Конспект
урока по информатике для 8 класса
Тема:
Объекты и их классификация
Класс:
8
Продолжительность:
45 минут
Учитель:
Уколов Никита Владимирович
Цели урока:
1. Сформировать
представление об объекте как об основном элемене окружающего мира и
информационной деятельности.
2. Познакомить
с понятием «классификация» и её практической пользой.
3. Научить
выделять общие признаки объектов и группировать их по заданным признакам.
Оборудование:
- Компьютер с проектором.
- Презентация с примерами объектов и схемами
классификации.
- Раздаточный материал с изображениями различных
объектов (животные, растения, техника, предметы обихода).
- Карточки для групповой работы.
- Маркеры и листы формата А3 (для групповых
заданий).
Ход урока
1. Организационный момент (2 минуты)
- Приветствие, проверка готовности.
- Объявление темы и целей урока в доступной форме:
«Сегодня мы узнаем, что такое объекты и как их можно сортировать, как вещи
в шкафу».
2. Введение в тему (8 минут)
- Актуализация знаний / Беседа:
- Учитель задаёт вопрос: «Что нас
окружает?» (Учащиеся перечисляют: парта, книга, компьютер, дерево за
окном, кот, друг и т.д.).
- Делается вывод: всё, что нас
окружает и о чём мы можем думать, – это объекты.
- Обсуждение:
- «Как мы отличаем один объект от
другого?» (По признакам: размер, цвет, форма, назначение,
материал).
- «Зачем нам группировать предметы?»
(Примеры: библиотека, магазин, игрушки в коробке – чтобы было удобно
искать и использовать).
3. Основная часть (20 минут)
- Объекты и их признаки (10 минут)
- Объяснение понятий: объект, свойства
(признаки) объекта.
- Игра «Угадай объект»: учитель или ученик
загадывает объект, класс задаёт вопросы о его свойствах («Он большой?»,
«Им пользуются на кухне?»), чтобы отгадать.
- Работа с раздаточным материалом: учащиеся
называют 2-3 признака для каждого изображённого объекта.
- Классификация объектов (10 минут)
- Объяснение понятия классификация –
это распределение объектов по группам (классам) на основе общих признаков.
- Демонстрация на простых примерах на экране:
- «Давайте классифицируем фрукты и
овощи».
- «Разделим транспорт на наземный,
водный и воздушный».
- Введение понятия основание классификации –
это признак, по которому мы делим объекты (цвет, размер, способ
передвижения, назначение).
- Совместное упражнение: предложить классу классифицировать
животных (например, на диких/домашних или по среде обитания).
4. Практическая работа в группах (12
минут)
- Класс делится на группы по 3-4 человека.
- Каждая группа получает набор карточек с разными
объектами и лист А3.
- Задания на выбор:
1. Придумать
своё основание для классификации и разложить карточки на
группы на листе.
2. Классифицировать
объекты по уже заданному основанию (например, «природные/рукотворные»).
- Группы подписывают группы объектов и рисуют
простую схему.
5. Презентация и обсуждение работ (2
минуты)
- По одной группе представляет свой результат:
называет основание классификации и показывает получившиеся группы.
- Краткое обсуждение: «Почему выбрали такое
основание?»
6. Заключение и домашнее задание (1
минута)
- Подведение итогов: Сегодня
мы узнали, что любой предмет, живое существо или явление – это объект. У
каждого объекта есть свойства. Чтобы упорядочить множество объектов, их
можно классифицировать, то есть разбить на группы по общим признакам.
- Домашнее задание:
- Привести 5 примеров объектов из
своей комнаты и записать для каждого 2-3 признака.
- Классифицировать книги на домашней
полке (или игрушки, одежду) по любому выбранному основанию и кратко
описать результат (1-2 предложения).
Ожидаемые результаты:
- Учащиеся понимают, что такое объект и его
свойства.
- Учащиеся усваивают принцип классификации как
способ упорядочивания информации.
- Учащиеся могут провести простую классификацию
объектов по заданному или самостоятельно выбранному основанию.
Рефлексия:
- После урока учитель
может задать учащимся вопросы о том, что нового они узнали, что было наиболее
интересным и какие темы требуют дальнейшего изучения. Это поможет оценить
эффективность урока и выявить области для улучшения.