Обеспечение доступности качественного образования на селе
Оценка 4.8

Обеспечение доступности качественного образования на селе

Оценка 4.8
Работа с родителями
doc
администрации
Взрослым
04.08.2018
Обеспечение доступности качественного образования на селе
выступление на педагогическом форуме, в котором основная мысль - подъем статуса сельской школы. в выступлении отражены особенности и преимущества образования в сельской школе, а так же и проблемы на современном этапе. отражена роль педагогов сельской школы, их стремление сделать школу на селе главным очагом и культуры, и образования.
Обеспечение доступности качественного образования.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа д.Зуи Зуевского района Кировской области» Методическая разработка «Обеспечение доступности качественного образования   на селе» (выступление на педагогическом форуме) Автор Директор МКОУ ООШ д.Зуи  Вострикова Любовь Юрьевна Зуи – 2010 2                                           Уважаемые участники форума! Тема   сегодняшнего   разговора,   а   именно,   как   обеспечить   доступность качественного образования для всех обучающихся независимо от места жительства и в ­ первую очередь – сельских школ, вытекает из главных задач,  стоящих перед российским образованием.     Но прежде  необходимо ответить  на вопрос: а какое образование в сельской школе сегодня считать  качественным?  Дело в том,  что независимо от ведомственной оценки качества  образования, существует  общественное мнение со стороны родителей, учеников,   которые дают безошибочную  оценку  любому образовательному  учреждению, умеют  определить хорошее   учебное заведение от  обычного или плохого, то есть существует  заказ общества образованию. Повышение качества  образования зависит     от решения задач по созданию условий   для   обеспечения   доступности   качественного   образования   в     любой сельской школе. При всем их многообразии можно выделить четыре ключевых условия.  Первое.  Ученик   должен     учиться   у   квалифицированных   преподавателей, специалистов, мотивированных  на результат своей деятельности.  Второе. Ученик должен учиться, используя все современное оборудование,   которые   значительно   повысят   новые   технологии, средства   обучения, производительность  его учебного труда.   Третье. Ученик должен учиться в уважающих его условиях, потому что все разговоры о личностно ориентированном образовании   вряд ли чего стоят, если в школе   нет     нормального   гардероба,   туалета,   столовой   и   других   способов удовлетворения потребностей этой самой личности.  И, наконец, четвертое.  Ученик должен   иметь   возможность развиваться под влиянием полноценной среды общения со сверстниками.     Ни  для кого не секрет тот факт, что сегодня сельская школа существенно отстает от запросов личности, общества и государства в таких вопросах, как: ­ формирование информационной культуры и  информационной грамотности обучающихся   всех   уровней   образования.      Это     не  только   умение   пользоваться компьютером,   но   и   способность   формулировать   запросы,   анализировать, самостоятельно создавать новый   информационный продукт, так как нет на селе учителей­ специалистов по информатизационным  технологиям – на сегодняшний день во многих сельских школах информатика ведется не специалистом, а учителем другой   специализации   и   ученик   получает   поверхностные   знания   пользования компьютером и различными программами; 3 ­ владение на функциональном уровне базовыми социальными дисциплинами (экономика,   право),   без   чего   немыслима   сейчас   ни   одна   сфера   деятельности, включая   повседневную   жизнь   –   средние   сельские   школы   переведены   в   статус основных, в учебных планах которых нет данных дисциплин;  ­ повышение качества иноязычного образования сельской молодежи, потому что   процесс   глобализации   ставит   задачу   овладения   на   уровне   функциональной грамотности каждым молодым человеком хотя бы одним  иностранным языком. Так в 2014 – 2015 учебном году в нашей школе, как и в ряде сельских школах Зуевского   района,   остро   стоял   вопрос     с   преподаванием   английского   языка. Причина  – отсутствие  учителя­специалиста.   Этот перечень  проблем можно продолжить, но причина везде прослеживается одна – недостаточность или отсутствие кадров в сельской местности. В   силу     необходимости   педагоги   сельских   школ      преподают   несколько предметов, что   не лучшим образом     сказывается на качестве   образовательных услуг.   Так   из   10   педагогов   коллектива   нашей   школы   5   педагогов   являются внутренними   совместителями.   К   примеру,   1   педагог­географ     ведет   4   разных предмета. Отсутствие     педагогов   ­   специалистов   –   приводит   к   неэффективному использованию   и   имеющихся образовательных   ресурсов в кабинетах   физики, химии, школьной библиотеки.    Средняя   наполняемость   классов     в   сельской   местности     в   несколько   раз меньше,   чем   в   городской   школе.   В   связи   с   нехваткой   фонда   оплаты   труда приходится «сливать»   классы.   Уже 4­й год веду уроки технологии в не только неделимых классах, но и в слитых – 5­6 классы, 7­8 классы. В     ОО,   находящихся   в   статусе   малокомплектных   или   имеющих   в   своей структуре   малокомплектные   классы   начального   звена,   занятия   ведутся одновременно в двух классах ­   или это 1и 3, или 2 и 4 классы… Эти   факты немаловажны, так как в   объединённых классах     сложно организовать   урок   в соответствии с требованиями   новых  образовательных стандартов                      Малочисленность обучающихся   в старших классах  сельских   школ, отсутствие педагогов специалистов   лишает   объективной возможности   создания необходимой   развивающей   среды,     для   введения,   например,       профильного обучения.   С   педагогической   точки   зрения   можно     утверждать¸   что   развитие   детей происходит не только и не столько под влиянием учителя, сколько в общении со сверстниками и от той образовательной среды, что создана в ОО.  И если эта среда полноценно наполнена, достаточно конкурентна, чтобы было за   кем   тянуться,   с   кем   соревноваться,   с   кем   дружить,   тогда   дети   получат нормальное развитие  для дальнейшей жизни в обществе. Но на сегодняшний день выпускник 9 класса малокомплектной школы, обучавшийся все годы в классе с двумя –тремя  учениками,  просто боится переходить в 10­й класс, где 20 человек, потому что он психологически не готов жить и работать в большом коллективе. Мы должны признать невозможность создания в каждой маленькой школе современных   условий   для   обучения   –     полный   комплект   учебных   кабинетов, 4 оснащенных в соответствии  с требованиями,   доступная информационная среда, материально­техническое   обеспечение   образовательного   процесса     и,   конечно, подготовленный кадровый педагогический  состав. Даже, если мы в каждую школу поставим самое современное компьютерное оборудование и лингафонные кабинеты, мы не сможем обеспечить их специалистами,  не сможем  из 2­3­х детей  в классе создать развивающую конкурентную среду, не сможем подготовить   этих детей к созидательной деятельности в современном мире.   Эти проблемы нельзя решить только   дополнительным финансированием, потому   что   в  условиях   неэффективного   использования   ресурсов   любых   средств будет недостаточно.  У нас в районе   на протяжении   ряда лет предпринимаются определённые шаги, связанные  с развитием сети   общеобразовательных учреждений, а точнее  с конструированием    муниципальной  образовательной сети на основе    укрупнения учреждений,   увеличения     наполняемости   классов,   концентрации     и   обеспечения доступности   материальных   и   кадровых   ресурсов,   сетевого   взаимодействия.   т.е. устанавливается     взаимодействие   крупных   средних   школ,   имеющих соответствующие   ресурсы   (мы   их   называем   базовыми   или   опорными),     с малокомплектными школами.     Нам бы хотелось   оптимизировать учебный процесс  за счет   современных технологий   обучения   позволяющих   ребенку   учиться   не   только   в     той   школе, которая находится у него в селе. Пока, к сожалению, приходится признать, что из­за недостаточных  возможностей   связи  подключение   школ к  сети  Интернет  не  дает гарантии бесперебойного и высокоскоростного его использования, а стало быть и дистанционной формы обучения, а на сегодняшний день – с моей точки зрения, это единственный выход.  По   выражению   А.И. Адамского,   руководителя комиссии Общественной палаты  РФ,  «никто сейчас  в здравом уме не скажет, что надо закрывать сельские школы,   но   при   этом     каждый   гражданин     имеет   право     на   высокий   уровень образования».   Думаю, излишне говорить о том, что школа на селе ­ это не просто  образовательное учреждение, а, если угодно, центральная составляющая самого  российского уклада жизни, стратегический резерв государства, мощный фактор  развития самой деревенской жизни. Недаром в народе говорят: "Село без школы все равно, что церковь без креста".             Скажу без преувеличения, что сельский образ жизни формирует здоровые  корни российского народа. Нужно отметить и тот факт, что выпускник сельской  школы в сравнении со многими  выпускниками городской, стоит на ступеньку выше  в вопросах воспитания, отношения к Малой родине, труду, сохранению традиций  семьи, государства.  Я, как руководитель школы,   чувствую       ответственность     за  результаты деятельности,    причем   наиболее остро, не   перед   вышестоящим руководством, а   перед   теми,   для   кого   система   образования   существует:    детьми,       их родителями,   населением   района,    обществом   в   широком понимании. Ведь 5 сельская   социокультурным  центром, несущим развитие.     школа   была   и   остается   не     только   учебным   заведением,   но   и  Завершаю   вовсе   не   парадные   размышления   о   развитии   сельской   школы надеждой, что законодательные и исполнительные органы власти России, учителя, деловые   круги  способны  осознать простую,  но  огромную  по  значимости  истину, равновеликую   национальной   идее:   поднимем   сельскую   школу   ­   поднимется   и Россия.

Обеспечение доступности качественного образования на селе

Обеспечение доступности качественного образования на селе

Обеспечение доступности качественного образования на селе

Обеспечение доступности качественного образования на селе

Обеспечение доступности качественного образования на селе

Обеспечение доступности качественного образования на селе

Обеспечение доступности качественного образования на селе

Обеспечение доступности качественного образования на селе

Обеспечение доступности качественного образования на селе

Обеспечение доступности качественного образования на селе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.08.2018