Комитет образования администрации Балаковского муниципального района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
Г. БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Выступление учителя начальных классов
Семутенко Светланы Валерьевны
Тема: «Эффективные методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у обучающихся начальной школы»
24.01.2023
В Государственной программе РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г говорится:
«Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности.»
Что такое функциональная грамотность с точки зрения ФГОС третьего поколения?
ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.
Развитие функциональной грамотности в начальном образовании является актуальной задачей педагога в настоящее время.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Большое внимание важно уделять развитию осознанности чтения.
Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературного чтения, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.
Следующий вид функциональной грамотности младшего школьника - математическая грамотность
Основные виды математической функциональной грамотности:
способность
учащихся:
- распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и
которые можно решить средствами математики;
- формулировать эти проблемы на языке математики;
- решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
- анализировать использованные методы решения;
-интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
- формулировать и записывать результаты решения.
Естественнонаучная грамотность - это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.
Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности.
«Глобальные компетенции» – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Креативное мышление – это способность
продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования
идей, направленных на получение:
инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных,
непривычных) и эффективных (действенных, результативных,
экономичных, оптимальных ) решений, и/или нового знания,
и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного,
удивительного и т.п.) выражения воображения
ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
«Нажить много денег – храбрость;
сохранить их – мудрость,
а умело расходовать – искусство».
Бертольд Авербах
Нельзя себе представить сегодня мир без денег. В современном мире без элементарной финансовой грамотности уже не обойтись даже ребенку. Все чаще можно встретить в магазинах детей, набирающих себе разных «вкусняшек», стараясь пересчитать драгоценные монетки и определить хватить ли им денег на все, что очень хочется купить в данный момент. Некоторым деткам такие практические навыки даются легко. Но не все рождаются финансистами.
Проведя анкету с детьми, убеждаешься, что понимание о деньгах у детей – это развлечения и покупка вкусностей.
Им кажется, что чем больше денег, тем слаще их жизнь. И не каждый догадывается, что деньги могут приносить беду и порождать зло.
Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» интересует сейчас многих.
Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника, то сегодня жизнь требует, чтобы ученик знал что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи.
Необходимо помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка. Поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте, на начальных ступенях образовательной системы. К сожалению, на сегодняшний день, согласно оценкам экспертов, в России очень низкий уровень финансовой грамотности, как среди молодежи, так и среди взрослого населения.
Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание абсолютно всех уровней образования, реализуемых в нашей стране согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Цель: формирование у младших школьников основ финансовой грамотности, разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам.
Мы говорим о трёх составляющих финансовой грамотности
Во-первых, финансовая грамотность - это совокупность знаний о финансах как таковых.
Во-вторых, финансовая грамотность подразумевает знание о составе участников финансовых отношений.
В-третьих, финансовая грамотность - это совокупность знаний о продуктах финансового рынка, их видах и их свойствах.
В учебном плане начальной школы не предусмотрено изучение самостоятельного предмета, связанного с формированием финансовой грамотности.
Формирование финансовой грамотности младших школьников происходит через интеграцию урочной и внеурочной деятельности. Например, средствами содержания предметов математики, окружающего мира, технологии, литературного чтения и других.
Уроки окружающего мира в начальной школе дают больше возможностей включать элементы финансовой грамотности. УМК «Школа России» предусматривает изучение таких тем, как «Для чего нужна экономика», «Что такое деньги», «Государственный бюджет», «Семейный бюджет», «Экономика и экология».
Тема заявленная в программе по предмету
Занятия по финансовой грамотности
1 класс
Что умеет компьютер?
Интернет магазины, мобильные приложения.
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
Оплата за воду и ее экономия.
Откуда в наш дом приходит электричество?
Оплата за электричество и ее экономия.
Откуда берется и куда девается мусор?
Можно собрать макулатуру и реализовать её.
2 класс
Что такое экономика.
Как разумно делать покупки. Акции в магазине.
Природа и человек .
История денег. Финансовые мошенники. Когда рискуешь ты деньгами?
Мы – зрители и пассажиры.
О стоимости билетов.
Как построить дом.
Как сэкономить на постройке дома.
Как родились ремесла.
Товарооборот. Что такое рабочий день и заработная плата.
3 класс
Государственный бюджет.
Из чего он состоит и как складывается?
Что такое деньги?
Деньги настоящие и ненастоящие?
Семейный бюджет.
Из чего он состоит и как складывается?
Карманные деньги.
Наша дружная семья
Откуда в семью приходят деньги?
4 класс
Путешествия по городам и странам.
Деньги в разных странах. Курсы валют.
Основной закон России.
Когда берешь в долг? Что такое страхование?
Человек и информация.
Где можно делать покупки? Интернет магазины.
Путешествие по России.
Как пользоваться банковской картой?
Особое место при формировании экономических понятий у учащихся следует уделять экономии ресурсов. Для этого необходимо продумывать расходы. Предлагаем учащимся вспомнить, какие расходы были сделаны в семье за последнюю неделю, занести их в нужный столбик и подумать, на что можно потратить свои сбережения.
На уроках литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, учащимися высказывается собственная точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной модели социального и финансового поведения. Понятие расточительности и экономии можно формировать в ходе чтения специальных рассказов.
В сети ИНТЕРНЕТ можно найти много рассказов и сказок о деньгах.
Для формирования финансовой грамотности использую разные формы работы.
Например: ВИКТОРИНА
«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»,- сказал А.С.Пушкин. А вы знаете, что практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Хотите в этом убедиться? Тогда попробуйте ответить на вопросы.
1. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя? («Колобок») Об экономном использовании хлеба.
1. 2. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда?
(«Репка») Коллективно всегда можно больше заработать.
3. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта?(Золотая антилопа) Много денег порождают жадность у других людей.
4. Герой какой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе.(Кот в сапогах.) Реклама двигатель, помощник в зарабатывании денег.
5. «Сказке о попе и работнике его Балде» речь идет о попе, который мечтал найти себе работника, который бы работал усердно и прилежно, а брал за это не слишком много. В данном произведении автор высмеивает такие качества человека, как жадность и погоня за дешевизной.( Сказка учит нас тому, как нельзя поступать с людьми. Нужно всегда платить по их заслугам. Мораль этой сказки заключается в том, что жадность, мошенничество и обман работодателя всегда будут наказаны.)
В книге Э.Успенского «Все Простоквашино» говорится, что к деньгам нужно относиться бережливо и расчетливо.
- Я буду «Мурзилку» выписывать.-говорит Дядя Федор
- А я про охоту что-нибудь.- Это шарик
- А я ничего не буду. Я экономить буду».
Так, главный герой Кот Матроскин отказывается выписывать газету с целью экономии бюджета.
Бережливое и расчетливое отношение к деньгам – залог финансового благополучия.
На уроках русского языка я использую пословицы, анаграммы, ребусы и т. д.
∙ Соедини линиями продолжение пословицы
Береги хлеб для еды, богатый вора боится.
Без денег торговать а деньги для Беды.
Богатому не спится, как без соли хлебать.
Когда деньги говорят, прокладывает.
Есть грош, тогда правда молчит...
Денежка дорожку так будет и рожь.
Составление сочинения- рассуждения по пословицам.
Загадки.
Фразеологизмы
Тексты деформированные.
Составление плана по сказке.
Диктанты.
Иная логика легла в основу встраивания элементов финансовой грамотности в предмет «Математика». Здесь в целях развития финансовой грамотности обучающихся целесообразно проводить сюжетные уроки в соответствии с темами предлагаемых занятий.
В 1-м классе ученики знакомятся с числами, цифрами, чтобы писать эти числа.
Одновременно они знакомятся с единицами измерения стоимости – рублями, монетами достоинством 1, 5, 10 рублей.. В этом возрасте дети должны научиться считать и выбирать монеты для оплаты любого продукта в пределах 20.
Элементы игры
1. А побываем мы... где?, вы узнаете, расставив монеты в порядке возрастания:
10р, 5р, 2р, 50 коп, 1р- А что значит в порядке возрастания?
т е а т р
Вот мы возле театра. Что нам нужно купить? (билеты)
"Всем будут розданы билеты
Приготовьте-ка монеты
Вы билеты покупайте
И места вы занимайте"
- У каждого из вас монеты, если вы сосчитаете сумму монет и займете место в соответствии с ответом, то получите билет. (10, 9, 8, 7)
А как называется спектакль, вы узнаете после того как найдете значения выражений, а из полученных букв составите слово. (1р. + 2р., 2р. + 2р., 1р. + 5р., 2р. + 5р., 10р. – 1р., 10р. – 2р., 10р. – 5р.) (группы)
- Итак, как называется представление. ТЕРЕМОК
Также можно обыграть «Путешествие в магазин»
Во 2-м классе понятие денег вводит их функции: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления. Младшие школьники продолжают расширять свои знания о банкнотах: монеты и банкноты появляются в пределах 100 рублей. Составляют задачи.
Игра «Копилка».
Основной целью данной игры является научиться составлять необходимую сумму, подбирая монеты разного достоинства. Также, детям дается понятие о накоплении денежных средств. Подробно разбираются понятия «монета» и «достоинство монеты».
Игра «Кредит»
Детям раздаем карточки с одной неизвестной слагаемой.
4+3+*=12
5+*+2=9
8+*+ 6=17
-Ребята, давайте, подумаем, чтобы получить сумму, что мы должны сделать?
(От суммы ответа отнимаем сумму двух слагаемых).
-Ребята. А давайте, эту неизвестное слагаемое попробуем заменить словом «проценты».
-Чтобы получить определенную сумму, нам нужно доплатить проценты.
В 3-м классе учащиеся знакомятся с денежными знаками: монетами, купюрами в пределах 1000 рублей. Начинают пользоваться формулой стоимости покупки: цена * количество = стоимость. Решают разные виды задач на нахождение цены, количества и стоимости товара. Карманные деньги могут быть в пределах 1000 рублей. Ребенок должен хорошо разбираться в ценах на продукты питания, канцелярские товары и т. д.
Здесь он уже может выбирать в магазине товар дешевле, практичнее для семьи или в подарок и т.д.
В 4-м классе школьники продолжают учиться переводить рубли в копейки и наоборот. Используя формулу стоимости покупки, они решают различные типы задач, чтобы определить цену, количество и стоимость продукта. В 4 классе появляются новые понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование семейного бюджета. К концу 4 класса ребенок должен хорошо понимать, сколько стоит одежда, обувь и т.д. В 4 классе во время изучения долей предлагается составить диаграмму, отображающую бюджет семьи. Так ребенок впервые увидит, как распределяются средства.
Включение элементов финансовой грамотности в содержание предмета «Математика» возможно в следующие темы:
· «Задачи на умножение» (Откуда в семье деньги)
· «Приемы деления» (На что тратятся деньги)
· «Решение задач на увеличение» (Бумажные деньги)
· «Решение текстовых задач» (Валюты)
· «Арифметические действия» (Как правильно планировать семейный бюджет)
· «Решение задач» (Личные деньги)
СЛАЙД (игры скачиваются по регистрации)
Курсу «Технология» принадлежит особая роль, так как решение практико-ориентированных финансовых задач позволяет адаптировать обучающихся к жизненным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться каждый день. На уроках технологии, обучающиеся знакомятся с элементами финансовой грамотности. В темах «Работа с бумагой» (Что такое свое дело), «Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников» (Как правильно и экономно расходовать материал).
Наиболее эффективным методом обучения детей основам финансовой грамотности является игровой метод. Достоинство игрового метода заключается в том, что он вызывает у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогает концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью.
Воспитывать финансовую грамотность можно и через интеграцию в урочную деятельность, классные часы, проектную деятельность, внеурочную деятельность:
· «Развитие речи» (работа с текстом, тесты, загадки, упражнения)
· «Учись учиться» (работа с различной информацией)
· «Разговор о правильном питании» (игры)
«В мастерской кондитера. Как работает мастер» (Сколько стоит торт), Или как приготовить экономно любое блюдо, расчет затрат на продукты.
· «Я – гражданин и патриот России» (Путешествие по России – умение пользоваться пластиковой картой и проездным билетом, основной закон России – Конституция, государственный бюджет и др.)
Игры и игровые занятия по финансовой грамотности, разработанные в рамках Программы «Финансовая грамотность», позволяют прожить опыт, необходимый для реальной жизни, повысить уровень финансовой грамотности, а также сформировать интерес к финансово грамотному поведению.
Интерес учащихся при изучении финансовой грамотности поддерживается внесением творческого элемента в занятия: работа над мини-проектами; самостоятельное составление презентаций.
Основными содержательными линиями курса являются деньги, их история, виды, функции, семейный бюджет.
Приемы для активизации познавательной деятельности обучающихся:
1. Связь с жизнью;
2. Чтение бизнес – новостей;
3. Пословицы и полезные высказывания о деньгах;
4. Решение финансовых задач;
5. Онлайн – уроки по финансовой грамотности;
Формирование финансовой грамотности обучающихся невозможно без электронно-образовательных ресурсов, которые мы применяем при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям:
1. Электронные приложения к учебникам.
2. Интернет – ресурсы:
·Азбука финансов - универсальный портал о личных финансах и финансовой грамотности. Объединяет в себе информацию о финансовой грамотности населения, личном бюджете, личном финансовом плане; семинары и уроки финансовой грамотности
www.azbukafinansov.ru
·«Сеть творческих учителей» сообщество учителей экономики «Экономика в школе» где можно найти разработки уроков, ученические проекты, материалы по внеклассной работе, для олимпиад, викторин, конкурсов. Получить информацию о проведении дистанционного детского конкурса «Экономический калейдоскоп»
http://www.it-n.ru/
·«Учительский портал»
Уроки, мультимедийные тесты, печатные тесты, планирование, контрольные работы, КВН по финансовой грамотности.
Можно разместить свои уроки и мероприятия по данной тематике.
http://www.uchportal.ru/load/136
·«Клуб умные родители»
Бесплатная презентация, рассказывающая детям об основах личных финансах. Бесплатный курс «Карманные деньги», который расскажет ВСЁ про карманные деньги для детей.
http://michurin.com/index.htm
·Книга «Денежные сказки. Уроки финансовой грамотности.»
Животные из сказочного леса совершают финансовые ошибки и помогают друг другу справиться с соблазнами. Дети читают сказки и учатся на ошибках сказочных персонажей.
· Методические материалы по финансовой грамотности для начальной школы
https://fmc.hse.ru/primarySchool
· Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 1-11 классов
https://fincult.info/prepodavanie/base/nachalnoe-osnovnoe-i-srednee-obshchee-obrazovanie/10744/
· Лучшие мультфильмы:
1.Серии мультфильма «Смешарики» под названием «Азбука финансовой грамотности»
2.Серии мультфильма «Фиксики»:
-Деньги;
-Копилка;
-Как делают деньги.
3.«Богатый бобрёнок»
4.«Азбука денег. Уроки тётушки Совы».
5.«Незнайка на Луне»
Таким образом, деятельность, направленная на воспитание финансовой грамотности школьников, может быть проведена в разных формах. Эти мероприятия способствуют формированию у обучающихся общих, и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом, ресурсами и их разумным потреблением, формированию успешной личности каждого ученика.
А также позитивное отношение родителей к изучению финансовой грамотности их детьми и активное участие в этом процессе будут способствовать достижению учебных целей. Поэтому родительская помощь очень необходима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение или поощрение за инициативу в помощи по разным делам и др.
В результате изучения основ финансовой грамотности на уровне НОО, обучающиеся должны знать:
· понимание природы и функции денег;
· умение ценить деньги;
· умение считать деньги;
· умение составлять финансовый отчёт (доходы и расходы семьи);
· умение экономить и сберегать;
· умение тратить деньги и жить по средствам;
· умение делиться.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.