Обобщающий урок по биологии «Классы позвоночных животных» 7 класс
Оценка 4.6

Обобщающий урок по биологии «Классы позвоночных животных» 7 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
7 кл
03.02.2017
Обобщающий урок по биологии «Классы позвоночных животных» 7 класс
Урок является частью рабочей программы биологии 7 класса «Животные». Тема входит в раздел «Класс Млекопитающие» и уместна на заключительном этапе изучения строения Позвоночных животных. Данная тема позволяет развивать умения сравнивать, синтезировать и анализировать полученные знания по вопросам внешнего и внутреннего строения Позвоночных животных
Обобщающий урок по биологии.docx
Обобщающий урок по биологии «Классы позвоночных животных» На   уроке     используются   методы   и   формы   развития   учебной   субъектности обучающихся   в   ходе   всего   урока,   а   также   ­   методы   сравнения   знаний.   Это   является возможным, т.к. учащиеся уже обладают навыками самостоятельной работы и навыками сравнения,   владеют   умениями   сами   поставить   цели   занятия,   составить   план   учебной деятельности, умеют его реализовать, оценить и откорректировать результаты. И потому, что   в   ходе   такой   организации   урока   мотивация   учащихся   значительно   выше,   чем   на традиционном уроке.  В результате урока ученики: 1. Развивают системные знания о строении животных, что способствует формированию научной картины мира в области изучения животных; 2. Продолжают саморазвитие по усвоению навыков и умений самоорганизации учебного процесса. 3. Получают   оценки   за   знания   не   ниже   минимального   уровня   в   соответствии   с критериями.  4. Овладевают способностями обобщения   по вопросам: внешнее и внутренне строение Позвоночных животных. 5. Учатся   делать   выводы   о   повышении   уровней   организации   строения   органов, представлять себе усложнения в ходе эволюции. 6. Учатся связывать полученные знания о строении Позвоночных со средой обитания. 1. Цели урока  Учащихся Цели субъектов урока Учителя 1. Развитие способностей  планировать,   самостоятельно   выполнять различные виды учебных  действия,   достигать поставленные  цели, способность  к оценке и   коррекции результатов собственной деятельности 2. Применять полученные знания   о   строении Позвоночных животных  для сравнения и связи со средой  обитания Продолжить обучение учащихся  самостоятельным формам освоения  знаний: умениям  планировать,    самостоятельно  выполнять различные  виды учебных действия, в том числе ­  умение сравнивать, анализировать и  делать выводы,  достигать поставленные  цели, способность  к оценке и   коррекции результатов собственной  деятельности Методическая цель:  РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Способность планировать,   самостоятельно  выполнять различные виды учебных  действия,   достигать поставленные цели, способность  к оценке и  коррекции  результатов собственной деятельности Учебные цели: РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 1) Знание  строения   Позвоночных животных,  формирование умений сравнивать  строение  Позвоночных животных 2) Умение получать знания по предмету 3) Умение преобразовывать знания в системный рассказ, использовать для ответа  опорные схемы, рисунки, таблицы Воспитательные цели: РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ  КАЧЕСТВ 1) Способность ставить цели  2) Способность к саморазвитию 3) Сформированность ценностно­смысловых установок 4)   Развитие коммуникативных навыков 1. Развиваемые  УУД  1) Навыки прогнозирования на основе рефлексии 2) Коммуникативные навыки при взаимопроверке 3) Понимание ценности знаний 4) Навыки постановки учебной цели в соответствии с собственным уровнем  способностей  и темпом работы не ниже минимальных требований 5) Умение делать сравнения 6) Умение использовать сравнительные таблицы 7) Навыки планирования по достижению собственной цели 8) Навыки самостоятельной работы первоисточником, навыки поиска  дополнительной информации, классифицирования, выделения главного,  усвоение предметной терминологии … 9) Навыки оценивания собственных результатов ­ самоконтроль и самооценка  результатов работы на уроке Самоконтроль собственных результатов работы на  основе развития навыков постановки вопросов. Навыки аргументирования 10) Навыки коррекции результатов и самоопределение домашнего задания 3. Информационная среда, оборудование 1. Таблицы по теме  1) Внешнее и внутреннее строение Позвоночных животных 2) Опорные схемы строения Позвоночных животных 3) Сравнительная таблица строения Позвоночных животных 4) Строение кровеносной системы  Позвоночных животных 3. Дидактический материал – карточки: 1) Сводная таблица «Строение Позвоночных животных» 4.   Ход урока 1. Мотивация учащихся Что делаем: 1) Говорю о том, что сегодня мы обобщаем знания о строение Позвоночных животных –  2) Напоминаю о том, что строение Позвоночных животных изменяется, усложняется. 3) Спрашиваю – какие из этих животных появились раньше? 4) Какие имеют более простое, а какие ­ более сложное строение?­ эволюция 5) Почему? – эволюция 6) Почему животные имеют то или иное строение (связь с средой обитания) 7) Напоминаю критерии оценки устного ответа 2. Целеполагание – см выше 3. Определение структуры урока ­   работа в группах, подготовка ответов, защита своей темы  4. Ход урока с учащимися 1) Определение состава групп учащихся 2) Построение модели работы в группах учащимися 3) Подготовка защиты 4) Защита тем 5) Оценивание   по   критериям   устного  ответа   (критерии   учащимися   освоены   в   ходе ранее проводимых уроков) 6) Тестирование учащихся по вопросам урока 5. Примерное содержание ответов учащихся 1.   Внешнее строение, покровы тела и размножение позвоночных животных Внешнее   строение   позвоночных   животных   соответствует   образу   жизни   и   среде обитания. Их размножение и развитие тоже связано со средой обитания. Рыбы – водные животные. Имеют следующее строение. Форма тела – обтекаемая. Отделы тела – голова туловище и плавники. Плавники – парные: грудные и брюшные, не парные: анальные, спинные и хвостовой.   Кроме   этого,   у   некоторых   рыб   имеются   усы,   например,   у   сома,   которые используются как органы осязания.  Покровы тела рыбы образуют различные виды чешуи и слизь. Размножение рыб происходит тоже в воде. Оплодотворение наружное. Личинки, а затем и мальки развиваются из икры. Земноводные осваивают воздушную среду, поэтому имеют иное строение, чем рыбы. У   них   нет   плавников,   зато   появились   ноги   –   парные   пятипалые   конечности.   На   ногах имеются плавательные перепонки, т.к. значительную часть жизни они всё же проводят в воде. Шеи, практически, нет.  Кожа земноводных влажная, потому, что служит для дыхания. Размножаются земноводные, как и рыбы, в воде. Пресмыкающиеся, в отличие от земноводных, полностью освоили воздушную среду и   не   зависят   от   воды,   вторичноводные   пресмыкающиеся,   крокодилы,   имеют   больше приспособлений к воздушной среде, чем к водой.   Тело пресмыкающихся состоит из головы, туловища, конечностей и хвоста. У них появляется подвижная шея. В отличие от прежних классов, они не зависят от воды, поэтому кожа у них сухая, без желёз, покрыта чещуями, щитками или как у черепах, панцирем. При размножении земноводные не зависят от воды, в том числе, вторичноводные животные   (крокодилы,   водные   черепахи     и   другие),   откладывают   яйца   на   суше.   У некоторых   пресмыкающихся,   например   у   живородящих   ящериц   и   гадюк, яйцеживорождение. Некоторые животные, например крокодилы, заботятся о потомстве.  Птицы   освоили   наземно­воздушую   среду,   к   которой   имеют   различные приспособления. Отделы тела такие же, как и у пресмыкающихся. Но имеются либо крылья, либо ласты (например у пингвинов). Тело обтекаемое. Кожа   тоже   сухая,   имеется   только   1   крупная   копчиковая   железа.   Тело   покрыто перьями. Размножаются птицы яйцами, заботятся о потомстве – строят гнёзда, выкармливают и опекают птенцов.  Млекопитающие – наиболее развитые позвоночные животные. Они имеют различные приспособления   к  разным   средам   обитания.   Среди   них  есть   водные   (дельфины,   киты), полуводные (нерпы, бобры), почвенные (кроты), летающие (летучие мыши), но большинство живет на суше. К каждой среде обитания имеются свои приспособления.  Кожа млекопитающих имеет сальные и потовые железы. Тело покрыто шерстью, волосами или щетиной. Среди млекопитающих есть яйцекладущие (ехидны и утконосы), сумчатые (кенгуру и другие), но большинство млекопитающих – плацентарные животные с внутриутробным развитием.  2. Система опоры и движения позвоночных животных Опорно­двигательная система служит позвоночным животным для движения, опоры в пространстве, для опоры внутренних органов, так же она защищает внутренние органы от повреждений С усложнением животных меняется и строение опорно­двигательной системы. Рыбы живут в воде, поэтому им необходимо только поддерживать внутренние орган и быть на плаву. Для этого у них имеется позвоночник, череп, состоящий из отдельных костей и плавники.  Мышцы хорошо развиты по бокам и у хвостового плавника. Земноводные уже осваивают сушу, поэтому имеют парные конечности и не имеют скелета плавников.  Строение их скелета следующее. Череп цельный, в отличие от рыб, у которых он состоит из отдельных костей. Позвоночник состоит из шейного отдела, в котором только 1 позвонок, грудного, поясничного, крестцового и хвостового отделов.   Пояс передних конечностей: грудина , 2 вороньи кости, 2 ключицы и 2 лопатки  Пояс задних конечностей –тазовые кости и крестцовый отдел позвоночника.  Рёбер нет.  Передняя конечность – плечо, предплечье, кисть.  Задняя конечность – бедро, голень, стопа.  Лучше развиты мышцы конечностей Строение скелета пресмыкающихся похоже на строение скелета земноводных, но у них появляются рёбра, образующие грудную клетку, и подвижная шея, что связано с более активным движением на суше. Строение скелета птиц связано с полётом: 1) кости полые, лёгкие 2) грудная кость вытянута в киль, к которому крепятся большие грудные мышцы, которые несут крылья 3) кости   позвоночника   в   грудном,   поясничном   и   крестцовых   отделах срастаются 4) кости стопы срастаются и образую цевку, благодаря этому их конечности хорошо   амортизирую   при   посадках   и   удерживаю   птицу,   сидящую   на ветках  Млекопитающие очень разнообразны по своему строению. Однако у большинства из них имеются следующие отделы скелета. Череп цельный, позвоночник состоит из шейного отдела,   в   котором   у   всех   млекопитающих   7   позвонков,   из   грудного,   поясничного, крестцового и хвостового отделов.  Грудная клетка – грудной отдел позвоночника, рёбра и грудная кость впереди. Пояс верхних конечностей – кости лопаток и ключицы, пояс задней конечности – тазовые кости и крестцовый отдел позвоночника. Задняя конечность имеет те же отделы, что и у земноводных – бедро голень, стопа. Передняя конечность – плечо, предплечье, кисть. Хорошо развиты мышцы конечностей. 3. Дыхательная  система позвоночных животных  Дыхательная система обеспечивает организм животных кислородом.  У рыб органы дыхания – жабры, которые состоят из жаберных дуг. Жаберные дуги состоят   из     красных   жаберных   лепестков,   пронизанных   капиллярами,   в   которые   и поступает кислород из воды, и белых жаберных тычинок, фильтрующих воду.  Земноводные при переходе на сушу приобрели лёгкие и могут дышать атмосферным воздухом. Но их лёгкие развиты слабо, поэтому они дышать кожей, для этого их кожа влажная. При погружении в воду они полностью способны переходить на кожное дыхание. Пресмыкающиеся   и   Млекопитающие   имеют   хорошо   развитые   лёгкие   и   дышат только атмосферным воздухом. Вторичноводные (морские черепахи, крокодилы, киты и другие) тоже дышат только лёгкими. Строение   дыхательной   системы   птиц   связано   с   полётом.   У   них   кроме   лёгких имеются воздушные мешки, которые расположены за лёгкими. Если птица не летает, она дышит, как и другие животные. А во время полёта у птиц, в отличии от других животных, происходит двойное дыхание: 1) Во время взмаха крыльев свежий воздух поступает не только в лёгкие, но и устремляется   воздушные   мешки.   Воздушные   мешки   являются   резервуаром (накопителем) свежего воздуха. Газообмена здесь нет. 2) При   опускании   крыльев   происходит   одновременно   два   процесса   ­   из   лёгких воздух с углекислым газом удаляется, а на его место поступает свежий воздух из воздушных мешков. Такое дыхание и называется двойным. 4. Нервная система позвоночных животных Нервная система позвоночных животных состоит из центральной нервной системы, к которой относится головной и спинной мозг, а также из нервов и нервных узлов. Головной мозг у всех них состоит из: 1) переднего мозга, к которому относятся большие полушария 2) мозжечка, выполняющего функцию координации движений 3) продолговатого мозга 4) моста 5) среднего и промежуточного мозга. Уровень развития этих частей головного мозга меняется с связи со сложностью поведения животных. Например, у млекопитающих большие полушария занимают большую часть мозга, имеют кору, борозды и извилины, и значение этой части мозга у них очень важное, при повреждении коры животное может погибнуть. В то время как у рыб значение переднего   мозга   не   столь   велико,   даже   при   удалении   больших   полушарий   рыбы продолжают жить и существовать, мало меняя своё поведение. 5. Пищеварительная система позвоночных животных  Пищеварительная система позвоночных во многом сходна, что говорит о единстве происхождения всех позвоночных животных.  У   рыбы   пищеварительная   система   устроена   следующим   образом:   рот,   глотка, пищевод, растяжимый желудок, кишечник, анальное отверстие.   Так же к органам пищеварения относятся железы: печень, которая выделяет желчь, и поджелудочная железа, которая выделяет в пищеварительную систему поджелудочный сок.  У земноводных и пресмыкающихся пищеварительная система устроена почти также, только у земноводных она заканчивается клоакой, как и у птиц. У земноводных нет зубов.  У птиц также имеются некоторые отличия:   Во­первых, у них нет зубов  Во­вторых,     имеется   расширение   пищевода   –   зоб   (для   временного   запасания пищи), а желудок состоит их двух отделов –  мускулистого, в котором пища перетирается, и  железистого, в котором пища смешивается с пищеварительными соками. У млекопитающих пищеварительная система имеет те же отделы, но у травоядных желудок   часто   бывает   многокамерным   в   связи   с   необходимостью   перерабатывать клетчатку, кишечник состоит из нескольких отделов.  6. Выделительная система позвоночных животных  Выделительная   система   очищает   кровь   от   вредных   веществ   и   состоит   у   всех позвоночных   животных   из   двух   почек,   мочеточника   и   мочевого   пузыря   и мочеиспускательного канала. Мочевого пузыря и мочеиспускательного канала нет у птиц.  7. Кровеносная система позвоночных животных  Кровеносная система выполняем несколько функций, она переносит кислород от органов   дыхания   и   удаляет   углекислый   газ   из   клеток   в   органы   дыхания,   переносит питательные вещества от органов пищеварения клеткам, а в обратном направлении уносит продукты распада.   Кровеносная система состоит из сердца и сосудов. Сосуды: артерии – несут кровь от   сердца,   вены   –   несут   кровь   в   сердце,   а   капилляры   осуществляют   обмен   веществ   с клетками. У рыб кровеносная система состоит из 1 круга кровообращения. Кровь от сердца поступает   в   жабры,   там   обогащается   кислородом,   превращается   в   артериальную,   но смешивается с венозной, и смешанная кровь поступает во все органы по спинному сосуду, в обратном направлении по брюшной вене возвращается к сердцу. Сердце рыб двухкамерное, состоит из предсердия и желудочка. У   земноводных   у   других   позвоночных   2   круга   кровообращения.   Сердце   у земноводных и у пресмыкающихся трёхкамерное – левое и правое предсердие и желудочек, а у пресмыкающихся имеется дополнительная перегородка. Хотя у тех и у других во все органы   поступает   смешанная   кровь.   Поэтому   эти   позвоночные,   как   и   рыбы пойкилотермные, т.е. холоднокровные. У птиц и млекопитающих сердце четырёх камерное – левое и правое предсердие и левый и правый желудочки. Они теплокровные. А кровь движется следующим образом. В малом, лёгочном круге венозная кровь из правого желудочка поступает с лёгкие, там   освобождается   от   углекислого   газа,   обогащается   кислородом   и   превращается   в артериальную, затем  возвращается в левое предсердие. В большом круге от левого желудочка артериальная кровь поступает по артериям ко   всем   органам   и   тканям.   Там   она   отдаёт   кислород,   получает   углекислый   газ   и превращается в венозную. Затем по венам возвращается в правое предсердие.    6. Тест к уроку Учитель   называет   для   каждого   ученика   определённый   класс   животных,   либо   класс определяется путём лотереи и т.п. (возможны различные варианты). Возможно решение теста для нескольких классов.  Классы Позвоночных животных Рыбы Земноводные Пресмыкающиеся  Птицы Млекопитающие 2. 3. 4. 5. Выбрать признаки, характерные для позвоночных животных данного класса 1. 5. Для кровеносной системы характерно чешуя, слизь  Покровы тела представлены следующими  признаками 1 шесть, щетина,  иглы 2 3 щитки, чешуи, панцирь 4 кожа влажная 5 потовые и сальные железы 6 копчиковая железа 1 один круг кровообращения 2 два круга кровообращения 3 4 5 сердце ­ двухкамерное сердце ­ трёхкамерное сердце – трёхкамерное с  дополнительной перегородкой сердце ­ четырёхкамерное  6 7 ко всем органам поступает смешанная  2. Органы движения включают 6. Выделительная система 1 пять отделов позвоночника – шейный,  грудной, поясничный, крестцовый,  1 две почки, мочеточники, мочевой  пузырь, мочеиспускательный канал кровь 8 ко всем органам поступает артериальная кровь 2 две почки, мочеточники, клоака 3 две почки, мочеточники, анальное  отверстие хвостовой 2 пять отделов позвоночника – шейный,  грудной, поясничный, крестцовый,  копчиковый 3 крылья 4 киль 5 6 7 пятипалые конечности 8 7 шейных позвонков 1 шейный позвонок грудные, поясничные и крестцовые  отделы позвоночника срастаются 9 пояс передних конечностей ­ плечо,  предплечье, кисть 10 нижняя конечность – бедро, голень стопа 11 нижняя конечность – бедро, голень,  цевка, стопа 12 скелет плавников 3. В состав пищеварительной системы входят: 7. Нервная система и органы чувств 4. Для дыхательной системы характерно 8. Размножение и органы размножения 1 2 головной и спинной мозг, нервы и  нервные узлы хорошо развиты органы чувств – зрение,  слух, обоняние, осязание, вкус 3 из органов чувств лучше развиты зрение  и слух боковая линия служит органом чувств видят только движущиеся предметы 4 5 6 передний мозг развит слабо 7 передний мозг развит хорошо 8 хорошо развит мозжечок у самки – два яичника у самки – один яичник у самца два семенника оплодотворение наружное размножение происходит в воде 1 2 3 4 5 6 даже водные животные размножаются на 7 суше у некоторых видов встречается  яйцеживорождение 1 2 3 1 2 3 4 5 6 7 8 рот, глотка, пищевод, желудок,  кишечник (простой или многокамерный), анальное отверстие   рот, глотка, пищевод (и зоб), желудок  (мускулистый и секреторный),  кишечник, клоака рот, глотка, пищевод, желудок,  кишечник, клоака зубы отсутствуют 4 5 имеются зубы 6 7 печень 8 поджелудочная железа слюнные железы воздухоносные пути – носовая полость,  носоглотка, гортань, трахея, бронхи органы дыхания – кожа, лёгкие органы дыхания – лёгкие органы дыхания – жабры воздушные мешки в воде дышат кожей в полёте двойное дыхание воздушные мешки – резерв свежего  воздуха Ответы (выдаются учащимся при взаимопроверке) Класс Позвоночных Ответы   Рыбы 1 ­ б 2 ­ м 3 – д, ж, з 4 ­ г 7. Земноводные 8. Пресмыкающиеся  9. Птицы 10. Млекопитающие 5 – а, в, ж 6 ­ в 7 – а, г, е 8 – а, в, г, д, (ж) 1 ­ г 2 – е, ж, и, к 3 – в, г, д, ж, з 4 – б, е 5 – б, г, ж 6 ­ б 7 – а, д 8 – а, в, г, д 1 – в, ж 2 – и, к 3 – в, д, ж, з 4 – в, д 5 – б, ж 6 ­ б 7 – а, в, з 8 –а, в, е, ж 1 – е 2 – б, в, г, з, и, (к), л 3 – б, г, ж, з 4 – в, д, ж, з 5 – б, е, з 6 ­ б 7 – а, в, ж, з 8 –б, в, е 1 – а, д 2 – а, д, ж, и, к 3 – а, д, е, ж, з 4 – а, в 5 – б, е, з 6 – а 7 – а, б, ж, з 8 –а, в, е Критерии оценки учитель определяет примерно так:  1) если пунктов в ответе  менее 20 – «5» выставляется при условии – ошибок 0­1, «4» ­  ошибок – 2­3, «3» ­ ошибок – 4­5  2) если пунктов в ответе  более 20 – «5» выставляется при условии – ошибок 0­2, «4» ­  ошибок – 3­4, «3» ­ ошибок – 5­6 (Возможны другие критерии, в зависимости от контингента учащихся)

Обобщающий урок по биологии «Классы позвоночных животных» 7 класс

Обобщающий урок по биологии «Классы позвоночных животных» 7 класс

Обобщающий урок по биологии «Классы позвоночных животных» 7 класс

Обобщающий урок по биологии «Классы позвоночных животных» 7 класс

Обобщающий урок по биологии «Классы позвоночных животных» 7 класс

Обобщающий урок по биологии «Классы позвоночных животных» 7 класс

Обобщающий урок по биологии «Классы позвоночных животных» 7 класс

Обобщающий урок по биологии «Классы позвоночных животных» 7 класс

Обобщающий урок по биологии «Классы позвоночных животных» 7 класс

Обобщающий урок по биологии «Классы позвоночных животных» 7 класс

Обобщающий урок по биологии «Классы позвоночных животных» 7 класс

Обобщающий урок по биологии «Классы позвоночных животных» 7 класс

Обобщающий урок по биологии «Классы позвоночных животных» 7 класс

Обобщающий урок по биологии «Классы позвоночных животных» 7 класс

Обобщающий урок по биологии «Классы позвоночных животных» 7 класс

Обобщающий урок по биологии «Классы позвоночных животных» 7 класс

Обобщающий урок по биологии «Классы позвоночных животных» 7 класс

Обобщающий урок по биологии «Классы позвоночных животных» 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2017