Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы»
Оценка 4.9

Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы»

Оценка 4.9
docx
12.11.2023
Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы»
Конспект урока химии по теме Неметаллы, 9 класс.docx

 

Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы»

Андриянова О. С., учитель химии МОУ «Каракокшинская СОШ им. С.В.Тартыкова»

Класс:  9

Цель: создание условий для  обобщения, закрепления и коррекции знаний обучающихся об основных свойствах элементов-неметаллов и образуемых ими простых и сложных веществ.

Планируемые результаты:

Личностные

- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;

- проявление творческого отношения к процессу обучения.

Метапредметные:

Познавательные:

- умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

- умение вести наблюдение;

- умение прогнозировать ситуацию.

Регулятивные:

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- умение соотносить учебные действия с эталоном;

- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

- умение формулировать высказывание;

- умение согласовывать позиции и находить общее решение;

- умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.

Предметные:

-умение характеризовать физические и химические свойства неметаллов;

- умение характеризовать аллотропные видоизменения неметаллов;

- умение распознавать вещества;

- умение составлять уравнения реакций, характеризующих свойства неметаллов.

Тип урока: Урок отработки умений и рефлексии.

Технология: деятельностный метод обучения.

Оборудование: компьютер, проектор, инструктивные карточки для обучающихся, периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева, таблица растворимости.

Структура  урока

1.  Самоопределение к деятельности

Обучающиеся  формулируют цели урока. Учитель  корректирует и устанавливает тематические рамки обобщаемого учебного материала: на уроке мы вспомним основные понятия этой темы, а также каждый определит для себя на сколько хорошо он усвоил тему: «Неметаллы»,  выявит свои основные затруднения по данной теме и определит пути их решения.

 Учитель подчеркивает значение неметаллов для современных отраслей промышленности, сельского хозяйства,  повседневной жизни людей.

2.  Актуализация знаний.

Отгадать, что это за вещество:

- Его простое вещество называют всесъедающим.

 Он обладает высокой химической активностью.

Его соединения входят в состав зубных паст.

Он входит в состав фреона.

Его находят в тефлоновых покрытиях.  /Фтор/

 

- Это распространенный неметалл.

Его атомы входят в состав белков.

Простое вещество горит синеватым пламенем.

Используют в производстве резины.

          Используют в производстве спичек.  / Сера/

 

- Простое газообразное вещество оказывает сильное раздражающее действие на слизистую оболочку глаз и дыхательную систему.

Он входит в состав некоторых гербицидов, инсектицидов и пестицидов.

          Простое вещество получают главным образом в результате электролиза солей.

 Войска Антанты и германские войска применяли это вещество в боевых действиях.

Соединения этого элемента используют для дезинфекции воды в плавательных бассейнах.   / Хлор/

Дать характеристику элемента по положению в ПСХЭ(1 вариант-хлор, 2 вариант – фтор, 3 вариант – сера, 4 вариант – азот).

Самопроверка по эталону.

3. Фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Задание. Заполнить таблицу. Сравнение неметаллов серы и фосфора - работают в парах, каждый ученик заполняет по одному столбцу.

Признаки сравнения

Сера

Фосфор

Строение атома. Электронная схема

 

 

Возможные степени окисления

 

 

Аллотропные модификации

 

 

Химическая связь

 

 

Кристаллическая решетка

 

 

Агрегатное состояние

 

 

Формула летучего

водородного соединения

 

 

Формула высшего оксида

 

 

Вывод: в атомах  неметаллов на последнем энергетическом уровне может находиться от ____________ до _______ электронов.  Атомы  неметаллов способны как принимать электроны, проявляя при этом _____________________ свойства, так и отдавать электроны, проявляя ____________________ свойства.

- Самопроверка по готовому образцу, фиксация своих ошибок.

4. Локализация индивидуальных затруднений.

Обучающиеся озвучивают результаты работы, анализируют ошибки, которые допустили.

5. Построение проекта выхода из затруднений.

Фронтальная работа: обучающиеся формулируют индивидуальные цели, как исправить допущенные ошибки, что для этого нужно сделать.

6.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 

Задание: Выполнение  теста, самопроверка.

                     1 вариант

1. В каком ряду представлены простые вещества-неметаллы:

       1) хлор, никель, серебро        3) железо, фосфор, ртуть

       2) фосфор, сера, озон                4) кислород,  азот, кальций

2. На последнем энергетическом уровне у атомов 5 группы главной подгруппы на последнем энергетическом уровне  электронов:

        1) 3                           2) 4                              3) 5                               4) 6

3. У элементов подгруппы кислорода с увеличением порядкового номера уменьшается:

        1) атомный радиус              3) число валентных электронов в атомах

        2) заряд ядра атома              4) окислительная способность

4. Завершенный энергетический уровень у:

       1) фтора     2) углерода        3) кислорода       4) неона

5. В жидком виде находится:

       1) хлор          2) бром          3) водород            4) кислород

6. Аллотропные видоизменения серы:

        1) алмаз и сера

        2) сера кристаллическая и сера пластическая

        3) сера пластическая и кислород

        4) сера кристаллическая и графит

7. В воздухе кислорода находится:

       1) 78%                              3) 2%   

       2) 21%                              4) 16%

8. В атоме фосфора на последнем энергетическом уровне число электронов равно:

       1) 2                                          3) 5

       2) 4                                          4) 6

9. Неметаллические свойства в ряду элементов Si P S Cl слева направо:

        1) не изменяются                  3) ослабевают

        2) усиливаются                     4) изменяются периодически

10. Заряд ядра атома +9 имеют атомы химического  элемента:

1) азота                 2) кислорода         3) кремния              4) фтора

11. Химическая реакция возможна между  веществами, формулы которых:

1) Р2О5  и  HCI                                                    3) SO2 и   N2О5

2)  Cu  и   Н2SO4(разб)                                                        4) СO2   и    NaОН                                       

12. Серная кислота реагирует с веществами:

1) CO и  CO2            2)   KOH и  HCl       3) KOH  и  СаO           4) HCl  и SO3

 

2 вариант

1. О кислороде как о простом веществе говорится в предложении:

       1) растения, животные и человек дышат кислородом

       2) кислород входит в состав воды

       3) оксиды состоят из двух элементов, один из которых - кислород

       4) кислород входит в состав химических соединений, из которых построена живая

         клетка

2. В атоме фосфора общее число электронов и число электронных слоев соответственно

     равны:   

 1) 31 и 4       2) 15 и5       3) 15 и 3      4) 31 и 5

3. Число протонов в атоме азота:

      1) 5           2) 15           3) 14          4) 7

4. Завершенный энергетический уровень у:

       1) фтора     2) аргона        3) кислорода       4) кремния

5. В твердом виде находится:

       1) хлор          2) бром          3) водород            4) углерод

6. Аллотропные видоизменения кислорода:

        1) алмаз и сера

        2) графит и озон

        3) озон и кислород

        4) алмаз и графит

7. В воздухе азота находится:

       1) 78%                              3) 2%  

       2) 21%                              4) 16%

8. В атоме хлора на последнем энергетическом уровне число электронов равно :

       1) 2                                       3) 5

       2) 4                                          4) 6

9. С уменьшением порядкового номера в периодах периодической системы Д.И.Менделеева неметаллические свойства химических элементов:

       1) не изменяются        3) изменяются периодически

       2) усиливаются            4) ослабевают

10. Заряд ядра атома +16 имеют атомы химического  элемента:

1) азота                 2) кислорода         3) серы               4) хлора

11.  Азотная кислота взаимодействует со всеми веществами в ряду:

1) CO и  CO2            2) KOH  и  MgO             3) KOH и  HCl              4) HCl  и SO3

12. Металлические свойства в ряду элементов N O FNe слева направо:

        1) не изменяются                  3) ослабевают

        2) усиливаются                     4) изменяются периодически

 

7. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель читает стихотворение:

Пусть эти превращения

Дадут вам уравнения.

Красный фосфор я сжигаю,

К дымку воду приливаю.

Проверяю лакмусом,

Станет сразу красным он!

Добавим натрия гидроксид —

Цвет фиолетовый в колбе возник.

Потом получаю фосфат серебра,

Цветом - лимонная кожура.

Растворяю осадок желтый

Добавлением кислоты азотной.

Задание: составить генетический ряд неметалла, записать уравнения соответствующих реакций.

Ответ. Генетический ряд фосфора:

Р → Р2О5 → Н3РО4 → Na3PO4 → Ag3PO4 → Н3РО4.

 

8. Рефлексия деятельности (итог урока).

Заполните лист оценивания, отметив знаками «+» и «-» те вопросы, которые рассматривались на данном уроке.

9. Домашнее задание.

1) Повторить тему «Неметаллы».

2) Подготовиться к контрольной работе по теме «Неметаллы».


 

Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы»

Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы»

Неметаллы», выявит свои основные затруднения по данной теме и определит пути их решения

Неметаллы», выявит свои основные затруднения по данной теме и определит пути их решения

Формула летучего водородного соединения

Формула летучего водородного соединения

Неметаллические свойства в ряду элементов

Неметаллические свойства в ряду элементов

CO и CO 2 2) KOH и

CO и CO 2 2) KOH и
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2023