«И свет во тьме светит…» (А. С. Пушкин «Вакхическая
песня и Т. Толстая « Смотри на обороте»).
Учебная задача: постижение идей и метафорических образов поэзии
А. С. Пушкина, получивших новое звучание в современной литературе.
Образовательная цель: восприятие и осмысление учащимися
категории света как составляющей красоты (эстетический и этический
аспекты).
Развивающая цель: развитие навыков ассоциативного мышления,
применение и отработка навыков композиционного и исполнительского
анализа поэтического текста, развитие креативных способностей
учащихся.
Воспитательная цель: позитивное эмоциональное воздействие,
способствующее формированию личностных жизненных ориентиров.
Здоровьесберегающая: обеспечение комфортных условий для
сохранения здоровья учащихся в процессе обучения за счёт создания
благоприятного эмоционального климата на уроке и сочетания разных
форм и видов УД.
Оборудование.
Компьютерная презентация, текст рассказа Т. Толстой «Смотри на
обороте» без финала, текст стихотворения А. С. Пушкина «Вакхическая
песня».
Ход урока.
1. Слово учителя.
- Какие слова в теме урока ключевые? Какое отношение они имеют к
понятию «Красота»?
Сегодня в центре нашего внимания окажутся тексты разного времени,
стихи и проза. Продолжая разговор о красоте, мы остановимся сегодня
на понятиях, без которых невозможно искусство, да и жизнь вообще.
Почему это так, мы, надеюсь, выясним сегодня. А может быть, только
приступим к расшифровке таких простых и важных слов. Начнём же
разговор с игры в ассоциации.
2. Подготовка к восприятию темы.
Итак, распределите данные слова в 2 колонки, исходя из своих
ассоциативных ощущений. Свет
Тьма
Красота, разум, солнце, смерть, обман, жизнь, невежество, знание.
- Поясните свой выбор.
У кого есть возражения? Сомнения?
3. Подготовка к восприятию разговора о стихах Пушкина.
А)- Знание – это всегда свет?
По Пушкину – да.
Приведите примеры, доказывающие энциклопедичность знаний А. С.
Пушкина.
(Не забудьте: книги – вечные спутники поэта. К ним обратился, умирая:
«Прощайте, друзья!»)
Б) А. Пушкина называют «Солнцем нашей поэзии». Почему? Можно ли
сказать, что его творчество пронизано светом, идеей света?
4. Анализ стихотворения А. Пушкина « Вакхическая песня».
А)- Не зная текста, можем ли мы предположить его настроение по
названию?
(Вакх – бог виноградарства, веселья. В сочетании со словом «песня»
получаем – торжественное, радостное прославление – дифирамб)
Б) Чтение стихотворения учителем.
В) Работа в группах.
Ю. М. Лотман выделяет в этом стихотворении 3 части. Ваша задача
найти их, объяснить смысл композиционного соединения частей.
Найдите главное слово-образ в каждой части.
Обратите внимание на предложения-здравицы.
Какая смысловая связь существует между частями текста?
Как меняется интонация стихотворения от начала к концу?
Г) Проверка работы групп. (На экране текст, разделённый на части)
- Итак, что же воспел в этом стихотворении Пушкин?
Прославление солнца как символа всего прекрасного, что есть в
человеке и на земле. Д) Хоровое чтение текста.
(Текст, разделённый на строки, раздаётся учащимся)
1. Что смолкнул веселия глас?
2.Раздайтесь, вакхальны припевы!
3.Да здравствуют нежные девы (Произносит 4 – 5 человек)
4. И юные жёны,
5.Любившие нас!
6. Полнее стакан наливайте!
7. На звонкое дно
8. В густое вино
9. Заветные кольца бросайте!
10.Подымем стаканы,
11. Содвинем их разом!
1 половина класса. Да здравствуют музы!
2 половина класса. Да здравствует разум!
12. Ты, солнце святое, гори!
13. Как эта лампада бледнеет
14.Пред ясным восходом зари,
15.Так ложная мудрость
16. Мерцает и тлеет
17.Пред солнцем бессмертным ума.
Все хором. Да здравствует солнце, да скроется тьма!
5. Переход к разговору о рассказе Т. Толстой «Смотри на обороте».
Конечно, мне хотелось, чтобы вы испытали удовольствие от чтения
прекрасных пушкинских стихов. К сожалению, мы не всегда способны
оценить прекрасное, увидеть свет во тьме.
Древние философы-христиане считали свет началом красоты. И в
самом деле, картины рая озарены светом, над головами святых –
золотые нимбы. Что же писали древние о взаимосвязи красоты и света?
«Сколь дивное разольётся сияние, когда свет вечного солнца озарит
блаженные души… Величайшую радость невозможно сокрыть, ибо она
прорывается то весельем, то ликованием и песнопениями, с которыми
придет Царствие Небесное».
Бонавентура из Баньореджо, XIII век, проповеди.
«Духовная красота проявляется в том, что поведение и поступки
человека обретают соразмерность под воздействием света и разума»
Фома Аквинский, XIII век.
Не об этом ли стихи А. С. Пушкина? Не об этом ли говорится в Библии:
«И свет во тьме светит»? Не это ли мы имеем в виду, говоря кому-то:
«Светишься от счастья»?
Так способны ли мы, живущие в новом тысячелетии, воспринять эти
вечные простые истины и увидеть свет во тьме?
Этот вопрос поставлен в рассказе современной писательницы, к
сожалению, знакомой вам скорее по многочисленным шоу, чем по
книгам, - Т. Толстой. К её рассказу «Смотри на обороте» мы сейчас и
обратимся.
6. Аналитическое чтение рассказа Т. Толстой «Смотри на обороте».
1) Восстановите сюжет рассказа.
2) Дайте характеристику героине.
3) Работа в группах.
1.Ваши варианты финала рассказа.
2. Проверка.
4) Чтение учителем финала рассказа.
5) Беседа по прослушанному тексту.
- Вы удивлены? Как объяснить такую развязку?
- Перечитайте ещё раз слова: «Мы точно знаем, что во тьме ничего нет.
Во тьме ничего быть не может»
С какой пушкинской мыслью перекликаются эти слова? («Так ложная
мудрость мерцает и тлеет…»)
Почему рассказ заканчивается не этим абзацем, а следующим? 6) Просмотр слайдов с изображением мозаик итальянских храмов.
Звучит органная музыка.
7. Итоги урока.
Вы слушали органную музыку И. С. Баха, перед вами открывались
мозаичные картины рая. Что вы почувствовали? Поделитесь своими
ощущениями.
А. С. Пушкин утверждал: «И долго буду тем любезен я народу...» А
зачем надо «чувства добрые пробуждать»?
7. Домашнее задание.
Написать эссе на тему «И сет во тьме светит».
8. Рефлексия (письменно)
1. Доволен ли ты своей работой на уроке?
2. Основное ощущение на уроке (подчеркни):
Радость
Удовольствие
Эмоциональный подъём
Разочарование
Равнодушие
?
3. Чьи ответы на уроке тебе были интересны?
Обобщающий урок по творчеству А.С. Пушкина, 9 класс
Обобщающий урок по творчеству А.С. Пушкина, 9 класс
Обобщающий урок по творчеству А.С. Пушкина, 9 класс
Обобщающий урок по творчеству А.С. Пушкина, 9 класс
Обобщающий урок по творчеству А.С. Пушкина, 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.