Обмен опытом "Формирование навыков финансовой грамотности у обучающихся начальной школы"
Оценка 4.9

Обмен опытом "Формирование навыков финансовой грамотности у обучающихся начальной школы"

Оценка 4.9
Лекции
docx
2 кл—4 кл
07.08.2023
Обмен опытом "Формирование навыков финансовой грамотности у обучающихся начальной школы"
Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание абсолютно всех уровней образования, реализуемых в нашей стране согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Цель: формирование у младших школьников основ финансовой грамотности, разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам.
ФИНАНС ГРАМОТНОСТЬ.docx

  Комитет образования администрации Балаковского муниципального района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

Г. БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление учителя начальных классов

Семутенко Светланы Валерьевны

 

 

 

Тема: «Эффективные методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у обучающихся начальной школы»

 

 

 

 

24.01.2023

 

 

 

 

 

 

 

 

 В Государственной программе РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г говорится:

«Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности.»

Что такое функциональная грамотность с точки зрения ФГОС третьего поколения?

ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.

Развитие функциональной грамотности в начальном образовании является актуальной задачей педагога в настоящее время.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Большое внимание важно уделять развитию осознанности чтения.  

Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературного чтения, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

Следующий вид функциональной грамотности младшего школьника - математическая грамотность

Основные виды математической функциональной грамотности:

способность учащихся:
- распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики;
- формулировать эти проблемы на языке математики;
- решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
- анализировать использованные методы решения;
-интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
- формулировать и записывать результаты решения.

Естественнонаучная грамотность - это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.

   Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности.

   «Глобальные компетенции» – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

Креативное мышление – это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение:
инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных ) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения

 

ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

 

«Нажить много денег – храбрость;

 сохранить их – мудрость,

 а умело расходовать – искусство».

                  Бертольд Авербах

 

Нельзя себе представить сегодня мир без денег. В современном мире без элементарной финансовой грамотности уже не обойтись даже ребенку. Все чаще можно встретить в магазинах детей, набирающих себе разных «вкусняшек», стараясь пересчитать драгоценные монетки и определить хватить ли им денег на все, что очень хочется купить в данный момент. Некоторым деткам такие практические навыки даются легко. Но не все рождаются финансистами.

Проведя анкету с детьми, убеждаешься, что понимание о деньгах у детей – это развлечения и покупка вкусностей.

Им кажется, что чем больше денег, тем слаще их жизнь. И не каждый догадывается, что деньги  могут приносить беду и порождать зло.

Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» интересует сейчас многих.

Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника, то сегодня жизнь требует, чтобы ученик знал что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи.

Необходимо помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка. Поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте, на начальных ступенях образовательной системы. К сожалению, на сегодняшний день, согласно оценкам экспертов, в России очень низкий уровень финансовой грамотности, как среди молодежи, так и среди взрослого населения.

Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание абсолютно всех уровней образования, реализуемых в нашей стране согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Цель: формирование у младших школьников основ финансовой грамотности, разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам.

Мы говорим о трёх составляющих финансовой грамотности

Во-первых, финансовая грамотность - это совокупность знаний о финансах как таковых.

Во-вторых, финансовая грамотность подразумевает знание о составе участников финансовых отношений.

В-третьих, финансовая грамотность - это совокупность знаний о продуктах финансового рынка, их видах и их свойствах.

В учебном плане начальной школы не предусмотрено изучение самостоятельного предмета, связанного с формированием финансовой грамотности.

Формирование финансовой грамотности младших школьников происходит через интеграцию урочной и внеурочной деятельности. Например, средствами содержания предметов математики, окружающего мира, технологии, литературного чтения и других.

 

 

 

Уроки окружающего мира в начальной школе дают больше возможностей включать элементы финансовой грамотности. УМК «Школа России» предусматривает изучение таких тем, как «Для чего нужна экономика», «Что такое деньги», «Государственный бюджет», «Семейный бюджет», «Экономика и экология».

 


Тема заявленная в программе по предмету

Занятия по финансовой грамотности

1 класс

Что умеет компьютер?

Интернет магазины, мобильные приложения.

 Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Оплата за воду и ее экономия.

Откуда в наш дом приходит электричество?

Оплата за электричество и ее экономия.

Откуда берется и куда девается мусор?

Можно собрать макулатуру и реализовать её.

2 класс

 Что такое экономика.

Как разумно делать покупки. Акции в магазине.

Природа и человек .

История денег. Финансовые мошенники. Когда рискуешь ты деньгами?

Мы – зрители и пассажиры.

О стоимости билетов.

Как построить дом.

Как сэкономить на постройке дома.

Как родились ремесла.

Товарооборот. Что такое рабочий день и заработная плата.

3 класс

 

 Государственный бюджет.

Из чего он состоит и как складывается?

Что такое деньги?

Деньги настоящие и ненастоящие?

Семейный бюджет.

Из чего он состоит и как складывается?

Карманные деньги.

Наша дружная семья

Откуда в семью приходят деньги?

 

 

4 класс

 Путешествия по городам и странам.

Деньги в разных странах. Курсы валют.

Основной закон России.

Когда берешь в долг? Что такое страхование?

Человек и информация.

Где можно делать покупки? Интернет магазины.

Путешествие по России.

 Как пользоваться банковской картой?


 

Особое место при формировании экономических понятий у учащихся следует уделять экономии ресурсов. Для этого необходимо продумывать расходы. Предлагаем учащимся вспомнить, какие расходы были сделаны в семье за последнюю неделю, занести их в нужный столбик и подумать, на что можно потратить свои сбережения. 

 

На уроках литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, учащимися высказывается собственная точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной модели социального и финансового поведения. Понятие расточительности и экономии можно формировать в ходе чтения специальных рассказов.

В сети ИНТЕРНЕТ можно найти много рассказов и сказок о деньгах.

Для формирования финансовой грамотности использую разные формы работы.

Например: ВИКТОРИНА

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»,- сказал А.С.Пушкин. А вы знаете, что практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Хотите в этом убедиться? Тогда попробуйте ответить на вопросы.

1. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя? («Колобок») Об экономном использовании хлеба.

1.     2. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда?

(«Репка») Коллективно всегда можно больше заработать.

3. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта?(Золотая антилопа) Много денег порождают жадность у других людей.

4. Герой какой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе.(Кот в сапогах.) Реклама двигатель, помощник в зарабатывании денег.

5. «Сказке о попе и работнике его Балде» речь идет о попе, который мечтал найти себе работника, который бы работал усердно и прилежно, а брал за это не слишком много. В данном произведении автор высмеивает такие качества человека, как жадность и погоня за дешевизной.( Сказка учит нас тому, как нельзя поступать с людьми. Нужно всегда платить по их заслугам. Мораль этой сказки заключается в том, что жадность, мошенничество и обман работодателя всегда будут наказаны.)

В  книге Э.Успенского «Все Простоквашино» говорится, что к деньгам нужно относиться бережливо и расчетливо.

 - Я буду «Мурзилку» выписывать.-говорит Дядя Федор

- А я про охоту что-нибудь.- Это шарик

- А я ничего не буду. Я экономить буду».

Так, главный герой Кот Матроскин отказывается выписывать газету с целью экономии бюджета.

Бережливое и расчетливое отношение к деньгам – залог финансового благополучия.

 На уроках русского языка  я использую   пословицы, анаграммы, ребусы и т. д.

∙        Соедини линиями продолжение пословицы

Береги хлеб для еды,                    богатый вора боится.

Без денег торговать                      а деньги для Беды.

Богатому не спится,                       как без соли хлебать.

Когда деньги говорят,                   прокладывает.

Есть грош,                                      тогда правда молчит...

Денежка дорожку                          так будет и рожь.

Составление сочинения- рассуждения  по пословицам.

Загадки.

Фразеологизмы

Тексты деформированные.

Составление плана по сказке.

Диктанты.

 

Иная логика легла в основу встраивания элементов финансовой грамотности в предмет «Математика». Здесь в целях развития финансовой грамотности обучающихся целесообразно проводить сюжетные уроки в соответствии с темами предлагаемых занятий.

В 1-м классе ученики знакомятся с числами, цифрами, чтобы писать эти числа.

Одновременно они знакомятся с единицами измерения стоимости – рублями, монетами достоинством 1, 5, 10 рублей.. В этом возрасте дети должны научиться считать и выбирать монеты для оплаты любого продукта в пределах 20.

Элементы игры

1.     А побываем мы...  где?, вы узнаете, расставив монеты в порядке возрастания:

10р, 5р, 2р, 50 коп, 1р- А что значит в порядке возрастания?

т е а т р

Вот мы возле театра. Что нам нужно купить? (билеты)

"Всем будут розданы билеты

Приготовьте-ка монеты

Вы билеты покупайте

И места вы занимайте"

- У каждого из вас монеты, если вы сосчитаете сумму монет и займете место в соответствии с ответом, то получите билет. (10, 9, 8, 7)

А как называется спектакль, вы узнаете после того как найдете значения выражений, а из полученных букв составите слово. (1р. + 2р., 2р. + 2р., 1р. + 5р., 2р. + 5р., 10р. – 1р., 10р. – 2р., 10р. – 5р.) (группы)

- Итак, как называется представление. ТЕРЕМОК

Также можно обыграть «Путешествие в магазин»

Во 2-м классе понятие денег вводит их функции: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления. Младшие школьники продолжают расширять свои знания о банкнотах: монеты и банкноты появляются в пределах 100 рублей. Составляют задачи.

Игра «Копилка».

Основной целью данной игры является научиться составлять необходимую сумму, подбирая монеты разного достоинства. Также, детям дается понятие о накоплении денежных средств. Подробно разбираются понятия «монета» и «достоинство монеты».

    Игра «Кредит»

Детям раздаем карточки с одной неизвестной слагаемой.

4+3+*=12

5+*+2=9

8+*+ 6=17

-Ребята, давайте, подумаем, чтобы получить сумму, что мы должны сделать?

(От суммы ответа отнимаем сумму двух слагаемых).

-Ребята. А давайте, эту неизвестное слагаемое попробуем заменить словом «проценты».

-Чтобы получить определенную сумму, нам нужно доплатить проценты.

В 3-м классе учащиеся знакомятся с денежными знаками: монетами, купюрами в пределах 1000 рублей. Начинают пользоваться формулой стоимости покупки: цена * количество = стоимость. Решают разные виды задач на нахождение цены, количества и стоимости товара. Карманные деньги могут быть в пределах 1000 рублей. Ребенок должен хорошо разбираться в ценах на продукты питания, канцелярские товары и т. д.

Здесь он уже может выбирать в магазине товар дешевле, практичнее для семьи или в подарок и т.д.

В 4-м классе школьники продолжают учиться переводить рубли в копейки и наоборот. Используя формулу стоимости покупки, они решают различные типы задач, чтобы определить цену, количество и стоимость продукта. В 4 классе появляются новые понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование семейного бюджета. К концу 4 класса ребенок должен хорошо понимать, сколько стоит одежда, обувь и т.д. В 4 классе во время изучения долей предлагается составить диаграмму, отображающую бюджет семьи. Так ребенок впервые увидит, как распределяются средства.

Включение элементов финансовой грамотности в содержание предмета «Математика» возможно в следующие темы: 

·      «Задачи на умножение» (Откуда в семье деньги)

·      «Приемы деления»  (На что тратятся деньги)

·   «Решение задач на увеличение» (Бумажные деньги)

·       «Решение текстовых задач» (Валюты)

·       «Арифметические действия» (Как правильно планировать семейный бюджет)

·       «Решение задач» (Личные деньги)

СЛАЙД (игры скачиваются по регистрации)

 

Курсу «Технология» принадлежит особая роль, так как решение практико-ориентированных финансовых задач позволяет адаптировать обучающихся к жизненным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться каждый день. На уроках технологии, обучающиеся знакомятся с элементами финансовой грамотности. В темах «Работа с бумагой» (Что такое свое дело),   «Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников» (Как правильно и экономно расходовать материал). 

 

Наиболее эффективным методом обучения детей основам финансовой грамотности является игровой метод. Достоинство игрового метода заключается в том, что он вызывает у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогает концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью.

Воспитывать финансовую грамотность можно и через интеграцию в урочную деятельность, классные часы,  проектную деятельность, внеурочную деятельность:

·        «Развитие речи» (работа с текстом, тесты, загадки,  упражнения)

·        «Учись учиться» (работа с различной информацией)

·        «Разговор о правильном питании» (игры)

«В мастерской кондитера. Как работает мастер» (Сколько стоит торт), Или как приготовить экономно любое блюдо, расчет затрат на продукты.

·        «Я – гражданин и патриот России» (Путешествие по России – умение пользоваться пластиковой картой и проездным билетом, основной закон России – Конституция, государственный бюджет и др.)

 

Игры и игровые занятия по финансовой грамотности, разработанные в рамках Программы «Финансовая грамотность», позволяют прожить опыт, необходимый для реальной жизни, повысить уровень финансовой грамотности, а также сформировать интерес к финансово грамотному поведению.

Интерес учащихся при изучении финансовой грамотности поддерживается внесением творческого элемента в занятия: работа над мини-проектами; самостоятельное составление презентаций.

 

 

Основными содержательными линиями курса являются деньги, их история, виды, функции, семейный бюджет.

Приемы для активизации познавательной деятельности обучающихся:

1.     Связь с жизнью;

2.     Чтение бизнес – новостей;

3.     Пословицы и полезные высказывания о деньгах;

4.     Решение финансовых задач;

5.     Онлайн – уроки по финансовой грамотности;

 

Формирование финансовой грамотности обучающихся невозможно без электронно-образовательных ресурсов, которые мы применяем при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям:

1.     Электронные приложения к учебникам.

2.     Интернет – ресурсы:

·Азбука финансов - универсальный портал о личных финансах и финансовой грамотности. Объединяет в себе информацию о финансовой грамотности населения, личном бюджете, личном финансовом плане; семинары и уроки финансовой грамотности

www.azbukafinansov.ru

·«Сеть творческих учителей» сообщество учителей экономики «Экономика в школе»  где можно найти разработки уроков, ученические проекты,  материалы по внеклассной работе, для олимпиад, викторин, конкурсов. Получить информацию о проведении дистанционного детского конкурса «Экономический калейдоскоп»

http://www.it-n.ru/

·«Учительский портал»

Уроки, мультимедийные тесты, печатные тесты, планирование, контрольные работы, КВН по финансовой грамотности.

Можно разместить свои уроки и мероприятия по данной тематике.

http://www.uchportal.ru/load/136

·«Клуб умные родители»

Бесплатная презентация, рассказывающая детям об основах личных финансах. Бесплатный курс «Карманные деньги», который  расскажет ВСЁ про карманные деньги для  детей.

 http://michurin.com/index.htm

·Книга «Денежные сказки. Уроки финансовой грамотности.»

Животные из сказочного леса совершают финансовые ошибки и помогают друг другу справиться с соблазнами. Дети читают сказки и учатся на ошибках сказочных персонажей.

· Методические материалы по финансовой грамотности для начальной школы

https://fmc.hse.ru/primarySchool

· Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 1-11 классов

https://fincult.info/prepodavanie/base/nachalnoe-osnovnoe-i-srednee-obshchee-obrazovanie/10744/

·  Лучшие мультфильмы:

1.Серии мультфильма «Смешарики» под названием «Азбука финансовой грамотности»

2.Серии мультфильма «Фиксики»:

-Деньги;

-Копилка;

-Как делают деньги.

3.«Богатый бобрёнок»

4.«Азбука денег. Уроки тётушки Совы».

5.«Незнайка на Луне»

Таким образом, деятельность, направленная на воспитание финансовой грамотности школьников, может быть проведена в разных формах. Эти мероприятия способствуют формированию у обучающихся общих, и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом, ресурсами и их разумным потреблением, формированию успешной личности каждого ученика.

А также позитивное отношение родителей к изучению финансовой грамотности их детьми и активное участие в этом процессе будут способствовать достижению учебных целей. Поэтому родительская помощь очень необходима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение или поощрение за инициативу в помощи по разным делам и др.

      В результате изучения основ финансовой грамотности на уровне НОО, обучающиеся должны знать:

·       понимание природы и функции денег;

·       умение ценить деньги;

·       умение считать деньги;

·       умение составлять финансовый отчёт (доходы и расходы семьи);

·       умение экономить и сберегать;

·       умение тратить деньги и жить по средствам;

·       умение делиться.

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Комитет образования администрации

Комитет образования администрации

В Государственной программе РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г говорится: «Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной…

В Государственной программе РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г говорится: «Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной…

ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ ФИНАНСОВОЙ

ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ ФИНАНСОВОЙ

Уроки окружающего мира в начальной школе дают больше возможностей включать элементы финансовой грамотности

Уроки окружающего мира в начальной школе дают больше возможностей включать элементы финансовой грамотности

Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»,- сказал

Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»,- сказал

Иная логика легла в основу встраивания элементов финансовой грамотности в предмет «Математика»

Иная логика легла в основу встраивания элементов финансовой грамотности в предмет «Математика»

В 4-м классе школьники продолжают учиться переводить рубли в копейки и наоборот

В 4-м классе школьники продолжают учиться переводить рубли в копейки и наоборот

Основными содержательными линиями курса являются деньги, их история, виды, функции, семейный бюджет

Основными содержательными линиями курса являются деньги, их история, виды, функции, семейный бюджет

Лучшие мультфильмы: 1.Серии мультфильма «Смешарики» под названием «Азбука финансовой грамотности» 2

Лучшие мультфильмы: 1.Серии мультфильма «Смешарики» под названием «Азбука финансовой грамотности» 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.08.2023