Обмен опытом педагога- психолога "Психологические защиты"
Оценка 4.8

Обмен опытом педагога- психолога "Психологические защиты"

Оценка 4.8
Лекции +1
docx
психологическая работа +2
Взрослым
18.04.2017
Обмен опытом педагога- психолога "Психологические защиты"
Психологическая защита — психоаналитическое понятие, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Необходимость в выделении отдельных защитных механизмов связана с практической потребностью психологов в выделении и описании наиболее универсальных из неосознаваемых защитных процессов. Данная разработка будет полезна педагогам- психологам.
Психологические защиты.docx
Психологические защиты Психологическая   защита   —   психоаналитическое   понятие,   обозначающее неосознаваемый   психический   процесс,   направленный   на   минимизацию   отрицательных переживаний. Термин   был   впервые   введён   З.   Фрейдом   в   1894   году,   в   работе   «Защитные нейропсихозы» и был использован в ряде его последующих работ для описания борьбы Я против   болезненных   или   невыносимых   мыслей   и   аффектов.   Изначально   З.   Фрейд подразумевал  под ним в первую  очередь вытеснение, но в 1926 году, в приложении к работе   «Торможения,   симптомы   и   тревожность»,   он   возвращается   к   старому   понятию защиты, утверждая, что его применение имеет свои преимущества: «поскольку мы вводим его для общего обозначения всех техник, которые Я использует в конфликте и которые могут   привести   к   неврозу,   оставляя   слово   „вытеснение“   для   особого   способа   защиты, лучше всего изученного нами на начальном этапе наших исследований„.  Позднее был более детально разработан другими психоаналитиками, в первую очередь Анной Фрейд.  Необходимость в выделении отдельных защитных механизмов связана с практической потребностью   психологов   в   выделении   и   описании   наиболее   универсальных   из неосознаваемых защитных процессов. Большинство   современных   психологов   признают   определённый   набор   защитных механизмов, названия которых стали почти универсальными. Защитные механизмы принято подразделять   на   уровни   (от   двух   до   четырёх),   но   единого   мнения   о   принципах   этого разделения и о том, куда какую защиту относить до сих пор нет. Нэнси Мак­Вильямс выделяла 2 уровня защитных механизмов по степени их «примитивности», в зависимости от   того,   насколько   сильно   их   применение   мешает   индивиду   адекватно   воспринимать реальность. При  написании  работы,   студенты  могут  использовать  любые   авторские   теории   для описания   паттерна:   теорию   объектных   отношений,   эго­психологию,   аналитическую психологию и др. Первичные защитные механизмы Примитивная изоляция, в частности защитное фантазирование — уход от реальности в другое состояние сознания. У ребенка при такой защите  развивается богатая внутренняя фантазийная   жизнь,   а   внешний   мир   воспринимается   как     проблематичный   или эмоционально   бедный.   Может   усиливаться   в   ситуациях   эмоционального   вторжения. Недостаток защиты состоит в том, что она выключает человека из решения межличностных проблем, сопротивляются общению на эмоциональном уровне. Достоинство защиты – она не   требует   искажения   реального   мира,   т.к.   человек   удаляется   от   этого   мира   в   свой фантазийный. При этом может глубоко сопереживать другим людям, хотя свои чувства не демонстрирует. Человек, привычно использующий изоляцию, описывается как шизоидный. Шизоидной личности свойственна врожденная сензитивность: её угнетает избыток света, шума,   движения.   Чаще   всего   выявляются   проблемы   орального   уровня:   страх   быть поглощенной,   съеденной.   Шизоидная   личность   –   креативная,   имеющая   уникальное неординарное   мышление,   но   при   этом   в   коллективе   –   аутсайдеры,   наблюдатели, исследователи. Отрицание   —   полный   отказ   от   осознания   неприятной   информации:   «Нет»,   «Все прекрасно,   и   все   к   лучшему».   Способность   к   отрицанию   опасности   для   жизни   на эмоциональном   уровне   может   стать   спасительной   в   чрезвычайной   ситуации.   Благодаря отрицанию   совершаются   героические   подвиги   (отрицание   опасности)   и   преступления (отрицание   морали).   Отрицание   может   стать   компонентом   более   зрелых   защит: рационализации,   реактивного   образования.   Мания   –   пример   психопатологии   при отрицании: отрицание своих физических потребностей, финансовых затруднений, личных слабостей и даже смерти. Человек, привычно использующий отрицание – гипоманиокален по   своему   характеру.   Ему   свойственно   чередование   маниакальных   и   депрессивных состояний.   Слегка   гипоманиакальные   люди   могут   быть   очаровательны:   остроумны,   с энергетическим подъемом и заразительным настроением. Всемогущий контроль — восприятие себя как причины всего, что происходит в мире. Источник всех событий ребенок переживает как внутренний. Ощущение всемогущества, способности   влиять   на   мир.   Проявляется   в   переживании   «пикового   чувства»   удачи. Основные   проявления   –   хитрость,   любовь   к   возбуждению,   опасности   и   готовность подчинять   все   интересы   главной   цели   –   проявить   свое   влияние.   Человек   неспособен проговаривать свои эмоции, но стремится их проживать. Речь слабо развита, так как слова используются для контроля других. В детстве наблюдается обилие опасностей и хаоса. Стиль воспитания: смесь жесткой дисциплины и сверхпотворства. У ребенка проявляется повышенная   агрессия.   Человек,   привычно   использующий   всемогущий   контроль   и получающий наслаждение от собственного всемогущества, отодвигает все этические нормы на   второй   план,   относится   к   социопатическому   типу   личности   (антисоциальному, психопатическому). Примитивная   идеализация   (и   обесценивание)   —   восприятие   другого   человека   как идеального   и   всемогущего.   У   маленьких   детей   –   убежденность,   что   их   родители сверхчеловечны и способны к сверхдеяниям. Чем более зависим человек, тем сильнее для него соблазн идеализации.   Чем сильнее идеализируется объект. Тем более радикальное обесценивание   его   ожидает.   Человек,   мотивированный   поиском   совершенства   через слияние   с   идеализируемым   объектом   или   через   совершенствование   собственного   Я, относится к нарциссическому типу личности. Проекция — ошибочное восприятие своих внутренних процессов как происходящих извне.   В   своих   благоприятных   и   зрелых   формах   она   служит   основой   эмпатии.   При проецировании   содержания   из   отрицаемых   и   резко   негативных   частей   собственного   Я, возникают   проблемы     в   межличностных   отношениях.   Люди   в   основном   проецируют неприятные содержания, на которые реагируют страхом и отвращением. Если для человека проекция   является   основным   способом   понимания   мира   и   приспосабливания   к   жизни, можно говорить о параноидном характере. Интроекция   –   это   процесс,   в   результате   которого   идущее   извне   ошибочно воспринимается как происходящее изнутри. В своих благоприятных формах она ведет к примитивной   идентификации   со   значимым   другим.   Патологическая   интроекция   – идентификация   с   агрессором   ­   бессознательное   включение   в   свой   внутренний   мир воспринимаемых   извне  взглядов,  мотивов,   установок  и  пр.  других   людей.  В  ситуациях переживания страха или плохого обращения люди пытаются овладеть своим страхом и страданием, перенимая качества мучителей. Другой путь патологический связан с горем и его   отношением   к   депрессии.   Если   человек,   которого   мы   интернализовали,   умер,   то умирает, опустошается и какая­то часть нашего собственного Я. Людей, систематически использующих   интроекцию   для   уменьшения   тревоги   и   сохранения   целостности собственного   Я   путем   удержания   психологических   связей   с   неудовлетворительными объектами   ранних   лет   жизни,   можно   со   всем   основанием   рассматривать   как характерологически депрессивных.  Проективная   идентификация   —   когда   человек   не   только   проецирует   внутренние объекты,  но и  вынуждает  другого человека,  на которого он  их проецирует  вести  себя подобно этим объектам – как если бы у него были эти же самые интроекты. Проективная идентификация   вкупе   с   расщеплением   ложится   в   основу   заключения   о   пограничной личностной организации параноидной личности. Расщепление   Эго  —   представление   о   ком­либо   как   о  только   хорошем   или   только плохом, с восприятием присущих ему качеств, не вписывающихся в такую оценку, как чего­то   совершенно   отдельного.   Расщепление   всегда   влечет   за   собой   искажение.   При пограничной   личностной   организации,   расщепление   происходит   не   только   внутри личности, но и проецируется на ближайшее окружение, что становится источником споров, ссор и тотального непонимания между людьми. Диссоциация — отделение себя от своих неприятных переживаний. Диссоциированные переживания психотичны по своей природе. Они свойственны людям при реакции их на травму   или   сильный   стресс.   При   этом,   переживания   связаны   с   «выходом   из   тела»   в ситуации   собственного   уничтожения.   Эпизодическая   или   мягкая   диссоциация   может способствовать   редкому   мужеству.   Недостатком   защиты   является   её   способность включаться в условиях, когда на самом деле нет угрозы для жизни. Вторичные защитные механизмы Вытеснение, Подавление или Репрессия — в бытовом смысле «забывание» неприятной информации.   Возникает, когда   очевидно, что мысль, чувство или восприятие чего­либо становятся   неприемлемыми   для   осознания   из­за   своей   способности   причинить беспокойство. Человек не способен вспомнить шокирующее событие, но находится под давлением назойливых вспышек воспоминания о них. Применяется более к идеям внутри, чем   травмирующим   событиям.   Например,   желание   ребенка   уничтожить   одного   из родителей, чтобы самому обладать другим. Постепенно научается отсылать эти желания в бессознательное. Свойство   чрезмерно   опираться   на   репрессию,   и   другие   защитные   процессы, сосуществующие с ней, свойственно истерической личности. Регрессия   —   возврат   к   ребячливым,   детским   моделям   поведения.   Возникает   чаще всего после демонстрации своих амбиций или достижений, т.е. возвращение к знакомому способу действий после того, как был достигнут новый уровень компетенции. Соматизация –   вариант   регрессии,   если   вызван   переживанием   в   связи   с   ростом   и   возрастными изменениями. Соматизация – физическое неблагополучие, привязанное к эмоциональному стрессу. Регрессия используется для того, чтобы находиться в роли слабого – это самый ранний способ преодоления сложных жизненных аспектов. Соматизация и ипохондрия (+ другие   регрессирующие   защиты:   детское   поведение,   беспомощность)   –   признак инфантильной личности. Изоляция   аффекта   —   удаление   эмоциональной   составляющей   происходящего   из сознания. Используется людьми в профессиональной деятельности; хирург, полководец, милиционер.   Используется   обычными   людьми   в   ситуации   выживания:   из   сознания удаляется   не   весь   опыт   переживания,   а   только   его   эмоциональная   составляющая.   Это самая примитивная из интеллектуальных защит. А также базовая для формирования таких защит как морализация и рационализация. При изоляции аффекта человек говорит, что вообще не испытывает чувств, в то время как  большинство из нас на это же событие бурно эмоционально реагирует.  Интеллектуализация — неосознанное стремление контролировать эмоции и импульсы на   основе   рациональной   интерпретации   ситуации.   Мысли   о   чувствах   приемлемы   для человека,   но   у   слушателя   создается   впечатление   отсутствия   эмоций.   В   ситуации, насыщенной эмоциональным значением, человек может действовать рационально. В жизни – ограничение в проявлении эмоций при решения жизненных трудностей.  Рационализация — объяснение самому себе своего поведения таким образом, чтобы оно   казалось   обоснованным   и   хорошо   контролируемым.   Когда   человеку   не   удается получить то, что он хотел, он может заявить: «Не так уж и хотелось»; если происходит что­ то плохое – «не так уж это и плохо». Чем человек умнее и способнее к творчеству, тем лучшим   рационализатором   он   является.   Как   защита   –   рационализация   имеет   слабую сторону – все может быть рационализовано: родитель бьет ребенка «для его же блага». Когда кто­то рационализирует,  он бессознательно  ищет приемлемые,  с разумной точки зрения, оправдания для выбранного решения. Морализация   —   поиск   способа   убедить   себя   в   моральной   необходимости происходящего. Человек ищет пути для того, чтобы чувствовать:   он обязан следовать в данном направлении. Морализация может быть высокоразвитой стадией расщепления. В морализации можно усмотреть действие супер­эго: ригидного и  наказующего.  Раздельное   мышление   (компартментализация)   —   совмещение   взаимоисключающих установок   за   счёт   того,   что   противоречие   между   ними   не   осознаётся.     Проявляется   в лицемерии.   Человек   придерживается   2­х   или   нескольких   идей,   отношений   или   форм поведения, конфликтующих друг с другом, без осознания этого противоречия. Аннулирование   или   Возмещение   —   бессознательная   попытка   «отменить»   эффект негативного   события   путём   создания   некоего   позитивного   события.   Магическое исчезновение   негативного   аффекта.   Естественный   приемник   всемогущественного контроля. Когда аннулирование является центральной защитой в репертуаре человека – компульсивная личность. Поворот против себя или Аутоагрессия — перенаправление негативного аффекта по отношению к внешнему объекту на самого себя. Возникает иллюзия, что человек может лучше   справиться   с   ситуацией,   когда   она   находится   внутри;   установить   контроль   над ситуацией. Предпочитают заблуждаться, что   трудности – это их вина, чем чья­то ещё. Автоматическое   и   компульсивное   использование   данной   защиты   является   общим   для депрессивных личностей. Вымещение, Замещение или Смещение — в бытовом смысле «поиск козла отпущения». Это     перенаправление   драйва,   эмоции,   озабоченности   чем­либо   или   поведения   с первоначального объекта на другой, потому что его изначальная направленность по какой­ то причине вызывает тревогу. Смещена может быть страсть (фетиш), тревога (страх ножей, которые   бессознательно   приравниваются   к   фаллосу).   Положительные   виды   смещения включают в себя перевод агрессивной энергии в созидательную активность. Реактивное образование — защита от запретных импульсов, с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений. Преобразование негативного аффекта в позитив и наоборот. Самое раннее проявление 3­4 года. Какой­то неуправляемый аффект «прорывается»   сквозь   защиту,   так   что   сторонний   наблюдатель   может   почувствовать «фальш». При реактивном образовании   человек убеждает себя в том, что все. Что он чувствует,   относится   только   к   одному   полюсу   сложного   эмоционального   ответа.   Эта защита используется в случаях психопатологии, когда враждебные и агрессивные чувства являются главным содержанием. Но на опыте человеком проверено. Насколько опасно не уметь их держать в руках. Реверсия — проигрывание жизненного сценария, с переменой в нём мест объекта и субъекта. Достоинством реверсии является то обстоятельство, что человек перемещает сильные отношения  трансакций таким образом, чтобы играть инициирующую  роль, чем отвечающую. Ребенок играет с куклами. Трансформация пассивного в активное. Идентификация — отождествление себя с другим человеком или группой людей. Отреагирование   или   Разрядка   —   cнятие   эмоционального   напряжения   за   счет проигрывания ситуаций, приведших к негативному эмоциональному переживанию. Сексуализация   или   Инстинктуализация   —   превращение   чего­то   негативного   в позитивное, за счёт приписывания ему сексуальной составляющей. Сублимация — перенаправление импульсов в социально приемлемую деятельность.

Обмен опытом педагога- психолога "Психологические защиты"

Обмен опытом педагога- психолога "Психологические защиты"

Обмен опытом педагога- психолога "Психологические защиты"

Обмен опытом педагога- психолога "Психологические защиты"

Обмен опытом педагога- психолога "Психологические защиты"

Обмен опытом педагога- психолога "Психологические защиты"

Обмен опытом педагога- психолога "Психологические защиты"

Обмен опытом педагога- психолога "Психологические защиты"

Обмен опытом педагога- психолога "Психологические защиты"

Обмен опытом педагога- психолога "Психологические защиты"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2017