Обобщающий урок по биологии «Пищеварительная система» (8 класс)
Оценка 4.9

Обобщающий урок по биологии «Пищеварительная система» (8 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
05.05.2017
Обобщающий урок по биологии «Пищеварительная система» (8 класс)
Обобщающий урок по биологии «Пищеварительная система» в 8 классе. Систематизировать и обобщить знания учащихся о строении и функциях органов пищеварительной системы, выявить качество усвоения учебного материала. На уроке используются таблицы, иллюстрирующие системы пищеварения, дыхания, кровообращения, содержание витаминов А,В,С,Д в пищевых продуктах, листы самооценки, два варианта самостоятельной работы(приложение).
биология 8 класс пищеварительная система..docx
Тема: Обобщающий урок по теме «Пищеварительная система» Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся о строении и функциях органов пищеварительной системы, выявить качество усвоения учебного материала.  Задачи: закрепить умение учащихся объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на процессы пищеварения. Используя примеры и обсуждение;  Продолжать развивать у учащихся приёмы логического обоснования правил гигиены, самонаблюдения;  Формировать культуру учебного труда и этических норм  межличностного общения, убеждённость в ценности здорового образа жизни; Развивать у учащихся умения познавать мир и самих себя, способности использовать знания и умения в реальной жизни, потребности в творческой самореализации;  Продолжать формирование бережного отношения к своему здоровью. Оборудование: таблицы, иллюстрирующие системы пищеварения, дыхания, кровообращения, содержание витаминов А,В,С,Д в пищевых продуктах, листы самооценки, два варианта самостоятельной работы(приложение). Тип урока: повторение, систематизация и обобщение изученного материала. Ход урока 1.Организационный момент. 1.1 приветствие. На протяжении нескольких уроков мы знакомились со строением и функциями пищеварительной системы. Сегодня мы обобщим полученные знания и совершим с вами «путешествие вместе с любимой пищей» по органам пищеварения, выясним,  Какому изменению подвергаются вещества в процессе пищеварения;  Что должны сделать органы пищеварения, чтобы пища усвоилась;  Будет ли помогать нервная система процессу пищеварения и есть ли помощники у пищеварительных желёз;  Какова роль белков, жиров и углеродов в обмене веществ и энергии. А также побываем на аукционе вредных привычек, поразмышляем, как улучшить собственное здоровье. «Если человек беспорядочен в своём отдыхе, нерегулярен в приёме пищи и неумерен в работе – болезнь убивает его»,-полагал древнекитайский мыслитель Конфуций. Учёные нашего времени установили, что здоровье человека зависит от 4-х главных факторов: 50% - от здорового образа жизни, на 20% - от наследственности, на 20% - от экологической обстановки и на 10% - от здравоохранения. Другими словами, в наших силах удержать 50% собственного здоровья! 1.2. беседа.  Помогают ли знания о процессах пищеварения и обмене веществ сохранению здоровья?  Зачем мы едим? (пища служит строительным материалом и источником  Зачем человеку нужна энергия? В какие виды энергии преобразуется энергии.) энергия пищи?  Знаем ли мы факторы, нарушающие нормальное пищеварение? (отрицательное влияние на процесс пищеварения оказывает алкоголь и никотин. Попав в желудок, они раздражают желудочные железы, усиливая сначала их работу. Однако очень скоро деятельность желудочных желёз нарушается. Уменьшается выделение желудочного сока. У людей, часто выпивающих, аппетит исчезает, затрудняется переваривание и усвоение пищи, развивается заболевание слизистой оболочки желудка, протекающее с болями, - гастрит. Алкоголь нарушает работу и других органов пищеварения, например печени. Так печень под его влиянием разрушается. Развивается заболевание- цирроз.)  Учимся ли мы быть здоровыми? 1.3. интересные факты. За свою жизнь человек в среднем:  Потребляет 22000кг пищи в твёрдом виде и 33000л различных напитков;  Съедает 10 тыс. яиц, 5 тыс. буханок хлеба,100 мешков картофеля, 3 быков и др.(зачитать текст из книги Д. Леони, Р. Берте. Анатомия и физиология человек в цифрах. М.: Издательство «Крон-Пресс».-1998. Стр. 81);  Случайно съедает 70 насекомых;  Съедает около 4 кг губной помады (женщины). 2.обобщение и систематизация знаний. Для активизации ваших познавательных возможностей я проведу блиц- опрос, который поможет настроится на работу. Задание 1. Блиц-опрос Расшифровать тему урока. Я читаю вопросы, а вы записываете в столбик ответы (одним словом; если не знаете, пропускаете строчку). 1. Самая крупная железа нашего организма. 2. Куда попадает пища после желудка? 3. Трубка, ведущая из ротовой полости в желудок. 4. Придаток (отросток) слепой кишки, который может воспалится. ( печень) ( В кишечник) (пищевод) (аппендикс) 5. Процесс перехода питательных веществ из кишечника в кровеносные сосуды. (всасывание) 6. Туда попадает пережёванная и смоченная слюной пища из ротовой 7. Волнообразные сокращения стенок пищевода. полости. (глотка) (перистальтика) 8. Мышечный резервуар для накопления и переваривание пищи. 9. Вещества белкового происхождения, ускоряющие реакции в организме. 10.В двенадцатиперстной кишке полностью перевариваются… (желудок) (ферменты) (жиры) (дентин) 11.Плотное вещество зуба, похожее на кость. Тот, кто ответит на все вопросы, заполняет таблицу. Выбирая в словах – ответах предложенные буквы. Получилось слово. 1 п Беседа. 2 и 3 щ 4 е 1 в 6 а 3 р 2 е 6 н 2 и 2 е o Какой процесс называют пищеварением? (процесс превращения питательных веществ в доступные для организма вещества.) o Сколько и какие этапы выделяют в процессе пищеварения? (два: механической и химической обработки) Процесс пищеварения состоит из следующих этапов:  Механическая обработка пищи в ротовой полости и желудке, её  размельчение и смешивание с пищеварительными соками; Расщепление углеводов, белков и жиров ферментами пищеварительных соков до элементарных органических соединений;  Всасывание этих соединений в кровь и лимфу;  o Что происходит со сложными органическими веществами в процессе Удаление непереваренных остатков из организма. пищеварения? (они расщепляются на более простые, которые в растворённом виде всасываются в кровь, а затем уже организм строит из них своё тело.) o Как устроена пищеварительная система? (она состоит из пищеварительной трубки и ряда крупных желёз.) o Назовите функции пищеварительной системы. (1. Моторная (механическая): измельчение пищи, продвижение пищи по пищеварительному тракту, выделение.2. Секреторная(химическая): выработка ферментов, пищеварительных соков, слюны, желчи. 3. Всасывания: всасывание белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей. Воды.) Задание 2. работа с таблицей «Строение пищеварительной системы». o Назовите и покажите органы пищеварительной системы. Взаимопроверка: учащиеся меняются тетрадями, выставляют друг другу оценки. Строение пищеварительной системы Беседа. Ещё раз проследим за движением пищевого комочка по организму. пищевод) o Что происходит с пищей в ротовой полости? (происходит механическая обработка пищи с помощью зубов и языка и химическая – с помощью слюны.) o Какие железы находятся в ротовой полости, и каковы их функции? (подъязычные, поднижнечелюстные, околоушные) o Куда попадает пища из ротовой полости? (в глотку, потом попадает в o Как происходит процесс глотания пищи? Почему при этом происходит задержка дыхания? (тщательно отработанный пищевой комок, смоченный слюной, движениями языка проталкивается к входу в пищевод, в глотку. В глотке пищеварительный путь перекрещивается с дыхательным путём, в момент глотания происходит поднятие гортани и закрытие входа в неё надгортанником, кроме того, благодаря мягкому нёбу, пища не попадает в дыхательные пути, в результате сокращения мышц глотки пища продвигается в пищевод.) o Что помогает пище расщепляться? (пищеварительные железы, расположенные вне пищеварительного канала, - три пары слюнных желёз, печень, поджелудочная железа) o Что происходит с пищей в желудке? (переваривание под действием желудочного сока) o Протоки, каких желёз открываются в двенадцатиперстную кишку? (протоки печени и поджелудочной железы) o Почему печень называют «диспетчером организма»? (печень выполняет функцию регулировщика. В ней венозная кровь, поступившая из кишечника, снова растекается по капиллярам. Вредные вещества, находящиеся в крови, извлекаются и обезвреживаются.) o Что происходит с пищей в двенадцатиперстной кишке? ( под действием ряда ферментов поджелудочной железы происходит расщепление практически всех питательных органических веществ: крахмала, белков, жиров. Жёлчь печени повышает активность ферментов поджелудочной железы и желёз кишечника, облегчает расщепление жиров. Усиливает движение кишки и способствует выделению сока из поджелудочной железы.) o Какие особенности строения тонкого кишечника могут способствовать улучшению всасывания питательных веществ? (наличие складок в стенках кишечника, ворсинок на внутренней поверхности кишечника) o Что происходит с пищей в толстом кишечнике? ( из неё всасывается вода.) Задание 3. Терминологический диктант 1 вариант  Реабсорбция – процесс вторичного всасывания воды в толстом кишечнике.  Дентин – твёрдое основное вещество зуба, похожее на кость.  Пепсин – фермент желудка, расщепляющий белки до аминокислот. 2 вариант  Трипсин – фермент кишечника, расщепляющий белки до аминокислот.  Пульпа – мягкая часть в центре зуба.  Кариес – болезнь зубов, разрушающая их целостность. Задание 4. Какие утверждения верны? 1. В теле человека вода составляет в среднем 20-25%. 2. В процессе пищеварения выделяют два этапа. 3. Ферменты пищеварительного сока действуют на одно какое-либо вещество. 4. Каждая челюсть имеет 4 резца. 5. В ротовой полости происходит только механическая обработка пищи. 6. Коронка зуба покрыта эмалью. 7. Жиры перевариваются в ротовой полости. 8. Жёлчь содержит вещества, размельчающие капли жира. 9. Слизистая оболочка желудка образует складки. 10.Проток поджелудочной железы впадает в желудок. (правильные утверждения: 2,3,4,6,8,9) Учащиеся меняются тетрадями, выставляют друг другу отметки. Задание 5.Програмированный опрос (дополнительное задание) Даны функции органов пищеварительной системы. Определите, какие органы (перечень дан ниже) выполняют данные функции. 1. Имеет железы, выделяющие слизь для облегчения прохождения пищевого комка. (1. Пищевод) 2. Выделяет секрет, который эмульгирует жиры, то есть делает их пригодными для расщепления. ( 7. Печень) 3. В нём живёт кишечная палочка; этот орган является крупнейшим лимфатическим узлом нашего организма. (12. Аппендикс) 4. Этот орган может выделять ферменты, а может выделять гормон, который регулирует уровень сахара в крови. ( 11. Поджелудочная железа) 5. Здесь перевариваются только белки.(9. Желудок) 6. В этом органе уже ничего не переваривается, лишь выделяется слизь и всасывается вода. (3. Толстая кишка) 7. Данные органы выделяют вещество, переваривающее углеводы, а также содержащее лизоцим. (13. Слюнные железы) 8. Без этих органов пища попадает в пищевод и желудок большими кусками, что затрудняет её переваривание. (4. Зубы) 9. В этом органе происходит окончательное расщепление питательных веществ до более простых. (5. Двенадцатиперстная кишка) 10.Здесь происходит окончательное формирование каловых масс. (10. пищи.(6. Глотка) 13.Здесь происходит переваривание углеводов и механическое измельчение пищи. (2. Ротовая полость) Прямая кишка) 11.Здесь происходит всасывание питательных веществ через ворсинки в кровь и лимфу. (8. Тонкий кишечник) 12.Этот орган соединяется с носовой полостью и служит для прохождения Органы пищеварительной системы 1.Пищевод, 2. Ротовая полость, 3. Толстая кишка, 4. Зубы, 5. Двенадцатиперстная кишка, 6. Глотка, 7. Печень, 8. Тонкий кишечник, 9. Желудок, 10. Прямая кишка, 11. Поджелудочная железа, 12. Аппендикс, 13. Слюнные железы. 7 13 3 12 4 11 10 10 11 8 12 6 2 7 5 9 6 3 8 4 9 5 13 2 Эти правила известны с давних времён, и большинство людей выполняет их, не задумываясь. Давайте подумаем, зачем нужно соблюдать эти правила: заслушав утверждения, обоснуйте их. 1 1 Правила гигиены питания Правила гигиены питания Обоснование правил учащимися 1. Большая часть пищи должна употребляться в варёном или жаренном виде 2. В пищу нужно употреблять сырые овощи и фрукты 1.обработанные продукты легче расщепляются пищеварительными ферментами: варка и жаренье убивают микробы 2.в них содержатся много витаминов и питательных веществ 3. Принимать пищу в определённые часы 4. Вредно съедать в один приём много пищи 5. За обедом важно сначала съедать салат, а затем суп 6. Не следует заставлять есть через силу 7. Хранение продуктов питания без холодильника опасно 8. Вредно во время еды читать и сердиться 9. Важно тщательно, не торопясь, пережёвывать пищу 3.вырабатывается условный рефлекс выделение желудочного сока 4.ведёт к заболеваниям ССС и ожирению 5.активируется работа пищеварительных желёз 6.вырабатывается привычка много есть 7.возможны отравления 8.торможение рефлекторного выделения желудочного сока 9.пережёванная пища лучше подвергается перевариванию; если спешить, можно подавиться Оценивание работы учащихся 3. Закрепление. Проверка и закрепление знаний. Выполнение тестовых заданий самостоятельной работы 4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. 1. Заполнение листов самооценки. Лист самооценки Фамилия, имя____________________________________________________ Поставьте себе оценку за урок: Если Вы уверены, что все вопросы, изученные вами, можете воспроизвести, то поставьте себе «5». Если Вы в целом усвоили материал и можете ответить на вопросы, поставьте себе «4». Я ставлю себе оценку: __________________ 2. Проверка выполнения самостоятельной работы. Вариант 1 Часть А. 1-Б,2-А,3-А,4-В,5-А. Часть В. А-2,Б-3,В-1. Часть С. Желудок. Вариант 2 Часть А. 1-Б,2-В,3-В,4-А,5-Б. Часть В. А-2,Б-1,В-3. Часть С. Поджелудочная железа. Приложение Самостоятельная работа по теме «Пищеварение» Вариант 1 Выбери один правильный ответ. Часть А 1.Пищеварение – это: А измельчение пищевых продуктов в желудке; Б механическая и химическая обработка пищи в желудочно-кишечном тракте; В обработка пищи соком слюнных желёз; Г усвоение питательных веществ. 2.Всасывание воды происходит: А в толстом кишечнике; В в ротовой полости; Б в тонком кишечнике ; Г в желудке. 3. Какой зуб изображен на рисунке и какую функцию он выполняет: А коренной зуб, он служит для разжёвывания и перетирания пищи; Б клык, он служит для откусывания пищи; В резец, он служит для откусывания пищи; Г клык, он служит для разжёвывания пищи. 4.Печень играет большую роль в пищеварении, так как: А содержит много ферментов; В выделяется жёлчь, эмульгирующую жиры ; Б в ней всасываются питательные вещества ; Г расщепляет питательные вещества. 5. Причиной возникновения ботулизма являются: А испорченные (бомбажные) консервы; В употребление в пищу недоброкачественного мяса; Б бактерии, вызывающие инфекционные заболевания; Г гельминты. Часть В Установите последовательность между питательными веществами и продуктами их расщепления: А белки 1)глюкоза Б жиры 2)аминокислоты В углеводы 3)глицерин и жирные кислоты А Б В Часть С Какой орган пищеварения обозначен как №5? Опишите его роль в пищеварении. вариант 2 Часть А Выбери один правильный ответ. 1.Нервная регуляция пищеварения заключается: А в химическом взаимодействии органов и систем через кровь; Б в передаче нервного импульса железам, выделяющим ферменты; В в процессе расщепления веществ под действием ферментов. 2. Соляная кислота входит в состав: А поджелудочного сока; В желудочного сока; Б слюны; Г содержимого толстого кишечника. 3. Какой зуб изображен на рисунке и какую функцию он выполняет: А коренной зуб, он служит для разжёвывания и перетирания пищи; Б клык, он служит для откусывания пищи; В резец, он служит для откусывания пищи; Г клык, он служит для разжёвывания пищи. 4. одна из функций печени: А поддержание постоянства состава глюкозы в крови; В регуляция пищеварения; Б расщепление питательных веществ; Г способствует перевариванию белков. 5. Причиной возникновения дизентерии являются: А испорченные (бомбажные) консервы; В употребление в пищу недоброкачественного мяса; Б бактерии, вызывающие инфекционные заболевания; Г гельминты. Часть В Установите последовательность между питательными веществами и ферментами участвующими в их расщеплении: А белки 1)липаза Б жиры 2)пепсин В углеводы 3)амилаза А Б В Часть С Какой орган пищеварения обозначен как №9? Опишите его роль в пищеварении.

Обобщающий урок по биологии «Пищеварительная система» (8 класс)

Обобщающий урок по биологии «Пищеварительная система» (8 класс)

Обобщающий урок по биологии «Пищеварительная система» (8 класс)

Обобщающий урок по биологии «Пищеварительная система» (8 класс)

Обобщающий урок по биологии «Пищеварительная система» (8 класс)

Обобщающий урок по биологии «Пищеварительная система» (8 класс)

Обобщающий урок по биологии «Пищеварительная система» (8 класс)

Обобщающий урок по биологии «Пищеварительная система» (8 класс)

Обобщающий урок по биологии «Пищеварительная система» (8 класс)

Обобщающий урок по биологии «Пищеварительная система» (8 класс)

Обобщающий урок по биологии «Пищеварительная система» (8 класс)

Обобщающий урок по биологии «Пищеварительная система» (8 класс)

Обобщающий урок по биологии «Пищеварительная система» (8 класс)

Обобщающий урок по биологии «Пищеварительная система» (8 класс)

Обобщающий урок по биологии «Пищеварительная система» (8 класс)

Обобщающий урок по биологии «Пищеварительная система» (8 класс)

Обобщающий урок по биологии «Пищеварительная система» (8 класс)

Обобщающий урок по биологии «Пищеварительная система» (8 класс)

Обобщающий урок по биологии «Пищеварительная система» (8 класс)

Обобщающий урок по биологии «Пищеварительная система» (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2017