Обобщающее логопедическое занятие по теме «Антонимы» 3 класс
Оценка 4.7

Обобщающее логопедическое занятие по теме «Антонимы» 3 класс

Оценка 4.7
Презентации учебные +1
doc
русский язык +1
3 кл—4 кл
03.07.2017
Обобщающее логопедическое  занятие по теме «Антонимы» 3 класс
Обобщающее логопедическое занятие в 3 классе по теме "Антонимы" с применением ИКТ.
антонимы - 3класс.doc
Конспект логопедического занятия в 3  классе    Обобщающее занятие по теме «Антонимы» ( подгруппа ­ Коррекция нарушений чтения и письма, обусловленных ОНР IV уровня) Цель ­ обогащение, уточнение и активизация словарного запаса обучающихся путем использования антонимов в собственной речи. Задачи:  коррекционно­образовательные: применение знаний, умений и навыков в подборе антонимов к различным частям речи;  обогащение словарного запаса при использовании упражнений в подборе антонимов; расширение у обучающихся понятия антоним и антонимичный ряд;  нахождение антонимичных пар в предложениях – пословицах;         коррекционно­развивающие: обогащение и активизация словарного запаса путем использования антонимов в собственной речи, в работе с предложениями; развитие зрительного и слухового восприятия и внимания; развитие коммуникативной стороны речи; развитие общей моторики, укрепление связи «рука – глаз», улучшение работы глазных мышц; коррекционно­воспитательные: воспитание у обучающихся потребности в использовании антонимов в собственной речи;   формирование положительной мотивации обучающихся через использование игровых и занимательных упражнений;   формирование  у детей внимания к родному языку;  развитие умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; развитие психических процессов. Здоровьесберегающие:  вырабатывать умение регулировать своё физическое и психологическое состояние, создавать эмоциональный настрой, комфортную обстановку, предупреждать переутомление, снимать напряжение. Оборудование: ИД, ПК, бланки с пословицами для индивидуальной работы, «домики»  с заданием для индивидуальной работы, цветные  карандаши, картинки первоцветов для рефлексии ЭТАПЫ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ Ход   занятия    РЕШЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО­ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАЧ Мобилизующее начало урока Ход занятия 1.  Организационный момент.               Слайд 1                                   Приветствие. Настрой на занятие. ­ Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на занятие пришли гости –  посмотреть, чему мы научились за год.  Поздоровайтесь с ними и  улыбнитесь друг другу. ­ Тихо сели. Логопед. Ребята, прежде чем мы начнем занятие, нам необходимо  зарядиться энергией. Мы выполним упражнения, которые помогут  вам лучше видеть, слышать, запоминать, размышлять:     соедините ладони вместе и потрите их друг о друга. разогретыми руками быстро потрите щеки. кончиками пальцев часто, словно по барабану, постучите по  макушке. сожмите руки в расслабленный кулак и энергично, быстро  поглаживайте внешнюю и внутреннюю стороны предплечья. Дети приветствуют учителя Эмоциональный настрой. и гостей стоя Создание доброжелательной комфортной обстановки. Формирование коммуникативных УУД. Развитие внимания.   Выполняют упражнения по развитию мелкой моторики ­ Психогимнастика:  (выпрямили спинки)  Ваша спина говорит: « Я не старая, а молодая»        Ваши плечи говорят: « Мы не согнулись, а разогнулись» Постановка цели и задач занятия Ваше лицо говорит: « У меня не плохое настроение, а  Посмотрите на доску – солнышко тоже вам улыбается (расправили плечи)  хорошее»       (улыбнулись)   ­ Вот с этим хорошим настроением мы начинаем сегодня наше  занятие.  2. Формулирование  темы занятия и постановка  цели.  ­ Ребята, какие слова с противоположным значением я сейчас  произносила, когда мы делали гимнастику?  (старая – молодая,  согнулись – разогнулись, плохое – хорошее).   Слайд 2 ( 7 щёлков)      ­ Как называются эти слова?      (антонимы)                                             ­ Сформулируем тему нашего занятия….(«Антонимы»)     (тему на  доску)               ­ Сегодня мы с вами продолжим Слайд 3  путешествие по городу Антонимов. И в  каждом  задании  вы будете  закреплять свои умения правильно подбирать слова ­ антонимы к  различным частям речи, чтобы ваша речь была яркой, правильной и  выразительной. 3. Закрепление  пройденного  материала  ­ Приготовились внимательно слушать, активно работать и  правильно отвечать. Все жители города Антонимов, как и мы с вами  – разные. Хотите узнать, какими качествами они обладают? Закрепление изученного материала: составление   слов, подбор антонимов  ­ Прочитайте слова, зашифрованные в таблице. Слайд 4     Соедините в пары эти слова. Почему вы так соединили?  Логопед: «Что такое антонимы?»  Проверим. Слайд 5( 4 щёлка)   Запишите эти слова в тетради Здоровьесбережение­ создание положительного настроя на работу Называют  слова  с противоположным значением Отвечают на вопросы Развитие зрительного учителя. восприятия  Дети отвечают, что это слова антонимы. Ученики: « Слова с  противоположным  значением» Работают самостоятельно, индивидуально ­ соединяют слоги в слова, подбирают к каждому новому слову слово с противоположным Жадность , смелость, радость, трусость, щедрость, грусть значением. Дети выходят к интерактивной доске Записывают слова в тетради лость 2 ра тру 5 жад 3 дость 6 сме 1 ность щед 4 грусть рость сость ­ Что это за части речи? ( существительные)На какой вопрос   отвечают? Какие из этих качеств личности вы хотели бы иметь у  себя? У своих друзей?  ­ Докажите, что то так.  2. Слова антонимы живут в чудесном городе. Часто эти слова, как  люди,  не дружат друг с другом, стараются  спрятаться. Будьте  внимательны – уловите на слух нужный звук и назовите букву,  которая его обозначает. В чудесном городе есть две красивые улицы. Давайте узнаем их  название. Запишите на доске  3­ю букву из слова низкий, 2­ю из слова тишина,  4­ю из слова сумма, 5­ю из слова подснежник, 2­.ю из  слова пятно, 2­ ю из слова мячи. Слайд 6  щёлкать много раз)  Какое слово получилось?  (Зимняя). Догадайтесь, какое название у  Развитие внимания, мышления, памяти Отвечают на вопрос учителя – логопеда, доказывают, что перед ними имена существительные. второй улицы? (Летняя)  Название улиц записывают на доске. ­ Какие это части речи? ( прилагательные). Почему? На какие  вопросы они отвечают? 3. Продолжаем путешествовать по чудесному городу. Выберем  какую улицу?  Почему? Мы с вами пойдем по дороге. Слайд 7 Чтобы узнать какая дорога,  надо вставить пропущенные буквы.  Слайд 8 ( 3 щёлка) Дорога – длинная, у.кая, к.роткая, л.сная. Ещё 1 щёлк Убираем лишнее слово. По какой дороге мы пойдем? Слайд 9  ­Прочтите  (По длинной, узкой, лесной.) Эта дорога приведет нас к пруду. Пруд – глубокий, чистый, х.лодный, мелкий.    ­ Вставьте  пропущенные буквы, назовите лишнее слово. Слайд 10 Какой пруд мы увидим? (Глубокий, чистый, холодный) Продолжаем наше  путешествие. Перед нами переулок Пословиц. Слайд 11 долго не перключать 4.  В пословицах мало слов, но много народной мудрости. В них часто используются слова – антонимы.  Перед вами листочки с буквами. Я  предлагаю вам составить пословицы из букв, прочитав их сверху вниз. Проведём небольшое соревнование: кто быстрее прочитает  пословицу, найдёт слова – антонимы, объяснит смысл пословицы.  Т Р Л Е С Т    М И Работа  на карточках Отгадывают названия улиц, Развитие  орфографической спрятанные в  других словах. Подбирают зоркости антонимы.  Отвечают на вопрос учителя – логопеда, доказывают, что перед ними имена прилагательные.  Летнюю. Потому что сейчас лето Читают вслух слова – признаки дороги, находят лишнее слово, вставляют пропущенные буквы. Доказывают. Ученики выполняют аналогичное задание.     Слова антонимы  записывают в тетрадь. Развитее зрительного восприятия Расширение и активизация словаря детей, самоанализ, самовоспитание У Д К О Р М И Т Л Е Н Ь П О Р Т И Т Т О С О Б И Р А Е Т З И М А П О Е Д А Е Т А Р Ы Й Д Р У Г Л У Ч Ш Е Н О В Ы Х Д В У Х Р С Т Р О И Т В О Й Н А Р А З Р У Ш А Е Т ­ Какие антонимы вы нашли? Какими частями речи они являются?       А сейчас каждый из вас прочтёт свою пословицу, объяснит её смысл,  назовёт антонимы. Проверка на слайде 12 ( 4 щёлка)     Ученики объясняют смысл  пословицы. Записывают  пословицы в тетрадь,  подчёркивают антонимы. Предупреждение переутомления, снятие напряжения (регулятивные УУД,), тренировка памяти. Укрепление здоровья.          Слайд 13      Мы попали с вами на игровую площадку.  4. Игра «ДА ­  НЕТ» (хлопаем – топаем)    ­ У слов ­ антонимов  сходное значение?   (нет) ­ У слов ­ антонимов противоположное значение?   (да) ­ Слова ­ антонимы отвечают на разные вопросы?   (нет)  ­ Слова ­ антонимы отвечают на один и тот же вопрос?    (да) ­ Слова ­ антонимы являются разными частями речи?      (нет) ­  Слова ­ антонимы являются одной частью речи?      (да) ­ Все слова имеют антонимы?    (нет)     Докажите  ( назовите любой фрукт. овощ) (по ходу игры вывешиваю «узелки»  на доску)                                    ­ Улыбнитесь друг другу, вы справились, вы молодцы! Антонимы – слова с противоположным значением. Слова – антонимы являются одной частью речи. Слова – антонимы отвечают на один и тот Не все слова имеют антонимы. же вопрос. И вот мы уже на улице Физкультурной. Слайд 14 Физкультминутка Упражнения на координацию: касание кистью колена противоположной ноги при ходьбе на  месте; левую руку на пояс, правую вперёд; правую руку на пояс, левую вперёд;    Игра «ДА ­  НЕТ» (хлопаем – топаем) Физкультминутка Выполняют упражнения вместе с учителем ­ логопедом Упражнения на  координацию       левую руку за голову, правую в сторону; правую руку за голову, левую в сторону; правой рукой дотроньтесь до левого плеча; левой рукой дотроньтесь до правого локтя; левой рукой дотроньтесь до правого плеча; правой рукой дотроньтесь до левого локтя. Ленивые восьмёрки:  Вытяните вперёд руку, чуть согнутую в локте, сожмите пальцы в  кулак, большой палец поднимите вверх. Ведите рукой в воздухе  от центра влево ­ вверх против часовой стрелки, по окружности  вниз, и снова в центр. Продолжайте «рисовать»  вправо – вверх,  возвращаясь в исходную точку. Движение должно быть плавным и непрерывным. За большим пальцем следите глазами, голова  остаётся неподвижной. Повторить 3 раза каждой рукой. Развитие мелкой моторики, координации движений. Предупреждение переутомления, снятие напряжения. Создание бодрого настроения. Выполняют «воздушное рисование»  Соедините руки в замок, снова рисуем ленивую восьмёрку, и  следим взглядом за пальцами. Повторить 3раза ­  Руки опустили, успокоились, тихо сели. Логопед: Слайд 15 В избушке под елью  Гномики жили. Работать умели  И крепко дружили.    ­ Мы в коттеджном  посёлке  Гномов Слайд 16     В карточках­домиках есть окошки. В каждом из них – слово.    Каждая пара гномов живет друг под другом. Расселите гномов по  квартирам так, чтобы слова­ антонимы  оказались рядом.   Пары слов­ антонимов раскрасьте одинаковым цветом. Дети работают на карточках, заполняют карточки, раскрашивают антонимы одинаковым цветом Работают с ИД Выполняют взаимопроверку и  сверяют результат с экраном.  Самопроверка Работа на карточках. Взаимопроверка   Игра с мячом Рисунок 1 ­ Сделаем проверку:  Слайд 17 Физкультминутка. Слайд 18 Рисунок 2 Формирование познавательных и регулятивных УУД (самопроверка, взаимопроверка) Играют с мячом, называют антоним каждому слову, которое называет учитель ­ логопед Улица Физкультурная. Хочу проверить, как вы  быстро умеете  подбирать антонимы к разным частям речи.  Игра с мячом. Логопед кидает детям мяч, называя слова,  относящиеся к разным частям речи. Дети должны вернуть мяч  логопеду, назвав слово с противоположным значением. Крупный ­  мелкий вперед – назад Левый – правый быстро – медленно Звонкий – глухой много – мало Здоровый –  больной молодой – старый Твердый – мягкий спускаться –  подниматься. Жара – холод плюс – минус Чтение стихотворения.  Подбор антонимичного ряда  Громкий – тихий прямой – кривой (косой)  Молодцы! Идём дальше по городу Антонимов и попадаем на  Бульвар  Садовый Слайд 19 Логопед. Прочитайте стихотворение. Найдите слова с  противоположным значением.   слайд №  . Ученик читает стихотворение. На столах у детей  находится текст со стихотворением “Яблоко”. Дети выполняют  задание логопеда – читают. Сначала ученики подчеркивают   цветными карандашами пары антонимов. Далее записывают слова в тетради. Пользуясь слайдом №  дети осуществляют самопроверку.   Яблоко. У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну, кому какое дело? Просто Яблоко Висело.                                                                     5 цветных карандашей Только конь сказал, что низко, А мышонок – высоко, Воробей сказал, что близко. А улитка – далеко. А теленок озабочен, Как оно мало, легко. А цыпленок – тем, что очень Велико и тяжело. А котенку все равно: Кислое – зачем оно? Что вы? – шепчет червячок, ­ сладкий у него бочок. Слайд 20 ­ проверка Логопед. Назовите слова­антонимы, которые вы записали в тетради.  Подберите антоним к слову «ЯБЛОКО». ­ Почему нельзя подобрать к этому слову антоним? Работа с текстом.    И вот мы уже на улице Осенняя. Слайд 21 , Слайд 22 Что это  перед нами? Прочтите его.  А сейчас постарайтесь использовать свои знания и замените  выделенные слова на противоположные по смыслу – подберите к  ним антонимы. Прочтите, что получилось. Читают стихотворение, называют антонимы, записывают их в тетради Развитие мыслительной активности, умения сравнивать. Формирование УУД.  Развитие познавательного интереса, умения самостоятельно получать знания. Текст Читают текст, заменяют выделенные слова на противоположные по смыслу, записывают исправленный текст в тетради.  Проверяют  Дети читают текст Формирование регулятивных УУД. Развитие самооценки. Создание ситуации успеха.   Демонстрируется слайд №   Ученики читают слайд два раза.  Первый раз дети читают рассказ в том виде, как он показан на  слайде. Второй раз они читают текст, заменяя выделенные слова  на противоположные по смыслу. Пасмурный осенний день Сегодня холодный день. Стоит пасмурная погода.  Дует сильный ветер. Небо темное, низкое. Под  ногами сыро. Грустная пора.     Слайд 23  Дайте тексту новое название. Запишите в тетрадях  рассказ, который у вас получился. Учащиеся записывают рассказ “Ясный весенний день” в  тетрадях. Ясный весенний день Сегодня теплый день. Стоит ясная погода. Дует слабый ветерок.  Небо светлое, высокое. Под ногами сухо. Веселая пора. Слайд 24 ­ Этот  текст живёт  на какой улице? Кто догадался?  Почему? ­Какое время года наступает после весны? ­Значит, следующая улица, на которую мы попадём, как будет  называться?  ­ Мы снова  к ней вернулись. 4. Итог занятия.                                                                                           ­ Ребята,  для чего нам нужны антонимы?  5. Рефлексия. Слайд 26   За   окном   лето,   но   цветов   ещё   немного.   Давайте   соберём   букет первоцветов   и   подарим   их   жителям   города   Антонимов.   Если   вам   Озаглавливают получившийся текст, работают в теради. На весенней. Лето Летняя  Слайд 25 ­После весны наступает лето. Летняя Они делают нашу речь понятной, красивой. было интересно на занятии и вы узнали много нового – подарим   – мать и­мачеху. Потрогайте листик!  Если   узнали много нового, но было трудно – подснежники, а если было скучно и ничего нового не узнал – подарите  хохлатки. ­   Кто   догадался,   какие   цветы   более   всего   любят   жители   этого города?   Молодцы! Спасибо за работу! Ура! Каникулы! Слайд 27 ­   Молодцы!   Дарю   вам   по   картинке.   Если   будет   желание,   то раскрасьте её в такие  цвета, каким соответствует   ваше настроение – цвета радости, лета.  Дети самостоятельно оценивают правильность выполнения заданий в течение занятия с учётом уровня их развития, дают оценку своей деятельности в конце занятия. Мать и мачеху. Так как это слова – антонимы Приклеивают картинки  с цветами, собирают на доске букет первоцветов.

Обобщающее логопедическое занятие по теме «Антонимы» 3 класс

Обобщающее логопедическое  занятие по теме «Антонимы» 3 класс

Обобщающее логопедическое занятие по теме «Антонимы» 3 класс

Обобщающее логопедическое  занятие по теме «Антонимы» 3 класс

Обобщающее логопедическое занятие по теме «Антонимы» 3 класс

Обобщающее логопедическое  занятие по теме «Антонимы» 3 класс

Обобщающее логопедическое занятие по теме «Антонимы» 3 класс

Обобщающее логопедическое  занятие по теме «Антонимы» 3 класс

Обобщающее логопедическое занятие по теме «Антонимы» 3 класс

Обобщающее логопедическое  занятие по теме «Антонимы» 3 класс

Обобщающее логопедическое занятие по теме «Антонимы» 3 класс

Обобщающее логопедическое  занятие по теме «Антонимы» 3 класс

Обобщающее логопедическое занятие по теме «Антонимы» 3 класс

Обобщающее логопедическое  занятие по теме «Антонимы» 3 класс

Обобщающее логопедическое занятие по теме «Антонимы» 3 класс

Обобщающее логопедическое  занятие по теме «Антонимы» 3 класс

Обобщающее логопедическое занятие по теме «Антонимы» 3 класс

Обобщающее логопедическое  занятие по теме «Антонимы» 3 класс

Обобщающее логопедическое занятие по теме «Антонимы» 3 класс

Обобщающее логопедическое  занятие по теме «Антонимы» 3 класс

Обобщающее логопедическое занятие по теме «Антонимы» 3 класс

Обобщающее логопедическое  занятие по теме «Антонимы» 3 класс

Обобщающее логопедическое занятие по теме «Антонимы» 3 класс

Обобщающее логопедическое  занятие по теме «Антонимы» 3 класс

Обобщающее логопедическое занятие по теме «Антонимы» 3 класс

Обобщающее логопедическое  занятие по теме «Антонимы» 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.07.2017