Обобщающе-повторительный урок по истории на тему "Брежневская эпоха-время застоя"
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
10 кл
18.11.2018
Разработка урока по ФГОС, работа со стихами Е.Евтушенко, песней Высоцкого как живых свидетелей той эпохи. Рассматриваются все основные блоки урока, закрепление в виде тестового задания. В конспекте выделены планируемые результаты/личностный, метапредметный, предметный/, представлены УМК, дополнительная литература для подготовки к уроку.
УРОК 2018.docx
Открытый урок по истории России
на тему: «Брежневское время – эпоха застоя».
История России. 6 10 классы: рабочая программа / И.Л. Андреев, О.В. Волобуев, Л.М. Ляшенко и др. М.: Дрофа, 2017. ( использован вариант программы,
предусматривающий изучение истории России в количестве 70 часов (3 часа в неделю).
Учебник «История России. Начало XХ — начало XXI века» (авторы: О. В. Волобуев, С. П. Карпачёв,П. Н. Романов) издательства «Дрофа».
Цель:
Обобщить знания по историческому периоду «развитого социализма».
Задачи:
1. Показать, что общественная атмосфера того времени была противоречива, неоднозначна.
2. Дать возможность учащимся на основе предварительной исследовательской работы сделать объективные самостоятельные выводы.
3. Способствовать воспитанию бережного отношения и уважения к истории Отечества.
Оборудование: портрет Л. Брежнева, стихи неизвестных авторов, стихи Е. Евтушенко, сообщения учащихся о Брежневе и о детских и молодежных
организациях, проектор, компьютер.
Эпиграф урока: Достойно, главное достойно
Любые встретить времена,
Когда эпоха то застойна,
То взбаламучена до дна.
И если всё переломалось,
Как невозможно предрешить,
Скажи себе такую малость:
«И это надо пережить…»
Планируемые результаты:
личностный результат – воспитание у учащихся интереса к истории России, приобретать опыт эмоциональноценностного отношения к событиям
прошлого.
метапредметный результат –готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и
социальном окружении предметный результат – развитие умений проводить поиск информации в стихотворных текстах, сравнивать свидетельства различных исторических
источников, выявляя в них общее и различия; давать оценку событиям и личностям отечественной истории.
Тип учебного занятия: повторительнообобщающий урок
План урока:
1. Личность Л. И. Брежнева.
2. Уровень жизни народа.
3. Общественная атмосфера.
Название этапа
Организационный
/3 минуты/
Деятельность учителя
Вступительное слово учителя.
На протяжении предыдущих уроков мы с вами
рассматривали историю нашей
страны
послевоенного периода, когда руководителями
СССР были И. Сталин, Н. Хрущев, Л. Брежнев.
Каждый из них внес свой вклад в развитие нашего
государства, плохой или хороший вопрос
спорный, в руководстве каждого можно найти как
положительные, так и отрицательные моменты.
Хотелось бы остановиться на последнем из них
подробнее – это Л. И. Брежнев.
Сегодня мы постараемся обобщить знания
по периоду руководства страной Л. Брежневым,
вспомним противоречивость и неоднозначность
того времени, постараемся сделать объективные
выводы через воспоминания, стихи той эпохи.
Деятельность ученика
Ученики внимательно слушают учителя
Информационный
1. Учащийся: Учитель: Ребята, давайте обратимся к творчеству
Евгения Евтушенко и попытаемся услышать в его
стихах характеристики той эпохи
(выступление с исторической справкой о личности Л. И.
Брежнева).
2. Учащийся
:
А) Сообщение о социальной политике в СССР середины 1960х
начала 1980х гг.
3.Учащийся: (чтение наизусть)
Евгений Евтушенко.
Нехватки.
Двужильность в народе.
Двужильность во мне.
Шатает, но сила не тает.
На горе и счастье я рос на войне
В стране, где всего не хватает.
Бессмысленно очередь жалась чуть свет
К пустой продуктовой палатке,
Вздыхая, почёсывал голову дед:
«Где схватки с врагом, там нехватки…»
Бинтов не хватало тогда на войне,
Сапог, самолетов, тротила,
Но всё же материи красной вполне
На флаг над Берлином хватило.
Теперь побогаче пошли времена –
В России никто не голодный,
Теперь подавай апельсинов, джерси –
Всё чертова прорва глотает,
И стонут хозяйственники на Руси:
«Проклятье, всего не хватает!»
Заплатки у нас на штанах, на шоссе,
И бродят как будто солдатки, По Волге, Печоре, Уралу, Шексне
Нехватки, нехватки, нехватки.
За нашей спиною пространств немота,
У нас перед лицами – вьюга,
Но нету нехватки у нас никогда
В последней рубахе для друга.
Такая страна. Мне не надо другой.
Я болью её не торгую.
Была б она сытой и жадной каргой,
Её не любил бы такую.
В ней лиха с лихвой.
Принимаю лихву.
В ней медленно, трудно светает,
Но слов не хватает сказать, как люблю
Страну, где всего не хватает.
4.Учащийся: (выразительное чтение)
Евгений Евтушенко
Нервы взрослых.
Обалденье подкашивает людей
От галденья магазинных, автобусных,
Прочих очередей.
Добывание ордеров и путевок,
Бесчисленных справок, сапог на меху –
Это как добиванье
Самих же себя на бегу.
Чтоб одеться красиво,
Надо быть начеку.
Надо хищно, крысино
Урывать по клочку
На колготки из Бельгии,
На румынскую брошь 10 минут
Наши женщины бедные
Чуть не с криком: «Даёшь!»
О закрута, замота,
От хрустенья хребта
Чтото в душах замолкло,
Жабы прут изо рта.
Горький воздух собесов
И нотариальных контор
Пробуждает в нас бесов,
Учиняющих ор.
Не по адресу жажда мести,
Не по адресу мат спьяна
Плюнуть в ближнего легче,
Если не доплюнуть до тех,
Чья вина.
Учитель: «А сейчас поговорим об Общественной
атмосфере того времени, обратимся к
видеоинтервью «Что младшие школьники знают о
пионерском галстуке, октябрьской звездочке?»
.
!!! учащиеся включаются в обсуждение
Учащийся: Историческая справка.
Октябрята – младшие школьники – получили своё имя в честь
Октябрьской революции. Носили значок – звездочку с портретом
Володи Ульянова.
Пионер – от слова «первый». В пионерской организации
состояли школьники от 10 до 14 лет. Объединялись в отряды,
дружины. Имели свои атрибуты: галстук, барабан, горн.
Проводили много полезных дел: забота о младших, о
престарелых, ветеранах, сбор макулатуры, металлолома и так
далее.
Комсомол – коммунистический союз молодежи. В 1924 г.
получил имя ленинского – ВЛКСМ. Организация объединяла
молодежь в возрасте от 14 до 28 лет. За трудовую доблесть и
боевые подвиги комсомол награжден шестью орденами СССР Что же есть лицо, а что маска того времени, о
котором мы ведем сегодня рассказ. Для
сегодняшних учеников слова пионер, комсомол,
партии – это эхо минувших дней, это история.
Для тех, чьи детство и юность выпали на 1960
1980е гг., это жизнь. И связана она была с
пионерией и комсомолом. Плохо это или хорошо?
Какую роль играли эти детские и далеко не
детские организации?
Учащийся: (чтение наизусть)
Идеи правые, родные,
Зачем пускаться нам в обман,
Зачем вам косы приплетные
И сколько пудры и румян?
В словах мерзавцапустобрёха,
Что украшает грязь траншей,
Приукрашается эпоха,
И этим кажется страшней.
Как надоели крем и краска,
Наложенные подлецом,
И прирастающая маска
Навек становится лицом.
Ответы учеников:
6 минут
4 минуты
В то время, пелись задорные комсомольские песни, звучали
голоса детей, рапортующих съезду партии быть достойной
сменой, всё плотнее становился «железный занавес», лишив
советских людей возможности читать книги и смотреть фильмы,
слушать музыку зарубежных авторов.
Деятели культуры, которые не принимали «правил игры»,
критиковали строй и выступали с собственными суждениями,
чаще всего оказывались за пределами СССР или лишались
возможности работать с полной отдачей. Специфической чертой
того времени была так называемая «магнитофонная революция».
Записи бардовских песен и сатирических выступлений, не
поддавшихся контролю, получили широкое распространение.
Лидерами были Б. Окуджава, М. Жванецкий, А. Галич, Ю. Ким,
В. Высоцкий.
Учитель: Давайте послушаем песню Высоцкого
Аналитический блок
Возвращаясь к словам нашего эпиграфа, /2 минуты/
мы с уверенностью можем сказать, что какое бы
ни было у нас руководство, в какую эпоху мы бы
не жили, мы не должны «опускать руки», а
должны смотреть в будущее и ждать всего самого
лучшего от жизни, и стараться внести свой вклад в
развитие нашей страны.
Оценочный блок
/2 минут/
Оценка
учащемуся за выступление с исторической
справкой о личности Л. И. Брежнева
Тестирование – 8 минут
/Выставление оценок за
тест к следующему
уроку/
учащемуся за сообщение о социальной политике
в СССР середины 1960х начала 1980х гг.
Выполнение тестовой работы
1. Годы правления Брежнева а) 1962 – 1984 гг. б) 1964 1982 гг.
в) 1963 – 1984 гг.
2.Экономическую реформу в 1965 году проводил а) Суслов б)
Косыгин в) Сахаров
3. Новая Конституция появилась в а) 1974 г. б) 1975г в) 1977 г.
4. Конституция получила название
а) Конституция «развитого социализма» б) Конституция
«приближающегося коммунизма» в) Конституция
« загнивающегося капитализма»
5. Выделите главную тенденцию в области политики:
а) продолжение демократических преобразований б) углубление
демократии в) свёртывание демократических преобразований
6. Время правления Брежнева получило название в истории
а) застой б) оттепель в) кризис
7. В годы правления Брежнева отмечается рост благосостояния
людей а) да б) нет
8 Прекрасно развиваются наукоёмкие отрасли производства
( микроэлектроника, биотехнологии) а) да б) нет
9. . В годы правления Брежнева формируется «теневая
экономика» а) да б) нет
10 В стране развиваются интенсивные методы хозяйствования а)
да б) нет
11. В годы правления Брежнева начинается освоение космоса а)
да б) нет 12. В годы правления Брежнева в стране товарный голод а) да б)
нет
Рефлексия
/5 минут/
Интересен ли был для вас урок?
Учащиеся на доску наклеивают смайлики
очень
не достаточно
мне было скучно
УМК:
История России. 6 10 классы: рабочая программа / И.Л. Андреев, О.В. Волобуев, Л.М. Ляшенко и др. М.: Дрофа, 2017.
Волобуев О.В., Карпачев С.П., Клоков В.А. История России. Начало XХ — начало XXI века» 10 кл. – М.:Дрофа, 2016.
Симонова, Е. В.История России. 10 класс. Методическое пособие к учебнику О. В. Волобуева, С. П. Карпачёва, П. Н. Романова / Е. В. Симонова. — М. :
Дрофа, 2016.
Дополнительная литература
. Саплина Е.В., Сорокин В.С., Уколова И.Е. Трудные пути к демократии: Экспериментальное учебное пособие для средней школы. – М., МИРОС, 2009.
Медведев Р.А. Личность и эпоха: Политический портрет Л.И.Брежнева. – М., “Новости”, 20013
Погружение в трясину: (Анатомия застоя) /Составление и общая редакция Т.А.Ноткиной. – М., Прогресс, 2015
Обобщающе-повторительный урок по истории на тему "Брежневская эпоха-время застоя"
Обобщающе-повторительный урок по истории на тему "Брежневская эпоха-время застоя"
Обобщающе-повторительный урок по истории на тему "Брежневская эпоха-время застоя"
Обобщающе-повторительный урок по истории на тему "Брежневская эпоха-время застоя"
Обобщающе-повторительный урок по истории на тему "Брежневская эпоха-время застоя"
Обобщающе-повторительный урок по истории на тему "Брежневская эпоха-время застоя"
Обобщающе-повторительный урок по истории на тему "Брежневская эпоха-время застоя"
Обобщающе-повторительный урок по истории на тему "Брежневская эпоха-время застоя"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.