера и
тогда вашим родителям не придется «читать вам нотации»!
Подведение итогов. Рефлексия.
Ребята, с творчеством какого писателя вы сегодня познакомились?
Какое произведение писателя вам захотелось прочитать?
В общем, ты, наверно, понял:
Если ты читать не любишь
И считаешь это нудным
Можешь всё же попытаться
Книги Остера прочесть.
Перед вами смайлики. Если вам занятие понравилось и у вас хорошее настроение, поднимите
улыбающегося смайлика; если настроение плохое и занятие не понравилось – грустного. До новой
встречи!
Использованные материалы:
1. Коленкова Н.Л. Приходите в Остеркласс, какнибудь поучат вас! //Читаем, учимся, играем –
2002. №5.
2. Тубельская Г.Н., Соболевская Ю.Я. Детские писатели России. Сто тридцать имен:
Биобиблиографический справочник. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2015. –
4 (В помощь педагогубиблиотекарю. Профессиональная библиотека школьного библиотекаря.
Приложение к журналу «Школьная библиотека» Серия 1. Выпуск 5.)
3. https://sites.google.com/site/biblioteka17/meropriyatia/prihoditevosterklass
5
"О вредных советах и веселых сказках"
"О вредных советах и веселых сказках"
"О вредных советах и веселых сказках"
"О вредных советах и веселых сказках"
"О вредных советах и веселых сказках"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.