Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы»
Андриянова О. С., учитель химии МОУ «Каракокшинская СОШ им. С.В.Тартыкова»
Класс: 9
Цель: создание условий для обобщения, закрепления и коррекции знаний обучающихся об основных свойствах элементов-неметаллов и образуемых ими простых и сложных веществ.
Планируемые результаты:
Личностные
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;
- проявление творческого отношения к процессу обучения.
Метапредметные:
Познавательные:
- умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;
- умение вести наблюдение;
- умение прогнозировать ситуацию.
Регулятивные:
- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- умение соотносить учебные действия с эталоном;
- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные:
- умение формулировать высказывание;
- умение согласовывать позиции и находить общее решение;
- умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.
Предметные:
-умение характеризовать физические и химические свойства неметаллов;
- умение характеризовать аллотропные видоизменения неметаллов;
- умение распознавать вещества;
- умение составлять уравнения реакций, характеризующих свойства неметаллов.
Тип урока: Урок отработки умений и рефлексии.
Технология: деятельностный метод обучения.
Оборудование: компьютер, проектор, инструктивные карточки для обучающихся, периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева, таблица растворимости.
Структура урока
1. Самоопределение к деятельности.
Обучающиеся формулируют цели урока. Учитель корректирует и устанавливает тематические рамки обобщаемого учебного материала: на уроке мы вспомним основные понятия этой темы, а также каждый определит для себя на сколько хорошо он усвоил тему: «Неметаллы», выявит свои основные затруднения по данной теме и определит пути их решения.
Учитель подчеркивает значение неметаллов для современных отраслей промышленности, сельского хозяйства, повседневной жизни людей.
2. Актуализация знаний.
Отгадать, что это за вещество:
- Его простое вещество называют всесъедающим.
Он обладает высокой химической активностью.
Его соединения входят в состав зубных паст.
Он входит в состав фреона.
Его находят в тефлоновых покрытиях. /Фтор/
- Это распространенный неметалл.
Его атомы входят в состав белков.
Простое вещество горит синеватым пламенем.
Используют в производстве резины.
Используют в производстве спичек. / Сера/
- Простое газообразное вещество оказывает сильное раздражающее действие на слизистую оболочку глаз и дыхательную систему.
Он входит в состав некоторых гербицидов, инсектицидов и пестицидов.
Простое вещество получают главным образом в результате электролиза солей.
Войска Антанты и германские войска применяли это вещество в боевых действиях.
Соединения этого элемента используют для дезинфекции воды в плавательных бассейнах. / Хлор/
Дать характеристику элемента по положению в ПСХЭ – (1 вариант-хлор, 2 вариант – фтор, 3 вариант – сера, 4 вариант – азот).
Самопроверка по эталону.
3. Фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
Задание. Заполнить таблицу. Сравнение неметаллов серы и фосфора - работают в парах, каждый ученик заполняет по одному столбцу.
Признаки сравнения |
Сера |
Фосфор |
Строение атома. Электронная схема |
|
|
Возможные степени окисления |
|
|
Аллотропные модификации |
|
|
Химическая связь |
|
|
Кристаллическая решетка |
|
|
Агрегатное состояние |
|
|
Формула летучего водородного соединения |
|
|
Формула высшего оксида |
|
|
Вывод: в атомах неметаллов на последнем энергетическом уровне может находиться от ____________ до _______ электронов. Атомы неметаллов способны как принимать электроны, проявляя при этом _____________________ свойства, так и отдавать электроны, проявляя ____________________ свойства.
- Самопроверка по готовому образцу, фиксация своих ошибок.
4. Локализация индивидуальных затруднений.
Обучающиеся озвучивают результаты работы, анализируют ошибки, которые допустили.
5. Построение проекта выхода из затруднений.
Фронтальная работа: обучающиеся формулируют индивидуальные цели, как исправить допущенные ошибки, что для этого нужно сделать.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Задание: Выполнение теста, самопроверка.
1 вариант
1. В каком ряду представлены простые вещества-неметаллы:
1) хлор, никель, серебро 3) железо, фосфор, ртуть
2) фосфор, сера, озон 4) кислород, азот, кальций
2. На последнем энергетическом уровне у атомов 5 группы главной подгруппы на последнем энергетическом уровне электронов:
1) 3 2) 4 3) 5 4) 6
3. У элементов подгруппы кислорода с увеличением порядкового номера уменьшается:
1) атомный радиус 3) число валентных электронов в атомах
2) заряд ядра атома 4) окислительная способность
4. Завершенный энергетический уровень у:
1) фтора 2) углерода 3) кислорода 4) неона
5. В жидком виде находится:
1) хлор 2) бром 3) водород 4) кислород
6. Аллотропные видоизменения серы:
1) алмаз и сера
2) сера кристаллическая и сера пластическая
3) сера пластическая и кислород
4) сера кристаллическая и графит
7. В воздухе кислорода находится:
1) 78% 3) 2%
2) 21% 4) 16%
8. В атоме фосфора на последнем энергетическом уровне число электронов равно:
1) 2 3) 5
2) 4 4) 6
9. Неметаллические свойства в ряду элементов Si → P → S → Cl слева направо:
1) не изменяются 3) ослабевают
2) усиливаются 4) изменяются периодически
10. Заряд ядра атома +9 имеют атомы химического элемента:
1) азота 2) кислорода 3) кремния 4) фтора
11. Химическая реакция возможна между веществами, формулы которых:
1) Р2О5 и HCI 3) SO2 и N2О5
2) Cu и Н2SO4(разб) 4) СO2 и NaОН
12. Серная кислота реагирует с веществами:
1) CO и CO2 2) KOH и HCl 3) KOH и СаO 4) HCl и SO3
2 вариант
1. О кислороде как о простом веществе говорится в предложении:
1) растения, животные и человек дышат кислородом
2) кислород входит в состав воды
3) оксиды состоят из двух элементов, один из которых - кислород
4) кислород входит в состав химических соединений, из которых построена живая
клетка
2. В атоме фосфора общее число электронов и число электронных слоев соответственно
равны:
1) 31 и 4 2) 15 и5 3) 15 и 3 4) 31 и 5
3. Число протонов в атоме азота:
1) 5 2) 15 3) 14 4) 7
4. Завершенный энергетический уровень у:
1) фтора 2) аргона 3) кислорода 4) кремния
5. В твердом виде находится:
1) хлор 2) бром 3) водород 4) углерод
6. Аллотропные видоизменения кислорода:
1) алмаз и сера
2) графит и озон
3) озон и кислород
4) алмаз и графит
7. В воздухе азота находится:
1) 78% 3) 2%
2) 21% 4) 16%
8. В атоме хлора на последнем энергетическом уровне число электронов равно :
1) 2 3) 5
2) 4 4) 6
9. С уменьшением порядкового номера в периодах периодической системы Д.И.Менделеева неметаллические свойства химических элементов:
1) не изменяются 3) изменяются периодически
2) усиливаются 4) ослабевают
10. Заряд ядра атома +16 имеют атомы химического элемента:
1) азота 2) кислорода 3) серы 4) хлора
11. Азотная кислота взаимодействует со всеми веществами в ряду:
1) CO и CO2 2) KOH и MgO 3) KOH и HCl 4) HCl и SO3
12. Металлические свойства в ряду элементов N → O → F→Ne слева направо:
1) не изменяются 3) ослабевают
2) усиливаются 4) изменяются периодически
7. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель читает стихотворение:
Пусть эти превращения
Дадут вам уравнения.
Красный фосфор я сжигаю,
К дымку воду приливаю.
Проверяю лакмусом,
Станет сразу красным он!
Добавим натрия гидроксид —
Цвет фиолетовый в колбе возник.
Потом получаю фосфат серебра,
Цветом - лимонная кожура.
Растворяю осадок желтый
Добавлением кислоты азотной.
Задание: составить генетический ряд неметалла, записать уравнения соответствующих реакций.
Ответ. Генетический ряд фосфора:
Р → Р2О5 → Н3РО4 → Na3PO4 → Ag3PO4 → Н3РО4.
8. Рефлексия деятельности (итог урока).
Заполните лист оценивания, отметив знаками «+» и «-» те вопросы, которые рассматривались на данном уроке.
9. Домашнее задание.
1) Повторить тему «Неметаллы».
2) Подготовиться к контрольной работе по теме «Неметаллы».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.