Тема: «Обмен веществ – главное свойство живых организмов»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний об особенностях обмена веществ в организме человека.
Задачи:
Образовательные: определить биологическую сущность обмена веществ, его значение в жизни человека; познакомить с видами обмена веществ, особенностями обмена органических и неорганических веществ, функциями этих веществ в организме человека.
Развивающие: продолжить развивать учебно-интеллектуальные умения (выделять главное, сравнивать, делать выводы), развивать правильную биологическую речь.
Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету, развивать коммуникативные компетенции учащихся через совместную работу по изучению обмена веществ.
Планируемые результаты обучения.
Предметные результаты.
Ученик научится
Определять понятия: «пластический обмен». «ассимиляция», «анаболизм», энергетический обмен», «диссимиляция», «катаболизм», «макроэлементы», «микроэлементы», «ультрамикроэлементы».
Ученик получит возможность научиться
Сравнивать различные виды обмена веществ, их значение в жизни человека.
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД
-сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, формулировать вопрос урока;
-сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
-сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки образовательных достижений.
Познавательные УУД
-сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с иллюстрациями, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)
Коммуникативные УУД
-сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре
Личностные:
формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение организма человека; овладевают интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).
УМК
1. Учебник: Человек. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.- Москва.: Дрофа, 2015.
2. Методическое пособие. Биология. Человек. И.А. Демичева, И.Н. Беляев.- Москва.: «Дрофа», 2018.
Ход урока
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1 |
Организационный момент |
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку |
Приветствие учителя |
2 |
Актуализация знаний |
Мы закончили изучение строения и функционирования пищеварительной системы. Давайте разгадаем кроссворд на пройденную тему, тем самым закрепим изученное: 1. Фермент слюны, расщепляющий углеводы. 2. Фермент, содержащийся в желудочном соке, расщепляющий белки. 3. Фермент поджелудочной железы, расщепляющий белки. 4. Вещество, до которого расщепляются углеводы. 5. Органические вещества, расщепляющиеся до аминокислот. 6. Вещества, которые в ротовой полости и тонком кишечнике расщепляются до простых сахаров. 7. Секрет печени, благодаря которому происходит эмульгирование жиров. 8. Жиры расщепляются на жирные кислоты и ….. 9. Фермент, расщепляющий жиры. 10. Часть внутренней среды организма, в которую всасываются жирные кислоты и глицерин. |
Решают кроссворд (приложение 1.)
|
3 |
Формулирование темы урока |
Какое ключевое слово получилось? Что является синонимом к этому слову? Какая тема нашего урока?
|
-Метаболизм. -Обмен веществ. Формулируют тему урока «Обмен веществ и энергии» |
4 |
Целеполагание |
Какая цель нашего урока?
Какие задачи мы поставим? |
Формулируют цель и задачи урока: Цель: познакомиться с обменом веществ и его видами. Задачи: 1. Что понимается под ОВ. 2. Виды ОВ. 3. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ. 4. Функции органических и неорганических веществ в организме человека. |
5 |
Открытие новых знаний |
Главным свойством живых организмов является обмен веществ. Так что понимают под этим понятием? Мы уже упоминали о видах обмена веществ в начале изучения темы «Пищеварение». Перед вами характеристики видов ОВ, распределите их соответственно. Пластический Энергетический -Синтез веществ -распад веществ - Энергия затрачивается -Энергия запасается
Дополним наши знания: П – ассимиляция, анаболизм; Э – диссимиляция, катаболизм. Результат ЭО – конечные продукты ОВ – вода, углекислый газ, аммиак, соединения различных веществ. Осуществляется кровью, потовыми железами, легкими, органами мочевыделения.
В пищеварительном тракте протекает подготовительный этап ОВ. Обмен белков. Расставьте в правильном порядке этапы обмена белков: 1. Расщепление в желудке пепсином; 2. Расщепление в ДПК трипсином до аминокислот. 3. Поступление аминокислот с кровью в печень. 4. Построение собственных белков в клетках. Функции белков: энергетическая, структурная, опорная, ферментативная, защитная, транспортная,
Обмен жиров. Используя текст учебника выделите этапы обмена жиров. Функции жиров: энергетическая, структурная, запасающая, теплоизоляционная, регуляторная.
Обмен углеводов. Используя текст учебника найдите ошибки в тексе «Обмен углеводов». Кратко запишите этапы углеводного обмена. 1. Сложные углеводы начинают распадаться в желудке (ротовой полости) до глюкозы под действием фермента слюны липазы (амилазы). 2. В тонком кишечнике сложные углеводы окончательно расщепляются ферментом амилазой. 3. В толстом(тонком) кишечнике глюкоза всасывается через ворсинки в кровь. 4. Поступление глюкозы в печень. 5. Образование гликогена в печени и распределение гликогена (глюкозы) по клеткам тела. Функции углеводов: энергетическая, структурная, защитная.
Составьте кластер по обмену воды в организме. Функции воды: транспортная, растворитель, поддержание гомеостаза.
Запишите в тетрадь схему «Обмен солей» Обмен минеральных солей: макро, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Функции минеральных солей: поддержание pH среды в клетках и внутренней среды организма. |
Находят в учебнике (запись в тетрадь).
Один ученик выходит к Smart- доске и составляет из блоков схему «Виды обмена веществ» Остальные учащиеся заносят схему в тетрадь.
Работа с презентацией и учебником. Запись в тетрадь.
Ответ: 2, 1, 3, 4
Работа с учебником. Запись в тетрадь. 1. Эмульгирование жиров в ДПК желчью. 2. Расщепление жиров в тонком кишечнике до жирных кислот и глицерина. 3. Синтез собственных жиров в эпителии кишечника. 4. Транспорт жирных кислот и глицерина в жировые депо лимфатической системой.
Работа с учебником. 1. Расщепление углеводов амилазой до глюкозы в ротовой полости. 2. Расщепление амилазой в тонком кишечнике до глюкозы. 3. Всасывание глюкозы в кровь в тонком кишечнике. 4. Поступление глюкозы в печень. 5. Образование гликогена в печени и распределение глюкозы по клеткам тела.
Один ученик выходит к Smart- доске и составляет кластер «Обмен воды в организме человека»
Запись в тетрадь. Индивидуальный опрос по составленной схеме. |
6 |
Первичное закрепление материала |
1. Какие функции являются общими для белков, жиров и углеводов? 2. Какую функцию выполняет вода в случае поступлении веществ в клетку и удалению из нее продуктов обмена? 3. Почему белки являются главными органическими веществами в нашем организме? |
Энергетическая, структурная.
Функция растворителя
Из них могут синтезироваться углеводы и жиры, а обратный процесс невозможен. |
7 |
Рефлексия |
- Сегодня на уроке мне….. |
рефлексируют |
8 |
Домашнее задание |
Составить тест по параграфу 36 на 5 вопросов. Написать на отдельном листе. |
Записывают домашнее задание |
Приложение 1.
|
|
|
|
|
1. |
а |
м |
и |
л |
а |
з |
а |
|
|
|
|
|
|
2. |
п |
е |
п |
с |
и |
н |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
т |
р |
и |
п |
с |
и |
н |
4. |
г |
л |
ю |
к |
о |
з |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
б |
е |
л |
к |
и |
|
|
|
6. |
у |
г |
л |
е |
в |
о |
д |
ы |
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
ж |
е |
л |
ч |
ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
8. |
г |
л |
и |
ц |
е |
р |
и |
н |
|
|
|
9. |
л |
и |
п |
а |
з |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
л |
и |
м |
ф |
а |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.