Обмен веществ и энергии

  • docx
  • 23.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Обмен веществ 8 класс.docx

Тема: «Обмен веществ – главное свойство живых организмов»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний об особенностях обмена веществ в организме человека.

Задачи:

Образовательные: определить биологическую сущность обмена веществ, его значение в жизни человека; познакомить с видами обмена веществ, особенностями обмена органических и неорганических веществ, функциями этих веществ в организме человека.

Развивающие: продолжить развивать учебно-интеллектуальные умения (выделять главное, сравнивать, делать выводы), развивать правильную биологическую речь.

Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету, развивать коммуникативные компетенции учащихся через совместную работу по изучению обмена веществ.

Планируемые результаты обучения.

Предметные результаты.

Ученик научится

Определять понятия: «пластический обмен». «ассимиляция», «анаболизм», энергетический обмен», «диссимиляция», «катаболизм», «макроэлементы», «микроэлементы», «ультрамикроэлементы».

Ученик получит возможность научиться

Сравнивать различные виды обмена веществ, их значение в жизни человека.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

-сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, формулировать вопрос урока;

-сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

-сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки образовательных достижений.

Познавательные УУД

-сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с иллюстрациями, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)

Коммуникативные УУД

-сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре

Личностные:

формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение организма человека; овладевают интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

 УМК

1.      Учебник: Человек. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.- Москва.: Дрофа, 2015.

2.      Методическое пособие. Биология. Человек. И.А. Демичева, И.Н. Беляев.- Москва.: «Дрофа», 2018.

 

 

 

 

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

Приветствие учителя

2

Актуализация знаний

Мы закончили изучение строения и функционирования пищеварительной системы.

Давайте разгадаем кроссворд на пройденную тему, тем самым закрепим изученное:

1.      Фермент слюны, расщепляющий углеводы.

2.      Фермент, содержащийся в желудочном соке, расщепляющий белки.

3.      Фермент поджелудочной железы, расщепляющий белки.

4.      Вещество, до которого расщепляются углеводы.

5.      Органические вещества, расщепляющиеся до аминокислот.

6.      Вещества, которые в ротовой полости и тонком кишечнике расщепляются до простых сахаров.

7.      Секрет печени, благодаря которому происходит эмульгирование жиров.

8.      Жиры расщепляются на жирные кислоты и …..

9.      Фермент, расщепляющий жиры.

10.  Часть внутренней среды организма, в которую всасываются жирные кислоты и глицерин.

 

 

 

Решают кроссворд (приложение 1.)

 

 

 

3

Формулирование темы урока

Какое ключевое слово получилось?

Что является синонимом к этому слову?

Какая тема нашего урока?

 

-Метаболизм.

-Обмен веществ.

Формулируют тему урока «Обмен веществ и энергии»

4

Целеполагание

Какая цель нашего урока?

 

Какие задачи мы поставим?

Формулируют цель и задачи урока: Цель: познакомиться с обменом веществ и его видами.

Задачи: 1. Что понимается под ОВ. 2. Виды ОВ. 3. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ.

4. Функции органических и неорганических веществ в организме человека.

5

Открытие новых знаний

Главным свойством живых организмов является обмен веществ. Так что понимают под этим понятием?

Мы уже упоминали о видах обмена веществ в начале изучения темы «Пищеварение». Перед вами характеристики видов ОВ, распределите их соответственно.

Пластический                             Энергетический

-Синтез веществ                        -распад веществ

- Энергия затрачивается       -Энергия запасается

 

Дополним наши знания: П – ассимиляция, анаболизм; Э – диссимиляция, катаболизм.

Результат ЭО – конечные продукты ОВ – вода, углекислый газ, аммиак, соединения различных веществ. Осуществляется кровью, потовыми железами, легкими, органами мочевыделения.

 

В пищеварительном тракте протекает подготовительный этап ОВ.

Обмен белков.

Расставьте в правильном порядке этапы обмена белков:

1. Расщепление в желудке пепсином;

2. Расщепление в ДПК трипсином до аминокислот.

3. Поступление аминокислот с кровью в печень.

4. Построение собственных белков в клетках.

Функции белков: энергетическая, структурная, опорная, ферментативная, защитная, транспортная,

 

Обмен жиров. Используя текст учебника выделите этапы обмена жиров.

Функции жиров: энергетическая, структурная, запасающая, теплоизоляционная, регуляторная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обмен углеводов. Используя текст учебника найдите ошибки в тексе «Обмен углеводов». Кратко запишите этапы углеводного обмена. 1. Сложные углеводы начинают распадаться в желудке (ротовой полости) до глюкозы под действием фермента слюны липазы (амилазы). 2. В тонком кишечнике сложные углеводы окончательно расщепляются ферментом амилазой. 3. В толстом(тонком) кишечнике глюкоза всасывается через ворсинки в кровь. 4. Поступление глюкозы в печень. 5. Образование гликогена в печени и распределение гликогена (глюкозы) по клеткам тела.

Функции углеводов: энергетическая, структурная, защитная.

 

 

Составьте кластер по обмену воды в организме.

Функции воды: транспортная, растворитель, поддержание гомеостаза.

 

Запишите в тетрадь схему «Обмен солей» Обмен минеральных солей: макро, микроэлементы, ультрамикроэлементы.

Функции минеральных солей: поддержание pH среды в клетках и внутренней среды организма.

 

Находят в учебнике (запись в тетрадь).

 

 

 

 

 

 

Один ученик выходит к Smart- доске и составляет из блоков схему «Виды обмена веществ»

Остальные учащиеся заносят схему в тетрадь.

 

 

 

 Работа с презентацией и учебником. Запись в тетрадь.

 

 

Ответ: 2, 1, 3, 4

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником. Запись в тетрадь.

1.      Эмульгирование жиров в ДПК желчью.

2. Расщепление жиров в тонком кишечнике до жирных кислот и глицерина.

3. Синтез собственных жиров в эпителии кишечника.

4. Транспорт жирных кислот и глицерина в жировые депо лимфатической системой.

 

Работа с учебником.

1.      Расщепление углеводов амилазой до глюкозы в ротовой полости.

2.      Расщепление амилазой в тонком кишечнике до глюкозы.

3.      Всасывание глюкозы в кровь в тонком кишечнике.

4.      Поступление глюкозы в печень.

5.      Образование гликогена в печени и распределение глюкозы по клеткам тела.

 

 

Один ученик выходит к Smart- доске и составляет кластер «Обмен воды в организме человека»

 

 

Запись в тетрадь. Индивидуальный опрос по составленной схеме.

6

Первичное закрепление материала

1.      Какие функции являются общими для белков, жиров и углеводов?

2.      Какую функцию выполняет вода в случае поступлении веществ в клетку и удалению из нее продуктов обмена?

3.      Почему белки являются главными органическими веществами в нашем организме?

Энергетическая, структурная.

 

 

Функция растворителя

 

 

 

Из них могут синтезироваться углеводы и жиры, а обратный процесс невозможен.

7

Рефлексия

- Сегодня на уроке мне…..

рефлексируют

8

Домашнее задание

Составить тест по параграфу 36 на 5 вопросов. Написать на отдельном листе.

Записывают домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

 

 

 

 

 

 

1.

а

м

и

л

а

з

а

 

 

 

 

 

 

2.

п

е

п

с

и

н

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

т

р

и

п

с

и

н

4.

г

л

ю

к

о

з

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

б

е

л

к

и

 

 

 

6.

у

г

л

е

в

о

д

ы

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

ж

е

л

ч

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

г

л

и

ц

е

р

и

н

 

 

 

9.

л

и

п

а

з

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

л

и

м

ф

а