обеспечение преемственности дошк и нач образования.docx
Обеспечение преемственности дошкольного и начального
образования путем создания образовательной программы
«Школьное обучение никогда не начинается
с пустого места, а всегда опирается
на определенную стадию развития,
проделанную ребенком».
Л. С. Выготский
Сложившаяся в современном российском обществе ситуация характеризуется
отсутствием единой системы и рассогласованностью целей на стыках различных этапов и
форм обучения. По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный
возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что
дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином
образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании
не нова. Переходный период от дошкольного детства к школьному считается наиболее
сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения
целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития
образования в России. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования.
Неподготовленность ребёнка влечёт за собой негативные последствия: в классе он
испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок
включается в особый режим.
На сегодняшний день по России только половина детей посещает ДОО. Остальные
получают лишь ту подготовку, которую предлагают им родители. Часто такая подготовка
сводится к форсированному обучению их чтению и письму. Вследствие этого в первый
класс чаще стали приходить дети, умеющие читать, писать, но отстающие в общем
развитии: не умеющие наблюдать, сравнивать, не сформированы социально
коммуникативные навыки. Причин, порождающих такую ситуацию много: дефицит
свободных мест в дошкольных учреждениях, желание родителей воспитывать ребенка
дома, отсутствие у родителей возможности вносить оплату за детский сад, наличие
неблагополучных семей и педагогически запущенных детей, наличие детей с ослабленным
здоровьем, с хроническими заболеваниями, которым противопоказан режим дошкольного
учреждения. Вследствие этого дети приходят в школу с разным уровнем развития качеств
личности, необходимых для успешной адаптации к школе.
Глава 1
1 Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс
воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого
возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность
которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных
характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время
необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды
относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Сегодня
понятие преемственности практикуется широко как непрерывный процесс воспитания и
обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного
периода. При этом дошкольная группа обеспечивает базисное развитие способностей
ребенка, а начальная школа способствует его дальнейшему личностному становлению.
Сложившаяся в современном российском обществе ситуация характеризуется отсутствием
единой системы и рассогласованностью целей на стыках различных этапов и форм
обучения.
Проблематика инновационной работы связана с реализацией современных
образовательных инициатив,
направленных на существенное изменение и
совершенствование образовательного процесса в дошкольных образовательных
организациях, на исполнение требований международных стандартов, а также
на
обеспечение доступности, качества и эффективности образовательной деятельности при
подготовке дошкольников к школьному обучению
Перспективы заключаются в изучении возможностей ОО, осмыслении
региональных особенностей введения ФГОС, реализации новых направлений
стандартизации в образовании (Таблица 1.):
Таблица 1. Отличие ФГОС ДО от ФГОС НОО
ФГОС ДО
1. Нецензовый характер образования в
связи с необязательностью данной ступени.
2. Результаты освоения ООП ДО – целевые
ориентиры, не подлежат непосредственной
оценке, и не являются основанием для
сравнения с реальными результатами детей.
ФГОС НОО
1.
Цензовый характер образования –
итоговая оценка достижения результатов
освоения ООП
2. Результаты освоения ООП НОО –
личностные не подлежат индивидуальной
оценке,
и предметные – подлежат
промежуточной и итоговой индивидуальной
оценке.
В ДОО становится актуальной работа по разработки системы, охватывающей всех
участников образовательного процесса.
Дошкольные образовательные организации
призваны создать основу для дальнейшего развития ребёнка и обеспечить максимально
благоприятные условия для формирования его здоровья, гармоничного физического,
2 психического и социального развития, формированию качеств, необходимых дошкольнику
в дальнейшем обучении в НОО.
Помочь решению этой проблемы помогает работа в направлениях:
охраны и укрепления здоровья дошкольников;
систематическая работа ДОО с семьей дошкольника;
усовершенствование системы управления ДОО;
Введение в действие Федерального государственного стандарта дошкольного
образования ФГОС ДО обусловливает необходимость изучения особенностей
преемственности между ФГОС ДО и Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования (ФГОС НОО).
Основными задачами сотрудничества ДО и школы являются:
установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским
садом, семьей и школой;
выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных
результатов;
создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно
образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
всестороннее психологопедагогическое просвещение родителей;
оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных
ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной
деятельности детей.
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального
школьного образования сегодня выделяют:
1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.
2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента
учебной деятельности.
3. Умственные и нравственные способности учащихся.
4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и
интеллектуального развития.
5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и
сверстниками.
Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности
ребенка к обучению в школе. Это является приоритетными направлениями работы
психологической службы в образовательных учреждениях.
3 Работу по преемственности детского сада со школой целесообразно осуществлять
по трем основным направлениям:
• Методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к
выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их
разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых
педагогами ДОО и школы и др.);
• Работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных
мероприятий);
• Работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей
к школе, консультирование родителей по вопросам
своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
Механизмом решения данной проблемы является последовательное выполнение следующих
этапов:
1. Заключение договора между детским садом и школой по обеспечению
преемственности;
2. Составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности;
3. Проведение мероприятий, таких как: "День открытых дверей", "День Знаний",
совместные спортивные праздники, развлечения;
4. Работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и
коррекция развития детей);
5. Проведение заседаний ПМПк, с участием специалистов детского сада и школы
(воспитатели, учителя будущих первоклассников, педагогипсихологи, социальные
педагоги, медицинские работники, старшие воспитатели, завучи);
6. Планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;
7. Проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе
Таблица 2. Результаты преемственности ДО и НОО
Результатом реализации • обеспечивающей
высокое качество образования, его
4 доступность,
открытость и привлекательность для
обучающихся, воспитанников, их родителей (законных
представителей) и всего общества, духовнонравственное
развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;
• гарантирующей охрану и укрепление физического,
психологического и социального здоровья обучающихся и
воспитанников;
• комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам
(в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и
педагогическим работникам.
• развитие интегративных качеств дошкольника, которые
служат основой для формирования компетенций,
необходимых для обучения в школе.
программы
сотрудничества
ДО и НОО
должно быть создание
комфортной
преемственной предметно
развивающей
образовательной среды:
Результатом
плодотворного
сотрудничества
педагогов
начальной
школы и дошкольного
учреждения,
родителей
(законных представителей)
воспитанников
и
обучающихся
Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития, когда новое снимая
старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. Преемственность с точки зрения
дошкольной группы – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний,
умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
В конце ХХ в. особое внимание уделялось обеспечению преемственности
дошкольного и начального общего образования через организацию взаимодействия
образовательных учреждений, создание образовательных центров «Детский сад – начальная
школа», разработку комплексных образовательных программ, таких как «Из детства – в
отрочество», «Преемственность», «Радуга», «Детский сад 2100». Сейчас вопрос о
преемственности решается главным образом авторами образовательных программ.
Перспективными в этом плане являются «сквозные» программы, охватывающие и
дошкольное, и начальное школьное образование. Одной из таких программ, построенных на
принципе непрерывности и преемственности, является программа Образовательной
системы «Школа2100», но таких программ пока немного. Однако и подобного рода
программы, если они составлены без соответствующего «руководящего начала» (в форме
ФГОС, могут не вполне соответствовать современным научным представлениям о
содержании и организации образования.
Цель преемственности ДОУ и НОУ: обеспечение целостности образовательного
процесса, т. е. обеспечение полноценного личностного развития, физиологического и
психологического благополучия ребенка в период перехода от дошкольного воспитания к
школе. Обеспечение преемственности направлено на формирование личности ребенка с
опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Важную роль в обеспечении
преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение
представлений родителeй и педагогов друг о друге. И ещё важную роль, в организации
преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности
5 воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может
обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю. Но вот
сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу
изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и
адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.
Важнейшим условием эффективности pаботы по налаживанию преемственных связей
детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания
осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.
Общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:
• воспитание нравственного человека;
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие
детей.
Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих
приоритетных задач:
На дошкольной ступени:
• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его
положительного самоощущения;
• развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому
самовыражению;
• формирование различных знаний об окружающем мире,
стимулирование
коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах
деятельности;
• развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в
различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
В соответствии со Стандартом на ступени начальной школы осуществляется:
• становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности
• умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать
свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и
сверстниками в учебном процессе;
6 • духовнонравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее
принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
• осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в
соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная
помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;
• индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или
отставания.
Реализация общей цели и задач образования детей 3 10 лет требует соблюдения ряда
психологопедагогических условий:
На дошкольной ступени:
• личностноориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
• формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития
ребенка
• построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм
работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.
На ступени начальной школы:
• опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;
• направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего
достижения этого возрастного периода развития;
• сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и
исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм
активности.
Формы осуществления преемственности:
1. Работа с детьми:
• экскурсии в школу;
• посещение школьного музея, библиотеки;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной
деятельности;
7 • выставки рисунков и поделок;
• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней
школы);
• участие в театрализованной деятельности;
• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе
(занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами
школы).
2. Взаимодействие педагогов:
• совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
• семинары, мастер классы;
• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
• педагогические и психологические наблюдения.
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет:
3. Сотрудничество с родителями:
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
• консультации с педагогами ДОУ и школы;
• встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• творческие мастерские;
8 • анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии
школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
• образовательноигровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного
возраста, деловые игры, практикумы;
• визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и
ответов и др.);
• заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детскородительских пар).
Глава 2.
Чтобы решить проблему преемственности необходимо разработать Программу
сотрудничества начальной школы и детского сада.
. Цель данной Программы: реализовать единую линию развития ребенка на этапах
дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу
целостный последовательный и перспективный характер.
Задачи программы:
1. Создание единого воспитательного пространства, наиболее благоприятных условий для
развития личности ребенка, обеспечение единства требований, условий, подходов, линий
для оказания оптимальной педагогической помощи в становлении духовного опыта ребенка
в соответствии с новыми федеральными требованиями.
2. Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования.
3 .Создать психологопедагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление
здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.
4. Обеспечить условия для реализации плавного, без стрессового перехода детей от
игровой к учебной деятельности.
5. Способствовать преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного
начального образования в рамках новых федеральных требований.
6. Создать единую стратегию в работе с родителями.
Принципы построения программы:
• Принцип интеграции содержания дошкольного и начального школьного образования.
• Принцип гуманизации, означающий личностноориентированных подход к детям
дошкольного и младшего школьного возраста на основе передовых идей психолого
педагогической науки.
9 • Принцип системности, означающий проектирование непрерывного процесса по реализации
программы.
• Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного и
младшего школьного возраста, основанного на специфике этапов развития и личностных
характеристик воспитанников.
• Принцип преемственности дошкольной ступени образования и начальной школы,
позволяющий дошкольникам безболезненно переходить от одной возрастной ступени к
другой, изменяя ведущий вид деятельности игру на учение.
Содержательные компоненты преемственности:
Эмоциональный компонент учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка
дошкольного возраста, обеспечение эмоциональной комфортности как дошкольника, так и
школьника в процессе обучения. Приоритет положительных эмоций, построение процесса
обучения на основе гуманистической педагогики.
Деятельный компонент обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов,
опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создания условий для
формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.
Содержательный компонент правильное соотношение между непосредственной
образовательной деятельностью по усвоению образовательных областей «Физическая
культура»,
«Чтение
художественной литературы»,
«Художественное
творчество», «Музыка», установление перспектив в содержании обучения от дошкольного
детства к начальной школе.
«Коммуникация»,
«Социализация»,
«Здоровье»,
«Труд»,
«Безопасность»,
«Познание»,
Коммуникативный компонент учет особенностей общения детей старшего дошкольного
и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения, с
целью создания условий для социализации.
Информационно – просветительский компонент – предполагает взаимное ознакомление
учителей и воспитателей с задачами образовательно – воспитательной работы. Изучение
программы старших групп и первого класса.
Методический компонент – предполагает взаимное ознакомление, но уже с методами и
формами осуществления учебновоспитательной работы (взаимное посещение педагогами
уроков в школе и непосредственной образовательной деятельности детей в дошкольных
группах с последующим обсуждением).
Практический компонент – выражается с одной стороны в предварительном знакомстве
учителей со своими будущими учениками, а с другой стороны в курировании воспитателей
своих бывших воспитанников в процессе обучения в начальных классах.
10 Выход из создавшейся ситуации – это введение соответствующих поправок в «Закон об
образовании в РФ», разработка и внедрение ФГОС дошкольного образования,
согласованного с ФГОС последующих ступеней общего образования.Таким образом,
преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение
требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного
поведения. Установление преемственности между дошкольной группой и начальной
школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и
младшего школьного возраста. Целенаправленное взаимодействие дошкольной группы и
начальной школы возможно только при разработке и реализации программы
преемственности. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения
осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.
C какими проблемами сталкиваются педагоги при обеспечении преемственности
детского сада и школы?
1. Выбор школы для обучения ребенка и выбор программы обучения. Отсутствие
преемственных программ дошкольного и начального образования.
2. Повышение требований к готовности ребенка к школьному обучению в части школ
(особенно гимназий и лицеев).
3. Большое многообразие видов и типов организаций, где используют самые различные
программы, и реализация данных программ не требует жестких стандартов.
4. Недостаточное количество специалистовпсихологов в образовательной организации.
5. Отсутствие в допoлнительных и авторских программах cсылок на авторов и регионы.
6. Подготовка детей, не охваченных дошкольным образованием.
В настоящее время опубликованы и распространены через разнообразные
педагогические семинары всевозможные программы и руководства по воспитанию и
обучению детей в дошкольном учреждении. Ряд программ результат многолетней работы
научных и научнопедагогических коллективов. Все эти программы показывают разные
подходы к организации процесса подготовки дошкольников к школьному обучению.
Нашему коллективу предстояло выбрать ту программу, по которой дошкольное
учреждение будет работать. В результате интеллектуального труда и исследовательской
работы:
по анализу уже имеющихся программ данной тематики,
современных методик,
инновационных технологий обучения,
передового педагогического опыта.
11 по собственному замыслу с учётом стажа его работы с детьми;
опыта;
уровня педагогического мастерства;
наработанных методик;
его видения проблемы и пути ее решения.
Была разработана авторская модифицированная программа по подготовке дошкольников к
школе «Лучики знаний»
Глава 3
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания
подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им
универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных),
познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего
общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы
учебновоспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и
начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка.
Актуальность образовательной программы предшкольной подготовки состоит в
решении вопросов выравнивания стартовых возможностей детей с учетом проблемы
разного уровня подготовленности детей, затрудняющего их адаптацию к условиям
школьной жизни.
Новизна образовательной программы предшкольной подготовки заключается в том,
что она предполагает использование современных педагогических технологий,
позволяющих активизировать деятельностные и мыслительные процессы ребёнка, включить
его в изменившуюся социальную среду.
Программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в
определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого
уровня психологической готовности к школе, общение со сверстниками и педагогами,
мотивационной готовности к школе.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка
Образовательная программа для обучения в группах адаптации детей к условиям школьной
жизни (далее – программа) разработана на основе следующих нормативных правовых
документов:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации».
СанПиН 2.4.2.2821 10, утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ
от 29.12.2010г. № 189 зарегистрированных в Минюсте России 03.03.2011г.,
регистрационный номер 19993; Приказа Министерства образования и науки России от
30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в
Министерстве России 26.09.2013 №30038);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г.
№ 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного
образования»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ «Об
утверждении и введении в действие ФГОС НОО» от 16.10.2009 №373 с учетом примерного
учебного плана начального общего образования Примерной образовательной программы
начального общего образования (одобрена решением федерального учебнометодического
объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 года №1/15);
Образовательная программа составлена на основе программы «Подготовка к школе» из
серии «Преемственность» авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др. (М., 2013год) и
адаптирована к условиям ОУ.
Направленность программы
Школа будущего первоклассника представляет собой комплексную дополнительную
образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет
уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение,
воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов
будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечет за
собой и расширение познавательных возможностей детей. Таким образом, программа
предшкольной подготовки имеет социальнопедагогическую направленность.
Педагогическая целесообразность программы
Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества
учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом
неуспеваемости,
повышенной тревожности является
неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго
закрепляются у детей, поступивших в школу.
школьных неврозов,
Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его
жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым
взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с
нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех дошкольников,
13 которые не посещали детские дошкольные учреждения. Поступление ребенка в школу
является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности
адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее
болезненно. Практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе
испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и
навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует
желание и привычка думать, стремление узнать чтото новое.
Предшкольная подготовка создает равные стартовые условия для получения
начального образования, делает доступным качественное обучение на уровне начального
общего образования.
Цель программы:
всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к
обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных
качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность
адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.
Основные задачи программы:
• организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного
образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
• укрепление и развитие эмоциональноположительного отношения ребенка к школе,
желания учиться;
• формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для
благополучной адаптации к школе.
Задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой,
коммуникативной,
продуктивной,
музыкальнохудожественной, чтения. Программа рассчитана на детей 67летнего возраста.
познавательноисследовательской,
трудовой,
Принципы и подходы к формированию программы предшкольной подготовки
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования,
обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его
индивидуальные особенности.
Программа построена на позициях гуманноличностного отношения к ребенку и
направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих
ценностей, а также способностей и интегративных качеств.
Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.
Образовательная программа предшкольной подготовки ориeнтируется на важнейшем
дидактическом принципе — развивающем обучении. Таким образом, развитие в рамках
образовательной программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и
образования детей.
Образовательная программа предшкольной подготoвки:
14 соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие
ребенка;
сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых
формируются такие качества, которые являются ключевыми в рaзвитии дошкoльников;
строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями
образовательных областей;
деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников;
предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах
работы с детьми.
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является
игра. Образовательная программа формируется с учетoм возрастных и психологических
особенностей детей дошкольного возраста
предусматривает решение программных образовательных задач в совместной
Возрастные особенности детей 67 лет.
В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно
волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности
характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о
предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют
связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи
во многом определяет его развитие. Педагог формирует стремление к решению новых,
более сложных задач познания, общения, деятельности.
Опираясь на харaктерную для старших дошкольников потребность в
самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, педагог обеспечивает
условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно
создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит
перед ними все более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание
преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых,
творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения
поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи,
поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений,
вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умения поставить цель
(или принять ее от педагога), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел,
оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений создает
основу для активного овладения детьми всеми видами деятельности.
Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача программы –
пробудить интерес к творчеству. Этому способствует создание творческих ситуаций в
игровой, театральной, художественноизобразительной деятельности, в ручном труде,
словесное творчество. Особое внимание уделяется развитию познавательной активности и
интересов детей. Педагог обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит
15 догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование,
рассуждение, предположение. o этом возрасте дети начинают проявлять интерес к
будущему школьному обучению. Главное – связать развивающийся интерес детей к новой
социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста своих достижений, с
потребностью познания и освоения нового. Педагог стремится развить внимание и память
детей, формирует элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих
действий. Этому помогают разнообразные игры, требующие от детей сравнения объектов
по нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, применения общего правила,
выполнения действий с условиями.
Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное
общение со сверстниками и взрослыми. В процессе взаимодействия с внешним миром
дошкольник, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и
себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и
окружающем его мире. Опыт самопознания создает предпосылки для становления у
дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками,
конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к
пониманию ценности окружающих людей.
Психологические особенности детей дошкольного возраста
(67лет).
Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данного возраста могут
встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько
различных признаков.
Внимание. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания
составляет 7—8 предметов.
Память. К концу дошкольного периода (6—7 лет) у ребенка появляются произвольные
формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести
целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате
появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в
ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с
уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда
ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить
следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других
познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения.
Мышление. Ведущим попрежнему является нагляднообразное мышление, но к концу
дошкольного возраста начинает формироваться словеснологическое мышление. Оно
предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений.
16 Полностью словеснологическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к
подростковому возрасту.
Старший дошкольник может устанавливать причинноследственные связи, находить
решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных
обобщений, выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок.
Воображение. Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются
активизацией функции воображения — вначале воссоздающего (позволявшего в более
раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря
которому создается принципиально новый образ). Этот период — сензитивный для
развития фантазии.
Адаптация к школьному обучению проходит через:
формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;
расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;
обогащение активного словаря ребенка, связной речи;
логическую и символическую пропедевтику.
Основными принципами подготовки к обучению являются:
единство развития, обучения и воспитания;
учет возрастных, психологических, индивидуальных особенностей детей; комплексный
подход;
систематичность и последовательность;
сознательность и творческая активность;
наглядность.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
установление контакта с учащимися, с учителем;
формирование адекватного поведения;
овладение навыками учебной деятельности.
Срок реализации программы – 1 год.
Режим работы, распорядок работы, режим дня
Распорядок работы группы предшкольной подготовки, режим дня составляется с учетом
мнений участников образовательных отношений, и определяет чередование учебной
деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования
для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года:
даты начала и окончания учебного года; продолжительность учебного года, четвертей;
сроки и продолжительность каникул.
1. Продолжительность учебного года:
1.1. Начало учебного года: 01 сентября текущего года.
1.2. Продолжительность учебного года:
в группе предшкольной подготовки 5дневная учебная неделя, продолжительность урока
25 минут, продолжительность учебного года
17 33 недели.
Учебный год делится на четыре учебные четверти.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 дней, летом –
не менее 8 недель.
Для группы предшкольной подготовки в течение года устанавливается дополнительные
учебные каникулы.
Содержание программы
Математика и развитие логического мышления
Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа реализует следующие цели обучения:
• создание благоприятный условий для полноценного интеллектуального развития каждого
ребёнка, соответствующих его возрастным особенностям и возможностям;
• формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных
отношений, творческой деятельности;
• овладение математическими знаниями и умениями;
• воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в
повседневной жизни и для решения новых конкретных учебных задач;
• производить контроль и самоконтроль, уценку и самооценку.
Рабочая учебная программа имеет некоторые особенности в содержании и структуре
предмета.
Формирование первоначальных представлений о натуральном числе:
• учащиеся знакомятся с названием чисел первого десятка, учатся называть их в прямом и
обратном порядке;
• используя изученную последовательность чисел, учатся пересчитывать предметы;
• учатся выражать результат счёта числом.
Основные требования к уровню подготовки учащихся по математике.
К концу обучения учащиеся должны:
1. называть
предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за, под,
между, перед, после) данным предметом, между двумя предметами;
числа от 1 до 10 в прямом и в обратном порядке;
18 число, большее (меньшее) данного на несколько единиц;
фигуру, изображенную на рисунке (круг, квадрат, треугольник, точка, отрезок);
2. различать:
число и цифру;
знать состав числа в пределах 10;
геометрические фигуры.
3. сравнивать:
предметы с целью выявления в них сходства и различия;
предметы по форме, по размерам (больше, меньше).
Обучение грамоте и элементам письма.
Рабочая программа по учебному курсу «Обучение грамоте и развитие речи» разработана в
целях конкретизации содержания, соответствующего уровню образовательного стандарта
по предмету и с учетом преемственности программы по русскому языку начального
образования, т.е. ее реализация позволит обеспечить преемственность с дошкольной
подготовкой и содержанием следующей ступени обучения.
Целью данного курса является – овладение учащимися первоначальными знаниями в
области родного языка, обучение чтению и письму. Эта цель обучения дошкольников
рассматривается в логике приоритетных целей начального образования – направленность
процесса обучения на формирование важнейшего новообразования этого возрастного
периода – учебной деятельности.
Задачи курса обучения грамоте:
— формирование общих представлений о слове и предложении;
— формирование действий звукового анализа;
— формирование навыка письма;
— развитие речи.
Основные требования к уровню подготовки учся .
К концу обучения учащиеся должен знать/ понимать:
— звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
— звук, слог, слово;
— слово и предложение;
— ударение;
уметь:— называть, приводить примеры звуков: гласных, согласных (мягких, твёрдых);
— называть, приводить примеры слов, называющих предметы, действия предмета и признак
19 предмета;
— различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
— различать звук, слог, слово;
Лепка и изобразительное искусство.
Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей,
несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социальноэкономических и
культурных условий. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря
которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, не разрушая, а
преумножая. Творчество человека немыслимо вне общества, потому что все созданное
творцом всегда было и будет неповторимым, оригинальным и ценным для современников и
будущих поколений.
Особое место в воспитании и образовании ребенка занимает искусство, которое развивает
художественно – образное мышление, основанное на воображении, фантазии, зрительном и
слуховом ассоциативном восприятии.
Основное назначение данного раздела программы – развитие творческой личности
ребенка. В ее основе лежит предметнопрактическая деятельность, развивающая глаз и
пальцы, координацию движения и речь, углубляет и направляет эмоции, возбуждает
фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор.
Данная программа является первой ступенькой в воспитании у ребенка нравственно
здорового отношения к природе, к человеческому обществу и окружающему миру в целом
через изобразительное искусство.
Цель данного раздела программы – развитие творческой личности, ориентированной на
гармонизацию своих отношений с окружающей средой.
Учитывая сквозное построение программы, т.е. плавный переход от дошкольного к
школьному образованию, программа выдвигает следующие задачи:
∙ осуществлять специальную подготовку к курсу изобразительного искусства в школе:
овладение навыками и умениями работы с инструментами, освоение различных
художественных материалов;
∙ развивать «ручную умелость» в художественной работе;
∙ способствовать развитию творческого потенциала, проявлению самостоятельности,
индивидуальности ребят;
∙ создать положительное эмоциональное отношение у детей к своей продуктивно
художественной деятельности;
20 ∙ развивать речь, обогащать словарный запас ребенка, развивать умение выражать свои
мысли, чувства, замысел словами.
Для выполнения поставленных задач предусмотрены следующие
виды занятий:
1. Рисование на различные темы (сюжетное).
3. Лепка
4. Рисование по замыслу (творческие задания).
5. Аппликация.
6. Беседы об изобразительном искусстве.
Разработаны методы обучения и формы работы по данной программе. Наиболее
эффективными методами обучения являются:
— создание творческой ситуации, ориентированной на поиск взаимосвязей между
различными видами искусств;
— поиск необходимых вариативных способов воплощения идеи средствами
изобразительного искусства;
— создание творческой атмосферы для наиболее полного раскрытия художественного
образа.
Занятия изобразительным искусством и художественным трудом направлены на развитие у
дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в
результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя
свой замысел, находя средства для его воплощения. У детей вырабатывается умение
доводить начатое дело до конца, прививаются основы культуры труда, формируется
каллиграфические навыки, улучшается глазомер, цветоощущение.
Одна из необходимых задач подготовки детей к школе – развитие «ручной умелости». В
этом возрасте для ребенка является проблемой овладение элементами письма, и
преодолеть эти трудности поможет графическая работа карандашом, работа в мелкой
пластике, развивающая пальцы, занятия рисованием, лепкой, аппликацией, а также
изготовление различных поделок из бумаги. Каждая художественная техника в той или
иной степени развивает у ребенка разные области руки, предплечья и пальцев. Так,
например, тонкая графическая работа учит лучшей координации движений, лепка
развивает пальцы, а задания, выполняемые в живописных техниках, способствует большей
свободе и раскованности всей руки.
Во время занятий у дошкольников вырабатывается умение легко и свободно управлять
художественными инструментами. При этом развиваются разнообразные действия руки,
координация движений обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный
контроль.
21 На занятиях по изобразительному искусству и художественному труду вводятся
упражнения на развитие внимания и логического мышления.
Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются
нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, набрызг,
монотипия, рисование отпечатком руки или пальцев, тампонирование и др.
Много внимания уделяется организации рабочего места, экономичному использованию
материалов и аккуратности в работе.
В ходе занятий детям прививаются ответственное отношение к труду и художественный
вкус. Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной
атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий
потенциал.
В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен уметь:
1) правильно сидеть за партой, правильно держать лист бумаги и карандаш;
2) свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных
направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
3) выбирать положение листа (вертикальное или горизонтальное) в соответствии с
изображением;
4) полностью использовать площадь листа бумаги, изображать предметы крупно;
5) передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной
цвет предметов;
6) владеть понятиями: большой, средний, маленький. Уметь анализировать: маленький –
большой, высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий;
узнавать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления, действия.
В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен уметь:
1)пользоваться простейшими приемами лепки, аппликации и др.
2) воспроизведению и конструированию объектов;
3)умение создавать несложные конструкции из разных материалов.
Учебно - тематический план
Математика и развитие логического мышления
№
п/п
Тема уроков
Кол
– во
22 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7
8.
9.
10.
11.
12.
13
14.
15.
16.
Прямой счёт предметов.
Обратный счёт предметов.
Использование ориентировочных терминов «между», «за»,
«слева», «справа» и так далеe.
Ориентировка на плоскости. Понятия “левее”, “правее”,
“вниз”, “вверх” и другие
Сопоставление количества разных предметов.
Число и цифра. Письмo цифры 1.
Порядковый счёт в направлениях “справа”, “слева”, “от”.
Числовая лесенка. Число и цифра 2.
Сопоставление количества предметов с числом и цифрой.
Повторение изученного материала.
Соотношение числа и цифры.
Больше, меньше, равно.
Сравни два числа, докажи, что одно из них больше. Число и
цифра З.
Знаки «», « = ».
Знаки «+», «», « = ».
Повторение изученного материала.
23
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 Число и цифра 4.
Счёт предметов парами. Составление числа 4.
Число и цифра 5.
Составление числа 5. Задача иллюстрация.
Число и цифра 6.
Составление числа б.
Число и цифра 7. Задача иллюстрация на сложение.
Составление числа 7.
Число и цифра 8. Задача иллюстрация на вычитание
Составление числа 8.
Число и цифра 9, 10
Составление числа 9,10. Повторение.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
Обучение грамоте
№
п/п
Тема уроков
Речь состоит из предложений.
1.
24
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Кол –
во
часов
1 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Слова делятся на слоги.
Гласные и согласные звуки.
Гласный звук [а], буквы Аа.
Гласный звук [о], буквы Оо.
Гласный звук [и], [у], буквы Ии, Уу.
Гласный звук [ы], буква Ы.
Согласные звуки [Н], [Н’], буквы Нн. Чтение слогов и слов с
буквой Н.
Согласные звуки [т], [т’], буквы Тт. Чтение слогов и слов с
буквой т
Согласные звуки [к], [к’], буквы Кк. Чтение слогов и слов с
буквой К.
Согласные звуки [с], [с’], буквь, Сс. Чтение слогов и слов с
буквой С.
Согласные звуки [л], [л’], [р), [р’], буквы Лл, Рр. Чтение
слогов и слов с буквами Л и Р.
Согласные звуки [в], [в’], буквы Вв. Чтение слогов и слов с
буквой В.
Буквы Ее. Чтение слов с буквой Е.
Согласные звуки [п], [П, [м], [м’], буквы Пп, Мм. Чтение
слогов и слов с буквами П и М.
Согласные звуки [з], [з’], буквы Эз. Чтение слогов и слов с
буквой 3.
25
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 Согласные звуки [б], [б’], [д], [Е”], буквы Бб, Дд. Чтение
слогов и слов с буквами Б и Д.
Буквы Яя. Чтение слов с буквой Я.
Согласные звуки [г], [г’], буквы Гг. Чтение слогов и слов с
буквой Г.
Мягкий согласный звук [Ч’]. Буквы Чч. Чтение слов с буквой
Ч.
Буква Ь. Разделительный твёрдый знак. Чтение слов с
изученными буквами.
Твёрдые согласные звуки [Ж], [Ш], буквы Шш, Жж. Чтение
слов с буквами Ж, Ш.
Мягкий согласный звук [И’]. Буквы Ий.
Согласные звуки [х], [х’]. буквы Хх. Чтение слов с буквой Х.
Твёрдый согласный звук [Ц], буквы Цц. Чтение слов с буквой
ц.
Гласный звук [Э], буква Ээ. Буквы Юю.
Мягкий согласный звук [Щ’]. Буквы Щщ. Чтение слов с
буквой Щ.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Фф. Чтение слов с буквой Ф. 1
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
Обучение руки письму
№
п/п
Тема уроков
1.
2
Знакомство. Штриховка (овощи).
Народные приметы о погоде и временах года. Штриховка
26
Кол –во
часов
1
1 3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
(листья деревьев).
Сказка открывает нам свои тайны. Штриховка (картинка к
сказке).
Скороговорки. Штриховка в раскраске.
Чистоговорки. Штриховка в раскраске.
Потешки. Штриховка в раскраске.
Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо
прямых_коротких линий. Считалки.
Письмо длинной прямой наклонной линии. Игровые песенки.
Письмо коротких линий с закруглением внизу. Игровые
приговоры.
Письмо длинной линии с закруглением внизу. доскажи
словечко.
Письмо коротких линий с закруглением вверху. В мире
звуков и букв.
Письмо длинной линии с закруглением вверху..
Письмо элемента буквы А заглавной. Русские народные
сказки
Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Русские
народные сказки
Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Основные
персонажи русских народных сказок.
Письмо строчной буквы И. Слово за слово.
Письмо заглавной буквы И. Что за словом? (многозначные
слова).
27
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 Письмо строчной буквы О. Понятно без слов.
Письмо заглавной буквы 0.С понедельника до воскресенья,
(обогащение словарного запаса).
Письмо строчной буквы А. Путешествие в Соображайку.
Письмо заглавной буквы А. Путешествие в Угадайку.
Письмо строчной и заглавной буквы Л. Путешествие в
Сочиняйку.
Письмо строчной буквы С. Времена года.
1
1
1
1
1
1
Письмо заглавной буквы С. Умеет ли разговаривать природа? 1
18
19
20
21
22
23
24
25
Загадки. Штриховка грибов.
Повторение изученного материала.
26
28.
Я рисую окружающий мир.
1
3
№
занятия
1.
2.
3.
4.
Содержание программного материала
Рисование на тему «Я и моя семья»
Вырезание ёлочки. Знакомство с ножницами. Правила безопасного
обращения.
Лепка из пластилина «Фрукты и овощи»
Цвет (нанесение мазков). Рисование и раскрашивание солнышка.
28
Колво
часов
1
1
1
1 Аппликация «кораблик»
Лепка из пластилина посуды.
Рисуем насекомых. Бабочка
Рисование животных по трафарету. Штриховка.
Вырезание рыб для «аквариума».
Рисуем любимого героя из мультфильма.
Лепка морских животных(кит)
Лепка из пластилина(жираф)
Аппликация «кисть винограда»
Составление узора из геометрических фигур.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Заключение.
Сегодня понятие преемственности практикуется широко как непрерывный процесс
воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого
возрастного периода. Сложившаяся в современном российском обществе ситуация
характеризуется отсутствием единой системы и рассогласованностью целей на стыках
различных этапов и форм обучения. Если мы хотим, что бы преемственность у нас
действительно работала, реализовывалась в полном объеме, то здесь нужна очень объемная
работа на уровне управления образованием, на муниципальном уровне, на уровне
учредителя большинства дошкольных образовательных образований и общих
29 образовательных организаций. Именно здесь нужно выстроить это взаимодействие, что бы
было не важно из какого детского сада в какую школу пойдет ребенок. Когда мы с вами на
практике попытаемся реализовать, то что заложено в наших нормативно — правовых
документах уже есть это правовая основа нашей деятельности, когда мы сможем
немножечко выглянуть за рамки того уровня образования в котором мы работаем. Будущее
невозможно предсказать, но можно подготовиться к нему или самим подготовить его
обеспечивая преемственность в развитии. В самом слове преемственность заложена опора
на лучшие традиции, на лучшие достижения для того, чтобы идти дальше вперед.
Литература:
1. БугрименкоЕ. А., ВенгерА. Л. и др. Готовность детей к школе. — М.,1992.
2. Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? — М.:
Ювента, 2005.
3. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и
экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика,1986.
4. Дружинин А., Дружинина О. Первый раз в первый класс. — М.: ЗАО
«Центрполиграф», 2003.
5. Никольская И. М. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2001.
6. Чуракова Н.А. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы.
М.:Акaдемкнига,2010.
7. Якиманская И. С. Личностно ориентированное oбучение в современной школе. — М.:
Сентябрь, 2000.
8. Подготовительные занятия к школе : рабочая программа, мониторинг учебных
навыков, конспекты занятий / авт.сост. Е. В. Минкина, Е. А. Семятина. – Волгоград :
Учитель, 2011.
9. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных
учреждений / Под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2010
10.Преемственность: программа по подготовке к школе детей 57 лет / [Н. А. Федосова,
Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др. ; науч. рук. Н. А. Федосова.] – М. :
Просвещение, 2012
11.Р. А. Должикова, Г. М. Федосимов «Реализация преемственности при обучении и
воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Шкoльная пресса, 2008;
Интернет источники:
30 1) http://www.school2100.ru
2) http://www.school2100.ru/upload/iblock
3) http://psiholog1402.ucoz.ru/publ/programmy_fgt_i_fgos
4) http://mcko.ru/webinar/detail.php?ID=1551
5) http://nsportal.ru/detskiisad/raznoe/proektpreemstvennostdouinachalnoyshkoly
6) http://doshkolniki.org/ekologiya/328zolotojklyuchikprogrammanepreryvnogo
obrazovaniyadetejot3do10let.html
7) http://doshkolniki.org/ekologiya/329programmasoobshhestvo.html
8) http://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/programmasoprovozhdeniyavypusknikov
preemstvennost
9) http://doshkolniki.org/ekologiya/323programmaizdetstvavotrochestvo.html
31
Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования путем создания образовательной программы
Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования путем создания образовательной программы
Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования путем создания образовательной программы
Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования путем создания образовательной программы
Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования путем создания образовательной программы
Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования путем создания образовательной программы
Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования путем создания образовательной программы
Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования путем создания образовательной программы
Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования путем создания образовательной программы
Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования путем создания образовательной программы
Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования путем создания образовательной программы
Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования путем создания образовательной программы
Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования путем создания образовательной программы
Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования путем создания образовательной программы
Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования путем создания образовательной программы
Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования путем создания образовательной программы
Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования путем создания образовательной программы
Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования путем создания образовательной программы
Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования путем создания образовательной программы
Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования путем создания образовательной программы
Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования путем создания образовательной программы
Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования путем создания образовательной программы
Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования путем создания образовательной программы
Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования путем создания образовательной программы
Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования путем создания образовательной программы
Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования путем создания образовательной программы
Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования путем создания образовательной программы
Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования путем создания образовательной программы
Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования путем создания образовательной программы
Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования путем создания образовательной программы
Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования путем создания образовательной программы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.