Обобщающий урок по теме «История географических открытий» для учащихся 5 класса
Оценка 4.6

Обобщающий урок по теме «История географических открытий» для учащихся 5 класса

Оценка 4.6
docx
28.04.2020
Обобщающий урок по теме «История географических открытий»  для учащихся 5 класса
Обобщаюший урок по теме.docx

Обобщающий урок по теме «История географических открытий» 5 кл

                                                                                          Жигайлова А.Ю. (МОУ «СОШ 36»)

Тип урока: урок обобщения знаний и умений в форме географической викторины.

Цель урока: Создание условий для формирования навыков и умений обобщения тематического материала.

Задачи:

  • Закрепить знания о великих географических открытиях; об известных путешественниках, географах-исследователях и их вкладе в развитие науки.
  • Систематизировать знания по данным вопросам.
  • Развивать умение работать в команде; умение использовать различные источники информации.
  • Развивать интерес к предмету.
  • Воспитывать чувство патриотизма (вклад русских ученых в изучение Земли).

Планируемые результаты: Называть имена путешественников, их заслуги. Правильно использовать в речи географические термины. Устанавливать взаимосвязи рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Личностные УУД: проявление учебно-познавательного интереса к географической науке.

Предметные результаты обучения: выявлять и знать географические объекты при изучении темы; знать основные правила работы на уроке.

Метапредметные результаты

  • Ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • Планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • Работать в соответствии с поставленной задачей и планом;
  • Оценивать работу одноклассников;
  • Получать различную информацию из различных источников.

Образовательный аспект:

  • Проверить степень усвоения материала по теме "История географических открытий", выявить проблемы, наметить пути их ликвидации;

Развивающий аспект:

  • Способствовать формированию и развитию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся:

Коммуникативной: владеть основными приемами устной речи, высказывать суждения, давать развернутые ответы на вопросы, использовать приемы доказательства, грамотно и ясно формулировать свою мысль.

Информационной: использовать источники знаний разного типа (презентации, иллюстрации и др.);

Учебно-исследовательской: самостоятельно определять наиболее рациональные пути выполнения работы, проводить сравнения, выделять признаки (гипотезы), применять ранее полученные знания для решения новых учебно-познавательных и практических задач. Просматривать причинно-следственные связи. Обобщать, классифицировать, систематизировать учебный материал.

Социальной: определять свою роль в классе в соответствии с поставленной целью.

Рефлексивной: анализировать свою учебную деятельность, выявляя затруднения, корректировать знания, оценивать результативность деятельности членов группы, выделять причины учебных неудач, предлагать способы устранения пробелов.

Воспитательный аспект: способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать качества толерантной личности, чувство товарищества, коллективизма.

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в группах.

Оборудование: презентация, карта полушарий, учебник, атласы, рабочие тетради.

Эпиграф к уроку:

Географию, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука -
Это география!

Ход урока

I. Организационный момент

Класс делится на 4 команды. Команды занимают свои места. Выбирается капитан команды. Команда придумывает себе название (это можно сделать и заранее). Жюри выбирается из учащихся этого класса. Члены жюри оценивают правильность ответов, выдают жетоны, подсчитывают баллы. Проводится жеребьевка команд (устанавливает очередность ответов), за дополнение ответов других команд можно заработать дополнительные баллы.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку;

Вот звенит для нас звонок - начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
Тихо сели. Настраиваемся на урок.
Пожелайте хорошего настроения друг другу!

II. Актуализация знаний

Мотивация.

Сегодня мы с вами вспомним интереснейший период в истории географии - "Период Великих географических открытий". Вспомним имена путешественников. Пройдем их маршрутами. Вспомним, какие уголки земного шара были ими открыты и исследованы. Для этого Вам понадобятся знания, умение работать в команде, слушать и слышать друг друга. Дополнения командами друг друга

III. Обобщение и систематизация знаний. (Воспроизведение на новом уровне)

Какова цель нашего урока? Успехов вам, ребята!

Ход викторины

1. Человек издавна стремился познать мир, который его окружает, и прежде всего Землю. Очень много для развития знаний о Земле сделали древнегреческие ученые. Именно они первыми высказали предположение о форме Земли

Какой древнегреческий ученый первым высказал предположение, что Земля имеет форму шара? (Пифагор)

Какой древнегреческий ученый доказал, что Земля имеет форму шара? (Аристотель)

Кто из знаменитых картографов составил карты всего земного шара? (Меркатор 1512-1594.)

2. Слово учителя. Человеку понадобились века, чтобы узнать, как выглядит наша планета на самом деле. Эти века были отмечены чередой замечательных географических открытий.

Венецианские и генуэзские купцы, занимающиеся торговлей на Средиземном море, не могли остаться равнодушными к исследованиям.

Одним из таких купцов был венецианец Марко Поло (1254-1324). Он много путешествовал. Какая часть света была исследована им и описана в его книге? (Азия)

Первое кругосветное путешествие совершил португалец ... (1480-1521) во главе испанской морской экспедиции.

Своим путешествием он доказал:

  1. ...
  2. ...

(Фернан Магеллан, шарообразность Земли, Мировой океан един)

...(1469-1524) - португальский мореплаватель. Проведя свои корабли вокруг Африки, он первым проложил морской путь в эту азиатскую страну. О какой стране идёт речь? (Васко да Гама, Индия).

Прославились и русские путешественники. В XV веке купец из Твери...совершил путешествие в Индию.

Какие три моря он преодолел на пути туда и обратно? В какой книге Никитин изложил свои впечатления? (Афанасий Никитин, "Хождение за три моря", Черное, Каспийское, Аравийское).

3. Слово учителя. Эта часть света была открыта, можно сказать, по ошибке. В 15 веке европейцев манили к себе далекие страны Азии, прежде всего Индия и Китай, славившиеся несметными богатствами.

Какая часть света изображена на карте и кем она была открыта? (Америка, Х. Колумб).

Европа, Азия и Африка уже значились на картах, а Америка появилась на карте гораздо позже и была открыта:по ошибке!

Днём открытия Америки считают 12 октября 1492 г. Итальянец из Генуи Христофор Колумб (1451-1506) искал короткий путь в Индию, а открыл Америку. Почему произошла ошибка? (Колумб не знал о существовании новых земель на западе от Европы. Плывя на запад, он хотел открыть другой путь в Индии).

4. Слово учителя. На протяжении многих веков считалось, что далеко на юге существует огромный материк, населенный людьми, богатый золотом, алмазами, жемчугом. И хотя этот материк никто не видел, его наносили на карты и называли Неведомой Южной землей.

Какой материк и какая часть света изображены на карте? (Австралия).

До Австралии - "Неведомой Южной земли" - первым добрался голландский мореплаватель ...в 1606 г.

Полагая, что побывал в Новой Гвинее, :, подобно Колумбу, до конца жизни не узнал о том, что стал первооткрывателем нового континента (В. Янсзон).

После В. Янсзона другие мореплаватели открыли большие участки северного, западного и южного побережья Австралии. Тогда же были впервые обнаружены и описаны удивительные животные-кенгуру.

Какой великий английский путешественник XVIII века наконец исправил ошибку

В. Янсзона, доказав, что Австралия - самостоятельный материк? (Д. Кук).

IV. Физкультминутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся

Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас,
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем, как зайки,
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вдохнули.
Отдохнули? Отдохнули!

5. Слово учителя. Огромный вклад в развитие географических знаний о земле внесли русские путешественники - исследователи.

Витус Беринг (1680-1741), мореплаватель, офицер русского флота, капитан-командор, исследовал северные и восточные берега России.

Одно из его самых больших открытий - пролив между Азией и Америкой. Как назвали этот пролив? (Берингов).

Российские мореплаватели адмирал...(1770-1846) и :(1773-1837), возглавили первое русское кругосветное плавание (1803-1806) (Иван Фёдорович Крузенштерн, Юрий Лисянский).

Определите, какой материк и какая часть света, изображены на карте. Какие русские мореплаватели считаются его первооткрывателями? (Антарктида, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев).

В 1820 г. русские мореплаватели Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев открыли шестой континент - Антарктиду.

Их героическое плавание на парусных кораблях ...и :продолжалось 751 день. Однако льды помешали им высадиться на материке. ("Восток" и "Мирный").

Только в 1894г. люди впервые ступили на Землю Антарктиды.

6. С открытием новых частей света начинается новый период в истории географии - изучение, исследование внутренних территорий этих материков.

Англичанин :(1813-1873) исследовал труднодоступные районы Африки.

Он открыл один из крупнейших водопадов. Какой? Работают с картами атласа. (Давид Ливингстон, Виктория).

Русский исследователь :(1839-1888) исследовал труднодоступные районы Азии.

Благодаря этому, на карту было нанесено более 20 горных хребтов, целый ряд рек и озёр (Николай Михайлович Пржевальский).

В 1909 г. американский полярный исследователь Роберт Пири (1856-1920) первым достиг Северного полюса.

Кто первым достиг Южного полюса?

В 1911 году Руаль Амундсен (1827-1928), норвежский полярный путешественник и исследователь, первым достиг Южного полюса. Экспедиция, какого английского путешественника также достигла Южного полюса земли?  (Р. Скотта).

На карте изображены маршруты четырёх экспедиций. Какой великий мореплаватель совершил эти экспедиции?

Во время, каких из этих экспедиций он побывал только на островах, а во время каких на материках? (Х. Колумб).

Маршруты, каких путешественников изображены на карте? (Д.Кук, А. Тасман).

Маршрут, какого полярного исследователя изображен на карте? Что открыто в результате этого путешествия? (Р. Амундсен, Южный полюс земли).

На карте изображён маршрут путешествия великого мореплавателя. Кто этот мореплаватель, какое путешествие он совершил? Что доказало это путешествие? (Ф. Магеллан, первое кругосветное путешествие, шарообразность Земли).

V. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Отгадывание кроссворда каждой командой.

Команда, отгадав кроссворд, выполняет тестовое задание в рабочей тетради.

VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

  1. Жюри подводит итоги викторины. Объявляет количество набранных командами баллов. Объявляет места. Вручение дипломов командам.
  2. Оценки за работу в команде выставляют сами команды по вкладу в общее дело.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

  • Составить кроссворд "Великие географические открытия" по желанию,
  • Параграфы 7-28

VIII. Рефлексия.

Каждая команда высказывается, что понравилось, что не понравилось на уроке.

  • Кто работал на уроке лучше всех?
  • Кому еще надо стараться?
  • С каким настроением вы уйдете с урока?

 

Обобщающий урок по теме «История географических открытий» 5 кл

Обобщающий урок по теме «История географических открытий» 5 кл

Рефлексивной: анализировать свою учебную деятельность, выявляя затруднения, корректировать знания, оценивать результативность деятельности членов группы, выделять причины учебных неудач, предлагать способы устранения пробелов

Рефлексивной: анализировать свою учебную деятельность, выявляя затруднения, корректировать знания, оценивать результативность деятельности членов группы, выделять причины учебных неудач, предлагать способы устранения пробелов

Одним из таких купцов был венецианец

Одним из таких купцов был венецианец

Сразу станем всех бодрей! Потянулись и вдохнули

Сразу станем всех бодрей! Потянулись и вдохнули

VI . Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

VI . Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2020