Обобщающий урок по литературе на тему "Басни", 6 класс.
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК
– ИГРА «БАСНИ»
Кто не слыхал его живого
слова?
Кто в жизни с ним не встретился
своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все
сильней.
Со школьной парты с ними мы
сживались,
В те дни букварь постигшие
едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М. Исаковский
Цели:
1.обобщить и систематизировать знания
обучающихся о баснях И.А. Крылова,
полученные в начальной школе;
2.углубить знания о жанре басни;
3.стимулировать познавательный
обобщать, систематизировать
информацию;
6.воспитывать доброту, честность,
справедливость.
интерес;
4.формировать умение работать с
информацией, представленной в
электронном варианте;
5.развивать умение классифицировать,
Проверка домашнего задания.
I тур.
II тур.
Блиц – турнир.
1.Из каких двух основных составляющих
состоит басня?
2.Что такое аллегория?
3.Кого считают первым баснописцем?
4.В какой форме писал свои басни Эзоп?
5.Как описывают Эзопа историки?
6.Какой поэт во Франции прославился как
10.Сколько языков знал И.А. Крылов?
11.Кто обучил его языкам?
12.На каком музыкальном инструменте играл
7.Великим русским баснописцем называли…
8.В бедной или богатой семье родился И. А.
9.Каким образом И. А. Крылов получил
баснописец?
Крылов?
образование?
III тур.
Узнай басню по
иллюстрации.
Ворона
Очки
Лебедь
Петух
Мартышка
Муравей
Слон
Щука
Свинья
Альта
Кукушка
Моська
Волк
Виноград
Стрекоза
Лисица
V тур.
Узнай басню по
морали.
«Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок».
Таким же образом, видал я, иногда
(Ворона и Лисица).
Иные господа,
Запутавши дела, их поправляют,
Посмотришь: в Тришкином кафтане
щеголяют.
пп
(Тришкин кафтан)
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, - цены не
зная ей,
Невежда про нее свой толк все к
худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
Когда в товарищах согласья
(Мартышка и очки)
нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело,
только мука.
(Лебедь, Рак и Щука)
Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть
там,
Где стоит только догадаться,
За дело просто взяться.
(Ларчик)
VI тур.
Вставь в басню
недостающие слова.
"Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай".
"Соседушка, я сыт по горло". -
"Нужды нет,
Еще тарелочку; послушай:
Ушица, ей-же-ей, на славу
сварена!"
"Я три тарелки съел". - "И, полно,
что за счеты;
Лишь стало бы охоты,
А то во здравье: ешь до дна!
Что за уха! Да как жирна:
Как будто янтарем подернулась
она.
Потешь же, миленький дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стерляди
кусочек!
Еще хоть ложечку! Да кланяйся,
жена!"
Так потчевал сосед Демьян соседа
Фоку
И не давал ему ни отдыху, ни сроку;
А с Фоки уж давно катился градом
пот.
Однако же еще тарелку он берет:
Сбирается с последней силой
И - очищает всю. "Вот друга я люблю!
-
Вскричал Демьян. - Зато уж чванных
не терплю.
Ну, скушай же еще тарелочку, мой
милой!"
Тут бедный Фока мой
Как ни любил уху, но от беды такой,
Схватя в охапку
Кушак и шапку,
Скорей без памяти домой -
И с той поры к Демьяну ни ногой.
Писатель, счастлив ты, коль дар прямой
имеешь;
Но если помолчать вовремя не умеешь
И ближнего ушей ты не жалеешь,
То ведай, что твои и проза и стихи
Тошнее будут всем Демьяновой ухи,
…..басни И. А.
Крылова . Они учат
нас быть добрыми,
честными,
справедливыми.
Хотя в баснях
действуют
животные, птицы
или предметы, мы
понимаем, что речь
идет о людях.
Автор помогает
нам оценить их
поступки и учиться
на ошибках героев.
Домашнее задание:
Выразительное
чтение басни
«Демьянова уха»