СОВРЕМЕННАЯ ЕДИНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РФ -ГАРАНТИЯ РАВЕНСТВА РЕСУРСОВ,УСЛОВИЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ
1/Единые стандарты образовательного пространства страны
2/Единые подходы к формированию содержания образования, воспитания детей и молодежи
3/Единая система мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций
СТАНДАРТ ООО НАПРАВЛЕН НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
•формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
•единства образовательного пространства Российской Федерации; …
•доступности и равных возможностей получения качественного основного общего образования; •преемственности основных образовательных программ НОО, ООО, СОО и СПО;
•вариативности содержания основных образовательных программ ООО, возможности формирования основных образовательных программ основного общего образования различного уровня сложности и направленности;
СТАНДАРТ ООО НАПРАВЛЕН НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
•государственных гарантий качества основного общего образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ ООО и результатам их освоения, включающим функциональную грамотность обучающихся;
•единства учебной и воспитательной деятельности, реализуемой совместно с семьей;
•личностного развития, воспитания обучающихся, в том числе патриотического, духовно-нравственного, физического, трудового, экологического, эстетического и сохранения их здоровья;
Стандарт включает в себя требования:
к структуре основных образовательных программ основного общего образования, в том числе к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений и их объему;
к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования; к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
При оценивании метапредметных результатов освоения обучающимися ООП ООО должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.
Оценка личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования не является предметом промежуточной и итоговой аттестации.
Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования
Основная образовательная программа ООО комплекс основных характеристик основного общего образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде
- учебных планов,
- календарного учебного графика,
- рабочих программ учебных предметов…,
- курсов внеурочной деятельности,
- программ воспитания и развития универсальных учебных действий,
- системы оценки достижений обучающихся,
- методических и оценочных материалов.
• Основная образовательная программа ООО содержит обязательную часть (70%) и часть (30%), формируемую участниками образовательных отношений за счет включения в учебные планы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по выбору родителей обучающихся из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
• Основные образовательные программы ООО реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, через урочную и внеурочную деятельность
• Организация, осуществляющая образовательную деятельность, разрабатывает основную образовательную программу ООО в соответствии со Стандартом и с учетом примерных основных образовательных программ основного общего образования
Содержательный раздел определяет содержание основного общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов:
•программы учебных предметов, курсов, дисциплин, в том числе интегрированных программ, курсов внеурочной деятельности (рабочие программы);
•программу развития универсальных учебных действий;
•программу воспитания;
•программу коррекционной работы
Рабочие программы учебных предметов, курсов должны включать:
1) содержание учебного предмета, курса, модуля…
2) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, дисциплины;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей формируются с учетом рабочей программы воспитания
Обновленные ФГОС
Приводят Стандарты в соответствие Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»
Устанавливают вариативность сроков реализации программ (не только в сторону увеличения, но и в сторону сокращения)
Детализируют условия реализации образовательных программ
Систематизируют и конкретизируют требования к результатам
Оптимизируют требования к основной образовательной программе и рабочей программе
Требования к результатам
Перечисленные во ФГОС НОО предметные результаты включают:
• типы и объем высказываний;
• объем текстов для аудирования и чтения;
• типы текстов при аудировании и чтении; • чтение несплошных текстов (таблиц);
• типы и объем письменных высказываний;
Помимо языковых и социокультурных аспектов, включены умения работы с доступной информацией и электронными ресурсами, умения проектной деятельности, умения применять ИКТ.
Сходную структуру планируемых предметных результатов предлагает и ФГОС ООО. Ранее эти результаты определялись ПООП.
С введением новых ФГОС НОО и ФГОС ООО работа по обновлению содержания не закончилась
Обновление содержания
1. Утверждены Примерные рабочие программы по предметам для 2-4 и для 5-9 классов
2. Готовится уточнение планируемых предметных результатов ФГОС С(П)ОО
3. Заканчивается разработка Примерной программы по иностранному языку для вузов – для педагогических специальностей.
В этой программе содержание обучения будет обновлено в соответствии с возможностями нашего времени.
Одна из задач этих документов – обеспечить единство образовательного пространства, усилить преемственность результатов обучения, обеспечить возможность максимально «бесшовного» перехода из школы в школу детям, чьи родители часто меняют место жительства, сделать работу учителя удобнее.
Преемственность патриотическое воспитание:
• осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
• ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
• уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
Преемственностьгражданское воспитание:
• готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
• активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; • неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
• понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
• представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
• готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
• готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).
ПреемственностьГражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине – России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
познавательные УУД базовые логические действия(8 позиций) :
• выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
• устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
• с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
• предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
• выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
• выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
• делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
• самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев);
овладение познавательными универсальными учебными действиями: • базовые логические действия (6 позиций):
• сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
• объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
• определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
• находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
• выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
• устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
овладение регулятивными универсальными учебными действиями:
1/самоорганизация
2/ самоконтроль
3) эмоциональный интеллект:
• различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
• выявлять и анализировать причины эмоций
• ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого
• регулировать способ выражения эмоций
4) принятие себя и других:
• осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
• признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
• принимать себя и других, не осуждая;
• открытость себе и другим;
• осознавать невозможность контролировать всё вокруг
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования
ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и в реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение на следующем уровне общего образования
Особенности требований к результатам освоения предмета «Иностранный язык»
12 требований к результатам, конкретизирующие все виды речевой деятельности обучающегося: говорение, аудирование, смысловое чтение, письменную речь, фонетические, орфографические и пунктуационные навыки .
Введение требований по количественным нормативам результатов реализации программы: «употребление в устной и письменной речи не менее 1350 изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише)»
Корреляция формулировок требований к предметным результатам с формулировками метапредметных и личностных результатов.
КОРРЕЛЯЦИЯ ФОРМУЛИРОВОК
Предметные
сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции в рамках изученной тематики.
Метапредметные
(познавательные УУД - базовые логические действия)
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
КОРРЕЛЯЦИЯ ФОРМУЛИРОВОК
-Предметные
(смысловое чтение)
читать про себя несплошные тексты (таблицы, диаграммы) и понимать представленную в них информацию; обобщать и оценивать полученную при чтении информацию;
-Метапредметные
(познавательные УУД –работа с информацией)
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
КОРРЕЛЯЦИЯ ФОРМУЛИРОВОК
Предметные
(социокультурные знания и умения)
обладать базовыми знаниями о социокультурном портрете и культурном наследии родной страны и страны/стран изучаемого языка;
уметь представлять Россию и страну/страны изучаемого языка;
Личностные
(патриотическое воспитание)
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образованияориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и в реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение на следующем уровне общего образования и должны обеспечивать:
1) овладение основными видами речевой деятельности: говорение, аудирование, смысловое чтение, письменная речь;
2) овладение фонетическими навыками; владеть правилами чтения; орфографическими и пунктуационными навыками;
3) знание и понимание основных значений изученных лексических единиц, основных способов словообразования и особенностей структуры простых и сложных предложений и различных коммуникативных типов предложений изучаемого иностранного языка; овладение выявлением признаков изученных грамматических и лексических явлений по заданным существенным основаниям; овладение логическими операциями по установлению существенного признака классификации, основания для сравнения, а также родовидовых отношений, по группировке понятий по содержанию; овладение осуществлением дедуктивных и индуктивных умозаключений, в том числе умозаключений по аналогии в отношении грамматики изучаемого языка;
4) овладение навыками употребления в устной и письменной речи не менее 1350 изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), включая 500 лексических единиц, освоенных в начальной школе, образования родственных слов с использованием аффиксации, словосложения, конверсии;
5) овладение навыками распознавания и употребления в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций;
6) овладение социокультурными знаниями и умениями: знать/понимать речевые различия в ситуациях официального и неофициального общения и использовать лексико-грамматические средства с учетом этих различий; знать/понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную тематическую фоновую лексику и реалии страны/стран изучаемого языка (основные национальные праздники, проведение досуга, система образования, этикетные особенности посещения гостей, традиции в питании); иметь элементарные представления о различных вариантах изучаемого иностранного языка; иметь базовые знания о социокультурном портрете и культурном наследии родной страны и страны/стран изучаемого языка; представлять родную страну и культуру на иностранном языке; проявлять уважение к иной культуре и к разнообразию культур, соблюдать нормы вежливости в межкультурном общении; оказывать помощь зарубежным гостям в ситуациях повседневного общения;
7) овладение компенсаторными умениями: использовать при говорении переспрос; при говорении и письме – перифраз/толкование, синонимические средства, описание предмета вместо его названия; при чтении и аудировании – языковую, в том числе контекстуальную догадку;
8) развитие умения классифицировать по разным признакам названия предметов и явлений в рамках изученной тематики;
9) развитие умения сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции в рамках изученной тематики;
10) формирование умения рассматривать несколько вариантов решения коммуникативной задачи в продуктивных видах речевой деятельности;
11) формирование умения прогнозировать трудности, которые могут возникнуть при решении коммуникативной задачи во всех видах речевой деятельности;
12) приобретение опыта практической деятельности в повседневной жизни:
• участвовать в учебно-исследовательской, проектной деятельности предметного и межпредметного характера с использованием иноязычных материалов и применением ИКТ; соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной̆жизни и при работе в сети Интернет; использовать иноязычные словари и справочники, в том числе электронные;
• знакомить представителей других стран с культурой родной страны и традициями народов России;
• достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.
Концентрическое построение
• Моя семья. Мои друзья. Внешность. Семейные праздники (день рождения, Новый год).
• Свободное время современного подростка. Досуг и увлечения (чтение, кино, спорт; игры, посещение парков развлечений). Переписка с зарубежными сверстниками.
• Здоровый образ жизни. Режим дня. Здоровое питание.
• Школа. Школьная жизнь, школьная форма, изучаемые предметы. Каникулы.
• Окружающий мир. Погода. Дикие и домашние животные. Транспорт.
• Родная страна и страна/страны изучаемого языка. Страны, столицы. Культурные особенности (национальные праздники, традиции).
• Выдающиеся люди родной страны и страны/стран изучаемого языка. Писатели.
• Выдающиеся люди родной страны и страны/стран изучаемого языка. Ученые, писатели, поэты.
• Выдающиеся люди родной страны и страны/стран изучаемого языка. Ученые, писатели, поэты, спортсмены.
• Выдающиеся люди родной страны и страны/стран изучаемого языка. Ученые, писатели, поэты, художники, музыканты, спортсмены.
• Выдающиеся люди родной страны и страны/стран изучаемого языка. Государственные деятели, ученые, писатели, поэты, художники, музыканты, спортсмены - их вклад в науку и мировую культуру
Смысловое чтение (5 КЛАСС)
читать про себя и понимать с использованием языковой, в том числе контекстуальной догадки и игнорированием незнакомых слов, не препятствующих решению коммуникативной задачи, несложные адаптированные аутентичные тексты разного вида, жанра и стиля с разной глубиной проникновения в их содержание:
-с пониманием основного содержания (определять основную тему, выделять главные факты и события, опуская второстепенные),
- с пониманием запрашиваемой информации);
Смысловое чтение (6 КЛАСС)
читать про себя и понимать с использованием языковой, в том числе контекстуальной догадки и игнорированием незнакомых слов, не препятствующих решению коммуникативной задачи, адаптированные аутентичные тексты разного вида, жанра и стиля с различной глубиной проникновения в их содержание:
- с пониманием основного содержания (в том числе, определять тему текста по заголовку),
- с пониманием запрашиваемой информации;
Смысловое чтение (7 КЛАСС)
читать про себя и понимать с использованием языковой, в том числе контекстуальной догадки и игнорированием незнакомых слов, не препятствующих решению коммуникативной задачи, несложные аутентичные тексты разного вида, жанра и стиля с разной глубиной проникновения в их содержание:
• с пониманием основного содержания (в том числе, определять последовательность главных фактов/событий),
• с пониманием нужной/запрашиваемой информации, с полным и точным пониманием информации, представленной в тексте в эксплицитной (явной) форме;
Смысловое чтение (8 КЛАСС)
читать про себя и понимать с использованием языковой, в том числе контекстуальной догадки и игнорированием незнакомых слов и неизученных языковых явлений, не препятствующих решению коммуникативной задачи, несложные аутентичные тексты разного вида, жанра и стиля, с разной глубиной проникновения в их содержание:
• с пониманием основного содержания,
• с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации (в том числе с пониманием структурно-смысловых связей),
• с полным пониманием содержания;
Смысловое чтение (9 КЛАСС)
читать про себя и понимать с использованием языковой, в том числе контекстуальной догадки и игнорированием незнакомых слов и неизученных языковых явлений, не препятствующих решению коммуникативной задачи, несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей, с разной глубиной проникновения в их содержание:
• с пониманием основного содержания,
• с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации,
• с полным пониманием содержания;
• -обобщать и оценивать полученную информацию
Научно-методическое сопровождение ФГОС: конструктор рабочих программ
Единая схема для программ.
Примерная рабочая программа основного общего образования.
Пояснительная записка, включающая: цели обучения, общая характеристика предмета , место предмета в учебном плане
Планируемые результаты освоения примерной рабочей программы: - личностные; - метапредметные; - предметные (по годам обучения). Личностные и метапредметные результаты раскрываются на основе обновленного ФГОС ООО с учетом специфики предмета.
3. Содержание учебных предметов по годам обучения.
4. Тематическое планирование:
-Тематические блоки
- Основное содержание
-Основные виды деятельности обучающихся
Как использовать примерную рабочую программу - Конструктор рабочих программ
Адрес: https://edsoo.ru/constructor/
«Конструктор рабочих программ» – удобный бесплатный онлайн-сервис для быстрого создания рабочих программ по учебным предметам.
«Конструктором рабочих программ» смогут пользоваться учителя 1-4 и 5-9 классов, завучи, руководители образовательных организаций, родители (законные представители) обучающихся.
Примерные рабочие программы одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.
Примерные рабочие программы:
обеспечивают соответствие содержания обучения федеральным государственным образовательным стандартам и КЭС
• конкретизируют содержание обучения по годам обучения, от тем до языкового содержания,
• содержит готовое тематическое планирование, в котором количество часов на тему можно менять на усмотрение учителя
Конструктор рабочих программ на сайте https://edsoo.ru/constructor/ позволяет учителю значительно сократить время на создание рабочей программы и при этом учесть всю инвариантную часть программы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.