Обновленные ФГОС
1/Приводят Стандарты в соответствие Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»
2/Устанавливают вариативность сроков реализации программ (не только в сторону увеличения, но и в сторону сокращения)
3/Детализируют условия реализации образовательных программ
4/Систематизируют и конкретизируют требования к результатам
5/Оптимизируют требования к основной образовательной программе и рабочей программе
Стандарт включает в себя требования:
к структуре основных образовательных программ основного общего образования, в том числе к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений и их объему;
к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования; к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Содержательный раздел определяет содержание основного общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов:
•программы учебных предметов, курсов, дисциплин, в том числе интегрированных программ, курсов внеурочной деятельности (рабочие программы);
•программу развития универсальных учебных действий;
•программу воспитания;
•программу коррекционной работы
Рабочие программы учебных предметов, курсов должны включать:
содержание учебного предмета, курса, модуля…
2) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, дисциплины;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей формируются с учетом рабочей программы воспитания
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования
ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и в реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение на следующем уровне общего образования
Особенности требований к результатам освоения предмета «Иностранный язык»
12 требований к результатам, конкретизирующие все виды речевой деятельности обучающегося: говорение, аудирование, смысловое чтение, письменную речь, фонетические, орфографические и пунктуационные навыки .
Введение требований по количественным нормативам результатов реализации программы: «употребление в устной и письменной речи не менее 1350 изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише)»
Корреляция формулировок требований к предметным результатам с формулировками метапредметных и личностных результатов.
КОРРЕЛЯЦИЯ ФОРМУЛИРОВОК
Предметные
сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции в рамках изученной тематики.
Метапредметные
(познавательные УУД - базовые логические действия)
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
КОРРЕЛЯЦИЯ ФОРМУЛИРОВОК
-Предметные
(смысловое чтение)
читать про себя несплошные тексты (таблицы, диаграммы) и понимать представленную в них информацию; обобщать и оценивать полученную при чтении информацию;
-Метапредметные
(познавательные УУД –работа с информацией)
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
КОРРЕЛЯЦИЯ ФОРМУЛИРОВОК
Предметные
(социокультурные знания и умения)
обладать базовыми знаниями о социокультурном портрете и культурном наследии родной страны и страны/стран изучаемого языка;
уметь представлять Россию и страну/страны изучаемого языка;
Личностные
(патриотическое воспитание)
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образованияориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и в реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение на следующем уровне общего образования и должны обеспечивать:
овладение основными видами речевой деятельности: говорение, аудирование, смысловое чтение, письменная речь;
2) овладение фонетическими навыками; владеть правилами чтения; орфографическими и пунктуационными навыками;
3) знание и понимание основных значений изученных лексических единиц, основных способов словообразования и особенностей структуры простых и сложных предложений и различных коммуникативных типов предложений изучаемого иностранного языка; овладение выявлением признаков изученных грамматических и лексических явлений по заданным существенным основаниям; овладение логическими операциями по установлению существенного признака классификации, основания для сравнения, а также родовидовых отношений, по группировке понятий по содержанию; овладение осуществлением дедуктивных и индуктивных умозаключений, в том числе умозаключений по аналогии в отношении грамматики изучаемого языка;
4) овладение навыками употребления в устной и письменной речи не менее 1350 изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), включая 500 лексических единиц, освоенных в начальной школе, образования родственных слов с использованием аффиксации, словосложения, конверсии;
5) овладение навыками распознавания и употребления в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций;
6) овладение социокультурными знаниями и умениями: знать/понимать речевые различия в ситуациях официального и неофициального общения и использовать лексико-грамматические средства с учетом этих различий; знать/понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную тематическую фоновую лексику и реалии страны/стран изучаемого языка (основные национальные праздники, проведение досуга, система образования, этикетные особенности посещения гостей, традиции в питании); иметь элементарные представления о различных вариантах изучаемого иностранного языка; иметь базовые знания о социокультурном портрете и культурном наследии родной страны и страны/стран изучаемого языка; представлять родную страну и культуру на иностранном языке; проявлять уважение к иной культуре и к разнообразию культур, соблюдать нормы вежливости в межкультурном общении; оказывать помощь зарубежным гостям в ситуациях повседневного общения;
7) овладение компенсаторными умениями: использовать при говорении переспрос; при говорении и письме – перифраз/толкование, синонимические средства, описание предмета вместо его названия; при чтении и аудировании – языковую, в том числе контекстуальную догадку;
8) развитие умения классифицировать по разным признакам названия предметов и явлений в рамках изученной тематики;
9) развитие умения сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции в рамках изученной тематики;
10) формирование умения рассматривать несколько вариантов решения коммуникативной задачи в продуктивных видах речевой деятельности;
11) формирование умения прогнозировать трудности, которые могут возникнуть при решении коммуникативной задачи во всех видах речевой деятельности;
12) приобретение опыта практической деятельности в повседневной жизни:
• участвовать в учебно-исследовательской, проектной деятельности предметного и межпредметного характера с использованием иноязычных материалов и применением ИКТ; соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной̆жизни и при работе в сети Интернет; использовать иноязычные словари и справочники, в том числе электронные;
• знакомить представителей других стран с культурой родной страны и традициями народов России;
• достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.
Концентрическое построение
• Моя семья. Мои друзья. Внешность. Семейные праздники (день рождения, Новый год).
• Свободное время современного подростка. Досуг и увлечения (чтение, кино, спорт; игры, посещение парков развлечений). Переписка с зарубежными сверстниками.
• Здоровый образ жизни. Режим дня. Здоровое питание.
• Школа. Школьная жизнь, школьная форма, изучаемые предметы. Каникулы.
• Окружающий мир. Погода. Дикие и домашние животные. Транспорт.
• Родная страна и страна/страны изучаемого языка. Страны, столицы. Культурные особенности (национальные праздники, традиции).
• Выдающиеся люди родной страны и страны/стран изучаемого языка. Писатели.
• Выдающиеся люди родной страны и страны/стран изучаемого языка. Ученые, писатели, поэты.
• Выдающиеся люди родной страны и страны/стран изучаемого языка. Ученые, писатели, поэты, спортсмены.
• Выдающиеся люди родной страны и страны/стран изучаемого языка. Ученые, писатели, поэты, художники, музыканты, спортсмены.
• Выдающиеся люди родной страны и страны/стран изучаемого языка. Государственные деятели, ученые, писатели, поэты, художники, музыканты, спортсмены - их вклад в науку и мировую культуру
Смысловое чтение (5 КЛАСС)
читать про себя и понимать с использованием языковой, в том числе контекстуальной догадки и игнорированием незнакомых слов, не препятствующих решению коммуникативной задачи, несложные адаптированные аутентичные тексты разного вида, жанра и стиля с разной глубиной проникновения в их содержание:
-с пониманием основного содержания (определять основную тему, выделять главные факты и события, опуская второстепенные)
- с пониманием запрашиваемой информации)
Смысловое чтение (6 КЛАСС)
читать про себя и понимать с использованием языковой, в том числе контекстуальной догадки и игнорированием незнакомых слов, не препятствующих решению коммуникативной задачи, адаптированные аутентичные тексты разного вида, жанра и стиля с различной глубиной проникновения в их содержание:
- с пониманием основного содержания (в том числе, определять тему текста по заголовку)
- с пониманием запрашиваемой информации
Смысловое чтение (7 КЛАСС)
читать про себя и понимать с использованием языковой, в том числе контекстуальной догадки и игнорированием незнакомых слов, не препятствующих решению коммуникативной задачи, несложные аутентичные тексты разного вида, жанра и стиля с разной глубиной проникновения в их содержание:
• с пониманием основного содержания (в том числе, определять последовательность главных фактов/событий)
• с пониманием нужной/запрашиваемой информации, с полным и точным пониманием информации, представленной в тексте в эксплицитной (явной) форме
Смысловое чтение (8 КЛАСС)
читать про себя и понимать с использованием языковой, в том числе контекстуальной догадки и игнорированием незнакомых слов и неизученных языковых явлений, не препятствующих решению коммуникативной задачи, несложные аутентичные тексты разного вида, жанра и стиля, с разной глубиной проникновения в их содержание:
• с пониманием основного содержания,
• с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации (в том числе с пониманием структурно-смысловых связей),
• с полным пониманием содержания;
• с пониманием нужной/запрашиваемой информации, с полным и точным пониманием информации, представленной в тексте в эксплицитной (явной) форме
Смысловое чтение (9 КЛАСС)
читать про себя и понимать с использованием языковой, в том числе контекстуальной догадки и игнорированием незнакомых слов и неизученных языковых явлений, не препятствующих решению коммуникативной задачи, несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей, с разной глубиной проникновения в их содержание:
• с пониманием основного содержания,
• с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации,
• с полным пониманием содержания;
• обобщать и оценивать полученную информацию
Научно-методическое сопровождение ФГОС: конструктор рабочих программ
Единая схема для программ.
Примерная рабочая программа основного общего образования.
Пояснительная записка, включающая: цели обучения, общая характеристика предмета , место предмета в учебном плане
Планируемые результаты освоения примерной рабочей программы:
- личностные;
- метапредметные;
- предметные (по годам обучения). Личностные и метапредметные результаты раскрываются на основе обновленного ФГОС ООО с учетом специфики предмета.
3. Содержание учебных предметов по годам обучения.
4. Тематическое планирование:
-Тематические блоки
- Основное содержание
-Основные виды деятельности обучающихся
Как использовать примерную рабочую программу - Конструктор рабочих программ
Адрес: https://edsoo.ru/constructor/
«Конструктор рабочих программ» – удобный бесплатный онлайн-сервис для быстрого создания рабочих программ по учебным предметам.
«Конструктором рабочих программ» смогут пользоваться учителя 1-4 и 5-9 классов, завучи, руководители образовательных организаций, родители (законные представители) обучающихся.
Примерные рабочие программы одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.
Примерные рабочие программы:
обеспечивают соответствие содержания обучения федеральным государственным образовательным стандартам и КЭС
• конкретизируют содержание обучения по годам обучения, от тем до языкового содержания
• содержит готовое тематическое планирование, в котором количество часов на тему можно менять на усмотрение учителя
Конструктор рабочих программ на сайте https://edsoo.ru/constructor/ позволяет учителю значительно сократить время на создание рабочей программы и при этом учесть всю инвариантную часть программы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.