ОБНОВЛЕННЫЙ ФГОС НОО:
СОДЕРЖАНИЕ,
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Вопросы реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов – актуальная тема для педагогических коллективов образовательных учреждений, позволяющая решить задачу повышения доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям педагогов и обучающихся. ФГОС – это свод правил для всех образовательных учреждений по всей России: от сельской школы до МГУ, который обеспечивает: - единство образовательного пространства Российской Федерации; - преемственность основных образовательных программ всех уровней образования в Российской Федерации (предполагается, что каждый ученик на предыдущем уровне обучения получает все знания, необходимые для перехода на следующий). В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ)
Стандарт включает в себя требования к:
- структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
- условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим условиям; - результатам освоения основных образовательных программ.
В основу разработки ФГОС 2021 положена целевая установка, предусматривающая переход от «догоняющей» к «опережающей» модели развития российского образования.
Главной особенностью обновленного ФГОС заявлена конкретизация требований к обучающимся, так как результаты обучения на предыдущих этапах были недостаточно детализированы. Три группы результатов сохраняются: это личностные, метапредметные и предметные. В обновленном ФГОС все виды результатов усилены и систематизированы. Усиление проявляется в конкретизации формулировок и их четкой классификации.
Научно-методологической основой для разработки требований к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, освоивших программу начального общего образования, является системнодеятельностный подход (п. 40, ФГОС НОО).
Ядром обновленного ФГОС является ориентация на признание ценности базовых знаний и на формирование личностной компетентности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.
Принципиальным отличием ФГОС НОО 2021 является ориентир на формирование функциональной грамотности.
В стандарте появилось содержание образования. Его определяют утвержденные решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию примерные рабочие программы по предметам, составляющие научно-методические сопровождение ФГОС 2021. Разработчики стандарта декларируют, что отбор содержания в обновленном формате происходил с учетом традиционного подхода и новых требований к учебно-воспитательному процессу, а также требований органов контроля к образовательным процедурам.
Обновленный ФГОС НОО определяет требования к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря новым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование. В документе закрепляется инклюзивный характер образовательной среды и содержится требование к обеспечению полноценного доступа к инфраструктуре школы детей с ограниченными возможностями здоровья.
Условия реализации обновленных ФГОС определены таким образом, чтобы полностью обеспечить участников образовательных отношений всем необходимым для достижения оговоренных результатов. Для этих целей в процессе образования необходимо:
- использование современных технологий;
- обновление содержания, методик, технологий образовательной программы; - постоянное и непрерывное развитие и обучение кадрового персонала учебных учреждений;
- информационная, методическая, научно-техническая поддержка педагогов;
- обмен опытом между образовательными учреждениями. Начальная школа закладывает фундамент всего общего образования и во многом определяет дальнейшее успешное развитие ребенка на протяжении всего обучения в школе.
Безусловно, ключевую роль здесь играет учитель начальных классов. Обновленный ФГОС НОО призван стать для него направляющим руководством для достижения новых профессиональных вершин в вопросах воспитания и обучения будущих поколений.
Обновленный ФГОС разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей:
- инновационной экономики;
- стратегии научно-технологического развития;
- ориентирован на изучение цивилизационного наследия России.
Цели обновления Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) - обеспечение единого образовательного пространства на территории Российской Федерации; - обеспечение лидирующих позиций России в области фундаментального математического образования, физики, химии, биологии, технических наук, гуманитарных и социальных наук; - повышение роли школы в воспитании молодежи как ответственных граждан России на основе традиционных российских духовно - нравственных и культурно-исторических ценностей, а также в профилактике экстремизма и радикальной идеологии; - повышение качества преподавания русского языка, литературы, отечественной истории, основ светской этики, традиционных религий; - сохранение глубины и фундаментальности отечественного образования
Что касается конкретных изменений в обновленном ФГОС НОО по сравнению со старыми: обновленный стандарт требует, чтобы содержание Основной образовательной программы было вариативным. Это значит, что школы всё больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования. Школа может обеспечить вариативность программы тремя способами. Согласно новым стандартам в школах с 1 по 9 класс будет обязательное преподавание финансовой грамотности. Она не будет выделена в отдельный предмет. В начальной школе элементы знаний по этой тематике будут интегрированы в Математику и окружающий мир.
В обновленных стандартах подробнее описывают результаты освоения программы, определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. В частности конкретизировали предметные результаты по каждому модулю ОРКСЭ.
Унифицировали требования к рабочим программам. На уровне НОО больше не нужно указывать состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности. На уровне ООО добавили общую характеристику программы. Для обоих уровней заменили подходы к формированию ООП, задачи реализации заменили на механизмы реализации программы.
Требования к рабочим программам формируются с учетом рабочей программы воспитания и содержат указание на возможность использования электронных образовательных ресурсов. Рабочие программы внеурочной деятельности дополнительно содержат форму проведения занятия
На уровне НОО конкретизировали учебные предметы и модули. В старых стандартах деление предметов и курсов по предметным областям было другим. На уровне НОО стандарт не закреплял предметы и модули.
В обновленном стандарте закрепили, что изучение родного и второго иностранного языков можно организовывать, если есть условия в школе и заявление родителей.
Уменьшили объём часов аудиторной нагрузки и объём внеурочной деятельности.
Изменили структуру содержательного раздела Основной Общеобразовательной программы. На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Ранее норм об электронных средствах обучения и дистанционных технологиях не было. Сейчас закрепили использование электронных средств обучения, дистанционных технологий. Если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, нужно обеспечить их индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам на территории школы и за ее пределами.
Закрепили возможность и правила деления учеников на группы. Теперь образовательную деятельность можно реализовывать в группах по-разному, в том числе с углубленным изучением отдельных предметных областей, предметов – с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, психического и физического здоровья, пола, общественных и профессиональных целей детей.
Ввели новые требования к форме учебных пособий. Теперь, если обеспечиваете каждого ученика учебным пособием, надо предоставить его в печатной форме. Дополнительно можно предоставить электронную версию
Изменили требования к рабочей программе воспитания. Теперь она может, но не обязана включать модули. Главное – описать четыре обязательных раздела. При разработке новых рабочих программ воспитания сначала ориентируйтесь на ФГОС, а затем на примерные программы воспитания и методические рекомендации к ним.
Из ФГОС НОО убрали нормы об учениках с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), так как для них действуют отдельные стандарты.
Исключили норму, по которой педагоги должны повышать квалификацию не реже, чем раз в три года. В Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог вправе проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Как часто он должен это делать, теперь не указано. Оставьте в планах повышения квалификации обучение педагогов раз в три года. Такое право работникам дает Закон об образовании. Если работники будут обучаться реже, могут возникнуть вопросы.
Обновленные стандарты должны обеспечить единство образовательного пространства России; вариативность содержания образовательных программ; применение методик обучения, направленных на формирование гармоничного физического и психического развития, а также на сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств, необходимых для решения повседневных и нетиповых задач для адекватной ориентации в окружающем мире; благоприятные условия воспитания и обучения; единство учебной и воспитательной деятельности; формирование культуры непрерывного образования и саморазвития на протяжении всей жизни;
Разумное и безопасное использование цифровых технологий; формирование российской гражданской идентичности; личностное развитие обучающихся, в том числе гражданское, патриотическое, духовно -нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание; формирование у школьников системных знаний о месте РФ в мире, а также о её исторической роли, территориальной целостности, культурном и технологическом развитии, вкладе в мировое научное наследие и формирование представлений о современной России.
Обновленный стандарт устанавливает, что реализовывать его должны квалифицированные педагогические работники, которые отвечают требованиям профстандарта.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.