Обновление содержания и технологий дополнительного образования и воспитания детей на примере изостудии «Весёлая палитра».

  • docx
  • 27.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Выступление на мс 15.02.23.docx

Обновление содержания и технологий дополнительного образования и воспитания детей на примере изостудии «Весёлая палитра».

(Выступление на МС 15.02.2023 г.

Представление педагогического опыта с описанием основных методов и методик, их результативность, новизна)

Пристинская О.В.

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «ДДТ» КГО СК

 

 

           Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности.

            В учреждении дополнительного образования может быть освоено большое количество развивающих технологий для использования в работе с разными группами детей, поэтому необходимо вести работу по внедрению новых методик и технологий обучения и воспитания, позволяющих совершенствовать образовательный процесс. В работе изостудии «Весёлая палитра» я широко использую современные образовательные технологии, которые развивают продуктивное мышление обучающихся, креативность, эмоциональную сферу, что сегодня особенно актуально.

            Педагог XXI века обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главных прав детей – право на доступное и качественное образование. И именно поэтому технологии, которые необходимо использовать в образовательной деятельности, должны быть направлены на формирование и развитие личности, соответствующей запросам общества, должны способствовать обеспечению достойного уровня образования и постоянному совершенствованию его качества.

              Цель педагогического опыта - теоретический обзор современных педагогических технологий в практике дополнительного образования детей и их использование в развитии творческих способностей. Моя задача, как педагога – предоставить каждому обучающемуся возможность реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал, а также создать условия для формирования личности, способной к самооценке, самоутверждению, самоконтролю. Формирование художественно- творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного метода воспитания, как художественное творчество. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны, полны желания учиться и, как известно, именно период школьной жизни отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы дети могли умело проявить свои способности, нужно организовать умелое руководство взрослых.

Как добиться высоких результатов, не утратив детской непосредственности? Как не опуститься до бездушного копирования «взрослых» образцов?

           Традиционные методы обучения и формы организации учебного процесса не способны в полной мере способствовать динамическому развитию познавательной активности обучающихся. Отсюда возникает противоречие между познавательными потребностями личности ребенка и невозможностью их полного удовлетворения за счет традиционных методов обучения. Поэтому настала необходимость существенного изменения позиции обучающегося и педагога, их общения в учебно-воспитательном процессе. В новых условиях на первый план выходит задача научить детей самостоятельно приобретать знания, применяя новые педагогические технологии, ориентированные на создание таких условий, которые дают каждому ребенку думать, открывать, размышлять, сомневаться, спорить и приходить к определенному выводу. Это способствует развитию личности ребенка, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.

              Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

- сделать занятия современным (с точки зрения использования современных технологий, технических средств);

- приблизить занятия к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;

- установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между педагогом и обучающимся;

- развивать мотивацию обучающихся и как следствие повышение качества знаний;

- расширять возможности для самостоятельной творческой деятельности обучающихся, особенно при исследовании, выполнении творческой самостоятельной работы;

- формировать навыки самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;

- развивать творческие способности обучающихся.

            Современные подходы к преподаванию изобразительного искусства предполагают актуализацию, в числе следующих направлений деятельности педагога:

- организация  художественно-творческой  деятельности обучающихся, с использованием различных художественных технологий;

- использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности обучающихся;

- формирование информационной грамотности обучающихся через активацию их языковой компетентности в области изобразительного творчества.

           Грамотное использование возможностей современных информационных технологий на занятиях  в творческом объединении способствует:

- активизации познавательной деятельности;

- повышению качественной успеваемости обучающихся;

- формированию и развитию личности, создают благоприятные условия для проявления его способностей и интересов;

- развитию навыков самообразования и самоконтроля;

- повышению уровню комфортности обучения;

- раскрепощению, созданию эмоционального настроя, что, в свою очередь, помогает развитию художественного творчества обучающихся;

- развитию творческо-информационного мышления, памяти детей, внимания, сообразительности, расширяют их общий кругозор, помогают обучающимся быстрее осваивать знания, применять их на практике, пользоваться ими в разных условиях;

- всестороннему развитию личности.

           Занятия в изостудии  должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечивать компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. И именно для занятий  я готовлю виртуальные  путешествия в мир живописи, архитектуры, скульптуры, в мир выдающихся мастеров российского и зарубежного изобразительного искусства. Использование компьютера дает возможность увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. Такие занятия воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор обучающихся, позволяют за ограниченное время дать обширный искусствоведческий материал. При этом я учитываю, что компьютер не может заменить педагога, а лишь дополняет его. Использование мультимедиа на занятиях сначала воспринимается обучающимися (особенно детьми младшего возраста) на уровне игры, постепенно я вовлекаю их в серьезную творческую работу, в которой развиваются творческие способности обучающихся.

             Учитывая живой интерес обучающихся к искусству, я стремлюсь каждое занятие строить по принципу «сотрудничества», чтобы это занятие было словно творческая мастерская художника. Дети на занятиях работают увлеченно, работы детей очень разнообразны, каждый по-своему видит и представляет картину решаемой задачи, которую потом изображает в своих работах.

             Таким образом, занятие становится более результативным, так как в его основу положено следующее:

1.     Привлекательность изучаемого материала с использованием приемов педагогической техники, повышающих интерес к изучаемой теме;

2.     Принцип сотворчества педагога и обучающегося для получения глубоких знаний, и применение полученной информации;

3.     Проведение занятий с мультимедиа выступлением;

4.     Выполнение обучающимися самостоятельной работы

           Информационно-коммуникационные технологии на занятиях я рассматриваю:

-не как цель, а как еще одно средство обучения;

-как источник дополнительной информации ;

-как способ организации самостоятельной  деятельности;

-как способ активизации творческой и познавательной деятельности обучающихся;

-как возможность интегрированного обучения .

         На занятиях я использую:

1.     Фильмы-презентации, демонстрацию сопровождаю лекцией и комментариями; в процессе просмотра дети вовлекают в процесс общения, задают вопросы, коллективно рассматривают и обсуждают произведения искусств.

2.     Слайд-фильм, идеально подходит для поэтапного рисования.

3.     Виртуальные экскурсии по музеям мира.

4.     Собственные презентации к занятиям.

5.     Видео мастер классы современных художников.

           Кроме традиционных занятий, в практике моей работы активно используются коллективные занятия с применением различных методик коллективного способа обучения – взаимообмен заданиями для отработки обучающимися практических умений выполнять различные упражнения в графике, цветоведении, народных промыслах и др.

         Работая над проблемой развития творческих способностей обучающихся на занятиях в изостудии, я убедилась в том, что значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию обучающихся, поэтому использую развивающие технологии, активизирующие деятельность обучающихся. К ним относятся игровые технологии. Игра на занятиях помогает мне быстро вовлечь всех участников в деятельность, вызывает эмоциональный настрой, что способствует установлению тесного контакта с детьми (особенно младшего возраста), располагает к активной работе. С помощью дидактических игр "В царстве теплого и холодного цвета", "Палитра красок", «В царстве королевы Нежности - белой гуашевой краски» , «Цветовой игротренинг» я учу обучающихся первого и второго года обучения эмоциональному восприятию цвета. Цвета добра и зла, радости и уныния должны быть различными. На занятиях по декоративно-прикладному творчеству первого года обучения провожу игру "Сочиняем орнамент", «Отгадай, что изображено в орнаменте» . На занятиях по теме «Силуэт» провожу игру «Узнай героя сказки», «Чей хвост, уши, нос?». На занятиях по цветоведению применяю игру "Волшебная палитра". Предлагаю обучающимся стать экспериментаторами и провести несколько исследований. Проводится эксперимент на смешение красок. Благодаря этой игре дети легко смешивают и подбирают необходимые для своих рисунков цвета, учатся различать оттенки цвета. Большой популярностью пользуются у ребят дидактические игры: "Выставка картин ", "Экзамен художника Тюбика". Разгадывая загадки или ребусы на занятиях обучающиеся закрепляют знания о живописи, графике, скульптуре, накапливают запас художественных терминов и зрительных образов, учатся любить и понимать искусство.

           С помощью музыки, поэзии, живописи я побуждаю детей к творческому мышлению о природе в рисунках. Обучающиеся четвертого-пятого года обучения выполняют работы по предложенным отрывкам из стихотворений русских поэтов, выполняют иллюстрации к своим любимым литературным произведения.

           Одним из современных методов обучения является проблемная технология, которую я использую в своей практической деятельности. Детям предлагаю определенные проблемные ситуации. На занятиях я решаю одну-две проблемы, не более. Это задачи изображения формы и цвета предметов, их освещенности, объема и положения в пространстве, а также размещения элементов рисунка на плоскости листа (композиция), овладения техниками живописи и графики, художественными материалами. Все задачи неразрывно связаны между собой. Форма имеет цвет, цвет меняется в связи с источником и интенсивностью света (солнце, луна, блеск молнии, электрическое освещение, фары автомобиля, свеча, огонек лампады), размеры и цвет предмета зависят от его положения в пространстве (дальше - ближе). И все эти представления должны воплотиться в определенных художественных средствах.

           Рефлексия: оценивание собственных успехов и достижений, умение видеть удачи своих товарищей, ценить их и учиться прогнозировать перспективу собственного развития.

           Технология «педагогики успеха» предполагает, что гораздо разумнее стремиться развивать достоинства человека, чем искоренять его недостатки; обучающийся, ориентированный на достижение успеха, имеет больше шансов полноценном развитии, чем ребёнок, ориентированный на избегание неудачи.

            Я убедилась, что регулярное использование современных образовательных технологий на занятиях изобразительного искусства способствует развитию творческих способностей обучающихся и дает высокие результаты: 

- повышает активность обучающихся на занятиях;

-способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;

- помогает развитию познавательной деятельности обучающихся и интереса к ИЗО;

- развивает у обучающихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.

           Применение современных образовательных технологий позволяет мне:

-  наполнить занятия новым содержанием;

- развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность ;                

- формировать элементы информационной культуры;

- поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;

- развивать мотивацию обучающихся и как следствие повышение качества знаний;

- расширять возможности для самостоятельной творческой деятельности обучающихся;

- формировать навыки самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок; развитие творческих способностей обучающихся.

           В своей работе использую возможности сайтов:

·         Коллекция «Мировая художественная культура» Российского общеобразовательного порталаhttp//artclassic.edu.ru

·         Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала http://music.edu.ru

·         Электронный каталог учебных изданий http:www.ndce.ru

·         Всероссийский Интернет-педсовет http://pedsovet.alledu.ru/

·         Проектная работа http://home.re//ine.ru/~ab/school875/iso.htm

·         Музеи России http://www.musem.ru/

·         Эрмитаж http://www.hermitage.ru/

·         Третьяковская галерея http://www.tretyakov.ru/

Зарегистрирована на сайтах «Страна мастеров», а так же на многих педагогических сообществах и сайтах современных успешных художников, что значительно помогает мне в работе.

     

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru