Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них.

  • docx
  • 04.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала язык открытый урок.docx

ТЕМА: Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них.

Цель: сформировать у учащихся умения и навыки постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения.

Задачи:

обучающие: систематизировать знания обучающихся об обобщающих словах при однородных членах предложения;

развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание на грамматическую тему; развивать пунктуационную и орфографическую зоркость; логическое мышление, творческие способности учащихся; развивать навыки работы в парах, в группах; умение оценивать учебную деятельность;

воспитательные: создавать положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность; прививать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей; помочь осознать ценность совместной деятельности.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Оборудование: компьютерная презентация, учебник, карточки с заданиями.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.

Методы: частично-поисковый, конструирование предложений, рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент

(приветствие учащихся и гостей, сообщение темы урока, постановка целей)

II. Проверка домашнего задания

(несколько человек читают выписанные из художественных произведений предложения с рядами однородных членов).

III. Актуализация опорных знаний обучающихся

1.ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

Эксперт, щавель, христианин, ходатайство, феномен, упрочение, упорядочение, украинский, углубить, столяр, средства, афера, арахис, атлас (географическая карта), атлас (ткань), аэропорты. 

2.ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ

1.     Одинаковые члены предложения, связанные с одном и тем же членом предложения и отвечают на один и тот же вопрос(однородные).

2.     Однородные члены предложения, при которых есть зависимые слова (распространенные).

3.     Не являются однородными членами предложения выражения ни свет ни заря; ни пуха ни пера; скоро…скоро (фразеологические сочетания, повторяющиеся слова).

4.     Выражается с помощью интонации перечисления или с помощью интонации и сочинительных союзов (сочинительная связь).

5.     Характеризуют предмет с одной стороны, относятся к одному и тому же слову, произносятся с перечислительной интонацией, между ними возможна постановка союза и (однородные определения).

6.     Характеризуют предмет с разных сторон, поясняют друг друга, лишены перечислительной интонации, между ними нельзя поставить союз и (неоднородные определения).

7.     Знак препинания, который ставится между однородными членами предложения (запятая).

IV. Изучение нового материала

1) Синтаксический разбор предложения:

Пушистый снег заметал леса, поля, перелески.

(пов., невоск., двусост., полное, распростр., с однородными дополнениями)

( …  О, О, О)

2) Работа с языковым материалом.

Ø Записать предложения.

Снег лежал на склонах горы, на ветвях деревьев. ( О, О)

Снег лежал везде: на склонах горы, на ветвях деревьев. ( … О: О, О)

Ø Выявить их отличия.

 (Появилось слово «везде», оно имеет общее значение)

Обобщающее слово – это более широкое обобщающее значение, например: фрукты, инструменты и другое.

В роли обобщающих слов используются:

существительные

местоимения

Все: лицо, походка, взгляд, голос — все вдруг изменилось в ней. (Л. Толстой.)

 другие части речи, а также цельные словосочетания и фразеологизмы:

Он был мастер на все руки: слесарь, столяр, плотник и даже механик. (В. Короленко.)

3) Работа в группах
1-я группа

Текст для исследования.

Всё дышало свежестью и деревья и трава и цветы.

Всё дышало свежестью: и деревья, и трава, и цветы.

2-я группа.

Текст для исследования.

И деревья и трава и цветы всё дышало свежестью.

И деревья, и трава, и цветы - всё дышало свежестью.

3-я группа.

Текст для исследования.

Всё и деревья и трава и цветы дышало свежестью.

Всё: и деревья, и трава, и цветы - дышало свежестью.

Вывод:

- если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то…

- если обобщающее слово стоит после однородных членов, то…

- если однородные члены занимают место в середине предложения, так что обобщающее слово предшествует им, а после них предложение продолжается, то…

V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

VI. Первичная проверка изученного.

1.Спишите, расставляя знаки препинания, составьте схемы предложений.

Теплоход остановился в крупных волжских городах Ярославле Самаре Саратове.

Крупнейшие реки Западной Сибири Обь Енисей Лена впадают в Северный Ледовитый океан.

На крышах домов на деревьях на скамейках аллеи везде была изморозь.

2. Вставьте в предложения однородные члены, расставьте знаки препинания.

Весной в лесах поют мастера птичьих песен…

Туман накрыл всё…

3. Раскройте содержание обобщающих слов, подобрав к ним однородные члены.

Луговые цветы … пахнут (по)особенному.

Осенью деревья …одеваются в разноцветный наряд.

4. Вставить в предложения обобщающие слова (знаки препинания не расставлены).

Луг поле деревья…покрыто снегом.

 Снег лежал …на склонах горы  на ветвях деревьев.

VII. Закрепление изученного материала

1) Работа с текстом (Текст отпечатан на листах).

Текст.

(1) Славу Спасского-Лутовинова поддерживал сам Тургенев, любивший эти места: и дороги, и тихие пруды, и сады, и леса, и парк. (2) Липы и рябины, дубы и клёны, яблони и ёлки – всё перемешано в этом парке. (3) Зелень, вода в прудах, птичий гомон, деревенские песни, охота – всё это было миром Тургенева. ((4) Своё гнездо Спасское-Лутовиново писатель берёг, сюда возвращался после скитаний, здесь писал, охотился.) (По В.М. Пескову.)

Учащиеся   получают текст с пропущенными буквами и знаками препинания.

          Прочитайте предложения.

 (1) Славу Спасского-Лутовинова поддерживал сам Тургенев любивш_й эти места и дороги  и тихие пруды  и сады и леса  и парк. (2) Липы и р_бины   дубы и клёны яблони и ёлки  всё перемеш_но в этом парке. (3) Зелень вода в прудах   птичий гомон    деревенские песни охота  всё это было миром Тургенева. (По В.М. Пескову.)

 Задания к предложениям:

1.Объясните написание слов с пропущенными буквами.

2.  Расставьте  и объясните знаки препинания.

3. Составьте схемы предложений.

4. Дайте характеристику первого предложения.

5. В 1 предложении найдите местоимения, определите их разряд.

6. Найдите во 2 предложении слова, в которых звуков больше, чем букв.

7. Перестройте 3 предложение так, чтобы оно соответствовало 4-ой схеме. Объясните знаки препинания.

 Задания к тексту:

Докажите, что это текст.

Определите тему, основную мысль. Подберите заголовок.

Как связаны между собой предложения?

Каким предложением можно закончить текст? Запишите.  На доске  прочитайте, как закончил текст В.М. Песков.

В каком значении употреблено слово «гнездо» в 4 предложении?

2) Творческое задание.

1.     Составьте предложение, выполнив предварительно следующие действия:

1.     Из предложения: Неопытному грибнику легко заблудиться в лесу. – взять обстоятельство места;

2.     Добавить сказуемое из предложения: Экскурсантов поражает старинный сад в усадьбе Тургенева;

3.     Добавить подлежащее из предложения: В маленьком домике на окраине всё напоминало об отце.

2.     Продолжить полученное предложение однородными членами к обобщающему слову.

(В лесу поражает всё …)

3) Диктант «До первой ошибки».

Профессионал, аттестат, диплом, искусство, искусный, режиссёр, комиссия, патриотизм, эксперимент, лаборатория, аудитория, конференция, экспрессия, интеллигенция.

VIII. Обобщение и систематизация изученного

1) Беседа.

Ø Что такое обобщающие слова?

Ø Какие знаки препинания ставятся при обобщающих словах?

2)Тест.

1. Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены).

А. Распоряжения его всегда были быстры точны отчётливы.

Б. Люди несли на базар овощи хлеб птицу фрукты молоко.

В. Подушка эта была мягкая теплая битком набитая снами.

Г. в мешке дорожном простые вещи консервы да хлеб.

2. Укажите, в каких предложениях с обобщающими словами при однородных членах неверно расставлены знаки препинания.

А. Нет, ничего откладывать нельзя: ни праздник, ни прогулку.

Б. На деревьях, стогах, домах – везде лежал снег.

В. Всё: деревья, трава, песок и даже одежда подёрнулось инеем.

Г. Юные деревья ель и сосна, клён и вяз – все растут дружно.

Д. Везде: на полях и в лесных просеках – пар поднимался от земли.

Е. Лесная ягода: малина и земляника – раньше всех поспевает на полянах.

Ответы: 1 – Г; 2 – В, Г .

IX. Объявление домашнего задания

Выучить записи в тетради, из худ. произведений выписать 5 предложений с обобщающими словами.

X. Подведение итогов урока. Выставление оценок

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru