Областная летняя профильная оздоровительная смена как одна из форм обучения одаренных детей
Оценка 4.9

Областная летняя профильная оздоровительная смена как одна из форм обучения одаренных детей

Оценка 4.9
Книги +1
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
22.01.2018
Областная  летняя профильная  оздоровительная смена как одна из форм обучения одаренных детей
В докладе рассматриваются понятие "одаренность" и "одаренные дети", рассказывается о том, какую роль в обучении одаренных детей играет дополнительное образование. Приводится одна из форм работы с одаренными детьми в Саратове. Какую цель ставит перед собой областная летняя профильная смена. Что проводится в период работы смены.
Областная летняя профильная оздоровительная смена как одна из форм обучения одаренных детей.doc
Областная  летняя профильная  оздоровительная смена как одна из форм обучения одаренных детей Содержание Введение Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок » Областная  летняя профильная  оздоровительная смена как одна из  форм обучения одаренных детей Заключение Список литературы 2 Тема   одаренных   и   талантливых   детей   постоянно   звучит   в средствах   массовой   информации.   Действительно,   ее   можно   назвать Введение одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии.   Никто   не   станет   отрицать,   что   научно­технический прогресс страны, да и благополучие общества во многом зависит от интеллектуального потенциала людей. Нельзя пренебречь заботой о том, чтобы сберечь, развить ростки   превосходящие   сверстников, необычных   способностей.   Дети, проявляющие особые умственные возможности, могли бы своевременно получать   более   углубленное   образование,   раньше   включаться   в творческую жизнь. Дополнительное   образование   представляет   каждому   ребенку возможность   свободного   выбора   образовательной   области,   профиля программ,   времени   их   освоения,   включения   в   разнообразные   виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей. Индивидуально­личностная   основа   деятельности   учреждения дополнительного   образования   позволяет   удовлетворить   запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени. Дополнительное   образование   детей   ориентировано   на   освоение опыта   творческой   деятельности   в   интересующей   ребенка   области 3 практических   действий   на   пути   к   мастерству.   Проблема   работы   с одаренными   детьми   актуальна   и   перспективна   для   системы дополнительного   образования,   поскольку   одаренные   дети   являются творческим   и   интеллектуальным   потенциалом   для   развития дополнительного образования. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не   проявившейся,   а   также   просто   способных   детей,   в   отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок  в   развитии   их   способностей,   является   одним   из   главных направлений работы учреждения дополнительного образования. Работа   с   одаренными   детьми   выступает   одним   из   вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Все   это   обусловливает  актуальность  исследуемой   нами проблемы. Объект исследования – дополнительное образование детей. Предмет   исследования  –   формы   обучения   одаренных   детей   в учреждениях дополнительного образования. Задачи: 1. дать определение понятию «одаренность», «одаренные дети» 2.   рассмотреть   одну   из   формы   обучения   одаренных   детей   в учреждениях   дополнительного   образования   (областная   летняя профильная   оздоровительная   смена   как   одна   из   форм   обучения одаренных детей)  Цель данной работы  – охарактеризовать  особенности обучения и воспитания   одаренных   детей   в   условиях   дополнительного образования детей. 4 1. Определение понятий одаренность, одаренный ребенок Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество   психики,   которое   определяет   возможность   достижения человеком   более   высоких,   незаурядных   результатов   в   одном   или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.  Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими,     очевидными,   иногда   выдающимися   достижениями   (или   имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.  На   сегодняшний   день   большинство   психологов   признает,   что     уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это   всегда   результат   сложного   взаимодействия   наследственности (природных   задатков)   и   социокультурной   среды,   опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое   а   также значение   имеют   собственная   активность   ребенка, психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.  5 Детский   возраст  —   период   становления   способностей   и     личности.   Это   время   глубоких   интегративных   процессов   в   психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одаренности.   Поступательность   этого   процесса,   его   задержка   или регресс определяют динамику развития одаренности.  Одним   из   наиболее   дискуссионных   вопросов,   касающихся     проблемы   одаренных   детей,   является   вопрос   о   частоте   проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются   одаренными»   —   «одаренные   дети   встречаются   крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно   развить   практически   любого   здорового   ребенка   при   условии создания   благоприятных   условий.   Для   других   одаренность   — уникальное   явление,   в   этом   случае   основное   внимание   уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей   позиции:   потенциальные   предпосылки   к   достижениям   в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные   результаты   демонстрирует   значительно   меньшая   часть детей.      Тот   или   иной   ребенок   может   проявить   особую   успешность   в   поскольку   его достаточно   широком   спектре   деятельностей, психические   возможности   чрезвычайно   пластичны   на   разных   этапах возрастного   развития.   В   свою   очередь,   это   создает   условия   для формирования различных видов одаренности. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам.  Одаренность   часто   проявляется   в   успешности   деятельности,     имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим   конструированием   ребенок   может   дома   с   энтузиазмом 6 строить   свои   модели,   но   при   этом   не   проявлять   аналогичной активности   ни   в   школьной,   ни   в   специально   организованной внешкольной деятельности (объединении, секции, студии). Кроме того, одаренные   дети   далеко   не   всегда   стремятся   демонстрировать   свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога.  Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только     по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим   формам   деятельности.   В   некоторых   случаях   причиной, задерживающей  становление  одаренности,  несмотря  на  потенциально высокий   уровень   способностей,   являются   те   или   иные   трудности развития   ребенка:   например,   заикание,   повышенная   тревожность, конфликтный характер общения и т.п. При оказании такому ребенку психолого­педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.  В   качестве   одной   из   причин   отсутствия   проявлений   того   или     иного вида одаренности может быть недостаток необходимых знаний, умений   и   навыков,   а   также   недоступность   (в   силу   условий   жизни) предметной   области   деятельности,   соответствующей   дарованию ребенка.   Таким   образом,   одаренность   у   разных   детей   может   быть выражена   в   более   или   менее   очевидной   форме.   Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны делать своего рода «допуск» на недостаточное знание о его истинных возможностях,   понимая   при   этом,   что   существуют   дети,   чью одаренность они пока не смогли увидеть.  7 2. Областная летняя профильная смена как одна из форм обучения одаренных детей   Областная   летняя   профильная     оздоровительная   смена   для одаренных   детей   (юных   математиков,   информатиков,   химиков,   проводится   министерством   образования физиков   и   историков)   области,   Саратовским   государственным   университетом,   областным центром   дополнительного   образования   "Поиск"   в   летний   период   в одном из оздоровительных лагерей в пригороде г. Саратова и ставит своей   целью   укрепление   здоровья   школьников,   развитие   творческих способностей и  профессиональную ориентацию учащихся учреждений образования   г.   Саратова   и   Саратовской   области   и   является завершением   ежегодного   цикла   работы   областных   очно   –   заочных предметных школ. Задачи областной летней профильной оздоровительной смены одаренных детей: 8 ­ поддержка одаренных детей Саратовской области. ­ выявление   и   развитие   творческих   и   исследовательских способностей учащихся старших классов; ­ профессиональная ориентация учащихся; ­ организация   летнего   отдыха   талантливых   учащихся Саратовской области, укрепление их здоровья. Организация и формы работы областной летней профильной  оздоровительной смены одаренных детей: В рамках смены организуется работа летних предметных школ – турниров, проводятся олимпиады и конференции по предметам. Ребята знакомятся с основами: а) качественного анализа ­ решают задачи на распознавание веществ, на доказательство и исследование их состава и свойств; в)   объемного   анализа   –   изучают   простейшие   приемы   титрования, работы с мерной пипеткой, использования индикаторов.   Кроме того, предполагается   проведение   серии   контрольных   экспериментальных задач   (где   школьнику   необходимо   самому   предложить   план   их решения),   по   сложности   максимально   приближенной   к   заданиям практических   туров   краевой   олимпиады.   Суммарный   рейтинг успешности   выполнения   таких   экспериментальных   контрольных заданий   –   дополнительный   критерий   при   формировании   команды олимпиадников. Руководство работой и проведение областной летней профильной оздоровительной   смены   для   одаренных   детей   осуществляется оргкомитетом,   формируемым   министерством   образования   области, областным   центром   дополнительного   образования   «Поиск»   при участии   ученых   и   преподавателей   Саратовского   государственного университета. 9 Учебная программа смены формируется и проводится учеными и преподавателями СГУ. Областная оздоровительная смена одаренных детей проводится на базе учреждений отдыха Саратовской области. Для работы смены организуется работа отрядов по следующим направлениям:   математика;   программирование;   химия;   физика; история, обществоведение. Участники смены: Для участия в смене приглашаются следующие учащиеся 8 – 10 классов учреждений образования Саратовской области: победители и призеры   областных,   городских   предметных   олимпиад   и   научных конференций   учащихся,   участники   областных   очных   и   заочных предметных   школ,   показавшие   лучшие   результаты   при   выполнении заданий теоретических и экспериментальных туров. Вопрос об участии в смене решается с оргкомитетом смены. Участники могут прибыть на областную   летнюю   профильную   оздоровительную   смену   одаренных детей только после получения приглашения от оргкомитета. Научными руководителями профильной смены являются ученые и преподаватели  соответствующих факультетов СГУ (по направлению деканатов). Воспитателями   профильной   школы   являются   учителя   лучших учебных заведений г. Саратова и области. Вожатыми   профильной   школы   являются   студенты   СГУ   (по направлениям деканатов). 10 Заключение В   нашей   работе   были   раскрыты   понятия   «одаренность»   и «одаренный ребенок». На   протяжении   многих   веков   одаренность   рассматривалась несколько   автономно   от   социально­педагогической   практики.   И происходило   это   в   первую   очередь   потому,  что   изыскания   были   не востребованы   системой   образования.   Основное   внимание исследователей  было  обращено  не на сам  феномен  одаренности  как личностное образование или социально­психологическое явление, а на проблему его происхождения (божий дар или земное). Значительные   изменения   во   взглядах   ученых   начала   ХХ   века были   вызваны   признанием   научной   деятельности   как   высшего   вида 11 творчества.   Большая   часть   филологов,   психологов,   педагогов   были склонны проявление высшей одаренности видеть в научном творчестве и научном мышлении. В   настоящее   время   наблюдается   повышенный   интерес   к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними. Одаренность  сейчас   определяется   как   способность   к выдающимся   достижениям   в   любой   социально   значимой   сфере человеческой   деятельности,   а   не   только   в   академической   области. следует   рассматривать   как   достижения   и   как Одаренность  возможность   достижения.   Смысл   утверждения   в   том,   что   нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.  В   работе   была   приведена   одна   из   форм   обучения   одаренных детей   ­   областная   летняя   профильная     оздоровительная   смена   для одаренных   детей   (юных   математиков,   информатиков,   химиков, физиков   и   историков),   которая   ставит   своей   целью   укрепление   развитие   творческих   способностей здоровья   школьников, и   профессиональную ориентацию учащихся учреждений образования г. Саратова и Саратовской области и является завершением ежегодного цикла работы областных очно – заочных предметных школ.  В заключение необходимо напомнить, что работа педагога          с одаренными   детьми   —   это   сложный   и   никогда   не   прекращающийся процесс.   Он   требует   от   учителей   и   педагогов   личностного   роста, хороших,   постоянно   обновляемых   знаний   в   области   психологии одаренных   и   их   обучения,   а   также   тесного   сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно     с родителями   одаренных.   Он   требует   постоянного   роста   мастерства, 12 педагогической  гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Список используемой литературы 1. Матюшкин А.М. «Загадки одаренности», М. 1993, 2. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М. Педагогика, 1971г. 3.   Карне     М.   «Одаренные   дети»,   перевод   с   английского.   Общая редакция ­ М.:3нание, 1994. 3. «Одаренный ребенок» под редакцией Дьяченко О.М. М. 1997. 4. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М. Знание.,1991г. 5. Легко ли быть одаренным? Н. Лейтес. Семья и школа, №6 1990г.  13 6. Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. М. Прос.,1960г. 7.   Лейтес   Н.   С   .Проблемы   психологии   творчества   и   разработка подхода к изучению одаренности. 8. Одаренные дети. Перевод с англ., Под ред. Бурменской, Слуцкого. М. 1991г. — М.: Прогресс, 1991. — 376 с. 9. Психология одаренности детей и подростков: Учебн. пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений/ Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина и др; ­ М.: Издательский центр «Академия», 2000. ­ 336 с. 10. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. / В.А.Моляко.//Вопросы психологии.№ 5­ 1994.­ С. 95. 11. Бискер Л.М. Программа “Одаренные дети” // “Завуч”. ­ 2001.­ №4.­ с.39­45. 12. Завельский   Ю.К.   Концепция   работы   гимназии   с   одаренными детьми // “Завуч”. ­ 2000.­ №1.­ с.107­116. 13. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. ­ Ярославль: Академия развития, 2004. ­ 304с. 14. Петросян   Л.Г.   Работа   с   одаренными   детьми   в   системе дополнительного образования лицея. // “Дополнительное образование детей”. ­ 2001.­ № 24.­ с. 37­39. 15. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. ­ с.576. 16. Савельева Е.А. О художественных способностях детей. //  “Завуч”. ­ 2000.­ № 6.­ с. 132­137. 14

Областная летняя профильная оздоровительная смена как одна из форм обучения одаренных детей

Областная  летняя профильная  оздоровительная смена как одна из форм обучения одаренных детей

Областная летняя профильная оздоровительная смена как одна из форм обучения одаренных детей

Областная  летняя профильная  оздоровительная смена как одна из форм обучения одаренных детей

Областная летняя профильная оздоровительная смена как одна из форм обучения одаренных детей

Областная  летняя профильная  оздоровительная смена как одна из форм обучения одаренных детей

Областная летняя профильная оздоровительная смена как одна из форм обучения одаренных детей

Областная  летняя профильная  оздоровительная смена как одна из форм обучения одаренных детей

Областная летняя профильная оздоровительная смена как одна из форм обучения одаренных детей

Областная  летняя профильная  оздоровительная смена как одна из форм обучения одаренных детей

Областная летняя профильная оздоровительная смена как одна из форм обучения одаренных детей

Областная  летняя профильная  оздоровительная смена как одна из форм обучения одаренных детей

Областная летняя профильная оздоровительная смена как одна из форм обучения одаренных детей

Областная  летняя профильная  оздоровительная смена как одна из форм обучения одаренных детей

Областная летняя профильная оздоровительная смена как одна из форм обучения одаренных детей

Областная  летняя профильная  оздоровительная смена как одна из форм обучения одаренных детей

Областная летняя профильная оздоровительная смена как одна из форм обучения одаренных детей

Областная  летняя профильная  оздоровительная смена как одна из форм обучения одаренных детей

Областная летняя профильная оздоровительная смена как одна из форм обучения одаренных детей

Областная  летняя профильная  оздоровительная смена как одна из форм обучения одаренных детей

Областная летняя профильная оздоровительная смена как одна из форм обучения одаренных детей

Областная  летняя профильная  оздоровительная смена как одна из форм обучения одаренных детей

Областная летняя профильная оздоровительная смена как одна из форм обучения одаренных детей

Областная  летняя профильная  оздоровительная смена как одна из форм обучения одаренных детей

Областная летняя профильная оздоровительная смена как одна из форм обучения одаренных детей

Областная  летняя профильная  оздоровительная смена как одна из форм обучения одаренных детей

Областная летняя профильная оздоровительная смена как одна из форм обучения одаренных детей

Областная  летняя профильная  оздоровительная смена как одна из форм обучения одаренных детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018