Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
О ВРЕМЕНИ И О СЕБЕ
(литературномузыкальная композиция
по произведениям М. Агашиной)
Маргарита Агашина родилась 29 февраля 1924 года в Ярославле. Детство ее
прошло в деревне Бор, в 40 километрах от города.
М. Агашина вспоминает: «Оба мои полуграмотных деда стихов не писали, но
в душе были поэтами. Один из них, Иван Большаков, по деревенскому прозвищу
Иван Мороз, получая новую форму, на изнанке фуражки написал: «Не тронь,
дурашка, – не твоя фуражка!»
Мать М. Агашиной закончила гимназию, стала учительницей. Отец стал
врачом, прошел четыре войны: рядовым солдатом – Гражданскую, военным
хирургом – финскую и Отечественную, а затем и войну с Японией.
Семья жила на Средней Волге, в Подмосковье, на севере Красноярского края,
в Эвенкийском национальном округе. «В детские годы много я видела красоты –
и среднерусской, и северной, таежной», – вспоминает поэтесса.
Весной 1945 года, проучившись два года в институте цветных металлов и
золота, Маргарита уходит в литературный институт. Это было время, когда там
преподавали мэтры русской литературы: Павел Антокольский, Константин
Паустовский, Михаил Светлов, Владимир Луговской, Александр Яшин,
Константин Федин, Лев Кассиль.
«Это было счастье! Это была академия! Это была великая школа!», – писала
М. Агашина.
Закончив институт в 1950 году, Маргарита Агашина переезжает в Волгоград.
Она писала о себе: «Жила я всегда трудно, но, как поется в одной из моих
песен: "Кабы мне начать сначала, я бы так же начала"».
Лучше всего о поэтессе рассказывают ее стихи: мудрые и лукавые, грустные и
веселые, озорные и серьезные…
Чтение стихотворения «Мама, мама! Радость и кручина…».
Мама, мама! Радость и кручина!
Детские далекие мечты!
Почему, зачем чужой мужчина
Стал дороже и родней, чем ты?
Мама, что же ты не научила
В свой нелегкий материнский век,
Что придет совсем чужой мужчина,
Дорогой, любимый человек?Я к нему в любой ненастный вечер
Выбегу, и рада, и горда,
Как к тебе, единственной, навстречу
Я не выбегала никогда.
Выбегу то тихой, молчаливой,
То веселой песнею звеня.
И такой богатой и счастливой
Даже ты не видела меня!
Из поэмы «Мое слово», 1950 г.
Такой она и приехала на Сталинградскую землю: молодой, веселой и
счастливой. И город на Волге подарил ей свои просторы, знакомство с
прекрасными людьми, свою историю.
Чтение стихотворения «Ах, вы, ребята, ребята!».
Здесь родилась песня, без которой невозможно рассказать о нашем городе.
Песня, ставшая гимном Волгограда. Вот как это было.
У подножия Мамаева кургана по обеим сторонам дорожек в память о тех, кто
воевал, много деревьев с табличками. В числе других там растет теперь уже не
березка, а самая большая в этом парке береза, и перед ней табличка: «Смертью
храбрых пали братья Рыковы: Иван, Степан, Василий».
Этото деревце – символ России – и вдохновило поэтессу на создание песни
«Растет в Волгограде березка…».
Шла жизнь… Со своими радостями и огорчениями… Женское сердце поэта
способно вместить боль и переживания всех русских женщин, обездоленных
бедой – войной, не нашедших своего женского счастья.
Маргарита Агашина сердцем поняла глубину драмы матери Юрки.
Чтение стихотворения «Юрка».
Всем русским женщинам, способным «и коня на скаку остановить, и в
горящую избу войти», посвящено стихотворение «Горькие стихи».
Чтение стихотворения «Горькие стихи».
И так всегда: если плакать, то навзрыд, если прощать – так безоглядно и до
конца.
Чтение стихотворения «Ровесницам».
А вот понимали ли ее те, кто был рядом? Может быть, прав был поэт,
сказавший, что «большое видится на расстоянье, лицом к лицу лица не увидать».
И мы, сегодняшние, сможем увидеть и понять человека, долгое время жившего в
нашем городе, поистине народного поэта. Ведь если в сборниках народных песен
печатают стихотворения М. Агашиной без упоминания имени автора, то, может,в этом и заключена вся глубина оценки творчества М. Агашиной? И не прав
парнишка из ее стихотворения «Парнишка, сочиняющий стихи…».
Чтение стихотворения «Парнишка, сочиняющий стихи…».
Читаешь стихотворения М. Агашиной, и слышишь порой боль, рефреном, как
припев в песне:
Ладно. Выживу, не первая!
…А когда невмоготу,
Все свои надежды верные
В сотый раз пересочту:
Всето боли годы вылечат,
Горе – в песню унесут,
Сил не хватит – гордость выручит,
Люди добрые спасут.
И возникает образ очень ранимой, нежной, искренней женщины... Хочется
посочувствовать, поддержать, поплакать вместе, наконец.
Чтение стихотворения «Не потому, что я за все в ответе».
Однажды М. Агашина написала редкие для себя белые стихи, как всегда,
грустные:
Накануне Нового года
Люди верят в старые сказки,
Покупают зеленые елки,
Удивляются снегопадам,
Наливают полные рюмки,
Чтобы счастье было полней.
У меня одной в новогодье
Все не так,
Как у всех на свете.
У меня –
Сосна вместо елки,
У меня –
Туман вместо снега,
У меня
Вместо полной рюмки
Неполученное письмо.
И оказалось, что эти очень личные, интимные стихи близки и до слез понятны
чуть ли не всем женщинам на свете. Даже счастливым в любви и семье. Ибо
женская душа чаще всего откликается на чужую печаль и горе.
Все преодолеть, все вынести, пережить все печали, невзгоды, разлуки,
невстречи может русская женщина, может поэтесса Маргарита Агашина.Чтение стихотворения «Шестнадцать строк об октябре».
Ее стихи стали песнями о бабьей доле:
Сядем, что ли. Вспомним, что ли.
Друг на друга поглядим.
Что такое бабья доля –
И о том поговорим.
* * *
Что было, то было
И нет ничего…
Люблю, как любила
Его одного.
* * *
А где мне взять такую песню
И о любви, и о судьбе,
Да чтоб никто не догадался,
Что эта песня о тебе.
* * *
Подари мне платок,
Голубой лоскуток,
По краям голубым
Золотой завиток.
Чтение стихотворения «Всегото горя».
И всетаки Маргарита Агашина прожила счастливую жизнь. Ведь никто об
этом не сказал лучше ее самой.
Чтение стихотворения «Но мне бывает в тягость дружба…».
Заключительное слово учителя.