Технологическая карта урока географии "Масштаб"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 08.11.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: формирование представления о строении Земли, горных породах, их происхождении, свойствах, видах; развитие умений сравнивать и анализировать; расширение кругозора обучающихся. Планируемые результаты урока: Личностные: Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей; Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор.
Иконка файла материала ТК МАСШТАБ.doc
Технологическая карта урока географии по теме «Масштаб», 5 класс Цель урока: формирование представления о строении Земли, горных породах, их   происхождении,   свойствах,   видах;   развитие   умений   сравнивать   и анализировать; расширение кругозора обучающихся. Планируемые результаты урока: Личностные: Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; Формирование   коммуникативной   компетентности   в   общении   и сотрудничестве со сверстниками; Формирование   ответственного   отношения   к   учению,   готовности   и способности   обучающихся   к   саморазвитию   и   самообразованию   на   основе мотивации к обучению и познанию;   Осознавать   свои   эмоции,   адекватно   выражать   и   контролировать,   понимать эмоциональное состояние других людей; Осознавать   свои   черты   характера,   интересы,   цели,   позиции,   свой мировоззренческий  выбор. Метапредметные:  умение учащихся работать в парах и выступать перед аудиторией;  умение  сравнивать, находить сходства и различия. Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ; Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ. Определять   цель,   проблему   в   деятельности:   учебной   и   жизненно­ практической (в т.ч. в своих проектах) Выдвигать   версии,   выбирать   средства   достижения   цели   в   группе   и индивидуально  Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ. ставить учебную задачу под руководством  учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно­следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. Предметные:Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карту, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок. Сравнивать  планы   и   карты   с  аэро­фотоснимками   и   фотографиями   одной местности. Анализировать  атлас   и   различать   его   карты   по   охвату   территории   и тематике Определять по различным картам (или плану местности) расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба.   Решать  практические   задачи   по   переводу   масштаба   из   численного   в именованный и наоборот. Выявлять подробность изображения объектов на карте разных масштабов Тип урока: изучение нового материала Методы и приёмы: системно – деятельностный подход, проблемный,  частично­поисковый; «кластер», «кейс – технология», «ПОПС – формула» ­на этапе  рефлексии. Оборудование:   учебник,   настенная   карта,   школьные   атласы,   интеллект   – карты урока с планом заданием и инструктажем по работе в ходе урока и для рефлексии(ПОПС – формула),горные породы, мультимедийная  презентация «Масштаб»,   презентация   к   проекту   «Расстояние   до   Победы…», мультимедийная презентация «Доброго здоровья!!!», музыкальный фрагмениз к/ф   «Усатый   нянь»,   ноутбуки   ,   ЦОР   для   проверки   Д/З,   компьютер, мультимедиа проектор, линейка, линейка – метр, рулетка. ФОУПД: фронтальная, индивидуальная, в парах.                                                                                                                План урока. 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности  учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания  6) Физкультминутка 6) Первичное закрепление 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9) Рефлексия (подведение итогов занятия)  1. Организация начала урока.  2.Актуализация знаний.  Формулирование темы и целей и задач  урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.3. Изучение нового материала. 4. Первичное усвоение новых знаний. 5.Первичная проверка понимания.  6. Релакс – пауза. 7. Первичное закрепление. 8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 10. Рефлексия (подведение итогов занятия).  ХОД УРОКА № Этап урока Деятельность учителя 1. Организация  начала урока. Приветствие. Посмотрите друг на друга улыбнитесь  и подарите  друг другу  хорошее настроение 1.Атлас, с. 2­3. Что изображено? Проверка Д/З Инд.  2. Актуализация знаний.   Формулирова ние темы и  целей и задач  урока.  Мотивация  учебной  деятельности  учащихся. ­Оставшиеся дети следят за ответом у доски: цель –  задать дополнительный вопрос. Формулирование темы и целей урока. 1.Фронт. Деятельност ь ученика Приветствие. Подготовка  рабочих  мест. Отвечают:  Различные  виды  изображений 1. У  доски.Виды  изображений 2.  Выполнение  заданий на  ноутбуках 8  человек. Задают по  пар.9 Отвечают:  ­ уменьшить Формулирую т тему урока  – масштаб. ИзображаюСлайд (уменьшить – формулирование темы урока –  масштаб – доска презентация масштаб)  ­ Таким образом, какое общее свойство имеют все  виды изображений Земли?   2.­Подумайте, а на каком уроке вы уже сталкивались с этим термином. ­Математика у нас сегодня – незаменимая помощница. В математике масштаб – это….соотношение чисел.  язык цифр понятен любому народу. 3.  География   тоже   имеет   свой   язык.   Речь   идет   о географических   картах,   без   которых   география   не   может существовать, так же как математика без цифр и уравнений. Язык   карты   должен   быть   точным.   Карты   необходимо чертить   так,   чтобы   длине   каждой   линии   на   карте соответствовало вполне определенное расстояние на Земле. атлас: с.6­7, 10­11. Найдите соотношения   4. Почему они разные? тся в  различной  степени  уменьшени я – в  масштабе.. Цели урока. Отвечают: На уроке  математики ­  соотношение Называют Карты –  разные по  охвату  территории – разный  масштаб,  масштаб  записан по  разному.. Ответ Масштаб в  географии5. – Подумайте, что необходимо нам будет узнать в  ходе урока ? 3. Изучение  нового  материала. Перед вами план – задание на урок. Отвечают: 1.  1. Рассмотрите его. Работаем вместе, в парах, как  только будете готовы, поднимите руку. Помимо масштаба на картах вы видите условные  знаки, о них мы поговорим позднее – это тоже язык географии. Что такое «масштаб» ­ (слайд)появляется после  ответа. ­ А теперь работаем самостоятельно, выполняете  план – задание, (Приложение 1)который у вас на  столах. Технология «Кластер». Рассмотрите ещё раз те виды масштаба, которые вы узнали, что показывает каждая запись • 1 : 100 000 • В 1 см – 1 км • Линейный(береговая линия моря, реки, дорога) Самостоят ельная  работа в  парах Выполняют  план –  задание,  зад.1, 2., 3. Работают с  планом –  заданием – 3  минуты. Дополняют  схему  «Кластер»4. Первичное усвоение новых знаний. ­ Продолжаем: ваши  отчёты. Остальные группы  дополняйте план ­ задание, задавайте вопросы.  Отчёт  (Во время отчётов слайды 2, 3, 4, уточнение) ­ Для чего нужен масштаб? 5.Первичная  проверка  понимания.  Остальные  группы  слушают,доп олняют  схемы  определения, задают  вопросы,  оценивают  работу  группы. Отвечают:  Чтобы  уменьшить  реальные  размеры, и в  конечном  итоге, точно  узнавать  реальные  расстояния?6.  Физкультмин утка 7. Первичное  закрепление. ­А теперь отдохнём. Повторяем за изображением. Отдыхают. ­Узнаем реальные расстояния. 1 ряд – Курск ­ Москва ,  2 ряд – Курск – Санкт ­ Петербург 3 ряд – Курск ­ Владивосток Но было и ещё одно расстояние, в прошлом, до … Победы. О какой победе я говорю, как вы думаете?  ­ в следующем году отмечают сколько лет со от этого  великого дня? Слайд – Расстояние до Победы.. ­ Ребята, кто – то дошёл, кто – нет, выполнив проект,  мы немного прикоснёмся к великому подвигу  советского, тогда народа. Работаем. Проект  «Расстояние до Победы» (Приложение 1). В ВОВ –  1945 год Дети  отвечают Проставьте %. Отметки . Отлично, какие Вы молодцы. Выполняют  проект 8. Контроль  усвоения,  обсуждение  допущенных  ошибок и их  коррекция.Слайд. 1. Параграф 25. Тренажёр с 52. №1­ 3. 2.Стихи, загадки, кроссворды  к пар. 25. 3. Проекты: «Кристалл своими руками,   «Энергосбережение».(Форма презентации –  произвольная) Подведём итоги. Перед вами опора. ПОПС – формула , где П – позиция – ваше утверждение О – объяснение (доказательство) П – пример – привести соответствующий пример С – следствие – вывод по вашей позиции. Можно работать вдвоём, удачи – 1, 5  мин. Отметки: 5 отметок. Итак: выберите себе позицию, можно в паре, и  докажите её….. Отметки… Продолжите: Я узнал.. Мне было легко.. Мне было сложно… И…. Всё, как настроение  _ Урок окончен, спасибо, до свидания Запись в  дневник Отвечают: Отвечают 9.  Информация  о домашнем  задании,  инструктаж  по его  выполнению. 10. Рефлексия (подведение  итогов  занятия). 11.  Организация  окончания  урока Интеллект – карта урока по теме «Масштаб».                                                                      Приложение 1. ПЛАН – ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ «МАСШТАБ». Группа 1.Задание1. Используя учебник, с. 34, изучите вопрос   «Зачем нужен масштаб».  Продолжите: А) Что такое масштаб? А)Масштаб – это соотношение   Б) Что показывает масштаб?:  Масштаб – это величина, которая показывает во сколько раз расстояния на глобусе, плане или  карте уменьшены по сравнению с реальными расстояниями на местности.    Группа 2. Задание 2.1. Используя учебник, с. 34 ­ 35, изучите вопрос   «Как записывают масштаб». Заполните  схему «Виды масштаба», приведите примеры: Группа 3. Задание 3. 1. изображения». Ответьте (устно) на вопросы:  Используя учебник, с. 34, изучите вопрос   «Масштаб и подробность  1.Как связаны масштаб и степень подробности изображения?(Чем крупнее – тем подробнее  изображены участки земли) 2. Виды карт по масштабу?(мелкомасштабные – 1:1 000 000 , среднемасштабные –  больше,  чем 1 : 200 000, но меньше 1:1 000 000, крупномасштабные 1: 1 000 000 и мельче. Проект «Расстояние до Победы». Используя текст, рассчитайте по карте реальное расстояние, которое прошли воины –  освободители. №1. 1943 год, Курская битва, Белгородская область. Алексей Максимович Ломакин.С наблюдательного пункта увидели, как какой­то боец быстро полз к вражеской  огневой точке. Вот он уже в метрах тридцати от пулемета, бросает гранату в амбразуру. На какое­ то мгновение огонь прекратился. Однако не успели роты подняться, как снова заговорил пулемет.  И тогда неизвестный боец поднялся в полный рост и бросился на амбразуру. Пулемет умолк.  Подвиг бойца стал сигналом к атаке. В решительном броске воины ворвались в деревню Сивково   Белгородской области и овладели ею. Бесстрашным бойцом был рядовой Алексей Ломакин. За этот подвиг он был удостоен звания Героя Советского Союза.    В городе Курске в чтят память Героя, его имя носит одна из улиц..   №1. Расстояние : (Курск – Белгород) ­ ………. Км. №2. Мелитон Варламович Кант рияаа — младший сержант Красной Армии, вместе с сержантом М. А. Егоровым под  . руководством младшего лейтенанта А. П. Береста водрузивший Знамя Победы на крыше здания рейхстага рано утром 1 мая 1945 года. Герой Советского Союза. №2. Расстояние: Грузия (Тбилиси) – Берлин ­ … км №   3. Миха л Алекс евич Ег ров иа еа оа — Герой Советского Союза, сержант Красной Армии, вместе с младшим сержантом М. В. Кантария под руководством лейтенанта А. П. Береста водрузивший Знамя Победы на крыше  немецкого Рейхстага рано утром 1 мая 1945 года[1]. Призывался из родного Смоленска. №3. Расстояние Смоленск – Берлин ­ … км. №   4. БУЛАТОВ Михаил Алексеевич.Герой Советского Союза.  Это было в апреле 1945 года  . под Кенигсбергом во время прорыва обороны немецкой крепости.   Шоссе Кенигсберг ­  Раушен, по которому должна была пройти стрелковая дивизия,  было заминировано. В его  отделении Их было четверо. 2 – е сапёров тяжело ранены, один убит. Под шквальным огнем  выполнил боевую задачу и вывел из строя 24 бомбы. №4.Расстояние –   Курск – Калининград  ­    … км.