В основе Федеральных государственных образовательных стандартов лежит
ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ,
в соответствии с которой процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений, навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс воспитания развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.
Стратегическая задача российского образования
Реализация Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования направлена на создание условий, позволяющих решить стратегическую задачу российского образования:
повышение качества образования;
достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Целостность как особенность образовательного процесса
Необходимость сохранения всех важнейших составных частей. Если что-то из процесса выпадает, изымается, то он уже не будет целостным и не сможет обеспечивать решение задач на должном уровне.
Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности.
Образовательная функция
Взаимосвязь
основных функций обучения
СУЩНОСТЬ: освоение учащимися системы научных знаний, умений, навыков и ее использовании на практике.
Научные знания должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта.
Обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность.
Образовательная функция
НАУЧНЫЕ ЗАНИЯ: факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенная картина мира.
УМЕНИЯ образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают ее постепенное усложнение.
Для выработки НАВЫКОВ необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.
Взаимосвязь
основных функций обучения
Обеспечить овладение учащимися знаниями
с учетом их основных характеристик: полнота, глубина, осознанность, системность, гибкость, оперативность, прочность
Познавательный аспект триединой образовательной цели
Формировать навыки –точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма
Формировать умения – сочетание знаний и опыта их применения, которое обеспечивает успешное выполнение отдельных действий и деятельности в целом
В соответствии с ФГОС познавательный аспект триединой образовательной цели можно рассматривать как планируемые результаты обучения в предметной области или предметные учебные действия.
Воспитательная функция
Взаимосвязь
основных функций обучения
Связана с содержанием, формой и методами обучения.
Осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися.
Обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности; формировани личности невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.
ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ – это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке
В соответствии с ФГОС воспитательный аспект триединой образовательной цели может быть представлен как личностные универсальные учебные действия, связанные с процессом самоопределения школьника в учебной деятельности с учетом специфики содержания обучения и способов его организации.
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ – определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего способа жизни.
ЗАДАЧИ:
построение индивидуальных жизненных смыслов:
построение индивидуальных жизненных планов во временной перспективе.
Самоопределение в контексте личностно ориентированного обучения
1) Действие смыслообразования:установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
2) Действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей.
Развивающая функция
Взаимосвязь
основных функций обучения
Выступает не только как процесс передачи знаний, но и как средство развития мышления учащихся.
Осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия педагогов и обучающихся на всестороннее развитие личности, т.е. посредством развивающего обучения.
Концепции развивающего обучения в российской педагогике
1) Концепции, ориентированные
на психическое развитие
концепция общего психологического развития по Л. В. Занкову;
концепция развития творческого мышления по З. И. Калмыковой;
концепция формирования операций мышления по Е. Н. Кабановой-Меллер.
Концепции развивающего обучения в российской педагогике
1) Концепции, учитывающие личностное развитие
концепция развивающего обучения по В. В. Давыдову и Б. Д. Эльконину;
концепция развивающего обучения через совместное творчество по С. А. Смирнову;
концепция развивающего обучения по Г. А. Цукерману.
регулятивные универсальные учебные действия –действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, элементы волевой саморегуляции;
познавательные универсальные учебные действия – общеучебные действия, включая знаково-символические, логические и действия постановки и решения проблем;
БЛОКИ РАЗВИВАЮЩЕГО АСПЕКТА ТРИЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕЛИ
коммуникативные универсальные учебные действия – действия, обеспечивающие социальную компетентность как компетентность в общении;
личностные универсальные учебные действия – жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации.
Задачи учебного процесса нельзя сводить лишь к формированию знаний, умений и навыков. Процесс обучения призван комплексно влиять на личность, несмотря на то, что образовательная функция является особенно специфичной для этого процесса.
Условное выделение образовательной, воспитательной и развивающей функций полезно для практической деятельности педагогов, особенно при планировании задач обучения на учебных занятиях.
ТРИ ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ
нельзя представлять себе,
как три параллельно осуществляемые и неперекрещивающиеся линии в учебном процессе
НАХОДЯТСЯ В СЛОЖНО ПЕРЕПЛЕТАЮЩИХСЯ СВЯЗЯХ:
одна предшествует другой,
является ее причиной,
другая является ее следствием,
но и одновременно условием активации
Есть единый и неделимый образовательный процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.
.
Реализация взаимосвязи обучения, развития и воспитания педагогом
ЦЕЛОСТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Содержательно-целевой аспект
Обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи элементов:
знаний, в том числе о способах выполнения действий;
умений и навыков;
опыта творческой деятельности;
опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру.
Реализация взаимосвязи обучения, развития и воспитания педагогом
ЦЕЛОСТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Организационный аспект
Обеспечение единства компонентов:
1) освоение и конструирование дидактического содержания образования и материальной базы;
2) деловое взаимодействие педагогов и учащихся по поводу содержания образования (как цели взаимодействия);
3) взаимодействие педагогов и учащихся на уровне личных отношений;
4) освоение обучающимися содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание).
Обеспечение гармоничного соотношения учения, общественно полезного труда и всех видов творческой деятельности детей, направленных на решение в комплексе задач обучения, воспитания и развития, приводит к формированию гармоничной личности ученика, её интеллектуальному нравственно-эстетическому и физическому развитию.
Реализация в единстве всех компонентов содержания образования
(при условии целостности деятельности педагога и целостности деятельности обучающегося)
и есть СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА педагогического процесса как целостного явления.
комплексное планирование образовательных, развивающих и воспитательных задач на основе анализа педагогической ситуации
Условия целостности конструирования педагогического процесса
прогнозирование развития коллектива и отдельных воспитанников
(материализуется в планах работы, т.е. педагогический процесс постоянно регулируется и корригируется, что является признаком его пластичности)
Эффективные действия педагога для достижения поставленных целей
метод планирования комплекса задач урока
задачи образования, воспитания и развития учащихся
метод подбора содержания деятельности
обеспечение реализации всех трех видов задач
метод подбора форм и средств обучения
эффективное сочетание приемов, форм и средств обучения
метод контроля
и самоконтроля
анализ результатов обучения, оценивание реализации всех функций
обучение - это и есть хорошо организованное воспитание, целью которого является воспитание гармоничной личности
Педагогическое проектирование как технология обеспечения единства образовательной, развивающей и воспитательной функций
развивающее обучение - условие и результат воспитывающего обучения
активность учащегося в обучении основывается на активности в его собственном воспитании
Задачи, решаемые с помощью технологий обучения
1) избыточность и вариативность содержания образования в зоне актуальных ценностных ориентаций педагогов;
2) преемственность в усложнении требований путем расширения границ выбора возможностей выхода за его пределы;
3) свободный, но ответственный выбор образовательного «маршрута» в рамках обучения отдельной учебной дисциплине.
ТЕОРИЯ и
ПРАКТИКА
Компетенции педагога
владение преподаваемыми дисциплинами
теоретические знания, основы теории смежных предметов
владение общенаучным знаниям
педагогические и методические компетенции
Компетенции педагога
владение преподаваемыми дисциплинами
владение общенаучным знаниям
педагогические и методические компетенции
А) философские, экономические, социально-правовые, этические знания (определяют методологическую основу предметных знаний и углубляют их)
Б) физиологические и психологические знания (возрастных особенностях развития организма, закономерности развития детей школьного возраста, критических периодов возрастного развития, особенности воспитания и обучения, психологические особенностей педагогической деятельности)
Компетенции педагога
владение преподаваемыми дисциплинами
владение общенаучным знаниям
педагогические и методические компетенции
владение вопросами истории педагогики, особенностями теории воспитания и обучения, знание сущности учебно-воспитательного процесса, основных категорий педагогической науки, закономерностей и принципов деятельности учителя
Познавательные умения
воспринимать и понимать психическое состояние ребенка в данный момент;
осуществлять контроль за своим психическим состоянием;
ориентироваться в содержании обучения и воспитания;
расширять свои знания и умения, анализировать педагогический опыт.
Информационные умения
умения и навыки работы с печатными источниками и библиографирования,
умения добывать информацию из других источников и дидактически ее преобразовывать,
т.е. умения интерпретировать и адаптировать информацию к задачам обучения и воспитания.
Конструктивные и коммуникативные умения
КОНСТРУКТИВНЫЕ УМЕНИЯ представляют собой взаимосвязанные аналитические, прогностические и проективные умения.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ - это взаимосвязанные группы умений общения (вербального) и умений и навыков педагогической техники.
.
Педагогическое проектирование как технология обеспечения единства образовательной, развивающей и воспитательной функций в образовательном учреждении является обязательной деятельностью любого педагога. Проектирование образовательной, развивающей и воспитательной функций - это сложная многоступенчатая деятельность, которая совершается как ряд последовательно следующих друг за другом этапов: разработка предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям.
Основные принципы педагогического проектирования
1) В центре внимания - учащийся, главное – это содействие развитию его творческих способностей.
2) Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении.
3) Индивидуальный темп работы обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития.
4) Комплексный подход способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося.
5) Осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Алгоритм деятельности педагога для реализации технологии единства образовательной, развивающей и воспитательной функций
1) Выделение из программы и формулирование педагогической цели, задач обучения, развития и воспитания учащихся.
2) Отбор педагогического содержания из разных образовательных областей.
3) Выделение основной формы организации деятельности.
4) Формулировка индивидуальных обучающих, развивающих и воспитывающих задач для отдельного учащегося или класса.
5) Отбор методов и приемов работы для отдельного учащегося или класса.
6) Практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в течение проектной деятельности
7) Продумывание и организация процесса обсуждения результатов по трем составляющим: обучение, развитие и воспитание.
8) Фиксация результатов обучения, развития и воспитания учащихся.
Алгоритм деятельности педагога для реализации технологии единства образовательной, развивающей и воспитательной функций
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.