Предмет |
География |
Класс |
5 |
Тип урока |
Итоговый семинар-практикум по теме |
Тема урока |
Обобщение по теме «План и карта» |
Цель урока |
-формирование и развитие навыков работы с планом местности, географической картой; -формирование умения определять географические координаты по географической карте; -формирование умения пользоваться масштабом плана, знать условные знаки карты и плана. |
Задачи урока |
Образовательные: отработать и закрепить навык умения работы с планом местности, географической картой. Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся через работу с планом местности, географической картой, умения работать в группе, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся. Воспитательные: воспитание культуры общения и географической этики. |
УУД |
Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата. Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли. Личностные: осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины мира. |
Планируемые результаты |
Предметные: · Знать – теоретический и практический материал темы; · Уметь – решать географические задачи по теме. Личностные: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению. Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения: для чего необходимо ориентироваться на местности, зачем необходимо определять расстояния на планах, картах и глобусах, как использовать масштаб карты и где в жизни это может пригодиться, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. |
Основные понятия |
Ориентирование, стороны горизонта, азимут, план местности, относительная и абсолютная высота, топографическая карта, глобус, масштаб, численный масштаб, именованный масштаб, линейный масштаб, меридианы, параллели, градусная сеть, географическая широта, географическая долгота, географические координаты |
Метапредметные связи |
Геодезия, астрономия, математика. |
Оборудование урока |
Атлас, топографическая карта, физическая карта полушарий, раздаточный материал, презентация |
Формы урока |
Фронтальная, групповая, индивидуальная |
Технологии |
Технология проблемного обучения, игровая, групповая, ИКТ, рефлексия. |
Дидактическая структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Задания для учащих-ся, выполнение кото-рых приведёт к дос-тижению запланиро-ванных результатов |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД
|
||||
1 Организационный момент |
Приветствие учащихся, проверка готовности учеников к уроку. Атласы, раздаточный материал, оценочный листы, линейки, карточки для сигнала о досрочном ответе |
Подготовка к уроку, приветствие учителя.
|
Настраиваются на урок. |
|
Самоконтроль готовности к уроку
|
2 Мотивация учебной деятельности Целеполагание |
На протяжении нескольких уроков мы изучали тему «План и карта», изучали способы ориентирования на местности, знакомились с планом местности и географической картой, градусной сеткой и географическими координатам. Что мы сегодня будем делать на уроке? |
Отвечают на вопросы учителя: -Продемонстрируем, какие практические навыки и теоретические знания, полученные по теме «План и карта» |
Отвечают на вопрос учителя. |
Формулирование темы и целей урока. |
Формирование мотивационной основы учебной деятельности. Осознание цели урока. |
3. Рефлексия |
Знакомство с листом самооценки и рефлексии |
Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения: чему научились и где полученные навыки можно применять. |
Ответы на вопросы учителя. |
Закрепление знаний по изученной теме |
Оценка достигнутых результатов. |
4. Выполнение заданий 4.1. Теоретический блок 4.2 Работа с топографической картой 4.3. Физкультминутка 4.4. Определение географических координат 4.5.Итоговые задания «SOS» |
Учитель предлагает обучающимся задания. Привлекает к выполнению всех обучающихся. Демонстрирует задания и впоследствии правильные ответы на презентации |
Выполняют задания.
Работают индивидуально, в группах, осуществляют взаимопроверку. Корректируют свои ответы.
|
Выполнение заданий по теме «План и карта» |
Повторение ранее пройденного материала, закрепление знаний по изученной теме |
Выполнение учебных действий в соответствии с заданием.
|
5 Рефлексия Самооценивание в листе самооценки Оценивание учителем. |
Подводит итоги урока. -Чему научились при изучении темы «План и карта»? -Где можем применять полученные знания? |
Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения: чему научились и где полученные навыки можно применять. |
Ответы на вопросы учителя. |
Закрепление знаний по изученной теме |
Оценка достигнутых результатов. Самоконтроль и взаимоконтроль |
6 Домашнее задание |
Придумать задания по теме «План и карта» (в виде рассказов, кроссвордов и т.д.) |
Оценивают домашнее задание, задают вопросы. |
|
|
Самоконтроль |
4.1 К серьёзным заданиям мы будем подходить постепенно. Для начала - разминка, в которой вы должны быстро, по очереди узнать понятие по определению
Ø Изображение небольшого участка земной поверхности на плоскости, в уменьшенном виде, с помощью условных знаков - план местности
Ø Обобщенное уменьшенное изображение Земли или её крупного участка на плоскости с помощью условных знаков – географическая карта
Ø Точная, уменьшенная модель Земли - глобус
Ø Величина, показывающая во сколько раз расстояния на плане местности или географической карте уменьшены по сравнению с расстояниями на местности – масштаб
Ø Умение определять своё местоположение относительно сторон горизонта и различных объектов – ориентирование
Ø Угол между направлением на север и направлением на любой объект, вправо по ходу часовой стрелки – азимут
Ø Превышение одной точки земной поверхности на другой по отвесу – относительная высота
Ø Превышение точки земной поверхности над уровнем океана или моря принимаемого за ноль – абсолютная высота
Ø Линии на плане или карте, соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой – горизонтали
Ø Короткие черточки, свободным концом указывающие направление склона вниз – бергштрих
Ø Воображаемая линия на земном шаре, соединяющая Северный и Южный полюса по кратчайшему расстоянию – меридиан
Ø Воображаемая линия на земном шаре, все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от экватора – параллель
Ø Взаимно пересечение меридианов и параллелей на глобусе и карте – градусная сеть
Ø Расстояние в градусах от экватора к северу или к югу, до заданной точки – географическая широта
Ø Расстояние в градусах от начального меридиана к западу или востоку до заданной точки – географическая долгота
Ø Географическая широта и географическая долгота точки земной поверхности – географические координаты
(По 4 балла команде за все правильные понятия)
4.2 Перед вами лежит рассказ, в котором вы должны условные знаки заменить словами, подписав их здесь же. За эту работу вы получите 10 баллов и ещё один тому, кто выполнит быстрее и все верно. Время выполнения 3-5 минут (команда первая справившаяся зачитывает ответы, затем на экране правильный ответ в виде текста)
4.3 Прогулка-изучение местности по плану в атласе. Задания прикреплены к атласу, у вас всего три минуты на выполнение задания, поэтому правильно распределите выполнение заданий. Ответы записывайте на листе с заданиями. Для проверки передаём соседней команде по ходу часовой стрелки. (ответы на слайде), объявление результатов – 6 баллов
Работа по плану местности
1. Измерить расстояние на местности от отдельно стоящего лиственного дерева до родника, близ поселка Духовое.
_____________________________________________________________
2. В каком направлении необходимо идти в поселок Духовое из поселка Сосновка?
_____________________________________________________________
3. По какому азимуту идти из поселка Сосновка в поселок Духовое?
_____________________________________________________________
4. На какой высоте находится поселок Сосновка?
_____________________________________________________________
5. На какой высоте находится поселок Духовое?
_____________________________________________________________
6. Какой путь: из поселка Духовое в поселок Сосновка, туда или обратно, будет преодолеваться легче? Почему?
Физ. минутка. Ориентируемся на местности, поворачиваясь в названную сторону горизонта
4.4 Вы все ближе к самому серьезному мероприятию нашего урока, перед этим осталось только потренироваться в определении географических координат. Задания вложены в атлас на карте полушарий. Ответы записываем там же. Для проверки передаём соседней команде по ходу часовой стрелки. (ответы на слайде), объявление результатов – 8 баллов
На каких материках, островах, в каких океанах и морях находятся объекты со следующими географическими координатами:
1. 62°с.ш. 158°з.д. –
2. 7°с.ш. 81°в.д. –
3. 15°с.ш. 65°з.д –
4. 4°ю.ш. 142°в.д –
5. 38°с.ш. 7°в.д. –
6. 17°с.ш. 137°в.д. –
7. 75°ю.ш. 65°з.д. –
8. 21°ю.ш. 47°в.д. –
4.5 Пришла пора воплотить в жизнь профессии, где пригодятся ваши знания и умения работы по планам и карте
Вы, капитаны кораблей.
В одном из океанов корабль терпит бедствие и посылает сигнал «SOS». Рядом в точках «А» и «В» находятся корабли, которые могут прийти на помощь. Кто из них сможет быстрее добраться до корабля, терпящего бедствие? В доказательство приведите расчеты.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.