Урок русского языка в 3 классе
Тема: «Обобщение и систематизация знаний об имени существительном».
Номинация: «Методическая разработка урока русского языка (начальное общее образование 1-4 классы)»
Автор: Хозбулатова Гульнара Солтанхановна
МКОУ «Терекли-Мектебская СОШ им.А.Ш.Джанибекова»
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Данная методическая разработка урока составлена в соответствии УМК «Школа России». Русский язык как учебный предмет играет значительную роль в подготовке учащихся к активной деятельности в любых сферах жизни. В настоящее время цель образования - развитие функционально грамотной личности .Урок по теме разработан для учащихся 3 кл по русском языку для основной школы.
Цели :
-актуализация знаний учащихся по теме «Имя существительное»;
-формирование финансовой грамотности;
-развитие коммуникативных умений и навыков.
Актуальность: Финансовая грамотность занимает значительное место в структуре функциональной грамотности человека. Задача формирования финансовой грамотности обучающихся определена как из важнейших.
Новизна: уникальность в том, что на уроке-аукционе можно вести одновременно целенаправленную работу по формированию финансовой грамотности.
Для формирования положительной мотивации и развития интереса к уроку подобраны стихи.
Форма проведения урока: групповая, индивидуальная(на этапе актуализации знаний)
Тип урока: Обобщения знаний.
Методы: наглядные, практические
Урок рассчитан на один академический час (45мин)
Оборудование: видео-презентация, карточки с заданиями, деньги.
Тема: «Обобщение и систематизация знаний об имени существительном».
Цель:
Обобщить и систематизировать изученное по теме “Имя существительное”
Задачи:
- Закрепить у учащихся представление об имени существительном как части речи и его грамматических признаках; формировать умение различать существительные среди других частей речи.
-Развивать мышление, память, речь, внимание, пополнять словарный запас учащихся.
-Воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка через использование средств активизации учебного процесса (мультимедиа,, сопровождение)
Тип урока: обобщение изученного материала
Формируемые УУД:
Личностные:
-учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха /неуспеха в учебной деятельности;
Регулятивные:
-волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия;
Познавательные:
-анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности ;
Коммуникативные:
-планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Ход урока
I.Организационный момент
-Я вас приветствую на уроке русского языка, где минута-час бережёт! Сегодня у нас необычный урок, а самой высокой ценой станет время. Перед началом нашей плодотворной работы предлагаю без слов, улыбкой передать своим одноклассникам и одноклассницам «Я готов стать тебе стать другом и помощником!»
- Мы будем на уроке думать?
- Мы будем рассуждать?
- А может, будем спать?
И в облаках летать?
II.Вступительная беседа
-Сегодня на уроке мы отправимся в страну под названием Речь, в гости к одному из её жителей. А к кому ответите мне вы, послушав стихотворение.
IV.Определение темы и цели урока
Всему название даю: и зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным – полно,
А безымянных нету,
Давно живу я в мире этом
Даю названия предметам.
- О какой части речи это стихотворение?(Это стихотворение об имени существительном)
Актуализация знаний (теоретический материал)
Составление кластера.
- На какие вопросы отвечает имя существительное?
- Давайте вспомним, постоянные и непостоянные признаки имен существительных.
( Постоянные признаки – это те признаки, которые не изменяются.)
Вспомните, что к ним относится?
-А теперь что относится к непостоянным признакам?

Имя существительное
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
постоянные
непостоянные
собств одуш род скл падеж число
нариц неодуш
- Дети, мы с вами вспомнили теоретический материал. А сейчас приступаем к практической части, но прежде вашему вниманию хочу предоставить маленький видеоролик. Итак, внимание на экран.
(Ералаш «Аукцион»)-просмотр
- Но, дети, я хочу вас предупредить, что мечтать нужно, но нельзя забывать о том, что для того, чтобы достичь цели, нужно приложить немало усилий.
- Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу.
- А сейчас составим из картинок мнемодорожку и прочитаем пословицы.
Картинки

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
- Кто мне скажет, что такое аукцион?
- Это торги, на которых различные предметы выставляются на продажу. Купить их может тот, кто больше заплатит.
-Сегодня у нас с вами урок-аукцион.
V.Минутка каллиграфии.
- Открыли тетради, записали число, классная работа. Какой же урок русского языка без минутки чистописания?
(анимация с правильным соединением)
Ри-ри-ри – на собеседника смотри!
Зя-зя-зя – перебивать нельзя!
Да-да-да – будь внимателен всегда!
Записываем новые слова:
аукцион, аукционист, лот, деньги, гонг, товар.
- Что объединяет все эти слова? ( Все они - имена существительные.)
- Давайте составим и запишем предложение с одним из слов и обозначим части речи над каждым словом. (Дети записывают и подписывают все части речи)
VI. Повторение и систематизация
- Начинаем наш аукцион знаний.
(Правила работы в группах на экране.)
- На партах у вас лежат конверты с заданиями. По моей команде начинаем выполнять задания. И та команда, которая выполнит правильно и безошибочно, зарабатывает деньги. В конце та команда, которая заработает больше всех, сможет купить товар.
- Каждая команда достает задания из красного конверта. Начинаем выполнять. Гонг!
Задание 1.
Прочитай слова, вставь пропущенные буквы. Подчеркни только имена существительные.
Ч...йник, з…б…жал, кр...чать, к…ртина, кр...сивый, н...ра, д…ж…ливый, скуч…ю, к...рзина, с..скучилась, пр...гулка, мя…кий.
(Цена вопроса 100 рублей)
- Задание 2.
- Берем синий конверт. По моей команде начинаем выполнять. Гонг!
Игра «Четвертый лишний». ( род имён существительных)
Женский род запомню я
И скажу: «Она – моя».
Я запомню род мужской
И опять скажу: «Он – мой».
Средний род: «Оно - моё» –
Это правило - твое!
- Вам нужно зачеркнуть лишнее слово в каждой строчке.
Мышь, морковь, имя, тётя
Пальто, варенье, гнездо, фамилия
Картофель, диван, борщ, печь
Физминутка (Три кота «Деньги)
Задание 3.
Достаем задание и выполняем. Гонг!
- Перед вами текст. Вам нужно вставить в текст имена собственные. (Текст, связанный с республикой)
Дагестан расположен вдоль побережья Каспийского моря. Cтолица республики - город Махачкала. На юге граничит с Азербайджанской Республикой, на юго-западе с Грузией, а также на западе с Чеченской Республикой, на северо-западе со Ставропольским краем и на севере с Республикой Калмыкия.
Задание 4
-В конвертах картинки. Нужно распределить и записать в два столбика. (одушевлённые и неодушевлённые имена существительные).
- Это было последнее задание, посчитайте свои деньги.
- Сегодняшний товар на аукционе знаний переходит к команде …
(буклет со всеми правилами)
- Дети, вы заметили, что все задания были составлены, исходя из постоянных признаков имен существительных.
- А теперь повторим непостоянные признаки имен существительных с помощью программы Пликерс.
Итог урока. Рефлексия.
- Что мы сегодня повторили на уроке?
(вернуться к задачам урока)
Итак, на партах у вас лежат слова, которые необходимы вам для успешного обучения, соберем в багаж знаний .
Домашнее задание (задания на карточках)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.